24 цикл обсуждения
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “БЕ-hАР”
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.
Почему она так
называется?
В первой
фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар
в переводе с иврита — на горе.
Обсуждение главы «БЕ-hАР»
1. Так укоренялась вера во Всевышнего
Слова, которые стали названием
нашей недельной главы (Бе-hар
— на горе), находим в самой первой фразе, открывающей эту главу. Написано: «И
говорил Всевышний с Моше на горе Синай так…» (Ваикра, гл. 25, ст.
1).
«На горе» — это не просто
определение места. Там во время Синайского Откровения окончательно
сформировалась и окрепла эмуна — вера сынов Израиля во Всевышнего и
упование на Него.
После чудесного спасения Израиля
на берегу моря Суф, когда египетская гвардия, оснащенная лучшими
колесницами — танками и бронетранспортерами того времени — пошла ко дну. И евреи
увидели на берегу, выброшенные волнами бездыханные тела своих угнетателей и
преследователей. Тогда — «поверили они во Всевышнего и в пророчество Моше,
служителя Его» (Шемот, гл. 14, ст. 31).
Казалось, сейчас Творец может
даровать им Свою Тору. Но этого не произошло — эмуна сынов Израиля еще не
достигла своего максимума. И Творец захотел укрепить ее и закалить.
Лучше всего это получается в
процессе преодоления испытаний. Поэтому Всевышний не даровал Тору сразу и не
повел евреев в Израиль кратчайшим путем, но направил их на землю, незасеянную и
незаселенную — в безводную пустыню, в царство скорпионов и змей.
Сыны Израиля выступили в дорогу
без лишних слов. За это Создатель поил их ключевой водой из странствующего
источника, кормил маном, падающим с Небес (о нем — см. на сайте в ответе
«Что такое «ман» (манна)?», № 706), укрывал облаками от зноя и
защищал от пустынных гадов.
И
все — ради того, чтобы сыны Израиля поняли: Всевышний может все.
Это был путь к полной вере и
осознанию, что «Творец на Небесах, вверху, и на земле, внизу, и нет никого,
кроме Него» (Дварим, гл. 4, ст. 39). Путь, который привел на Синай.
Таким образом, Синайское
Откровение ознаменовало вступление еврейского народа в духовную зрелость.
Порой мы встречаем старичка или
бабушку, не умеющих ни читать, ни писать, однако обладающих эмуной
небывалой силы. Их простая вера, до того цельная и прочная, что, если
понадобится отдать жизнь за Творца, они сделают это, не раздумывая.
На протяжении истории множество
раз простые, малограмотные евреи погибали, освящая Имя Всевышнего, совершая
кидуш
hа-Шем.
Во имя Творца они отдавали самое дорогое, свою жизнь.
Откуда у этих самых обычных, на
первый взгляд, ничем не выдающихся людей, столь сильная эмуна?
С горы Синай, от Синайского
Откровения. Ведь души всех сынов Израиля были там, пройдя путь из Египта, через
море Суф. И вера, зародившаяся во время египетских казней, укрепившаяся
на морском берегу, окончательно, на все поколения вперед, укоренилась в сердцах
во время дарования Торы.
на основе комментария рабейну рабейну Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов
по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)
2. Земля желанная
Нашу недельную главу открывает
заповедь о седьмом годе, которую нужно выполнять только в пределах Эрец
Исраэль (Земли Израиля). И мы читаем: «Когда придете на землю, которую Я даю
вам…» (Ваикра, гл. 25, ст. 3).
Обратите внимание, что написано
— «Я даю вам», то есть — в настоящем времени. Но ведь Всевышний уже даровал нам
Эрец Исраэль, и, значит, нужно было бы, вероятно, написать: «Я дал вам».
Кстати, попробуем выяснить,
когда сыны Израиля обрели права на эту землю.
Во время заключения Союза над
рассеченными тушами животных (брит бейн
hа-бетарим),
Творец даровал Аврааму Эрец Исраэль. Как сказано: «В тот день заключил
Создатель с Аврамом Союз, говоря: Твоему потомству дал я эту землю» (Берешит,
гл. 15, ст. 18).
