ШЕЛАХ 
"ШЕЛАХ"
ШЕЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ШЕЛАХ"

26.06.2024, 20 Sivan, 5784

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бехукотай»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

 

Обсуждение главы Бехукотай

 

1. Сладок сон труженика 

Нашу недельную главу открывает фраза: «Если по установлениям Моим будете вы поступать» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) задается вопросом: о чем здесь идет речь? Может, об исполнении заповедей? Но об этом сказано в продолжении — «…и заповеди Мои соблюдать и исполнять их» (там же). Значит, точно не о заповедях. О чем же тогда?

О повелении трудиться над изучением Торы, — написано в Мидраше Сифра.

В Танахе (книга Коэлет, гл. 5, ст. 11) о труженике сказано: «Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он».

Человек, который тяжело трудится, устает за день. Он легко и быстро засыпает ночью, и сон его глубок и сладок.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Берахот, гл. 2) раскрывается дополнительный смысл этого высказывания.

Когда умер раби Бон, раби Зейра начал эспед (траурная речь, в которой оплакивается умерший) словами — «сладок сон труженика». И далее рассказал притчу о хозяине и его работниках.

Нанял хозяин много работников и наблюдал за тем, как они трудятся. Через некоторое время он взял одного из них и пошел с ним на прогулку. Так они гуляли и беседовали, пока другие продолжали работать. В конце дня хозяин рассчитался со всеми работниками. И к всеобщему удивлению, тому, кто большую часть времени вместо работы гулял, он заплатил в несколько раз больше, чем остальным. Послышались вопросы и возмущенные выкрики.

— Как же так! — недоумевали работники. — Мы весь день вкалывали, а этот трудился лишь пару часов, но денег загреб, как за целую неделю!

— Он за два часа сделал столько, сколько вам и за неделю не выполнить! — невозмутимо ответил на это хозяин...

Раби Бон ушел в мир иной молодым. Но тех успехов, что он добился в изучении Торы, едва ли кто достигнет и за сто лет упорного труда. Раби Бон использовал отпущенные ему немногие годы с максимальной эффективностью. И можно только догадываться, каких невиданных вершин он достиг бы, если бы жил дольше. Поэтому о нем и сказано: «Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он».

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)

 

 

 

2. Богатому от пресыщения не заснуть

 

В переводе первая фраза недельной главы, завершающей книгу Ваикра звучит так: «Если по установлениям Моим будете вы поступать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) задается вопросом: о чем здесь идет речь? Об исполнении заповедей?

Но об этом сказано в продолжении — «…заповеди Мои соблюдать и исполнять их» (там же). О чем же тогда?

Ответ дает Мидраш Сифра — о повелении трудиться над изучением Торы.

Выходит, изучение Торы — это труд. А о труженике в Танахе (книга Коэлет, гл. 5, ст. 11) говорится: «Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он».

Упорный труд — гарантия здорового и глубокого сна.

В Иерусалимском Талмуде (трактат Берахот, гл. 2) раскрывается дополнительный смысл этого высказывания. Оно относится и к тому, кто в молодые годы был призван покинуть наш мир, но его жизнь, хоть и была коротка, оставила яркий след. И он успел за отпущенное ему непродолжительное время сделать столько, сколько другие не успевают за долгую жизнь.

У фразы о труженике есть и продолжение: «Сладок сон труженика, мало ли, много ли съел он, но богатому пресыщение не дает спать».

Почему же не спится богачу? Казалось бы, у него все есть: люксовые апартаменты, автомобиль премиум класса, брендовая одежда, лучшая еда. Он может себе все позволить и ни в чем не знает недостатка. Отчего же ему не спится?

Может, он переел перед сном, и переполненный живот не дает ему уснуть?

Ну да, у него же стол ломится от деликатесов и изысканных яств. Впрочем, раз объевшись, он может себе позволить на следующий день сесть за ужин пораньше, чтобы не ложится сразу после еды, но прогуляться перед сном по живописным окрестностям.

Выходит, причина бессонницы — вовсе не переедание. Пресыщение вызвано не едой, но — богатством. Оно не дает ему уснуть. Ведь с ростом состояния растут и проблемы. Во что вложить деньги, как уберечься от воров и мошенников — эти вопросы постоянно крутятся в голове и не дают покоя. И не имеет значения, насколько реальны угрозы, или они — мнимые. Сверлят мозг и те и другие — одинаково.

