New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “БЕ-hАР”
Место в Торе: Ваикра,
гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…».
Бе-hар в переводе с иврита — на горе.
Обсуждение главы «БЕ-hАР»
14.05.06
В начале нашей недельной главы Тора дает нам «сельскохозяйственные» заповеди.
И здесь, в частности, сказано: «…когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда
земля должна покоиться в Субботу Всевышнего. Шесть лет засевай поле твое и шесть
лет обрезай виноградник и собирай плоды ее (земли). А на седьмой год — суббота
покоя да будет для земли, Суббота Всевышнего. Поле твое не засевай и виноградник
твой не обрезай» (Ваикра, гл. 25, ст. 1-4).
Как видим, речь в этом фрагменте идет о законах шмиты (седьмого,
субботнего года, когда земля должна отдыхать), законах отношения к земле. И не
просто к какому-либо земельному участку, но — к земле, «которую Я даю вам», то
есть — к земельным наделам в Эрец Исраэль.
И тут мы вновь сталкиваемся с проблемой особого «статуса» Земли Израиля (см.
на сайте
обзор недельной главы Ахарей Мот, шестой годовой
цикл обсуждения), которая, как следует из текста Торы, отличается от земель в
любой другой географической точке.
Земля Израиля, в отличие от других земель, — пишет Абарбанель (раби
Дон Абарбанель, великий раввин и государственный деятель, предводитель
испанского еврейства, вторая половина 15-го века), комментируя недельную главу
Бе-hар, — обладает способностью впитывать особый Свет и
духовность, которые исходят от Творца мира. Поэтому и законы управления ею и
ее использования коренным образом отличаются от законов использования всех
остальных земель. Ибо везде в других местах земли остаются для этого Света и
духовности — непроницаемыми. Поэтому-то Эрец Исраэль и «освящена»
заповедями.
Из этого высказывания раби Абарбанеля Учителя последующих поколений делают
важный, принципиальный для нас вывод: заповеди Торы могут относиться лишь к
тому, что воспринимает тонкий духовный Свет. И чем сильнее, чем ярче проявляется
эта способность у того или иного «объекта», тем больше заповедей связано с ним.
Эта идея прочитывается и в самом слове «заповедь», на иврите — мицва.
Слово это образовано от того же корня, что и слово — цивта, что в
переводе означает — «связь». То есть «связь» (духовная, связь с Небом) по
определению устанавливается лишь с такими «объектами», которые в состоянии
воспринимать духовность и Свет Всевышнего.
Рав Ицхак Розенталь (Иерусалим, 20-й век), анализируя приведенный выше
отрывок из Торы, обращает внимание на то, что вначале в нем написано — «…земля
должна покоиться в Субботу Всевышнего (то есть — в седьмой год)», и лишь потом —
«Шесть лет засевай поле твое… А на седьмой год — суббота покоя…». Зачем,
казалось бы, понадобилось предварять содержание указания фразой, которая затем
повторяется?
Тщательно исследуя данный «повтор», он приходит к выводу, что сделано это для
того, чтобы подчеркнуть особенность Эрец Исраэль, ее принципиальное
отличие от других земель.
За пределами Эрец Исраэль, — отмечает он, — все буднично, обыденно. Ни
одно место на планете, кроме Земли Израиля, само по себе, не принимает, не
аккумулирует в себе высшую духовность. Определенную концентрацию духовности
любая другая земля может получить от человека, обрабатывающего ее, живущего на
ней — если он выполняет заповеди.
Совершенно иная ситуация — с Эрец Исраэль. Здесь сама земля пропитана
духовностью довольно высокой концентрации. И человек, завладевая ею, получая ее
в надел, обязан выполнять заповеди, которые даются ему в виде особого «механизма
общения» с этой землей.
И это означает, что с того момента, когда евреи под предводительством
Иегошуа бин Нуна (ученик и последователь Моше Рабейну, возглавивший народ
Израиля после него; книга Танаха Иегошуа — запись открытых ему
пророчеств) ступили на Землю Израиля, на них тут же легла обязанность выполнять
особые, регулирующие ее использование законы, в том числе — закон шмиты.
Поэтому и записано, прежде всего, сынам Израиля — предупреждение: «…когда
придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в Субботу
Всевышнего». Ибо сразу же, войдя в Страну, им надо было вести специальные
расчеты…
15.05.06
Далее в нашей недельной главе читаем: «И да будет суббота земли вам в пищу,
тебе и рабу твоему… И скоту твоему и зверям, которые на земле твоей. Да будет
весь урожай ее — в пищу» (Ваикра, гл. 25, ст. 6-7).
Исследуя данный отрывок, Учителя выделяют, в частности, и такой момент: Тора,
говоря о питании, сначала упоминает человека, а потом — животных. Тот же порядок
упоминания, — подчеркивают они, — находим в Торе еще один раз, в книге
Берешит, в недельной главе Ноах. Об этом там сказано: «Ты
же возьми себе всякой пищи… и будет тебе и им (животным) для еды» (Берешит,
гл. 6, ст. 21).
И только в одном из фрагментов о питании животных написано прежде, чем о
питании человека (недельная глава Экев) — «И дам Я траву на поле
твоем для скота твоего, а ты будешь есть и насыщаться…» (Дварим,
гл. 11, ст. 15).
Выражение «есть и насыщаться» в конце этой фразы, — отмечает Талмуд, — дает
нам намек на то, что, «насытившись», человек должен поблагодарить Творца за
пищу, которую Он посылает людям, то есть — произнести установленный текст
специального благословения, которое называется Биркат а-мазон (см.
на сайте
обзор первой части
листа 40
трактата Берахот).
Из того, что в отрывке (см. выше) говорится сначала о пище для животных, и
лишь потом — для человека, наши Учителя выводят правило: «Не садись за стол,
если скот твой и все животные, которые живут при доме твоем, еще не накормлены.
Прежде — дай еду им».
Но тогда возникает вопрос: почему же в нашей недельной главе и в недельной
главе Ноах сначала говорится о еде человека?
Дело тут не в очередности питания человека и животного, но — в «уровне» еды,
— разъясняет рав Мордехай-Иегуда-Лейб Закс (раввин иерусалимского
квартили Зихрон Моше, глава йешивы «Бейт Звуль»), открывая в своем исследовании
приведенных здесь текстов еще одну грань Истины.
Когда речь идет, к примеру, об утолении жажды, — говорит он, — Тора
наставляет, что сначала следует напиться человеку, напоить домочадцев и
всех людей, что сопровождают его, а уж потом — дать воду животным. Пример такого
поведения дается в описании встречи Ривки со слугой Авраама, Элиэзером. «Пей, —
сказала она путнику (Элиэзеру), протягивая ему кувшин с водой, — и верблюдов
твоих тоже напою» (Берешит, гл. 24, ст. 46).
Чем же принципиально (в смысле очередности) еда отличается от питья? —
продолжает рав Мордехай-Иегуда-Лейб. — И мы, вероятно, не ошибемся, если
скажем, что из этого примера нам надо сделать вывод, что человек сначала утоляет
голод сам, и только потом — дает еду своему скоту. Ведь человек — «венец
Творения». Так почему же все-таки Учителя рекомендуют прежде покормить животных?
И тут обратим внимание на один, казалось бы, «незначительный нюанс»: жажду и
люди и животные утоляют — водой. В этом между ними нет различия. А вот в еде…
Человек употребляет в пищу деликатесы, по специальным рецептам осуществляет
обработку пищевых продуктов и т.п. Пища животного, в отличие от человеческой —
проста. Оно ест траву.
В главе Ноах описываются события того периода, когда человечество еще не было
наделено правом есть мясо. Это право оно получило после Потопа (см. на сайте
Введение
в трактат Талмуда Хуллин). И тогда получается, что в те времена и
в пище человек (питавшийся продуктами растительного происхождения) и животное
были — «равными». А это означает, что в еде, как и в утолении жажды, человек
имел преимущество перед животным (ел первым). Поэтому в недельной главе
Ноах и установлен такой порядок.
Но почему же тот же порядок приема пищи (сначала — человек, потом —
принадлежащие ему животные) устанавливается и в нашей недельной главе? Ведь речь
здесь идет о времени, когда евреи должны были войти в Эрец Исраэль, когда
в их рацион входило и мясо…
16.05.06
Да, человек во времена, когда народ Израиля собирался ступить на земли,
которые определил для него Творец мира, питался иначе, не так, как овцы и
коровы. В отличие от них, он ел мясо. Но не будем забывать и о том, что речь в
недельной главе Бе-hар идет не о пище вообще, а об определенном
виде питания — пище растительной, которая произрастает из земли, о фруктах и
овощах. И, следовательно, поскольку в такой пище человек и животное — равны,
человек в рассматриваемом нами фрагменте упомянут первым.
Кроме того, в нашей цитате (см. выше) подчеркивается, что плоды года шмиты
принадлежат всем, и их могут есть люди и животные. Урожай в седьмой год не
собирают, но сорвать плод, чтобы тут же его съесть — разрешается. И неважно, кто
владеет участком, на котором этот плод растет, ибо у него (как и у всего урожая,
что вырос в год шмиты в Эрец Исраэль) — нет конкретного хозяина.
Учителя же, выведя из текстов Торы правило («сначала накорми своих животных»),
подразумевали, что урожаем, часть которого выделяется для питания скота, владеет
человек, содержащий этих животных.
Скоту, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и
составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания
– Египет, 12 век), комментируя содержание недельной главы Бе-hар,
— полагается давать в год шмиты лишь те плоды, которые не годятся в пищу
человеку (они, скажем — подпорчены или остались не съеденными после трапезы).
Поэтому в указании о питании и упоминается сначала человек, потом — животные
(«…тебе… и скоту твоему»).
В нашей недельной главе о законах шмиты написано: «Исполняйте законы
Мои… и будете жить спокойно на земле» (Ваикра, гл. 25, ст. 18). То
есть — исполнение этих законов, практически, обуславливает владение этими
землями.
Нарушение законов шмиты, — подчеркивает Раши (раби Шломо бен
Ицхак, величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя
этот отрывок, — ведет к потере земли, к изгнанию.
В самом деле. Вавилонское изгнание, как сообщает наша традиция, стало
следствием нескольких причин, в числе которых и невыполнение законов «седьмого
года». И длилось оно 70 лет — за семидесятикратное нарушение этих постановлений.
Но чем же отличается запрет на обработку земли в год шмиты от других
запретов, если за его нарушение уготовано столь суровое наказание — галут?
— спрашивают Учителя.
И объясняют: невыполнение законов «седьмого года» — одно из свидетельств
отрицания факта, что лишь Всевышний правит миром, только Он Один. Ведь это
означает, что человек (нарушитель данных установлений) не полагается на Творца,
который обещал, что в шестой год земля в Эрец Исраэль будет давать
двойной урожай (так всегда и происходит). Но ведь это противоречит «законам
природы»! — рассуждает индивидуум, не выполняющий законы шмиты. И строит
свои расчеты на собственных практических соображениях, забывая о том, что само
существование еврейского народа — явление надъестественное. Исчезли куда более
могущественные народы — египтяне, шумеры, вавилоняне… Но еврейский народ хранит
и бережет Всевышний, ибо именно евреям, в первую очередь, предстоит осуществить
в нашем мире конечную цель Творения.
Поэтому, если сыны Израиля, как остальные народы, будут руководствоваться
лишь «законами природы», земли Эрец Исраэль могут перейти в руки тех,
кто сильнее…
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|