New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
Глава
Глава “Бехукотай”
Место в Торе:
Ваикра, гл.
26, ст. 3 — конец книги Ваикра.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: “Если по Моим законам пойдете …”.
Бе-Хукотай
в переводе с иврита
— по Моим
законам.
Обсуждение главы Бе-Хукотай
18.05.03
По первой же фразе нашей главы — “Если по Моим законам пойдете…” — нетрудно
догадаться, что в ней речь пойдет о неких правилах служения Всевышнему.
Понятно, что основное условие служения — подчиняться законам Всевышнего:
соблюдать все заповеди Торы и постигать ее Мудрость. Однако, как выясняется,
этого недостаточно. Для того, чтобы увидеть картину во всей полноте, мы должны
включить в нашу “формулу” побудительный мотив. Он, оказывается,
принципиально важен.
К примеру, человек говорит себе: “Я буду соблюдать все
мицвот
(заповеди), не стану нарушать запреты Торы, буду постоянно учиться, постигая
Истину, и тогда получу все обещанные за это благословения, не обрушатся
проклятья на мою голову и, в конце концов, я удостоюсь удела в Будущем мире”.
Как будто бы все правильно, да — не совсем. Потому что получается, что человек
готовится к служению Всевышнему из страха перед Ним. На таком уровне пребывают,
как правило, дети (до тех пор, пока их разум не окрепнет и не разовьется) и
необразованные, невежественные взрослые люди. Но Тора учит нас служить Творцу
из любви. Пример такого служения дают нам еврейские пророки.
Размышления на эту тему мы находим во многих еврейских книгах. Процитируем
здесь, что писал по этому поводу Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий
Учитель, Испания – Египет, 12 век): “Тот, кто служит Всевышнему с любовью, будет
познавать Тору, выполнять заповеди и ходить путями мудрых не из надежды получить
какую-нибудь награду за это и не из боязни страданий; он будет стремиться к
Истине, потому что Истина и награда придут к нему как результат. Это — очень
высокий уровень служения и не каждый мудрый человек может достичь его. Это —
уровень нашего праотца Авраама, о котором Всевышний сказал — “Он любил Меня”,
потому что его служение было вызвано только любовью” ( “Законы
тешувы”, гл. 10, ст. 1-2).
Но тут возникает вопрос: если Всевышний не хочет, чтобы мы служили Ему из
страха, зачем же тогда Он говорит в нашей недельной главе о ужасных
последствиях, которые ожидают нас, если мы не будем соблюдать заповеди Торы?
Прочтем этот фрагмент: “И если будете пренебрегать уставами Моими, если от
Моих законов отвернутся души ваши, настолько, что вы не будете выполнять все мои
заповеди, нарушая завет Мой, то и Я поступлю с вами так же; и пошлю на вас
ужас... И обращу лицо Мое к
вам, и будете поражены
врагами вашими...” (гл. 26, ст. 14–17).
Разве не для того сказаны эти слова, чтобы человек, прочитав их, начал
служить Всевышнему из страха?
Однако мы, в первой же фразе утренней молитвы, ежедневно произносим: “Начало
мудрости – благоговение перед Всевышним. Разум добрый у всех исполняющих их
(заповеди) — слава его пребудет вовек” (Танах, Теилим — Псалмы
царя Давида, пс. 111, ст. 10) .
Как же связать приведенную выше цитату из Торы со словами нашей молитвы? Не
противоречит ли одно другому?
Начнем наше исследование с рассказа.
Около пятнадцати лет назад, министром абсорбции в Израиле был человек
соблюдающий заповеди Торы.
В один из шаббатов на дороге произошла авария: автобус, в котором ехала
большая группа учащихся старших классов, столкнулся с поездом. Естественно,
началось расследование причин этого несчастного случая. Министра абсорбции
пригласили на радио и попросили дать интервью. И он сказал, в частности, что
нарушение законов шаббата не проходит безнаказанно и объяснил, что шаббат
защищает человека.
Это выступление наделало столько шума, что под угрозой провала оказалась вся
правящая в то время коалиция...
Но что так возмутило людей? Ведь министр абсорбции всего лишь выразил свои
убеждения. Проблема же состояла в том, что они, эти убеждения, не совпадали с
“жизненной позицией” тех, кто на весь Израиль поднял шум.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
19.05.03
Возьмем похожую, но — более очевидную для большинства людей ситуацию. К
примеру, государственный деятель во всеуслышание объявляет, что дети, не умеющие
плавать, не должны прыгать в море с пирса — туда, где глубоко. Вызвали бы эти
слова возмущение родителей? Нет, скорее всего, ибо все понимают, что тот, кто не
умеет плавать, может утонуть.
