New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “БЕ- hАР”
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 25, ст. 1 - гл. 26, ст. 2.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «И говорил
Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе- hар
в переводе с иврита - на
горе.
Обсуждение главы «БЕ- hАР»
09.05.04
Многие комментаторы отмечают, что книга Ваикра,
которую мы заканчиваем читать на этой
неделе, занимает в Пятикнижии особое место.
Даже формально она - центральная: перед ней -
две книги и после нее - тоже две. Вся она
посвящена духовности и содержит наиболее
возвышенные заповеди. В ней, например,
звучит заповедь - «Люби ближнего своего...».
Предваряя обзор, скажем, что глава
Бе-hар
заканчивается на грустной ноте, потому что
за ней идет глава Бехукотай, где
приводятся проклятия, которые получит
народ Израиля, если не будет соблюдать
заповеди Торы. Много веков назад Маѓараль
(раби Иегуда Лива; один из величайших
комментаторов Торы и Талмуда, автор многих
основополагающих мировоззренческих книг,
главный раввин Праги - Чехия; 16-й век) писал,
что в вопросах, касающихся духовности, нет
случайностей. Это верно для всех аспектов
духовности в целом, а для Торы - тем более.
Ведь все ее пять книг составлены и «отредактированы»
Самим Всевышним.
Но почему же финал такой возвышенной
книги, книги Ваикра, окрашен в
трагические тона, предвещая страшные беды?
Многие комментаторы прошлого и
современности отмечают, что истинность
еврейского мировоззрения подтверждается
трагедиями. Даже нееврейские мыслители,
размышляя о феномене еврейского выживания,
не могли не признать, что оно, как бы там ни
было, обусловлено Высшей Волей. Интересный
факт: когда французский король Людовик XIV
попросил великого христианского философа
Блеза Паскаля привести доказательство, что
исторические процессы в мире контролирует
Всевышний, Паскаль ответил: «Евреи, Ваше
величество, евреи!».
В 1899-м году известный американский
писатель Марк Твен, будучи агностиком, в
опубликованной в журнале «Харперс» статье,
писал:
«Египтяне, вавилоняне, персы поднялись,
заполнили планету шумом и великолепием,
затем поблекли и сгинули. Греки и римляне
последовали их примеру, нашумели и также
исчезли. Другие народы возникали, высоко
неся свой факел, но и он сгорал, и сейчас они
сидят в сумерках или пропали. Еврей видел их
всех, пережил их всех, и сейчас он такой же,
каким был всегда - без признаков упадка или
дряхлости; его органы не ослабели, его
энергия не иссякла, его бдительный и
агрессивный ум не притупился. Все смертно,
кроме еврея. Великие силы иссякают, но он
остается. В чем секрет его бессмертия?..».
Есть
горькая ирония в том, что в наши дни
доказать истинность еврейского
мировоззрения еврейскому народу - трудная
задача. А ведь это народ, который
собственной жизнестойкостью подтверждает
истинность концепции существования Творца.
Народ, который чудесным образом пережил все
трагедии. Народ, предки которого стояли на
горе Синай и слышали заповеди из уст
Всевышнего. В начале 20-го века, когда евреи
были разбросаны по странам изгнания,
большинство были верующими. Однако
современные демократии провели реформы -
государство было отделено от религии. И
вера стала частным делом граждан. Это
привело к тому, что религиозный стиль жизни
перестал быть общепринятым. Тора
неоднократно свидетельствовала о том, что
нам, евреям, всегда было сложно устоять
перед влиянием окружающего мира. Когда
культура в мире стала нерелигиозной, евреи
сделали то же самое.
Несмотря на чудесное возрождение
еврейского государства - событие, которому
нет аналогов во всей мировой истории -
многие современные евреи даже не
задумались над тем, почему это стало
возможным. Современное еврейство находится
под серьезной угрозой ассимиляции.
В Израиле, на нашей еврейской родине,
которая всегда была духовным центром нации
с момента ее возрождения и где, согласно
демографическим прогнозам, в ближайшее
десятилетие будут жить большинство евреев -
сегодня мы переживаем религиозное
напряжение, подобное тому, которое
испытывали евреи во времена,
предшествующие разрушению Второго Храма. В
ту далекую эпоху в еврейском народе
произошел духовный раскол. Дело доходило до
открытых стычек - между эллинистами,
считавшими себя представителями
современного, цивилизованного мира, с одной
стороны, и евреями, которые придерживались
еврейской традиции и верили в уникальное
предназначение своего народа, с другой.