Однако в Танахе находим, что эта
Земля завещана сынам Израиля еще со времен Сотворения мира. Об этом читаем:
«Встал Он и пошатнул землю, глянул – и отпрянули народы, и разрушились горы
древние, понизились холмы вечные, пути Его – вечны» (книга пророка
Хавакука, гл. 3, ст. 6).
Эрец Исраэль
— особая земля, это не просто географическая область или пятнышко с номером на
карте (когда название дается где-то на полях).
Другие страны и земли могут
похвастаться размерами, ландшафтом, флорой и фауной, подземными ископаемыми,
удивительными природными явлениями, мягким или, наоборот, суровым климатом. Но
только у земли Израиля есть кедуша (в условном переводе — святость).
Причем, кедуша эта день ото дня растет и увеличивается — так, что все
прочие страны и континенты, все больше отстают от нее в этом.
Всевышний, создавая мир, наделил
относительно небольшую полоску земли особым свойством и предназначил ее Своему
избранному народу.
Шли века и тысячелетия,
создавались и распадались империи, перекраивались границы, сменялись мировые
лидеры, одни народы поглощали другие. Так неужели Эрец Исраэль по-прежнему
предназначается еврейскому народу?
Написано: «Я даю вам». Каждый
день Всевышний продолжает давать ее нам. И каждый, у кого ясен взгляд и не
очерствело сердце каждый день в Эрец Исраэль может видеть и чувствовать
то, что не видел и не чувствовал вчера — новый поток кедуши. Ведь здесь
находятся Небесные Врата. Их увидел еще наш праотец Яаков. «И это — Врата
Небес!», восклицает он (Берешит, гл. 28, ст. 17).
Другие земли могут похвастаться
лишь дремучими лесами, да непроходимыми топями.
Очень грустно признавать, что
последнее время понимание особого статуса Эрец Исраэль утратило свою
ясность. Многие жители ее летают в другие страны, и некоторые это делают так
часто, как будто приобрели проездной билет. Другие лишь номинально числятся
жителями Израиля, на самом деле живут заграницей и наведываются в Израиль только
на праздники, а то и реже.
Может, им стоит вспомнить, что
за пределами Эрец Исраэль они погружаются сразу в два вида тумы
(духовной нечистоты): в туму той земли и туму воздуха.
В Израиле земля — кодеш (в
условном переводе — святая), а воздух Эрец Исраэль делает человека
мудрее.
Людей, удостоившихся родиться и
вырасти в Израиле, отличает особая красота и мудрость.
В Мидраше (Мидраш Раба
на мегилат Эйха, гл. 1) рассказывается, как еврейская женщина
собрала еду в корзинку, прикрыла корзинку полотенцем и дала сыну, чтобы тот
отнес ее отцу. За этим наблюдал приезжий грек. Он окликнул мальчика и спросил,
что у того в корзинке.
— Если бы мама хотела, чтобы ты
это знал, она бы ее не накрыла, — ответил семилетний ребенок.
Все самое лучшее и полезное, а
главное — кедуша, находится в Израиле, а заграницу едут, лишь за туманом
и за запахом тумы...
на основе комментария рабейну рабейну Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов
по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)
3. Притяжение земли
Одна из заповедей, относящихся к
Эрец Исраэль (Земле Израиля) — заповедь о седьмом годе, заповедь шмиты.
О ней в нашей главе сказано: «Когда придете на землю, которую Я даю вам» (Ваикра,
гл. 25, ст. 3).
Обратите внимание, написано:
«Я даю вам» (в настоящем времени). Но ведь Всевышний уже даровал нам Эрец
Исраэль, и значит, нужно было бы, вероятно, написать — «Я дал вам» (в
прошедшем времени).
Но, нет! Дело тут в том, что
Творец, действительно, каждый день предлагает своему народу Израиль. И это
подразумевает, что все мы постоянно оказываемся перед выбором. И выбрать нам
нужно Эрец Исраэль.
Этот выбор кажется очевидным.
Ведь Земля Израиля — единственная из всех территорий в мире обладает святостью.
И только воздух Эрец Исраэль делает человека мудрей.
За пределами Израиля еврея ждет
лишь тума (духовная нечистота) и ненависть народов мира. Тем не менее,
многих почему-то манит заграница. Кого-то притягивают яркие фонари, кого-то
зеленый дым, кого-то длинный доллар, рубль или евро, кого-то — все это вместе.
