Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА “БЕ-hАР”
Место в Торе:
Ваикра, гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «И говорил
Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар
в переводе с иврита — на горе.
Обсуждение главы «БЕ-hАР»
1. Синай: глобальная перезагрузка
Наша недельная глава начинается словами:
«И говорил Всевышний Моше на горе Синай» (Ваикра,
гл. 25, ст. 1).
Затем излагаются законы шмиты (седьмого
или, как его еще называют — «субботнего»
года).
Возникает вопрос: почему Тора
подчеркивает, что заповедь шмиты была
дана именно на горе Синай? Какая связь между
субботним годом и Синайским откровением?
Всевышний сотворил наш мир так, чтобы он
функционировал в соответствии с законами
природы. Но ведь порой в нем случаются и
чудеса, то есть — события, выходящие за
рамки природы.
Все эти «отклонения» и «изменения»
заложены Всевышним изначально — в период,
когда Он создавал мир. Иными словами, и сами
правила и исключения из них — встроены в
программу развития мира на заре его истории.
А то, что не было запрограммировано тогда,
скорее всего, уже и не должно произойти.
Но вот, Всевышний дает обещание, что в
шестой год, перед годом шмиты (в седьмой
год в Эрец Исраэль нельзя, в частности,
пользоваться плодами земли), будет собран
тройной урожай (Ваикра, гл. 25, ст. 21). И
это явно выходит за рамки законов природы.
Возникает вопрос: было ли обусловлено это
чудо при сотворении мира?
У нас нет никаких оснований ответить на
этот вопрос утвердительно. Тогда по какому
праву в порядок мироздания вмешались
незапланированные изменения?
Итак, шмита при Сотворении мира — не «запрограммирована».
Зато, раннее прекращение существования
мира было предусмотрено.
В Торе написано: «И был вечер, и было утро
— день шестой» (Берешит, гл. 1, ст. 31).
В оригинале на иврите слово «шестой»
употребляется с определенным артиклем — hа-шиши.
Из этого Учителя в Талмуде (трактат Шаббат,
лист 88) делают вывод, что в том случае, если
бы сыны Израиля отказались принять Тору
шестого Сивана (еврейский месяц) — мир
вернулся бы в первозданный хаос, перестал
бы существовать.
Выходит, шестого Сивана 2448-го года, в
момент дарования Торы — произошла некая «перезагрузка»
творения. Существование мира обрело смысл.
Да и сам мир стал иным. Теперь это был мир
Торы. В системе мироздания появилась
возможность обновления. Тогда и было
введено условие шмиты — тройная
урожайность шестого года.
Мы видим, что у субботнего (седьмого) года
есть самая непосредственная связь с горой
Синай. Благодаря Синаю, были установлены и
начали функционировать в нашем мире законы шмиты.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Израиль и память о Синае
В нашей недельной главе говорится о
законах шмиты (седьмого, субботнего
года) и законах йовеля (пятидесятого,
юбилейного года) написано: «И говорил
Всевышний Моше на горе Синай так: Говори
сынам Израиля и скажи им: Когда придете на
землю, которую Я даю вам...» (Ваикра,
гл. 25, ст. 1-2).
Но почему в Торе подчеркивается, что эти
законы, относящиеся только к Земле Израиля,
даны именно на горе Синай? Есть ли какая-либо
иная связь между Израилем и Синаем, кроме
географической?
Моше поднялся на гору Синай спустя семь
недель после Исхода из Египта. Когда сыны
Израиля отсчитали 49 дней от Песаха до
Шавуота. На пятидесятый день была дана Тора.
Тогда освятилась гора Синай, и появился
запрет распахивать ее и сеять на ней.
Дарование Торы знаменовало собой
обретение свободы, путь к которой начался
семь недель назад, Исходом из Египта в
праздник Песах.
Квинтэссенцией Торы можно считать
скрижали (на иврите — лухот hа-брит),
полученные Моше. Вот, что о них сказано в
Торе: «А скрижали те были созданием
Всевышнего, и письмена вырезаны на
скрижалях» (Шемот, гл. 32, ст. 16).
Слово «вырезаны» (на иврите — харут),
как сказано в трактате Авот (гл. 6,
мишна 2), можно прочесть и как «свобода» (на
иврите — хирут). Таким образом, в Шавуот,
под трубный звук шофара (бараний рог),
сыны Израиля не только получили Тору, но и
стали поистине — свободными. В этот момент
Всевышний объяснил Моше законы шмиты и йовеля.