И это еще далеко не все. Богатею приходится опасаться обвала на бирже, инфляции, предательства партнера, плохого настроения банкира... Да существует ли вообще хоть что-то, чего толстосуму не нужно опасаться?!

Так что, если и удается богачу заснуть, приняв снотворное — сон его не будет глубоким, спокойным и сладким.

Многие напасти подстерегают богатого скрягу не только в кровати. Они не отстают от него и среди бела дня.

Жажду денег невозможно утолить. Обладатель сотни мечтает о двух. Мультимиллионер страстно жаждет стать миллиардером. А попавший в «Форбс» — вскарабкаться на следующую строчку. Так что, нет мятежной душе покоя ни ночью, ни днем.

А еще — зависть. Она ест его поедом и не оставляет ни на секунду: «все это ничего не значит для меня, если у соседа есть тоже самое».

Зависть портит кровь и разъедает душу.

Если человек прилагает усилия в неверном направлении — у него нет покоя днем и сна ночью. Поэтому следует внять повелению Всевышнего и поступать по установлениям Его, трудясь над изучением Торы.

 

на основе комментария рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера
(глава знаменитой йешивы города Пресбурга; известен и как
 Ктав Софер 
по названию написанной им книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)

 

 

 

3. То, что не повторял больше месяца нужно репетировать

 

Написано в нашей недельной главе: «Если по установлениям Моим будете вы поступать и заповеди Мои соблюдать и исполнять их…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Быть может, начало фразы относится к исполнению заповедей? Но ведь о заповедях написано дальше — «…и заповеди Мои соблюдать и исполнять их».

Ясно, что в начале фразы речь идет о чем-то другом. О чем же именно?

О повелении трудиться над изучением Торы, — говорится в Мидраше Сифра.

Возникает вопрос: почему Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) предположил, что «поступать по установлениям» может означать выполнение заповедей?

Если переводить этот фрагмент дословно, получится — «если по установлениям Моим пойдете».

Но разве заповеди выполняют на ходу?

Впрочем, если уж на то пошло, их можно выполнять и сидя, например, в синагоге или бейт мидраше (дом, помещение, где изучают Тору). Да и лежа — скажем, в сукке (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот).

Какая разница находится человек в движении или покоится, делает что-то или нет?! Главное — чтобы он выполнял заповеди.

Ходьба — наиболее распространенное и привычное занятие людей. По крайней мере, так было раньше. Человек выходил из дома и шел в магазин или в поликлинику, не задумываясь, или думая о чем-то своем, и не слишком следя за дорогой. Ноги сами несли его.

Все-таки привычки — великая сила. Это нашло свое отражение и в законах Торы и в установлениях Учителей.

Так, Письменная Тора называется Письменной, потому что должна быть записана, и цитировать ее нужно по написанному, а не по памяти. Однако, те фрагменты, что человек произносит по нескольку раз в день, так, что они у него уже от зубов отскакивают — разрешено говорить наизусть.

Это относится, например, к Мизмору Ашрей (Счастливы находящиеся в Храме Твоем), который повторяют каждый день по три раза.

В Письменной Торе важна точность, вплоть до мелочей. И ее не следует произносить по памяти, чтобы нигде не пропустить или не добавить букву, не изменить ударение или интонацию. Ведь даже малейшее искажение влияет на смысл.

Но когда человек после многократных повторений прекрасно знает текст, и обычно контролирует себя, читая по сидуру (еврейскому молитвеннику) — иногда можно произносить это и наизусть.

Исходя из этого принципа, рав Йосеф Каро (великий законоучитель, составитель Шульхан Аруха; Испания – Португалия – Турция – Эрец Исраэль, конец 15-го – начало 16-го вв.) в Шульхан Арухе пишет о том, что нельзя приступать к молитвам Рош hа-Шана и Йом Кипура без предварительной подготовки. Каждый обязан предварительно освежить их в памяти. И в особенности это относится к посланнику общины — тому, кто ведет общественную молитву.

В соответствии с этим, Учителя постановили, что в случае, если человек не произносил какую-либо молитву или благословение более 30-ти дней — он обязан перед произнесением освежить ее в памяти, предварительно отрепетировать и только после этого произносить вслух.