Получается, что одних Эрец Исраэль притягивает, других — отторгает.
В былые времена не было такого
еврея, который ни мечтал бы поселиться и жить в Израиле. Но удостаивался этого
далеко не каждый.
Рабейну Йосиф-Хаим
из Багдада (один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части —
каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под
названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
был известным мудрецом и знатоком Торы. Он написал множество книг, по которым
учатся по сей день. И все свои книги он старался издать в Израиле. Закончив
писать очередную книгу, он обычно делал две копии с рукописи и оставлял их у
себя, чтобы будущая книга не пропала. А оригинал он отсылал с караваном в
Израиль, и там издавал книгу.
Как-то его спросили о причинах
возникновения этого обычая. И он указал две:
1.
«Хочу, чтобы каждая страница моей книги впитала вкус Эрец Исраэль,
и вся книга пропиталась кедушой.2.
2.
«Конечно же, хочу дать заработок евреям, живущим в Израиле».
Любовь раби Йосефа Хаима к Земле
Израиля была велика и ни с чем несравнима. Каждый год он заказывал из Израиля в
огромных количествах финики, сливы, изюм и другие фрукты — питался ими сам,
кормил свою семью и близких и снабжал ими мудрецов Торы. Он всячески помогал
каждому, кто изъявлял желание поселиться в Эрец Исраэль.
Когда раби Йегошуа Шахрабани
исполнилось тридцать лет, он решил переселиться в Израиль со своей небольшой
семьей: женой и тремя детьми. Рав Йосеф Хаим сопровождал их от Багдада до Бацры
(Басры), порта из которого корабли шли в Израиль. Перед расставанием он велел
погрузить на их корабль ящики с фруктами.
— Мы же держим путь в страну,
текущую молоком и медом, — искренне удивился рав Йегошуа Шахрабани. — Зачем нам
это все?!
— Возьми, пусть у тебя будет… —
ответил Бен Иш Хай.
Реальность показала, насколько
он был прав. Израиль тогда был под властью Турции. Его жители нищенствовали и
голодали. Семья Шахрабани, пока не встала на ноги, полгода жила за счет этих
фруктов.
В заслугу любви к Эрец
Исраэль семья раби Йегошуа разрослась небывало, а он сам удостоился
долголетия. Он жил с пятью поколениями своих потомков, многие из которых стали
раввинами и знатоками Торы.
на основе комментария раби Йосефа-Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы,
автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов,
под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало
20-го)
4. Шесть «шинов»
Написано в нашей недельной
главе: «Шесть лет засевай твое поле» (Ваикра, гл. 25, ст. 3).
Речь — о заповеди шмита,
когда после шести лет работ на земле на седьмой год ей дают отдых, оставляют в
покое.
Итак, седьмому, субботнему, году
предшествуют шесть лет активной сельскохозяйственной деятельности. В оригинале
написано — «шеш шаним» (шесть лет).
В Мидраше (Мидраш Плия)
сказано, что в выражении «шеш шаним» содержится намек на «шеш шиним»
(шесть букв шин).
Что же это за шесть шинов?
В одной из фраз, описывающих
заповедь шмиты (в переводе эта фраза — «И сочти себе семь суббот годовых,
семь лет семь раз», Ваикра, гл. 25, ст. 8), на букву шин
начинаются шесть слов подряд.
Следует также отметить, что на
головном тефиллин с двух сторон, справа и слева, имеются выпуклые
изображения буквы шин. Причем, слева изображение шин состоит из
четырех частей, справа — из трех.
Чем вызвано это различие?
Дело в том, что буква шин
из трех частей была в Торе, полученной Моше Рабейну (текст Торы пишут чернилами
на коже особой выделки).
Присутствовала буква шин и на
Скрижалях Завета.
Все буквы на Скрижалях были
прорезаны насквозь. Там, вокруг трех прорезей буквы шин было четыре
окаймляющих элемента.
Таким образом, шин на
правой стороне тефиллина символизирует букву из Торы, тот, что слева —
напоминает о букве на Скрижалях.
В книге Зогар
говорится, что, прежде чем накладывать тефиллин, желательно, чтобы
человек сосредоточенно вгляделся в эти буквы. Этим он принесет пользу своей
душе.