7 и 50 — это не просто цифры. Каждый седьмой
год земля Израиля получает святость,
подобную той, что была у горы Синай в момент
дарования Торы. Каждый седьмой год —
субботний. Земля должна отдыхать, и
возделывать ее — нельзя.
В год шмиты, в седьмой год, евреи,
оказавшиеся в рабстве, выходили на свободу.
Те же, кто, изъявлял добровольное желание
остаться в рабстве — в любом случае,
освобождались в пятидесятый год.
О наступлении года свободы, йовеля,
как и о даровании Торы, возвещал трубный
глас шофара. Всевышний пожелал, чтобы
земля Израиля хранила в себе подобие горы
Синай. И действительно, Учителя обратили
внимание, что здесь царит особая атмосфера.
Воздух этой земли делает человека мудрее, —
говорили они (трактат Бава Батра,
лист 158). И изучение Торы здесь, как написано
в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 16) — намного плодотворнее. Изучающий
Тору в Эрец Исраэль, добьется гораздо
большего, чем тот, кто с той же
интенсивностью учится за пределами Израиля.
Мы видим, что как только возродилось
заселение Эрец Исраэль, как только
численность населения Израиля стала
сопоставимой с численностью евреев
диаспоры — тот час же в Израиль
переместился и прочно обосновался здесь
центр изучения Торы. В наше время наиболее
авторитетные раввины, руководители и
наставники еврейских общин живут именно в
Израиле.
Сыны Израиля, войдя в Эрец Исраэль,
принесли с собой память о Синайском
Откровении. А Всевышний наделил эту землю
особой святостью. И хотя святость йовеля
еще предстоит возродить, законы седьмого
года никогда не переставали действовать.
Те, кто, живя в Израиле, изучают законы йовеля
и соблюдают законы шмиты — укрепляют
тем самым связь этой земли с Синаем и хранят
память о Синайском Откровении.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Кто кого кормит
В изложении законов седьмого, субботнего.
Года в Торе читаем: «И будет суббота земли
вам в пищу» (Ваикра, гл. 25, ст. 6).
Как это понимать?
Шмита, седьмой год, в Торе названа — «субботой».
Очевидно, что таким образом, здесь
подчеркивается непосредственная связь и
общность этих понятий — шмита и суббота.
Пусть человек не думает в сердце своем,
что трудом в будни он зарабатывает себе на шаббат.
Мол, праздная суббота «находится на
иждивении» у трудовых дней.
На самом же деле все как раз — наоборот.
Всевышний влияет на шаббат больше,
нежели на остальные дни. Этот избыток
влияния и питает будни. В книге Зоѓар
(о ней — см. на сайте, к примеру, в ответе «Зоѓар
— кем и когда написан?», № 1449) сказано, что
все благословения, как в духовном, так и в
материальном, зависят от седьмого дня.
Фраза «И будет суббота земли вам в пищу»
означает, что от шаббата питаются шесть
будних дней. А от субботнего года получают
пропитание — шесть последующих лет.
В законах о шмите также написано: «Пусть
празднует земля субботу Всевышнему. Шесть
лет засевай твое поле и шесть лет
обрабатывай виноградник, и собирай урожай.
А в седьмом году суббота прекращения трудов
будет для земли» (Ваикра, гл. 25, ст.
2-4).
Неспроста в Торе шмита ставится перед
шестью рабочими годами. Это — потому, что не
они кормят субботу земли, а она, шмита —
кормит их.
Запомним это правило: кормилица стоит во
главе.
Отметим еще одну «странность» этого
фрагмента.
Написано — «собирай урожай». Для чего это
напоминание? Неужели мы сами не поняли бы,
что урожай, выросший в шесть обычных лет,
нужно собирать? Разве можно себе
представить, что кто-то пахал бы и сеял, а
когда вырос урожай, без повеления Торы —
оставил бы его в поле?
Конечно же, нет. Вырастивший урожай —
уберет его и без напоминаний.
Однако же нам известно, что в Торе нет
лишних, банальных замечаний. И в данном
случае, подчеркивается, что возможность
собрать урожай всецело зависит от
соблюдения законов года шмиты,
предшествующего шести обычным годам.
Слова «И соберешь урожай» — не повеление,
но — обещание. Именно благодаря соблюдению
законов шмиты, ты — «соберешь урожай».