Похоже, мы снова оказались там, где нас
оставили более 2000 лет назад. Борьба за душу
народа возобновилась с момента
провозглашения современного государства
Израиль.
Согласно традиции, Второй Храм был
разрушен, а народ - изгнан из Эрец Исраэль
потому, что евреи не могли достичь единства
и преодолеть идеологические разногласия.
Теперь Всевышний, поместив нас в то же место
и в очень похожие обстоятельства, дает нам
еще один шанс - чтобы мы исправили
допущенную в прошлом ошибку. Мы, как и наши
далекие предки, находимся в окружении
врагов, и одолеть их мы сможем, только если
сумеем объединиться. На этот раз повторение
прежних ошибок может стать для нас роковым.
В этой ситуации крайне важно пытаться
донести до наших братьев, придерживающихся
так называемых «светских» взглядов - основы
еврейского мировоззрения.
Мы, евреи, все - в одной лодке. И если
случится несчастье, всех нас, независимо от
идеологических взглядов, ждет одна судьба.
Наша задача сейчас - найти путь к единению,
чтобы, когда понадобится, проявить скрытую
силу, таящуюся в нашем народе. Как
показывает опыт всей еврейской истории,
единственный стержень, способный сплотить
народ - наше общее наследие. Поэтому
чрезвычайно важно говорить с нашими, пока
еще нерелигиозными братьями на понятном им
языке, чтобы достичь максимального
взаимопонимания.
Чтобы все это глубоко осознать, разберем
саму идею на более простом примере - скажем,
выбор профессии…
10.05.04
К примеру, человек решил стать
журналистом, потому что считает эту
профессию крайне важной и нужной. Что
заставляет его так думать? Мы, в сущности,
знаем ответ на этот вопрос. Потому что
журналистика предоставляет людям
информацию. Но почему информация
необходима людям? Потому что знание
ситуации помогает людям принимать верные и
обдуманные решения, помогает
ориентироваться в окружающей среде и, в
частности - делать правильные выводы:
справляются ли его представители,
оказавшиеся у власти, с поставленными перед
ними задачами или их нужно сместить.
Информация, распространяемая журналистами,
ограничивает и деятельность политиков. Это
- залог их честности. Если бы журналистского
контроля не было, в чем-то они могли бы перед
народом и не отчитываться.
А теперь попытаемся понять, каким образом
будущий журналист определяет, что подобные
предположения, на основании которых он,
стремясь приносить пользу отечеству,
выбирает профессию - верны?
Упростим наш пример и скажем, что, выбирая
жизненный путь, человек идет на факультет
журналистики, потому что считает, что в
дальнейшем его деятельность заставит людей
стать честными. Но ведь большинство людей
изначально - честны. И не нуждаются в
подобном контроле. Что касается самого
потенциального журналиста… Разве он может
быть стопроцентно уверен, что ни при каких
обстоятельствах «не покривит душой»?
Посмотрим на вещи под иным углом зрения.
Если всерьез принять за основу, что
журналист - «страж» порядочности политиков,
что же заставляет быть честными остальных,
«не подотчетных» людей?
Семья, - скажете вы, - строгий начальник,
который не потерпит на службе человека, на
которого нельзя положиться… Допустим, это
действительно так. Но вернемся к политикам.
Нельзя не согласиться с тем, что люди, в том
числе - и журналисты, склонны отказывать в
поддержке лидерам, которые ведут страну к
экономическому краху, и, наоборот, всячески
поддерживают тех, кто обеспечивает стране
процветание. Даже если всем известно, что
они - коррумпированы. И вообще существует
расхожее мнение, что честных политиков -
не бывает. В таком случае деятельность
журналиста будет иметь смысл только в
развлекательных рубриках.
Возможно, наш журналист скажет теперь: «В
самом деле, я недостаточно продумал эти
вопросы. Но я читал книги, написанные
профессорами и интеллектуалами, которые
все это детально проанализировали. Когда я
говорю, что журналистика - важная
специальность, я просто соглашаюсь с их
точкой зрения».
Это вполне здравый и разумный ответ.
Многие интеллектуалы и философы, изучавшие
исторический процесс, неоднократно
говорили, что честная журналистика
выполняет функцию сторожевого пса
демократии. Без свободного доступа к
информации демократия погибнет.
На самом деле, журналист полагается на
интеллектуалов, которые посвящают свою
жизнь размышлениями над абстрактными
вопросами. В действительности, он
перекладывает на других нечто очень
существенное в его жизни.