Существует два основных вида
тефиллин — тефиллин Раши и тефиллин рабейну Тама. Они
отличаются друг от друга порядком содержащиеся в них отрывки из Торы. Принято
произносить благословение и накладывать на утреннюю молитву тефиллин
Раши. Некоторые, в конце молитвы снимают тефиллин Раши и возлагают
тефиллин рабейну Тама. Подробнее об этом можно прочесть на сайте в ответе «О
тефиллин Раши и тефиллин рабейну Тама» (№ 2790).
Существует и третий вид
тефиллин — тефиллин Сар Шалома, раввина эпохи гаонов. Он жил
примерно тысячу двести лет назад, и был автором книги
Шимуша раба. Этот тефиллин отличается большими размерами:
четыре на четыре пальца (примерно восемь сантиметров).
Ари
hа-Кадош
(раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век)
пишет, что этот тефиллин стоит накладывать во время послеполуденной
молитвы (минха). И отмечает, что намек на них содержится во фразе:
«Присмотрись к непорочному и вглядись в прямодушного, ибо будущность такого
человека — мир» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 47, ст. 47).
Слова «присмотрись к непорочному
(в оригинале — шемар там) — намек на тефиллин рабейну Тама.
«» (Выражение «и вглядись в
прямодушного (в оригинале — у реэ йяшар) свидетельствует в пользу
тефиллин Раши. Слово «йяшар» состоит из тех же букв, что и Раши.
И, наконец — «ле-иш шалом»
(…человека — мир). Здесь подразумевается тефиллин Сар Шалома Гаона.
На каждом из этих тефиллин
— по две буквы шин. И, значит, всего — шесть. Выходит, в Мидраше имелся в
виду и тефиллин.
на основе комментария рава Йосефа Каро
(великий законоучитель, составитель Шульхан Аруха; Испания – Португалия –
Турция – Эрец Исраэль, конец 15-го – начало 16-го вв.)
5. Суббота земли - в
пищу
Соблюдение заповеди о шмите
предполагает отказ в седьмой год от сельскохозяйственных работ.
Но как же тогда будет с
пропитанием?
В Тора обещано, что от этого
никто не пострадает. И мы читаем: «И будет суббота земли вам в пищу» (Ваикра,
гл. 25, ст. 6).
В заслугу соблюдения заповеди
субботнего года никто не останется голодным.
У одного известного раввина из
Иерусалима в доме жила и трудилась иностранная работница. Она помогала жене
раввина вести дом.
Отработав год, она решила
вернуться на родину. В свой последний рабочий день она тепло простилась с
рабанит, и собрала свои вещи.
Рабанит не хотела ее отпускать с
пустыми руками, но и чего-то подходящего тоже не нашла. Тогда она взяла из вазы
на столе красивое, благоухающее яблоко, завернула его и протянула своей
помощнице. Та с благодарностью приняла подарок и поторопилась на выход.
Вскоре вернулся домой рав, и
жена рассказала ему о последних событиях, об уходе домработницы и подаренном
яблоке.
Ребе слушал жену с
благожелательной улыбкой. Но когда он услышал о яблоке, улыбка сползла с лица, и
он вмиг посерьезнел.
— Сейчас год шмиты, и то
яблоко, выросшее в субботний год, имеет кедушат шевиит (святость седьмого
года). Такие плоды нельзя вывозить из Эрец Исраэль. Так что, постарайся
догнать ее и вернуть это яблоко.
Рабанит не мешкая бросилась в
погоню. Она заметила домработницу на автобусной остановке и закричала ей
издалека. Но та сделала вид, как будто ничего не слышала, и поспешно села в
только что подошедший автобус. Не имея других вариантов, рабанит поймала такси и
попросила нагнать автобус. Таксист был опытным водителем, на светофоре его
машина поравнялась с автобусом, и таксист попросил водителя на ближайшей
остановке подождать его пассажирку.
Когда рабанит вошла в автобус и
направилась к своей бывшей помощнице, ту чуть не хватил удар. Заплетающимся
языком она умоляла ее простить и даже бухнулась на колени. Изумленная рабанит
спросила о яблоке. И иностранная работница вернула его, а вместе с ним еще и
небольшой сверток, в котором были украшения и драгоценности рабанит.
Так, стремление наилучшим
образом исполнить заповедь шмиты, сохранило семейные драгоценности...