Обещание дать хороший урожай, обещание,
что будет достаток — в равной степени
связано и с субботним годом и с субботним
днем.
О субботнем дне в Торе читаем: «Помни день
субботний, чтобы освятить его» (Шемот,
гл. 20, ст. 8). И далее: «Шесть дней работай,
занимайся своим ремеслом. А седьмой день —
суббота Творцу» (там же, ст. 9-10).
Не думай, что тебе нечего будет есть, если
прикроешь свою лавочку в субботу. Именно
благодаря этому, благодаря освящению
субботнего дня, ремесло, которым ты
занимаешься в будни — прокормит тебя. Помни,
что успешность твоего ремесла напрямую
зависит от соблюдения субботних законов.
Если освящаешь шаббат подобающим
образом, если понимаешь, кто тебя на самом
деле кормит — будешь и впредь заниматься
своим ремеслом. А иначе — продашь свой
бизнес и пойдешь работать на другого…
на основе комментария рава Меира
Айзенштата
(глава раввинского суда Унгвара,
автор трудов «Имрей Эш» и «Имрей Бина»;
Венгрия, 1780-1854 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА “БЕ-hАР”
Место в Торе:
Ваикра, гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «И говорил
Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар
в переводе с иврита — на горе.
Обсуждение главы «БЕ-hАР»
1. Синай: глобальная перезагрузка
Наша недельная глава начинается словами:
«И говорил Всевышний Моше на горе Синай» (Ваикра,
гл. 25, ст. 1).
Затем излагаются законы шмиты (седьмого
или, как его еще называют — «субботнего»
года).
Возникает вопрос: почему Тора
подчеркивает, что заповедь шмиты была
дана именно на горе Синай? Какая связь между
субботним годом и Синайским откровением?
Всевышний сотворил наш мир так, чтобы он
функционировал в соответствии с законами
природы. Но ведь порой в нем случаются и
чудеса, то есть — события, выходящие за
рамки природы.
Все эти «отклонения» и «изменения»
заложены Всевышним изначально — в период,
когда Он создавал мир. Иными словами, и сами
правила и исключения из них — встроены в
программу развития мира на заре его истории.
А то, что не было запрограммировано тогда,
скорее всего, уже и не должно произойти.
Но вот, Всевышний дает обещание, что в
шестой год, перед годом шмиты (в седьмой
год в Эрец Исраэль нельзя, в частности,
пользоваться плодами земли), будет собран
тройной урожай (Ваикра, гл. 25, ст. 21). И
это явно выходит за рамки законов природы.
Возникает вопрос: было ли обусловлено это
чудо при сотворении мира?
У нас нет никаких оснований ответить на
этот вопрос утвердительно. Тогда по какому
праву в порядок мироздания вмешались
незапланированные изменения?
Итак, шмита при Сотворении мира — не «запрограммирована».
Зато, раннее прекращение существования
мира было предусмотрено.
В Торе написано: «И был вечер, и было утро
— день шестой» (Берешит, гл. 1, ст. 31).
В оригинале на иврите слово «шестой»
употребляется с определенным артиклем — hа-шиши.
Из этого Учителя в Талмуде (трактат Шаббат,
лист 88) делают вывод, что в том случае, если
бы сыны Израиля отказались принять Тору
шестого Сивана (еврейский месяц) — мир
вернулся бы в первозданный хаос, перестал
бы существовать.
Выходит, шестого Сивана 2448-го года, в
момент дарования Торы — произошла некая «перезагрузка»
творения. Существование мира обрело смысл.
Да и сам мир стал иным. Теперь это был мир
Торы. В системе мироздания появилась
возможность обновления. Тогда и было
введено условие шмиты — тройная
урожайность шестого года.
Мы видим, что у субботнего (седьмого) года
есть самая непосредственная связь с горой
Синай. Благодаря Синаю, были установлены и
начали функционировать в нашем мире законы шмиты.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Израиль и память о Синае
В нашей недельной главе говорится о
законах шмиты (седьмого, субботнего
года) и законах йовеля (пятидесятого,
юбилейного года) написано: «И говорил
Всевышний Моше на горе Синай так: Говори
сынам Израиля и скажи им: Когда придете на
землю, которую Я даю вам...» (Ваикра,
гл. 25, ст. 1-2).