В поведении нашего журналиста есть
определенная логика. У него нет причин не
доверять ученым, которые пришли к выводу,
что журналистика в современном обществе -
крайне важное занятие. Большинство людей -
честны, и нет повода предполагать, что
интеллектуалы в своих заключениях
намеренно искажают истину. Очевидно, что
изложенный здесь «сценарий» в той же мере
применим для оценки значимости любой
другой профессии. Это и понятно: только
специалисты в той или иной области
располагают нужной информацией. Мы верим в
специалистов, в их опыт и знания.
Но если это разумно в приложении к выбору
профессии, почему бы ни применить ту же
логику к вопросам изучения еврейской
традиции?
К счастью, в каждом поколении целая плеяда
еврейских интеллектуалов посвящает свои
жизни изучению Торы. Все эти мыслители (по
крайней мере - большинство) пришли к выводу,
что Тора и ее учение - истинны. Разве у нас
есть какая-нибудь не доверять их выводам?
Тем более, что мы с такой легкостью
полагаемся на специалистов в других
областях человеческой деятельности.
Мне возразят, что в других областях выводы
интеллектуалов подтверждаются практикой.
Но в случае с Торой выводы еврейских
мыслителей проверить невозможно.
Предвидя этот довод, Всевышний дает нам
внушающие ужас предсказания. Это и есть
тест на истинность еврейского
мировоззрения. Сбылись ли записанные в
Торе пророчества? Отбросив всякие
сомнение, мы вынуждены дать утвердительный
ответ.
Вот собрались в Эрец Исраэль мы, евреи,
сильные и энергичные - так, как было
предсказано. Мы, как было предсказано,
пережили страшные страдания - когда делали
то, что должно было, согласно пророчествам,
привести к этим страданиям. Так почему же в
целом народ не готов поверить ни в
еврейских интеллектуалов, ни в объективные
свидетельства и факты, ни в пророчества,
которые сполна подтвердились в еврейской
истории?
На первый взгляд, вопрос этот кажется
наивным. Когда мы были в изгнании, нам
интенсивно промыли мозги, внушая, что
религия основана - на вере, в основе же «нерелигиозного»
мировоззрения - разум. В наши времена мы все
больше осознаем, что на самом деле все в
жизни зиждется на вере.
Евреи Израиля сталкиваются с этим
феноменом ежедневно. Я, как житель Израиля,
каждый день слышу, как спорят между собой
левые и правые.
Левые утверждают, что военного решения
нынешнего ближневосточного конфликта нет,
единственный выход - политическое
урегулирование. «Шалом Ахшав» (мир -
немедленно) и другие левые организации
выступают с призывами «вывести израильскую
армию с оккупированных территорий».
Правые, со своей стороны, отвечают, что
Израилю не с кем вести переговоры, и поэтому
мы вынуждены защищать себя от террора.
И все эти споры не имеют конструктивного
завершения…
11.05.04
На чем основаны позиции обеих сторон, если
- не на верованиях?
Никто не знает, что случится, если мы, как к
тому призывают левые, откажемся от военных
действий в ответ на разнузданный террор и
разрушим поселения. Предположим, что кто-то
сумел научным путем доказать, что сей
щедрый жест со стороны Израиля не приведет
к ожидаемой реакции палестинской стороны,
напротив, в ответ на наши изъявления доброй
воли нас захлестнет новая волна террора.
Тогда, наверное, даже «самые левые»,
наверное, согласились бы, отказаться от
своих призывов. Иными словами, существует
группа интеллектуалов, которые готовы
поставить на карту выживание всего народа
Израиля - во имя их веры в добрую
человеческую природу палестинского народа.
Но, возможно, они надеются на сочувствие
мирового сообщества, рассчитывают, что в
самом худшем случае, мы сможем заявить миру:
«Вы видели, что мы - честные миротворцы,
теперь ваша обязанность нас защитить». На
чем же основана такая вера? Оглядываясь
назад, анализируя историю еврейского
народа, мы вынуждены констатировать, что в
прошлом мир не горел желанием защитить
евреев от уничтожения. Может быть, на этот
раз все будет по-другому? Может - да, а может -
и нет. Выбор позиции полностью будет
зависеть от того, во что человек склонен
поверить.
Мы верим в людей. Так правильно ли
говорить, что вера в Творца лишена смысла? И
если мы верим во Всевышнего, мы неуклонно
придем к выводу, что источник наших проблем
изложен в предсказаниях главы Бехукотай.
Мы знали бы, как решить наши проблемы,
обращаясь к Творцу и Его Торе. Неужели
вера в предсказания Всевышнего менее
разумна, чем вера в добрые намерения Ясера
Арафата?! Как это человек, рискующий своей
жизнью из-за веры в добрую волю
палестинского народа, может смотреть
свысока на религиозных людей, которые
предпочитают верить в Творца мира?