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА “БЕ-hАР”
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.
Почему она так
называется?
В первой
фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар
в переводе с иврита — на горе.
Обсуждение главы «БЕ-hАР»
1. Так укоренялась вера во Всевышнего
Слова, которые стали названием
нашей недельной главы (Бе-hар
— на горе), находим в самой первой фразе, открывающей эту главу. Написано: «И
говорил Всевышний с Моше на горе Синай так…» (Ваикра, гл. 25, ст.
1).
«На горе» — это не просто
определение места. Там во время Синайского Откровения окончательно
сформировалась и окрепла эмуна — вера сынов Израиля во Всевышнего и
упование на Него.
После чудесного спасения Израиля
на берегу моря Суф, когда египетская гвардия, оснащенная лучшими
колесницами — танками и бронетранспортерами того времени — пошла ко дну. И евреи
увидели на берегу, выброшенные волнами бездыханные тела своих угнетателей и
преследователей. Тогда — «поверили они во Всевышнего и в пророчество Моше,
служителя Его» (Шемот, гл. 14, ст. 31).
Казалось, сейчас Творец может
даровать им Свою Тору. Но этого не произошло — эмуна сынов Израиля еще не
достигла своего максимума. И Творец захотел укрепить ее и закалить.
Лучше всего это получается в
процессе преодоления испытаний. Поэтому Всевышний не даровал Тору сразу и не
повел евреев в Израиль кратчайшим путем, но направил их на землю, незасеянную и
незаселенную — в безводную пустыню, в царство скорпионов и змей.
Сыны Израиля выступили в дорогу
без лишних слов. За это Создатель поил их ключевой водой из странствующего
источника, кормил маном, падающим с Небес (о нем — см. на сайте в ответе
«Что такое «ман» (манна)?», № 706), укрывал облаками от зноя и
защищал от пустынных гадов.
И
все — ради того, чтобы сыны Израиля поняли: Всевышний может все.
Это был путь к полной вере и
осознанию, что «Творец на Небесах, вверху, и на земле, внизу, и нет никого,
кроме Него» (Дварим, гл. 4, ст. 39). Путь, который привел на Синай.
Таким образом, Синайское
Откровение ознаменовало вступление еврейского народа в духовную зрелость.
Порой мы встречаем старичка или
бабушку, не умеющих ни читать, ни писать, однако обладающих эмуной
небывалой силы. Их простая вера, до того цельная и прочная, что, если
понадобится отдать жизнь за Творца, они сделают это, не раздумывая.
На протяжении истории множество
раз простые, малограмотные евреи погибали, освящая Имя Всевышнего, совершая
кидуш
hа-Шем.
Во имя Творца они отдавали самое дорогое, свою жизнь.
Откуда у этих самых обычных, на
первый взгляд, ничем не выдающихся людей, столь сильная эмуна?
С горы Синай, от Синайского
Откровения. Ведь души всех сынов Израиля были там, пройдя путь из Египта, через
море Суф. И вера, зародившаяся во время египетских казней, укрепившаяся
на морском берегу, окончательно, на все поколения вперед, укоренилась в сердцах
во время дарования Торы.
на основе комментария рабейну рабейну Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов
по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)
2. Земля желанная
Нашу недельную главу открывает
заповедь о седьмом годе, которую нужно выполнять только в пределах Эрец
Исраэль (Земли Израиля). И мы читаем: «Когда придете на землю, которую Я даю
вам…» (Ваикра, гл. 25, ст. 3).
Обратите внимание, что написано
— «Я даю вам», то есть — в настоящем времени. Но ведь Всевышний уже даровал нам
Эрец Исраэль, и, значит, нужно было бы, вероятно, написать: «Я дал вам».
Кстати, попробуем выяснить,
когда сыны Израиля обрели права на эту землю.
Во время заключения Союза над
рассеченными тушами животных (брит бейн
hа-бетарим),
Творец даровал Аврааму Эрец Исраэль. Как сказано: «В тот день заключил
Создатель с Аврамом Союз, говоря: Твоему потомству дал я эту землю» (Берешит,
гл. 15, ст. 18).