Но почему в Торе подчеркивается, что эти
законы, относящиеся только к Земле Израиля,
даны именно на горе Синай? Есть ли какая-либо
иная связь между Израилем и Синаем, кроме
географической?
Моше поднялся на гору Синай спустя семь
недель после Исхода из Египта. Когда сыны
Израиля отсчитали 49 дней от Песаха до
Шавуота. На пятидесятый день была дана Тора.
Тогда освятилась гора Синай, и появился
запрет распахивать ее и сеять на ней.
Дарование Торы знаменовало собой
обретение свободы, путь к которой начался
семь недель назад, Исходом из Египта в
праздник Песах.
Квинтэссенцией Торы можно считать
скрижали (на иврите — лухот hа-брит),
полученные Моше. Вот, что о них сказано в
Торе: «А скрижали те были созданием
Всевышнего, и письмена вырезаны на
скрижалях» (Шемот, гл. 32, ст. 16).
Слово «вырезаны» (на иврите — харут),
как сказано в трактате Авот (гл. 6,
мишна 2), можно прочесть и как «свобода» (на
иврите — хирут). Таким образом, в Шавуот,
под трубный звук шофара (бараний рог),
сыны Израиля не только получили Тору, но и
стали поистине — свободными. В этот момент
Всевышний объяснил Моше законы шмиты и йовеля.
7 и 50 — это не просто цифры. Каждый седьмой
год земля Израиля получает святость,
подобную той, что была у горы Синай в момент
дарования Торы. Каждый седьмой год —
субботний. Земля должна отдыхать, и
возделывать ее — нельзя.
В год шмиты, в седьмой год, евреи,
оказавшиеся в рабстве, выходили на свободу.
Те же, кто, изъявлял добровольное желание
остаться в рабстве — в любом случае,
освобождались в пятидесятый год.
О наступлении года свободы, йовеля,
как и о даровании Торы, возвещал трубный
глас шофара. Всевышний пожелал, чтобы
земля Израиля хранила в себе подобие горы
Синай. И действительно, Учителя обратили
внимание, что здесь царит особая атмосфера.
Воздух этой земли делает человека мудрее, —
говорили они (трактат Бава Батра,
лист 158). И изучение Торы здесь, как написано
в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 16) — намного плодотворнее. Изучающий
Тору в Эрец Исраэль, добьется гораздо
большего, чем тот, кто с той же
интенсивностью учится за пределами Израиля.
Мы видим, что как только возродилось
заселение Эрец Исраэль, как только
численность населения Израиля стала
сопоставимой с численностью евреев
диаспоры — тот час же в Израиль
переместился и прочно обосновался здесь
центр изучения Торы. В наше время наиболее
авторитетные раввины, руководители и
наставники еврейских общин живут именно в
Израиле.
Сыны Израиля, войдя в Эрец Исраэль,
принесли с собой память о Синайском
Откровении. А Всевышний наделил эту землю
особой святостью. И хотя святость йовеля
еще предстоит возродить, законы седьмого
года никогда не переставали действовать.
Те, кто, живя в Израиле, изучают законы йовеля
и соблюдают законы шмиты — укрепляют
тем самым связь этой земли с Синаем и хранят
память о Синайском Откровении.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Кто кого кормит
В изложении законов седьмого, субботнего.
Года в Торе читаем: «И будет суббота земли
вам в пищу» (Ваикра, гл. 25, ст. 6).
Как это понимать?
Шмита, седьмой год, в Торе названа — «субботой».
Очевидно, что таким образом, здесь
подчеркивается непосредственная связь и
общность этих понятий — шмита и суббота.
Пусть человек не думает в сердце своем,
что трудом в будни он зарабатывает себе на шаббат.
Мол, праздная суббота «находится на
иждивении» у трудовых дней.
На самом же деле все как раз — наоборот.
Всевышний влияет на шаббат больше,
нежели на остальные дни. Этот избыток
влияния и питает будни. В книге Зоѓар
(о ней — см. на сайте, к примеру, в ответе «Зоѓар
— кем и когда написан?», № 1449) сказано, что
все благословения, как в духовном, так и в
материальном, зависят от седьмого дня.
Фраза «И будет суббота земли вам в пищу»
означает, что от шаббата питаются шесть
будних дней. А от субботнего года получают
пропитание — шесть последующих лет.
В законах о шмите также написано: «Пусть
празднует земля субботу Всевышнему. Шесть
лет засевай твое поле и шесть лет
обрабатывай виноградник, и собирай урожай.