У этой проблемы есть и другая сторона.
Если мы попадаем в район взрыва, понятно, что существует большая вероятность
пострадать. Но, допустим, мы говорим о событиях, которые не можем предусмотреть.
Человек, скажем, проспал и опоздал на автобус, а потом оказалось, что именно
этот автобус взорвал террорист. Никому, разумеется, и в голову не придет
предположить, что те, кто ехал в автобусе, пострадали из-за своей
пунктуальности. Трагедии, как их понимает большинство людей, происходят по
воле случая и не могут быть следствием наших решений.
Пойдем дальше и скажем, что многие люди в мире в принципе не принимают идею
заслуженного наказания, если речь идет о нарушениях в сфере морали, даже — об
убийстве. Они расценивают это как месть, что само по себе, на их взгляд —
варварство. А мы живем в цивилизованном обществе ...
Но в действительности никто из нас не знает, какой меры наказания заслуживает
кто-то другой и за что именно. В конце концов, если бы мы росли в преступном
социальном окружении, то, вполне возможно, что и мы вели
бы себя
соответственно, восприняв нормы морали этого окружения. Однако любой человек
готов согласиться с тем, что убийца — социально опасен, и поэтому общество имеет
право посадить его за решетку, чтобы защитить себя от этой опасности. При этом,
мы все равно не хотели бы определять карательные меры как следствие проступков.
В то же время, многие из нас охотно признают, что человек сам несет
ответственность за собственную глупость. Если человек, не умеющий плавать,
прыгает в омут и тонет, люди, как правило, готовы подтвердить, что он сам
виноват в своей гибели. В нас нет особого сочувствия к глупости, но при этом мы
почему-то не хотим признаться себе в том, что аморальные поступки могут быть
достаточной причиной для страданий.
Читая нашу недельной главу мы видим, что у Всевышнего на все это — иная
“точка зрения”. Все Его законы предполагают, что действия человека, в том числе
— и в сфере морали, должны иметь определенные последствия. Если ты подписываешь
договор о соблюдении заповедей, ты должен принять на себя и тот факт, что не
сможешь безнаказанно их нарушать. Неверные, аморальные решения неизбежно
повлекут за собой наказание.
Об этом как будто бы и говорится в нашей главе.
Однако отметим, что такое понимание ее содержания — поверхностно. И если мы
заглянем в ее более глубокие пласты, то обнаружим, что в ее тексте речь идет в
основном о том, что наши представления о “движущих силах”, формирующих
реальность, очень ограничены. И если человек полагает, что некто может совершать
аморальные поступки без тяжелых последствий — это абсолютно равноценно
самонадеянным расчетам, что, не умея плавать, можно спастись, оказавшись в
морской пучине. ..
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
20.05.03
Многие из нас воспринимают происходящее в реальности в искаженной
интерпретации, что объясняется, прежде всего, полным отсутствием или недостатком
веры.
Точно так же, как мы не называем гибель человека, не умеющего плавать —
наказанием, нельзя назвать наказанием и те страдания, которые выпадают на нашу
долю как результат аморальных поступков.
Если человек правильно питается, дает себе сбалансированные физические
нагрузки и пребывает в хорошей физической форме, мы не говорим, что он “получил
здоровье в награду” за правильное поведение. Мы понимаем, что хорошая физическая
форма — естественное следствие рационально организованного образа жизни. И точно
так же материальное благополучие приходит к человеку как результат правильного
поведения.
Реальное послание нашей главы состоит в том, что отношения между человеком и
Творцом — тот “строительный материал”, из которого формируется основа
реальности. В периоды, когда эти отношения выстроены правильно, мир
процветает, в достаточном количестве получая из Высших миров жизненно
необходимую энергию. Когда отношения — неблагоприятны, недостаток Высшей энергии
ведет к уменьшению ресурсов, и человечество вынуждено с удвоенной силой бороться
за “место под солнцем”.
Чтобы понять сущность связи между действиями в сфере морали и их
последствиями, следует помнить, что мы живем в созданном Творцом мире, а
созданный Им мир не был собран из заранее существующих составных частей, потому
что до Акта Творения абсолютно ничего не было.