Субботние молитвы не нужно репетировать. Ведь их произносят каждую неделю.

Молитва Рош ходеша (новомесячья) не выходит за рамки 30-дневного цикла, и ее перед произнесением не обязательно освежать в памяти. А вот, Кидуш левана (освящение новой луны) перед прочтением обязательно следует отрепетировать. Потому что у этой молитвы нет постоянного дня в месяце, и интервал между произнесениями может превышать 30 дней.

Тем более — необходимо освежать молитвы праздников, произносимые с интервалом в год.

Впрочем, для Мудреца Торы сделано исключение, и он не обязан репетировать или освежать молитвы, поскольку привычен к ним. Но если он выбран вести молитву, в этом случае он должен готовиться наравне с остальными.

В Торе неспроста написано: «если по установлениям Моим пойдете». Выполнение заповедей должно стать столь же привычным, как ходьба, как поход в магазин или поликлинику.

Как этого добиться?

Упорным трудом, постоянным изучением Торы...

 

на основе комментария Хатам Софер
(раби Моше
 Софер — великий Учитель, вторая половина 18-го века – первая
половина 19-го, Братислава, Словакия)

 

 

 

4. Чему можно научиться у вдовы

 

Написано в нашей недельной главе: «Если по установлениям Моим будете вы поступать и заповеди Мои соблюдать и исполнять их…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Здесь речь идет об изучении Торы, которое ведет к исполнению заповедей.

С заповедями все более-менее понятно: исполнил то, что заповедано Всевышним, или Учителями — обретешь заслуги и получишь соответствующее вознаграждение.

Но как вознаграждается изучение Торы?

Награда за труд над изучением Торы дается не за результат (не за объем приобретенных знаний и усвоенной информации), но — в соответствии с затраченными на это усилиями.

Кто-то учит Тору на одной ноге, параллельно занимаясь делами и решая проблемы. И все — фиксирует, схватывает на лету.

Другому учение дается с большим трудом. Он подолгу корпит над книгой, много раз перечитывает, возвращается и снова повторяет, прилагает такие усилия, что кажется голова вот-вот лопнет, а усваивает с гулькин нос.

Так вот, его награда во много раз больше, чем у того, кому учеба дается легко.

Поэтому и написано: «если по установлениям Моим будете вы поступать», а если переводить дословно, получится — «ходить». Изучение Торы уподобляется ходьбе, причем награда дается не за скорость и не за пройденное расстояние, но — за усилия при каждом шаге.

В Талмуде (трактат Сота, лист 22) говорится, что принцип получения награды можно лучше понять на примере с вдовой.

В синагогу, где был раввином раби Йоханан (величайший Учитель, составитель Иерусалимского Талмуда; Эрец Исраэль 3-й век), регулярно приходила молиться одна вдова. Причем, шла она издалека.

Как-то раби Йоханан спросил ее:

— Разве нет синагоги поближе к твоему дому? Почему ты каждый раз проделываешь весь этот путь? Почему не молишься по месту жительства?

— Мне нравится атмосфера этой синагоги, а то, что она далеко от моего дома, так ведь мне положена награда за каждый шаг. Я получаю пошагово, — ответила женщина.

Кто-то мог бы подумать: но ведь лучше молиться согласно «прописке», что существенно экономит время. И сколько всего полезного можно тогда успеть.

Только оказывается, что самое полезное — это молиться там, куда стремится твоя душа, и куда ноги сами тебя несут. И тогда каждый шаг будет сосчитан и указан в наградной ведомости.

Мы вышли из страны, где труду пели дифирамбы, и раз в год отмечали его день пьянками и бездельем.

Всевышний учит нас по-настоящему, шаг за шагом, ценить труд над Торой, изучение которой ведет к исполнению заповедей.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ШЕЛАХ»

 

Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.

 

Почему она так называется?

В первых двух фразах главы говорится: «И сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».

Отправь (пошли) на иврите — шелах.

 

Обсуждение главы Шелах

 

1. Чему разведчики не научились у Мирьям

 

Всевышний позволяет Моше отправить разведчиков в страну Кенаан. Как сказано: «Пошли от себя людей» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

Только эти разведчики не выполнили данное им поручение. Вместо этого, они описали землю, на которой сынам Израиля предстояло поселиться, в мрачных тонах, и отговаривали их идти дальше.