А в седьмом году суббота прекращения трудов
будет для земли» (Ваикра, гл. 25, ст.
2-4).
Неспроста в Торе шмита ставится перед
шестью рабочими годами. Это — потому, что не
они кормят субботу земли, а она, шмита —
кормит их.
Запомним это правило: кормилица стоит во
главе.
Отметим еще одну «странность» этого
фрагмента.
Написано — «собирай урожай». Для чего это
напоминание? Неужели мы сами не поняли бы,
что урожай, выросший в шесть обычных лет,
нужно собирать? Разве можно себе
представить, что кто-то пахал бы и сеял, а
когда вырос урожай, без повеления Торы —
оставил бы его в поле?
Конечно же, нет. Вырастивший урожай —
уберет его и без напоминаний.
Однако же нам известно, что в Торе нет
лишних, банальных замечаний. И в данном
случае, подчеркивается, что возможность
собрать урожай всецело зависит от
соблюдения законов года шмиты,
предшествующего шести обычным годам.
Слова «И соберешь урожай» — не повеление,
но — обещание. Именно благодаря соблюдению
законов шмиты, ты — «соберешь урожай».
Обещание дать хороший урожай, обещание,
что будет достаток — в равной степени
связано и с субботним годом и с субботним
днем.
О субботнем дне в Торе читаем: «Помни день
субботний, чтобы освятить его» (Шемот,
гл. 20, ст. 8). И далее: «Шесть дней работай,
занимайся своим ремеслом. А седьмой день —
суббота Творцу» (там же, ст. 9-10).
Не думай, что тебе нечего будет есть, если
прикроешь свою лавочку в субботу. Именно
благодаря этому, благодаря освящению
субботнего дня, ремесло, которым ты
занимаешься в будни — прокормит тебя. Помни,
что успешность твоего ремесла напрямую
зависит от соблюдения субботних законов.
Если освящаешь шаббат подобающим
образом, если понимаешь, кто тебя на самом
деле кормит — будешь и впредь заниматься
своим ремеслом. А иначе — продашь свой
бизнес и пойдешь работать на другого…
на основе комментария рава Меира
Айзенштата
(глава раввинского суда Унгвара,
автор трудов «Имрей Эш» и «Имрей Бина»;
Венгрия, 1780-1854 гг.)
4. Свобода для всех
В нашей недельной главе о пятидесятом
годе (йовеле) читаем: «И освятите
пятидесятый год, и возгласите свободу на
земле всем ее обитателям» (Ваикра,
гл. 25, ст. 10).
В пятидесятый год, как уже говорилось,
выходили на свободу те еврейские рабы,
которые засиделись в рабстве.
Речь о евреях, что оступились однажды и
оказались в рабстве, чтобы честной работой
на своего хозяина искупить свои ошибки и
возместить причиненный ущерб. Некоторые из
них настолько свыкались со своим новым
положением, что вкус рабства не был для них
горек. И даже, наоборот — казался приятным.
Раб не несет никакой ответственности. Все
решения за него принимает его господин.
Хозяин решает, чем будет заниматься раб,
когда и что тот будет есть, где и на чем
будет спать.
Кого-то такое положение — совершенно не
устраивает. Но всегда находились люди,
которые воспринимали его — благом и не
хотели обретать статус свободного человека.
Они и становились — «вечными» рабами.
Однако шофар (бараний рог),
провозглашающий о наступлении
пятидесятого года — приносит своду даже
вечным рабам. Хотят они того или нет — им
приходится покинуть своих бывших хозяев.
Итак, йовель — время освобождения «вечных»
рабов.
Но почему же говорится в Торе — «И
возгласите свободу на земле всем ее
обитателям»? Разве все обитатели Земли
Израиля — в рабстве? Правильнее было бы,
наверное, сказать: «возгласите свободу всем
рабам».
Написано в Талмуде (трактат Кидушин,
лист 20): «Ты думаешь, что приобрел себе раба?
Знай, что на самом деле, ты приобрел себе
господина!».
И действительно, законы Торы защищают
интересы раба. Если в доме есть только одна
подушка, на ней будет спать... раб. И
последние остатки еды съест не хозяин — ими
полагается накормить раба.
Таким образом, в юбилейный год не только
раб выходит на свободу, но также и хозяин
освобождается, освобождается от раба.