Однако в Танахе находим, что эта
Земля завещана сынам Израиля еще со времен Сотворения мира. Об этом читаем:
«Встал Он и пошатнул землю, глянул – и отпрянули народы, и разрушились горы
древние, понизились холмы вечные, пути Его – вечны» (книга пророка
Хавакука, гл. 3, ст. 6).
Эрец Исраэль
— особая земля, это не просто географическая область или пятнышко с номером на
карте (когда название дается где-то на полях).
Другие страны и земли могут
похвастаться размерами, ландшафтом, флорой и фауной, подземными ископаемыми,
удивительными природными явлениями, мягким или, наоборот, суровым климатом. Но
только у земли Израиля есть кедуша (в условном переводе — святость).
Причем, кедуша эта день ото дня растет и увеличивается — так, что все
прочие страны и континенты, все больше отстают от нее в этом.
Всевышний, создавая мир, наделил
относительно небольшую полоску земли особым свойством и предназначил ее Своему
избранному народу.
Шли века и тысячелетия,
создавались и распадались империи, перекраивались границы, сменялись мировые
лидеры, одни народы поглощали другие. Так неужели Эрец Исраэль по-прежнему
предназначается еврейскому народу?
Написано: «Я даю вам». Каждый
день Всевышний продолжает давать ее нам. И каждый, у кого ясен взгляд и не
очерствело сердце каждый день в Эрец Исраэль может видеть и чувствовать
то, что не видел и не чувствовал вчера — новый поток кедуши. Ведь здесь
находятся Небесные Врата. Их увидел еще наш праотец Яаков. «И это — Врата
Небес!», восклицает он (Берешит, гл. 28, ст. 17).
Другие земли могут похвастаться
лишь дремучими лесами, да непроходимыми топями.
Очень грустно признавать, что
последнее время понимание особого статуса Эрец Исраэль утратило свою
ясность. Многие жители ее летают в другие страны, и некоторые это делают так
часто, как будто приобрели проездной билет. Другие лишь номинально числятся
жителями Израиля, на самом деле живут заграницей и наведываются в Израиль только
на праздники, а то и реже.
Может, им стоит вспомнить, что
за пределами Эрец Исраэль они погружаются сразу в два вида тумы
(духовной нечистоты): в туму той земли и туму воздуха.
В Израиле земля — кодеш (в
условном переводе — святая), а воздух Эрец Исраэль делает человека
мудрее.
Людей, удостоившихся родиться и
вырасти в Израиле, отличает особая красота и мудрость.
В Мидраше (Мидраш Раба
на мегилат Эйха, гл. 1) рассказывается, как еврейская женщина
собрала еду в корзинку, прикрыла корзинку полотенцем и дала сыну, чтобы тот
отнес ее отцу. За этим наблюдал приезжий грек. Он окликнул мальчика и спросил,
что у того в корзинке.
— Если бы мама хотела, чтобы ты
это знал, она бы ее не накрыла, — ответил семилетний ребенок.
Все самое лучшее и полезное, а
главное — кедуша, находится в Израиле, а заграницу едут, лишь за туманом
и за запахом тумы...
на основе комментария рабейну рабейну Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов
по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)
3. Притяжение земли
Одна из заповедей, относящихся к
Эрец Исраэль (Земле Израиля) — заповедь о седьмом годе, заповедь шмиты.
О ней в нашей главе сказано: «Когда придете на землю, которую Я даю вам» (Ваикра,
гл. 25, ст. 3).
Обратите внимание, написано:
«Я даю вам» (в настоящем времени). Но ведь Всевышний уже даровал нам Эрец
Исраэль, и значит, нужно было бы, вероятно, написать — «Я дал вам» (в
прошедшем времени).
Но, нет! Дело тут в том, что
Творец, действительно, каждый день предлагает своему народу Израиль. И это
подразумевает, что все мы постоянно оказываемся перед выбором. И выбрать нам
нужно Эрец Исраэль.
Этот выбор кажется очевидным.
Ведь Земля Израиля — единственная из всех территорий в мире обладает святостью.
И только воздух Эрец Исраэль делает человека мудрей.
За пределами Израиля еврея ждет
лишь тума (духовная нечистота) и ненависть народов мира. Тем не менее,
многих почему-то манит заграница. Кого-то притягивают яркие фонари, кого-то
зеленый дым, кого-то длинный доллар, рубль или евро, кого-то — все это вместе.