В Торе говорится об этих событиях сразу же после изложения истории, которая произошла с Мирьям. И это неспроста.

Мирьям была наказана за нелицеприятное высказывание о своем брате Моше, и, как написано в Мидраше Танхума, разведчики были тому свидетелями, но ничему не научились на ее примере.

Возникает вопрос — чему, собственно, разведчики должны были научиться у Мирьям? Она говорила о Моше, и хотя он был скромнейшим человеком в мире, но все же — человеком, наделенным чувствами. Он воспринимал речь, слово оказывало на него воздействие.

Но разведчики говорили о почве, камнях и деревьях, которым нет дела, что там о них говорят, и не различают слов. Так почему разведчики были столь сурово наказаны?

Нужно понять, что прегрешение Мирьям состояло не только и не столько в обиде, нанесенной Моше. Ведь он наверняка все ей сразу же простил.

Всевышний засвидетельствовал о Моше: «Во всем доме Моем самый верный он» (Бамидбар, гл. 12, ст. 7). О духовном уровне, которого достиг Моше, также свидетельствует тот факт, что Творец говорил с ним «лицом к лицу».

Всевышний, как известно, проверяет праведников, не отклоняются ли они от истины, даже «на толщину волоса». И если бы Он нашел в Моше хоть какой-то изъян — не оставил бы Он его доверенным лицом в Своем доме и не даровал бы через него Тору.

Так что, можно быть уверенными, что Моше прошел самую тщательную проверку, и даже намека на прегрешение у него не нашлось.

Выходит, тот, кто говорил против Моше, выступил не только против него одного. Но и бросил тень на Всевышнего, который избрал Моше из всех сынов Израиля.

Поэтому Творец и упрекнул Мирьям и Аарона — «Как вы могли усомниться в Моше, Моем слуге? Ведь, если бы на нем была хоть капля вины, разве Я бы его назвал Своим слугой?».

Теперь, исходя из вышесказанного, рассмотрим прегрешение разведчиков.

Они оговорили Эрец Исраэль, землю, находящуюся под непосредственным постоянным и прямым наблюдением Всевышнего — землю, на которую направлены Его глаза с самого начала года и вплоть до его окончания.

Получается, что оговорив землю Израиля, разведчики, точно так же оговорили и Творца, который избрал эту землю и наделил ее особым статусом.

Становится ясной причина Гнева Всевышнего на разведчиков. Они ничему не научились у Мирьям.

 

на основе комментария рава Йосефа Закая

(Израиль, наше время)

 

 

2. Настоящую любовь не выставляют напоказ

 

В нашей недельной главе говорится о разведчиках, которые должны были выяснить подходы к стране Кенаан (будущему Израилю), слабые места в обороне — словом, посодействовать в составлении плана освоения. И мы читаем: «Пошли от себя людей, чтобы осмотреть землю Кенаан, которую Я даю сынам Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

Вернувшись из похода, разведчики, неожиданно начали очернять даруемую Всевышним страну, и отговаривать евреев от ее освоения (так начала формироваться левая элита).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание, что описание этих событий в Торе следует сразу же после изложения того, что произошло с Мирьям. Он объясняет, что Мирьям была наказана за злословие, изреченное ею против брата своего, Моше. Разведчики, как сказано в Мидраше Танхума, это видели, но ничему не научились на ее примере.

Слово «видели» здесь, казалось бы, лишнее. Ведь можно было прекрасно обойтись и без него, написав только — «и разведчики ничему не научились на ее примере».

Так зачем Раши понадобилось уточнять, что разведчики именно видели произошедшее с Мирьям?

Напомню, что Мирьям была наказана болезнью духовного происхождения (цараат), которая, как известно, появлялась у того, кто нарушал запрет на лашон hа-ра, то есть — злословил.

Впрочем, можно предположить, что болезнь цараат была испытанием. Ведь говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 5), что Всевышний может посылать испытания тем, кого любит — чтобы за их преодоление достойно наградить.

Так может, Мирьям была поражена духовной болезнью, чтобы увеличить ее заслуги (когда она с честью примет испытание и выстоит)?