В продолжение нашей недельной главы
читаем: «Ибо Мне (Всевышнему) сыны Израиля —
рабы. Мои рабы они» (Ваикра, гл. 25, ст.
55).
В Талмуде (трактат Кидушин, лист 22)
разъясняется: мои рабы — а не рабы рабов.
Выходит, еврей, решивший добровольно
остаться в рабстве, нарушает Волю
Всевышнего. Вместо того, чтобы быть рабом
Творца, он становится рабом раба Творца. Но
теперь мы видим, что не только он. С тем, кто
приобретает раба — тоже не всё гладко. Ведь
приобретая раба, он также приобретает себе
господина. А значит, в какой-то мере, тоже
становится рабом раба.
на основе комментария Пней
Йегошуа
(рав Йегошуа Фальк —
автор многих книг: комментариев к Талмуду
и Шульхан Аруху; Польша, 17 век)
5. Нельзя обманывать даже себя
В нашей недельной главе об одном важном
правиле торговли сказано: «И когда будете
продавать что-либо ближнему своему или
покупать у ближнего своего, не пытайтесь
обмануть друг друга» (Ваикра, гл. 25,
ст. 14).
На основе этого фрагмента Учителя в
Талмуде (трактат Бава Меция, лист 60)
заключают, что запрещено приукрашивать
достоинства человека, животного, предметов
обихода (к примеру, посуду) и т.п.
О чем идет речь?
Если некто выставил на продажу раба — он
не должен пытаться представить того, скажем,
моложе, чем он есть на самом деле.
То же самое правило действительно и в
торговле скотом.
Помните цыганские ухищрения с лошадями?
Подкрашивание и подпиливание зубов,
надувание старых полудохлых кляч и
надувательство покупателей — все это
прекрасная иллюстрация нарушения запрета
Торы.
По той же причине запрещено придавать
товарный вид слегка подпорченным продуктам,
скрывать дефекты посуды и прочей утвари.
Раву Боруху-Беру Лейбовичу из Каменца (автор
книги «Биркат Шмуэль»; Украина – Польша,
1870-1939 гг.) предложили попробовать себя в
качестве претендента на должность главы
одной из литовских йешив. Для этого он
должен был подготовить и провести открытый
урок учащимся, в присутствии
преподавательского состава йешивы и
попечительского совета.
На этот урок пришел и один из учеников
рава, который старался не пропускать ни
одного публичного выступления своего
учителя.
После урока этот ученик подошел раву
Боруху, и было видно, что он не в силах
сдержать разочарования.
— Две недели назад рав давал урок в нашей
синагоге, и это был урок совсем другого
уровня, — высказал свои впечатления юноша.
— Тот урок был подобен великолепному
дворцу, поражающему своей роскошью и
простором. Нынешний же урок походит на
обычный дом, добротный, крепко собранный, но
все же — обычный, заурядный. Тогда в
синагоге собрались простые люди, которые
едва ли могли оценить красоту и
изысканность ваших суждений. Но здесь, в
йешиве, присутствовали раввины —
преподаватели йешивы, почти в полном
составе присутствовал попечительский
совет, здесь решалась ваша судьба. Почему же
вы не воспользовались моментом и не
показали им, кто вы такой?
— На подготовку того урока, о котором ты
говоришь, у меня ушло несколько месяцев, —
ответил рав Лейбович. — В йешиве у меня не
будет таких условий. Здесь нужны ежедневные
и еженедельные уроки. Вот я и
продемонстрировал пример урока, на
подготовку которого у меня ушла неделя. Но
если бы я повторил тот мой прошлый урок, я бы
этим нарушил запрет Торы — «Не пытайтесь
обмануть друг друга».
Ребе из Коцка (раби Менахем-Мендель
Моргенштерн, Польша, первая половина 19-го
века) любил повторять, что запрет на то,
чтобы вводить в заблуждение при торговле,
распространяется также и на самого
человека.
Человек склонен себя оправдывать. Но кто
знает, не нарушает ли он тем самым запрет
Торы?!
на основе комментариев рава
Боруха-Бера Лейбовича
(автор книги «Биркат Шмуэль»;
Украина – Польша, 1870-1939 гг.)
и раби Менахема Менделя из Коцка
(раби Менахем-Мендель Моргенштерн,
известен своими острыми, мудрыми
высказываниями; Польша, первая половина 19-го
века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|