Получается, что одних Эрец Исраэль притягивает, других — отторгает.
В былые времена не было такого
еврея, который ни мечтал бы поселиться и жить в Израиле. Но удостаивался этого
далеко не каждый.
Рабейну Йосиф-Хаим
из Багдада (один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части —
каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под
названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
был известным мудрецом и знатоком Торы. Он написал множество книг, по которым
учатся по сей день. И все свои книги он старался издать в Израиле. Закончив
писать очередную книгу, он обычно делал две копии с рукописи и оставлял их у
себя, чтобы будущая книга не пропала. А оригинал он отсылал с караваном в
Израиль, и там издавал книгу.
Как-то его спросили о причинах
возникновения этого обычая. И он указал две:
1.
«Хочу, чтобы каждая страница моей книги впитала вкус Эрец Исраэль,
и вся книга пропиталась кедушой.2.
2.
«Конечно же, хочу дать заработок евреям, живущим в Израиле».
Любовь раби Йосефа Хаима к Земле
Израиля была велика и ни с чем несравнима. Каждый год он заказывал из Израиля в
огромных количествах финики, сливы, изюм и другие фрукты — питался ими сам,
кормил свою семью и близких и снабжал ими мудрецов Торы. Он всячески помогал
каждому, кто изъявлял желание поселиться в Эрец Исраэль.
Когда раби Йегошуа Шахрабани
исполнилось тридцать лет, он решил переселиться в Израиль со своей небольшой
семьей: женой и тремя детьми. Рав Йосеф Хаим сопровождал их от Багдада до Бацры
(Басры), порта из которого корабли шли в Израиль. Перед расставанием он велел
погрузить на их корабль ящики с фруктами.
— Мы же держим путь в страну,
текущую молоком и медом, — искренне удивился рав Йегошуа Шахрабани. — Зачем нам
это все?!
— Возьми, пусть у тебя будет… —
ответил Бен Иш Хай.
Реальность показала, насколько
он был прав. Израиль тогда был под властью Турции. Его жители нищенствовали и
голодали. Семья Шахрабани, пока не встала на ноги, полгода жила за счет этих
фруктов.
В заслугу любви к Эрец
Исраэль семья раби Йегошуа разрослась небывало, а он сам удостоился
долголетия. Он жил с пятью поколениями своих потомков, многие из которых стали
раввинами и знатоками Торы.
на основе комментария раби Йосефа-Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы,
автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов,
под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало
20-го)
4. Шесть «шинов»
Написано в нашей недельной
главе: «Шесть лет засевай твое поле» (Ваикра, гл. 25, ст. 3).
Речь — о заповеди шмита,
когда после шести лет работ на земле на седьмой год ей дают отдых, оставляют в
покое.
Итак, седьмому, субботнему, году
предшествуют шесть лет активной сельскохозяйственной деятельности. В оригинале
написано — «шеш шаним» (шесть лет).
В Мидраше (Мидраш Плия)
сказано, что в выражении «шеш шаним» содержится намек на «шеш шиним»
(шесть букв шин).
Что же это за шесть шинов?
В одной из фраз, описывающих
заповедь шмиты (в переводе эта фраза — «И сочти себе семь суббот годовых,
семь лет семь раз», Ваикра, гл. 25, ст. 8), на букву шин
начинаются шесть слов подряд.
Следует также отметить, что на
головном тефиллин с двух сторон, справа и слева, имеются выпуклые
изображения буквы шин. Причем, слева изображение шин состоит из
четырех частей, справа — из трех.
Чем вызвано это различие?
Дело в том, что буква шин
из трех частей была в Торе, полученной Моше Рабейну (текст Торы пишут чернилами
на коже особой выделки).
Присутствовала буква шин и на
Скрижалях Завета.
Все буквы на Скрижалях были
прорезаны насквозь. Там, вокруг трех прорезей буквы шин было четыре
окаймляющих элемента.
Таким образом, шин на
правой стороне тефиллина символизирует букву из Торы, тот, что слева —
напоминает о букве на Скрижалях.
В книге Зогар
говорится, что, прежде чем накладывать тефиллин, желательно, чтобы
человек сосредоточенно вгляделся в эти буквы. Этим он принесет пользу своей
душе.