Но там же в Талмуде, в дальнейшем обсуждении темы испытаний, приведено заключение раби Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век), который говорит, такая беда, как цараат — не может выступать в качестве испытания, посланного Всевышним из любви, но только — в виде наказания.

Значит, Мирьям точно была наказана, и разведчики должны были учиться на ее примере, но не сделали этого.

Впрочем, потом в трактате Берахот, высказывание раби Йоханана уточняется. Оказывается, и цараат все же может быть ниспослана в качестве испытания.

Но как распознать?

Все зависит от того, на каком месте обнаружились покраснения и прочие физические признаки этого духовного заболевания.

Если они появились на тех местах, которые обычно скрыты одеждой — вполне возможно, что это — испытание, испытание из любви. Но если на открытом месте —  это точно наказание за прегрешение.

Отсюда следует важный вывод: настоящую любовь не выставляют напоказ, на всеобщее обозрение. Иначе она может стать наказанием.

Значит, чтобы выяснить, какого рода цараат была у Мирьям — нужно лишь определить, где именно у нее появились признаки этой болезни.

Раши пишет, что разведчики их видели. То есть, они были открыта. Тогда это было — точно наказание.

Теперь мы можем убедиться, насколько выверены и точны слова Раши.

Разведчики видели, что Мирьям поражена духовной болезнью, видели, что она наказана за злословие. Видели, но урок не извлекли. Поэтому были наказаны намного строже...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

3. Паникеров наказывали во все времена

 

Всевышний говорит Моше: «Пошли от себя людей, чтобы осмотреть землю Кенаан, которую Я даю сынам Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

А вот завязка этой истории.

Сыны Израиля пришли к Моше и попросили: «Пошлем людей перед собой». Как написано: «Но подошли ко мне все вы и сказали: Отправим людей вперед, чтобы разведали они нам страну» (Дварим, гл. 1, ст. 22).

Моше передал эту просьбу Всевышнему. И Тот ответил: «Ведь Я уже говорил им, что та земля прекрасна, как написано: Выведу вас из египетской нищеты... в страну текущую молоком и медом» (Шемот, гл. 3, ст. 17). А затем сказал: «Пошли от себя людей», то есть — на твое усмотрение. Я не вел, но если хочешь — отправь их. И у вас будет возможность впасть из-за них в заблуждение. И все те, кто поддадутся — не овладеют землей.

Самому Моше, кстати сказать, идея отправить разведчиков пришлась по душе. Как сказано: «И понравилось мне это слово, и взял я из вас двенадцать человек...» (Дварим, гл. 1, ст. 23). И он просит разведчиков выяснить, «хороша ли земля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 19). Несмотря на то, что Сам Всевышний уже сказал ему, что она прекрасна и просторна.

Моше велит разведчикам выяснить и другие детали, важные для предстоящей военной операции. И здесь мы читаем: «И осмотрите землю, какова она, и народ, что живет на ней — силен он или слаб, мал или велик» (там же, ст. 18). И еще он велел им разведать, укреплены ли города (там же, ст. 19).

Вернувшись, они сообщили: «Народ, который живет в этой стране, могуч, а города — неприступные крепости» (Бамидбар, гл. 13, ст. 28).

Так в чем их вина? Ведь и Моше говорил то же самое: «Слушай Израиль! Ты переходишь сегодня Иордан, чтобы изгнать народы, которые многочисленнее и сильнее тебя, города  большие и укрепленные до небес, народ великий и рослый» (Дварим, гл. 9, ст. 1-2).

Сыны Израиля, подобно всем, кто вступает в войну на неизвестной земле — хотели направить перед собой разведчиков, чтобы те выведали дороги и подступы к городам, а по возвращении пошли бы впереди войска, указывая дорогу.

Разведчики должны были подсказать, в какой город следует вступить сначала и с какой стороны удобнее входить в эту страну.

Моше так и поступил во время войны против эморейцев на восточном берегу Иордана. Моше понравилось желание народа, ведь в Торе не заповедано полагаться во всех делах на чудо.

И вот, Моше спросил у Творца, и Тот дал ему разрешение, сказав: «Пошли от себя людей, чтобы осмотреть землю Кенаан, которую Я даю сынам Израиля» — пусть они разузнают об этой земле и расскажут вам, и вы будете с ними советоваться при освоении земли.