Попробуем «копнуть» еще глубже. Думающие
люди строили общество, руководствуясь
соображениями разума. Люди издают законы,
пытаясь изменить реальность, в которой
оказалось бы человечество, если бы
развивалось по естественным правилам. Мы
защищаем слабых - от сильных, мы даем всем
гражданам равные права перед законом, мы
испытываем отвращение к насилию, к разным
формам и способам подавления человеческой
воли. Мы гордимся собой, ибо избавились от
рабства и предоставили женщинам равные с
мужчиной права и возможности. Мы - против
расизма… Мы абсолютно убеждены, что
главная движущая сила развития общества -
разум и добрая воля, а не физическая сила.
И в то же время, мы склонны верить, что
каждая форма жизни в нашем мире - результат
естественного отбора. Кто хоть сколько-нибудь
знаком с научными исследованиями в этой
области, должен знать, что свидетельств,
которые подтверждали бы теорию эволюции
или возникновения мира в результат
случайного взрыва энергии - не существует.
Не существует также свидетельств того,
что мир, как это написано в Торе, создан
Творцом. В этой ситуации, выбор, какую из
этих двух версий принять - полностью вопрос
веры.
Наша недельная глава представляет нам мир,
который управляется разумом. Действия
человека имеют моральные последствия, и
человеческие ценности заложены в мировом
устройстве и в природе. «Светская» наука
утверждает, что мир подчиняется физическим
законам, и поэтому не может быть ни добрым,
ни злым. Мир по отношению к морали -
абсолютно индифферентен. Почему же
разумный человек делает свой выбор в пользу
аморальной модели мира, представленной
наукой?
Давайте теперь, ради нашей дискуссии,
представим, что реальный мир - это мир,
описанный в Торе. В чем принципиальная
разница между миром Торы и тем, в пользу
которого многие делают свой выбор.
Куда движется мир? Как «светские» люди
представляют себе идеальное общество, к
которому они так стремятся? Если вы
интересовались научной фантастикой, вам
известно, что наиболее часто высказываемые
предречения можно поделить на две группы:
Рассмотрим первую концепцию.
Науке удалось разрешить проблему питания
и распределения материальных благ. Наука
научилась ограничивать рождаемость. Мир, в
конце концов, стал единой политической
системой, где каждый человек имеет
гражданские права. Роботы и компьютеры
выполняют за человека все работы. Работа
для людей перестала быть тяжкой
обязанностью - ради того, чтобы получить
необходимые средства существования.
Возникла новая проблема: как избежать скуки
и тоски. Каждый человек подключен к особому
оборудованию, которое вводит в организм
необходимую пищу, стимулирует деятельность
внутренних органов и держит тело в комфорте
и чистоте... Иначе говоря, согласно этой,
довольно распространенной модели
воображаемого будущего, наше
предназначение - сидеть дома. И главное -
чтобы все наши физические потребности были
удовлетворены.
Вторая предсказываемая научной
фантастикой модель связана с изучением
вселенной. Мы оставим нашу планету и
займемся укрощением новых галактик и
исследованием новых, до той поры
неизвестных экологических систем. Это
видение будущего оживляет прошлое, которое
представляется более привлекательным, чем
предполагаемая реальность.
Существует ли цель существования в этих
двух моделях будущего? Может ли кого-то
удивить, что Творец мира отвергает обе эти
перспективы?
Какую же альтернативу предлагает нам
Всевышний?
Он хочет, чтобы мы приняли идею, что жизнь
имеет цель, и стремление к ее достижению
ведет нас к гораздо более достойному
будущему, нежели то, что нам предлагают
фантасты. Существует богатый и сложный мир,
куда мы еще и не пытались войти. Это - мир
духовности.
Истина - в том, что с тех пор, как на горе
Синай были записана Тора, мир не претерпел
принципиальных изменений. Люди также, как в
те далекие времена, склонны во что-то верить.
Одни - по-прежнему верят во Всевышнего.
Некоторые другие - в особую магическую силу
солнца, луны и звезд. Возможно, и существует
Единый Творец мира, - рассуждают третьи, - но,
тем не менее, мир управляется физическими
законами.
Мы, евреи, с тех самых пор продолжаем
верить в Творца, который создал мир,
наполненный смыслом и целью - мир,
управляемый законами морали. Убеждения, по
сути, не изменились, появились лишь другие
слова. Пришло время опомниться и осознать
это…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|