Материал для создания Вселенной мог быть воспроизведен только из самого
Творца, который по определению нематериален. Таким образом, мы пришли к выводу,
что реальность —
функция Воли Всевышнего.
Тора описывает Акт Творения как несколько речений. Когда Творец “сокроет Свое
Лицо”, Его Творение получает меньше внимания а, значит, оно — теряет силу. Это
не связано ни с наградой, ни с наказанием, это — результат процессов, которые
происходят в созданном и поддерживаемом Волей Всевышнего мире.
Такое объяснение помогает нам понять и другой аспект, рассматриваемый в нашей
главе —так называемые “проклятия”.
Проклятия в этом описании имеют шесть стадий. Каждой стадии предшествует
вступительное предложение, напоминающее нам: если проклятия до этого момента еще
не привлекли должного внимания, страдания увеличатся в следующей стадии — в
надежде на то, что большие бедствия и страдания заставят людей, наконец,
задуматься над своими поступками.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
21.05.03
На первых трех стадиях “проклятий” Всевышний как бы говорит народу: если вы
будете делать так-то и так-то, вам грозят некие беды. Но, начиная с четвертой
стадии появляется концепция, рассматривающая “случайности”. Об этом в нашей
главе говорится, к примеру, так: “И если это (катастрофы) не изменят вас и
случайно (кэри) пойдете против Меня, то и Я пойду против вас случайно (бекэри),
и поражу вас...” (гл. 26, ст. 23)
С этого места и дальше идея “случайности” повторяется. В книге
Дварим
мы находим концепцию “сокрытия лица” Всевышнего: “А Я совершенно сокрою лицо Мое
в тот день за все зло, которое он сделал...” (гл. 31, ст. 18).
Комментируя этот фрагмент Торы, Рамбам писал: “Это позитивная заповедь —
взывать к Творцу и трубить в шофар (см. на сайте
словарь в разделе
“Праздники. Рош а-Шана”) в случае общего бедствия; как написано — “И когда
пойдете на войну в земле вашей против врага, враждующего с вами, то трубите
прерывисто, напомнив о себе
Всевышнему”
(Бамидбар,
гл. 10, ст. 9), то есть при любой беде, будь то голод, эпидемия, саранча и т.п.,
взывай к Всевышнему и труби в шофар. Эта заповедь прямо связана с
понятием раскаяния, ибо, если люди взывают к Всевышнему или трубят в шофар
во время бедствия, то они понимают, что это произошло из-за их проступков... И
это осознание приведет к устранению беды. Если же они не взывают ко Всевышнему и
не трубят в шофар, это означает, что они убеждены, что постигшие их беды
— результат естественных явлений и они подверглись напастям случайно. Эта
позиция равнозначна жестокости, так как вследствие этого люди остаются на
избранных ими неверных путях, и это несомненно приведет к новым бедам, ибо
сказано — “И если этим не исправитесь у Меня и случайно (кэри) пойдете
против Меня, то пойду и Я против вас случайно (бекэри), и поражу вас...”
(Мишне Тора, “Законы поста”, гл. 1, ст. 1–3).
Теперь мы в состоянии понять, почему определенная часть израильской публики
столь резко отреагировала на слова министра абсорбции.
Просто людям удобно считать, что их поведение, пусть даже неправильное, с
точки зрения морали, не влечет за собой никаких последствий, потому что это дает
им возможность жить и действовать в соответствии с собственными, ими же, по
существу, “придуманными” убеждениями. Речь не идет, разумеется о
каком-то
перманентном желании совершать аморальные поступки. Просто они хотят думать, что
обладают свободой в решении различных проблем, что их “добрые” дела — полностью
их заслуга, а с “плохими” они и сами в состоянии разобраться.
Человечество стремится к тому, чтобы постоянно занимать только выигрышные
позиции: их правильные, бескорыстные решения заслуживают награды, а неверные —
не должны иметь последствий.
Но если правильное поведение, с их точки зрения, обязательно имеет
последствия, то и аморальное — тоже. Непонимание этого приводит к глупым
поступкам и, как это было сказано выше, тот, кто страдает от своей собственной
глупости, может обвинять в этом только себя.
Это и есть главный урок недельной главы Бехукотай, и это делает
понятной цитату из Теилим — Псалмов, которая приводилась выше:
“Начало мудрости – благоговение перед Всевышним...” (пс. 111) .
Благоговение перед Всевышним, почитание Его — не вершина возвышенной
духовности, это всего лишь начало мудрости и понимания. Тот, кто не почитает
Всевышнего и верит, что его действия не имеют последствий — наивен и не
понимает, как устроен мир, в котором он живет, не понимает, что это — процесс
перехода от духовной бесчувственности к осознанию законов Творца...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
22.05.03
Какое же место в общей структуре мира отводится награде, наказанию и
духовности?
Попробуем, хотя бы поверхностно, проанализировать “движущие силы”
человеческих устремлений. Понятно, что простое желание избегать глупости не
может стать целью в жизни. Чтобы жизнь имела смысл, она должна фокусироваться на
достижениях.
Человек должен стремиться к добру. Но как? Желание не допустить нарушение
заповедей тоже вряд ли может стать главным в существовании человечества. Ведь это
как будто бы всего лишь — элементарная “мера предосторожности”. Всевышний,
создавая мир, поставил перед человеком более достойную задачу.
Эти размышления приводят нас к осознанию второго аспекта заповедей.
Ивритское слово Тора можно перевести на русский как — “инструкция”,
“наставление”. Маѓараль (раби Иегуда Лива; один из величайших
комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих
книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век) объясняет, что цель Торы —
указывать путь, продвигаясь по которому, мы можем достичь единения с Творцом .
Цель соблюдения заповедей вовсе не в том, чтобы научить нас как справляться с
реальностью. Но — в том, чтобы мы смогли подняться до истинного Союза с Творцом.
А этого можно достичь, только служа Ему с любовью, как это сказано у Рамбама:
“Тот, кто служит Всевышнему с любовью, будет познавать Тору, выполнять заповеди и
ходить путями мудрых не из надежды получить за это награду и не из боязни
страданий; он будет стремиться к Истине, потому что Истина и награда придут к
нему как результат”
(“Законы тешувы”,
гл. 10, ст. 1-2).
Тот, кто служит Всевышнему из страха, не будет нарушать заповедей, но
посвятит свою жизнь стремлению к тем же ценностям, что и его сосед, не
соблюдающий законы Торы. Он тоже будет стремиться к богатству, удовольствиям,
славе и желанию, высокому положению в обществе.
Когда министр абсорбции связал соблюдение шаббата с вероятностью несчастного
случая (что в данном случае было совершенно кстати), он высказал несколько
возвышенно-духовных утверждений, которые могли бы радикально изменить жизнь
многих людей, если бы они это приняли. Осознание необходимости почитать
Всевышнего, чтобы не утонуть в реке или море, не попасть в аварию, невольно
корректирует искаженное представление о реальности, но еще не может изменить
укоренившиеся ценности и представления.
Только тот, кто служит Всевышнему с любовью сделает соблюдение Его
заповедей основой своей жизни. И так ее выстроит, что сможет соблюдать все
большее и большее количество заповедей. Он посвятит свою жизнь изучению Торы и
добрым делам и придет к поиску Истины ради нее самой, сделав это целью своей
жизни. А тот, кто служит из страха, удовольствуется всего лишь тем, что не
попадет в реку, где можно утонуть.
Парадоксально, но чтобы найти ответ на вопросы, касающиеся награды и
наказания, человек должен посвятить себя поиску истины и забыть о награде и
наказании. Главной его целью должно стать приближение к Творцу. А как же
награда? Об этом не стоит беспокоиться — он получит ее “автоматически”...
Итак, наша глава завершает книгу Ваикра, на которой, по сути,
Тора заканчивается. (точнее — та ее часть, которая связана с наставлениями). Ибо
книга Бамидбар содержит считанные заповеди, да и те в основном
служат для описания истории поколения пустыни, а книга Дварим
основана на словах Моше, хотя Всевышний и велел ему вставить эту часть в
содержание Торы.
И в заключение скажу, что прочитав книгу Ваикра, мы сделали
замечательное открытие. Мы определили, что наши взаимоотношения со Всевышним
строятся на любви, почитании и страхе — одновременно. Как это может быть? Ведь
это — непривычно для нас, ибо в общении между людьми страх исключает любовь и
наоборот.
Ответ прост: почитание и страх перед Всевышним относятся к реальности, а
любовь к Нему — это путь к духовному развитию и достижению духовных
высот...
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|