И тогда Моше сказал разведчикам: «Идите с юга» (Бамидбар, гл. 13, ст. 17). Чтобы они прежде разведали, насколько силен народ, живущий на юге Кенаана — ведь именно там, с южной стороны, расположились станом сыны Израиля. Предстояло выяснить, как укреплены города на юге, станут ли они легкой добычей, или же лучше зайти с другой стороны.

Очевидно, это и имел в виду Моше, ставя цель — выяснить, хороша ли там земля.

Кроме того, сам Моше точно зная (со слов Всевышнего), что эта земля весьма хороша и плодородна, хотел, чтобы разведчики лично убедились в ее достоинствах и рассказали о них народу. И тогда сыны Израиля получили бы дополнительные силы, приобрели бы уверенность, утвердились бы в своем намерении реализовать возложенную на них задачу. И вступили бы в страну с радостью.

Таким образом, отправляя разведчиков, Моше лишь хотел с их помощью составить план кампании, определить направление главного удара, и еще — поднять мотивацию в народе.

Разведчики же стали разжигать панику и страх. А паникеров во все времена — карали смертью.

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

 

 

4. Не отдаляйся от учителя, если не хочешь упасть

 

Моше отдает распоряжение разведчикам приступить к выполнению своей миссии. Об этом читаем: «И отправил Моше их из пустыни Паран по велению Всевышнего — все они главы сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что разведчики, хоть в конечном итоге и совершили преступление против Всевышнего и народа Израиля, но на момент своего назначения, они были весьма достойными людьми.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 16) говорится, что Моше вопрошал Творца о каждом из разведчиков, и Тот подтвердил их пригодность для выполнения возложенных на них задач.

Возникает вопрос: как такое могло произойти, что достойные люди, каждый из которых прошел проверку Моше и Всевышнего, вдруг с таким треском провалились? Что могло на них так серьезно повлиять?

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 111) приведено интересное высказывание раби Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) о том, что каждый, кто проходит по Эрец Исраэль расстояние в четыре локтя (примерно два метра) удостаивается удела в Будущем мире.

Отсюда мы видим, как велики значимость и важность пространства в четыре локтя на поверхности Земли Израиля. И неплохо было бы понять, в чем конкретно заключаются эта значимость и важность?

В другом месте в Талмуде (трактат Шаббат, лист 96) сказано, что четыре локтя пространства вокруг человека образуют его личное владение. Поэтому, даже общаясь с другим человеком, следует выдерживать дистанцию. Ведь, слишком приблизившись, мы вторгаемся в его личное пространство.

И еще сказано, что считается, что ничейная вещь, находящаяся в радиусе четырех локтей от человека — попадает в его владение и становится его собственностью (трактат Бава Мециа, лист 10).

Выходит, куда бы ни шел человек — четыре локтя его личного пространства повсюду следуют за ним. Ему нужно только об этом постоянно помнить.

Теперь мы понимаем, какому важному правилу научил нас раби Йоханан.

Человек может идти по центральной улице, полной разных увеселительных заведений, которые, безусловно, оказывают пагубное влияние на его душу, или оказаться посреди шумного рынка, наполненного всевозможными соблазнами. И очень важно, чтобы он не впускал тлетворное влияние внутрь своего пространства.

Где бы в пределах Израиля человек ни находился — он должен держать свое личное пространство закрытым от внешнего воздействия. И тогда он удостоится Будущего мира.

Каким бы праведником человек ни был, если он покидает свое личное пространство и попадает под влияние улицы — он утрачивает все свои заслуги заработанные ранее.

Это как раз и произошло с разведчиками.

Бывает, что человек удостаивается прилепиться к мудрецу и наставнику. И пока он внимает его Торе, он духовно растет и продвигается от ступени к ступени. Но стоит их душевной связи прерваться — ученик становится абсолютно беспомощным. Если он не активизирует собственные силы — то летит вниз со всех ступеней.

Это и случилось с разведчиками.

Пока Моше и Аарон были рядом, обучали и наставляли их — те были достойными людьми, и даже весьма продвинулись по иерархической лестнице в своих общинах. Но оставшись без учителей, даже на короткий срок — очень быстро слетели с катушек и лишились всего, даже жизни.

 

на основе комментария рава Йехезкеля Абрамски

(автор книги «Хазон Йехезкель», Англия, 1886-1976 гг.)