Существует два основных вида
тефиллин — тефиллин Раши и тефиллин рабейну Тама. Они
отличаются друг от друга порядком содержащиеся в них отрывки из Торы. Принято
произносить благословение и накладывать на утреннюю молитву тефиллин
Раши. Некоторые, в конце молитвы снимают тефиллин Раши и возлагают
тефиллин рабейну Тама. Подробнее об этом можно прочесть на сайте в ответе «О
тефиллин Раши и тефиллин рабейну Тама» (№ 2790).
Существует и третий вид
тефиллин — тефиллин Сар Шалома, раввина эпохи гаонов. Он жил
примерно тысячу двести лет назад, и был автором книги
Шимуша раба. Этот тефиллин отличается большими размерами:
четыре на четыре пальца (примерно восемь сантиметров).
Ари
hа-Кадош
(раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век)
пишет, что этот тефиллин стоит накладывать во время послеполуденной
молитвы (минха). И отмечает, что намек на них содержится во фразе:
«Присмотрись к непорочному и вглядись в прямодушного, ибо будущность такого
человека — мир» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 47, ст. 47).
Слова «присмотрись к непорочному
(в оригинале — шемар там) — намек на тефиллин рабейну Тама.
«» (Выражение «и вглядись в
прямодушного (в оригинале — у реэ йяшар) свидетельствует в пользу
тефиллин Раши. Слово «йяшар» состоит из тех же букв, что и Раши.
И, наконец — «ле-иш шалом»
(…человека — мир). Здесь подразумевается тефиллин Сар Шалома Гаона.
На каждом из этих тефиллин
— по две буквы шин. И, значит, всего — шесть. Выходит, в Мидраше имелся в
виду и тефиллин.
на основе комментария рава Йосефа Каро
(великий законоучитель, составитель Шульхан Аруха; Испания – Португалия –
Турция – Эрец Исраэль, конец 15-го – начало 16-го вв.)
5. Суббота земли - в
пищу
Соблюдение заповеди о шмите
предполагает отказ в седьмой год от сельскохозяйственных работ.
Но как же тогда будет с
пропитанием?
В Тора обещано, что от этого
никто не пострадает. И мы читаем: «И будет суббота земли вам в пищу» (Ваикра,
гл. 25, ст. 6).
В заслугу соблюдения заповеди
субботнего года никто не останется голодным.
У одного известного раввина из
Иерусалима в доме жила и трудилась иностранная работница. Она помогала жене
раввина вести дом.
Отработав год, она решила
вернуться на родину. В свой последний рабочий день она тепло простилась с
рабанит, и собрала свои вещи.
Рабанит не хотела ее отпускать с
пустыми руками, но и чего-то подходящего тоже не нашла. Тогда она взяла из вазы
на столе красивое, благоухающее яблоко, завернула его и протянула своей
помощнице. Та с благодарностью приняла подарок и поторопилась на выход.
Вскоре вернулся домой рав, и
жена рассказала ему о последних событиях, об уходе домработницы и подаренном
яблоке.
Ребе слушал жену с
благожелательной улыбкой. Но когда он услышал о яблоке, улыбка сползла с лица, и
он вмиг посерьезнел.
— Сейчас год шмиты, и то
яблоко, выросшее в субботний год, имеет кедушат шевиит (святость седьмого
года). Такие плоды нельзя вывозить из Эрец Исраэль. Так что, постарайся
догнать ее и вернуть это яблоко.
Рабанит не мешкая бросилась в
погоню. Она заметила домработницу на автобусной остановке и закричала ей
издалека. Но та сделала вид, как будто ничего не слышала, и поспешно села в
только что подошедший автобус. Не имея других вариантов, рабанит поймала такси и
попросила нагнать автобус. Таксист был опытным водителем, на светофоре его
машина поравнялась с автобусом, и таксист попросил водителя на ближайшей
остановке подождать его пассажирку.
Когда рабанит вошла в автобус и
направилась к своей бывшей помощнице, ту чуть не хватил удар. Заплетающимся
языком она умоляла ее простить и даже бухнулась на колени. Изумленная рабанит
спросила о яблоке. И иностранная работница вернула его, а вместе с ним еще и
небольшой сверток, в котором были украшения и драгоценности рабанит.
Так, стремление наилучшим
образом исполнить заповедь шмиты, сохранило семейные драгоценности...
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|