 

 

5. Помнить, кто тебя отправил сюда

 

Разведчики отправляются в путь. И об этом в нашей недельной главе написано: «И отправил Моше их из пустыни Паран по велению Всевышнего — все они главы сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 3).

Известно существующее в нашей традиции правило: посланник — все равно, что пославший его.

И это не просто красивое высказывание. И затрагивает оно не только галахические аспекты. Посланник действительно получает силы посылающего его. Благодаря этим силам, благодаря обладанию ими, он становится похожим на него.

Понятно, что речь здесь идет не о внешнем сходстве.

Наверняка, трагический итог миссии разведчиков был связан также и с тем, кто их послал выполнить эту миссию.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что разведчики были отправлены с разрешения Всевышнего, но не по его повелению. Значит, посланниками Всевышнего они не были.

В Талмуде (трактат Сота, лист 34) и в Мидраше Танхума говорится, что сыны Израиля пришли к Моше и предложили: «Давайте пошлем людей перед нами!». Как сказано: «И приблизились ко мне все вы….» (Дварим, гл. 1, ст. 22).

Моше обратился за советом к Творцу, и Он сказал: «Я ведь говорил им, что это земля добрая, говорил — «Выведу вас из-под гнета египетского... на землю, текущую молоком и медом» (Шемот, гл. 3, ст. 17). Их жизнью клянусь, что дам им возможность впасть в заблуждение из-за этих разведчиков».

Выходит, что отправка разведчиков была связана с недовольством Всевышнего. И хотя Он в конечном итоге разрешил послать их. Но мы видим, что эта история уже с самого начала приняла нехороший оборот. И Моше почувствовал это. Он все понял уже тогда, когда евреи лишь подступили к нему с идеей послать разведчиков. Они еще и рта не раскрыли, а Моше уже знал, что добром это не кончится.

Когда евреи получали Тору на горе Синай, к Моше тоже пришла делегация. Как написано: «И было, когда вы услышали голос из мрака, а гора пылала огнем, то подошли вы ко мне, все главы колен ваших и старейшины ваши» (Дварим, гл. 5, ст. 20).

Обратите внимание — здесь соблюдены порядок и субординация: молодежь доверилась старейшинам, делегировав их, а те оказали уважение главам колен, пропустив их вперед себя.

Собрание, на котором было предложено отправить разведчиков, проходило иначе. Об этом читаем: «И приблизились ко мне все вы». Приблизились, как пишет Раши — толпой: младшие теснят старших, а старейшины теснят глав.

Моше увидел, что уже с самого начала все идет не так. А это — дурной знак для всего предприятия. Даже если с внешней стороны это еще не выглядело нарушением, во внутренней сущности, в вере народа Израиля в Творца, уже просматривался изъян — люди не в достаточной степени полагались на Него, на то, что Он сказал им.

Теперь посмотрите, как все красиво складывается. Когда Моше отбирал кандидатов в разведчики, он дал поручение весьма достойным представителям общины. Проблемы начались потом, когда разведчики отправились в путь, то есть приступили к осуществлению своей миссии.

В тот момент они стали посланниками и получили духовные силы тех, кто их отправил. А отправили их люди с изъяном в эмуне (вере в Творца). Этот изъян и привел, в конечном итоге, к всеобщему плачу и бедам девятого ава (девятого ава разведчикам и поколению пустыни был вынесен суровый приговор — с тех пор самые страшные беды и трагедии еврейского народа, такие, как разрушение Храма, постигают евреев именно девятого ава).

Из этого всего проистекает очень важный вывод, который касается каждого. Человек отправляется в этот мир, как посланник Всевышнего. Он отправляется сюда не просто так — ему предстоит выполнить серьезные задачи. Для этого он получает огромные силы — силы того, кто его послал. То есть — непосредственно Самого Творца мира.

Но многие, к сожалению, забывают об этом. И вместо добрых дел, направляют, ниспосланные им силы на стяжание славы, почестей и богатства.

И если они не действуют во имя Всевышнего — перестают быть Его посланниками. А значит — теряют полученные силы или растрачивают их впустую.

 

на основе комментария рава Ицхака-Дова Копельмана,

(глава йешивы в Люцерне, Беларусь, Швейцария, 1906-2011 гг.)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Почему так много субботних запретов?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля