Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “БЕ-hАР”
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.
Почему она так
называется?
В первой
фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар
в переводе с иврита — на горе.
Обсуждение главы «БЕ-hАР»
1.
Земля — подарок или наследство?
Нашу недельную главу открывают
законы шмиты (седьмого, субботнего года). И мы читаем: «Когда придете в
страну, на землю, которую Я даю вам, пусть земля покоится в субботу Всевышнего»
(Ваикра, гл. 25, ст. 2).
Уточнение — «которую Я даю вам —
может показаться лишним. Ведь вряд ли кто-то подумает, что Всевышний приведет
сынов Израиля не в ту страну, землю которой собирается им дать».
Нечто похожее мы встречаем в
недельной главе Ваишлах. В ней Всевышний говорит Яакову: «И землю,
которую Я дал Аврааму и Ицхаку, тебе дам Я ее, и твоему потомству после тебя дам
Я землю» (Берешит, гл. 35, ст. 12).
На первый взгляд, без добавления
— «дам Я землю» вполне можно было бы, наверное, обойтись.
Так для чего нужны эти словесные
«излишества»?
Известно, что в тех случаях,
когда в Торе используются «лишние», как нам кажется, выражения, это означает,
что здесь есть скрытый подтекст. В нашем отрывке тем самым подчеркивается
разница между наследством и подарком.
Наследники вступают во владение
имуществом покойного в любом случае. А для получения подарка необходимо, чтобы
это имущество захотели тебе подарить.
Всевышний отмечает, что дает
Эрец Исраэль (Землю Израиля) народу Израиля — в подарок. Это значит, что она не
будет переходить по наследству — автоматически. Чтобы владеть ею — нужно
выполнять определенные требования, чтобы у Всевышнего не пропадало желание ее
«дарить».
Одно из условий дарения земли
состоит в том, что она должна покоиться в субботу Всевышнего, в каждый седьмой
год. О том, что будет в случае невыполнения этого условия, написано в Торе
прямым текстом. Сказано: «И страна эта будет оставлена ими, и взыщет она свои
субботы в запустении, и искупят они вину свою — что презирали законы Мои и
установлениями Моими гнушались» (Ваикра, гл. 26, ст. 43).
Дополнительный смысл нам
добавляют слова пророка из Афтары к нашей главе — «И дал Ты им эту землю,
текущую молоком и медом, землю, о которой Ты клялся их Праотцам. И вот они
пришли и унаследовали ее. Но голоса Твоего не стали они слушать и Тору Твою
перестали соблюдать... И постигло их это бедствие» (Танах, книга пророка
Йермияhу,
гл. 32, ст. 22-23).
Всевышний поклялся дать землю
Праотцам и их потомкам. Он свое обещание — сдержал. Но вот евреи, как следует из
слов пророка, восприняли Эрец Исраэль не как бесценный дар, который нужно
заслужить, но — как наследство («пришли и унаследовали ее»). Вместо того, чтобы
поддерживать соответствующий духовный уровень, чтобы у Всевышнего не иссякало
желание дарить — евреи постепенно стали считать Израиль своим наследством,
владение которым им автоматически обеспечено. И вовсе не нужно слушаться Хозяина
и исполнять Его волю. Ведь наследство — никуда не денется.
В итоге, Всевышний решил, что
те, кто ни во что не ставят Его слово и пренебрегают Его установлениями и
заповедями — не достойны Его подарка.
Через две тысячи лет изгнания,
Эрец Исраэль снова, можно сказать, на блюдечке — преподнесена нам в дар.
И очень важно не повторить прошлых ошибок. Не вести себя как молодой повеса,
единственный наследник богатого дяди, похлопывающий холеной рукой по карману с
завещанием.
Документ, удостоверяющий наши
права на Землю Израиля — не завещание, но — дарственная, с оговоренными
условиями дарения. И ответственность за их соблюдение с нас пока еще не снята.
на основе комментария рава Давида Сегаля
(великий Учитель, автор комментария к Шульхан Аруху под названием «Турей Заав»,
Польша, 1586-1667 гг.)
2.
Шмита
и цицит — реализация Высшего замысла
Законы шмиты
подразумевают прекращение всех сельскохозяйственных работ в седьмой год. Как
сказано: «Пусть земля покоится в субботу Всевышнего» (Ваикра, гл.
25, ст. 2).
Невольно начинаешь искать
аналогии между семилетним циклом и семидневной неделей.
Все дни недели мы живем
благодаря субботе, поскольку она — источник благословений.
И это при том, что в саму
субботу человек воздерживается от любой производительной работы.
Подобно этому обстоит дело и с
субботним годом, со шмитой.
Раз в семь лет наступает
«суббота Всевышнего». Замирают на год все сельскохозяйственные орудия и
инструменты. А по истечении этого года, благодаря ему — последующие шесть лет
обретают благословение.
Если в шесть будних дней человек
в основном занят ремеслом, то в шаббат он получает возможность всецело
отдаться углубленному изучению Торы.
Точно так же и субботний год
предназначен компенсировать время, потраченное на посев и прополку, на пахоту и
сбор урожая.
Теперь целый год всеми этими
делами не надо будет заниматься. И значит, субботний год нужно всецело посвятить
изучению Торы. Поэтому и назван он в Торе — субботой Всевышнего.
Подобно тому, как воздержание от
работы в поле в год шмиты свидетельствует о Славе Всевышнего, для
человека и возделывание поля в течении шести лет — тоже провозглашение единства
и неделимости Творца.
Сразу вслед за запретом
трудиться на земле в седьмой год, идет повеление шесть лет засевать свое поле.
Написано: «Шесть лет засевай поле свое» (Ваикра, гл. 25, ст.3).
Если мы обратим внимание на
последние буквы слов этой фразы (разумеется, на иврите) — увидим, что из них
можно составить слово «шма» (слушай). Так начинается самая главная
молитва-клятва, в которой провозглашается единство и неделимость Творца — символ
нашей веры.
Работа на своей земле, упорный
труд… А затем — покой и отдохновение. Как будто бы нет у земледельца ни поля, ни
сада, ни огорода на даче, и есть у него — только Творец, Всевышний, благодаря
которому поле приносит урожай, и цветет сад, и есть возможность копаться в
огороде на даче.
Шесть дней и — шаббат.
Шесть лет и — шмита.
В соблюдении этих законов
выражена благодарность Творцу и реализация Его Замысла.
на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(известен как Хида — аббревиатура, составленная из начальных букв его полного
имени; Эрец Исраэль, 18-й век)
и
рава Яакова Хаима
(сын Бен Иш Хая — великого Учителя раби Йосефа Хаима; автор труда «Цицим
у-Фрахим», Багдад, 1854-1921 гг.)
3. Шаббат
или — шаббат шаббатон?
В начале нашей недельной главы
читаем: «Когда придете в страну, которую Я даю вам, пусть покоится земля в
субботу Всевышнего. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет обрезай свой
виноградник... А в седьмом году — суббота покоя (в оригинале — шаббат
шаббатон) будет для земли» (Ваикра, гл. 25, ст. 2-4).
Из этого как будто бы следует, что
евреи должны были начать обживать Эрец Исраэль — с шмиты. «Когда
придете в страну... пусть покоится земля». То есть, заселив землю — не
обрабатывать ее сразу. Выждать год и лишь затем — «Шесть лет засевай свое поле и
шесть лет обрезай свой виноградник».
Но если так — откуда тогда
возьмется обещанный тройной урожай, о котором сказано: «Я пошлю Мое
благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года» (Ваикра,
гл. 25, ст. 21)?
Словом, первое впечатление, как
видно, оказалось — обманчивым. Сыны Израиля после того, как пришли в свою
страну, сразу же занялись земледелием — чтобы прокормить себя и свои семьи.
Шесть лет они возделывали пашни, упорно трудясь, а на седьмой год дали земле
покой.
Но почему тогда в Торе, вопреки
логике, казалось бы, изменена последовательность событий, и изложение начинает с
шмиты, а не с шестилетнего труда на земле, который этой шмите
предшествовал?
И еще, постараемся понять,
почему в нашем фрагменте, вначале шмита названа шаббатом (субботой
Всевышнего), а потом — «шаббат шаббатон» (суббота покоя)?
Оказывается, везде в Торе, где
говорится — «делается работа», после этого идет — «шаббат шаббатон». А
если сказано только — «делай», вслед за этим видим — лишь «шаббат».
В чем тут логика?
Допустим, человек тяжело
вкалывает всю неделю (конечно же, имеется в виду рабочая неделя, состоящая из
шести дней), и когда приходит суббота, он говорит себе: «Наконец-то наступает
шаббат! Теперь отдохну!».
Представим себе, что он не
работает, а учится. Он изучает Тору, а «работа делают» — наемные работники и/или
слуги.
В этом случае, для него и будний
день подобен шаббату. А когда наступает суббота, для него это — шаббат
шаббатон.
Как-то рав Арье Левин навестил
свою дочь, которая была замужем за равом Эльяшивом. Когда рав Эльяшив в обед
пришел из колеля домой, чтобы подкрепиться, жена дала ему еду прямо в
прихожей, где беседовала с отцом. Рав Эльяшив перекусил
и пошел обратно в колель. Тогда рав Арье Левин сказал своей дочери в
назидание:
— Твой муж — мудрец Торы. Он
подобен шаббату. Поэтому ты должна давать ему еду не в прихожей, а в
комнате, там, где у вас проходят субботние трапезы.
— У нас так и заведено, —
объяснила молодая женщина. — Просто сейчас там спит ребенок с высокой
температурой. Мужа, если бы он увидел больной, это сильно огорчило бы, и он не
смог бы нормально учиться…
Теперь вернемся к нашему
фрагменту.
После того, как еврейский народ
вошел в Эрец Исраэль, и землю поделили между коленами — евреи начали
возделывать землю. Они тяжело работали, и каждая суббота была для них днем
отдохновения, была просто шаббатом. Когда же наступил седьмой год, год
шмиты, они и в будни воздерживались от сельскохозяйственных работ и тратили
время лишь на изучение Торы.
Поэтому каждый день для них был
подобен шаббату. Тогда суббота стала для них — шаббат шаббатон.
Таким образом, шаббат в
начале нашего фрагмента говорит о тяжелой работе на земле. А шаббат шаббатон
в продолжении — свидетельствует о соблюдении шмиты и погружении в
изучение Торы.
на основе комментария рава Дова Бриля
(автор книги «Дваш
hа-Садэ»,
конец 19-го – начало 20-го вв.)
4. Учителя и Эрец
Исраэль
Написано в нашей недельной
главе: «Когда придете в страну, которую Я даю вам…» (Ваикра, гл.
25, ст. 2).
Прибытие еврея в Израиль —
событие трогательное, волнующее.
В Талмуде (в самом конце
трактата Кетубот) рассказывается, какое воодушевление охватывало
Учителей, когда они впервые ступали на Землю Израиля.
Раби Зейра
(Учитель Талмуда третьего поколения; 3-й век) остановился на берегу реки. Река
преграждала ему путь в Эрец Исраэль.
Раби Зейра хотел нанять лодку,
чтобы переправиться на другой берег, но не нашел ни одной. Он не стал «ждать у
моря погоды», не стал ждать оказии. Он раздобыл бревно и с его помощью
переправился на другой берег.
Почему он так спешил?
«Моше и Аарону не было суждено
попасть в Израиль», рассуждал раби Зейра. — Откуда мне знать сочтут ли меня
достойным этого!?».
Раби
Аба (Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль; 4-й век), когда прибыл в Израиль и
оказался в городе Акко — целовал скалы на берегу.
Раби Ханина (один из крупнейших
Учителей Талмуда своего поколения; родился в Вавилоне, в дальнейшем жил в
Эрец Исраэль; середина 3-го века) расчищал дороги Эрец Исраэль от
больших камней и упавших деревьев. Чтобы евреи могли беспрепятственно
передвигаться по этим дорогам.
Раби
Аси (великий Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль; конец 3-го – первая половина 4-го века) и раби
Ами (один из самых выдающихся учеников раби Йоханана — крупнейшего
Учителя Талмуда в Эрец Исраэль; 3-й век) имели обыкновение переходить
летом в место, в котором преобладает тень, а зимой они отправлялись в места
солнечные.
С какой целью?
Чтобы жизнь в Израиле не была
для них тягостной.
Раби
Хия (Учитель Талмуда
в Эрец Исраэль, начало 3-го века) катался в пыли земли Израиля, в
соответствии с высказыванием: «Ибо возлюбили рабы Твои камни его, и прах его
любят» (Теилим, гл. 102, ст. 15).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) просто цитирует эту фразу из Теилим еще раз. Подчеркивая, что
Учителя целовали скалы Эрец Исраэль и катались в ее пыли не потому, что
так написано, не в соответствии со сказанным кем-то из великих, но потому, что
они сами испытывали эти благоговейные чувства.
Когда рав Ицхак-Зэев
Соловейчик из Бриска (один из крупнейших раввинов середины 20-го века; Бриск
или Брест-Литовск — Иерусалим) совершил алию (дословно — восхождение) в
Эрец Исраэль, он сразу же прибыл в Иерусалим и поселился там, приобретя
скромное жилище рядом с районом Зихрон Моше.
Мудрецы Иерусалима, когда узнали
об этом, тут же поспешили к раву Соловейчику с визитом. Раввины произносили
слова приветствия, не скрывая охватившей их радости. А рав Исер Залман Мельцер,
потихоньку отозвал вновь прибывшего в сторонку и незаметно передал буханку
хлеба, испеченную его женой.
Рав Исер Залман знал, что рав
Соловейчик не станет ничего есть, пока точно не убедится, что это приготовлено с
соблюдением всех законов и правил кашрута. И поскольку в Иерусалиме он пока еще
не знал ни одной «надежной» пекарни — он мог голодать.
И действительно, рав Ицхак-Зэев
трепетал перед Всевышним и считал, что Царя ни в коем случае нельзя гневить.
Даже, если ты находишься вдали от него, где-нибудь в глуши, скажем, в Лондоне
или Париже. И уж тем более — в самом царском дворце, в Иерусалиме.
на основе комментария рава Ицхака-Давида Гроссмана
(равина Мигдаль Эмека, Израиль, наше время)
5. Кто — достойный?
Чтобы не нарушить законы
шмиты, нужно придерживаться достаточно четкого установления. Как написано:
«А в седьмом году суббота покоя будет для земли... поля твоего не засевай, и
виноградника твоего не обрезай» (Ваикра, гл. 25, ст. 4).
В Талмуде (трактат Сукка,
лист 44) описан очень поучительный случай.
Как-то в год шмиты пришел
к раби Элазару бен Цадоку один человек с вопросом.
— Владею я несколькими
деревнями, — рассказал он. — Есть у меня поля, виноградники
и оливковые плантации. Жители деревень приходят в мои угодья и работают там, а я
за это отдаю им часть урожая. Можно ли так поступать?
Напомним, что дело происходило в
субботний год, и поэтому раби Элазар ответил, что такое ведение дел — нарушение
законов шмиты.
Богатый человек ничего не сказал
в ответ и быстро ретировался.
Вы, возможно решили, что ему не
понравился ответ раби Элазара, и он пошел искать, у кого бы еще спросить.
Но это не так. Этот человек
вскоре появился снова. И раби Элазар бен Цадок сказал, что уже 40 лет живет в
этих краях, но еще не встречал столь порядочного и достойного человека.
Достойный и порядочный?
Но ведь он нарушает законы
шмиты! Сказано, что земля должна отдыхать, а у него она — не отдыхает.
Виноградник нельзя обрезать, а его работники обрезают.
Зато, когда он узнал, что
нарушает, он не стал выяснять, как нужно поступать, но, прежде всего — поспешил
исправить нарушение, остановил работы. И только когда запрещенные работы были
прекращены, то есть нарушения больше не было — он вернулся, чтобы узнать, как
теперь исправить ошибку.
Это — полезный урок всем нам.
Сколько раз бывало, что кому-то
из нас указывают на ошибки, на нарушение, говорят о необходимости что-либо
изменить. И мы соглашаемся в ответ «Да, при первой же возможности… — говорим мы
себе. — Вот только наступят для этого более благоприятные времена... Проходят
годы и даже десятилетия, а времена — не меняются. И мы — все на том же месте.
Во время Первой мировой войны в
Иерусалиме был сильный голод, и много человек от этого умерло.
У рава Арье Левина было пусто в
доме, он и жена его голодали. Тогда рав Арье пошел к одному богачу и попросил
одолжить денег. Но тот ему отказал.
— Но ведь ты многим одалживаешь,
— удивился рав Левин.
— Да, действительно. Но
исключительно потому, что не хочу, чтобы они меня из-за отказа возненавидели, —
спокойно ответил богач. — Ты же порядочный и достойный человек. Поэтому тебя я
не опасаюсь. Уверен, что ты не станешь мне завидовать и не будешь ненавидеть
меня.
- Так что, из-за моей
порядочности я должен умереть голодной смертью!? — изумился Арье Левин.
Но уже в следующую секунду он
взял себя в руки.
«Арье, — сказал он себе, — ведь
ты полагаешься на Творца».
Когда рав Арье Левин вернулся
домой с пустыми карманами и урчащим от голода животом, его там ждал конверт,
пришедший из заграницы. И в том конверте была приличная сумма денег...
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА “БЕ-hАР”
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.
Почему она так
называется?
В первой
фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар
в переводе с иврита — на горе.
Обсуждение главы «БЕ-hАР»
1.
Земля — подарок или наследство?
Нашу недельную главу открывают
законы шмиты (седьмого, субботнего года). И мы читаем: «Когда придете в
страну, на землю, которую Я даю вам, пусть земля покоится в субботу Всевышнего»
(Ваикра, гл. 25, ст. 2).
Уточнение — «которую Я даю вам —
может показаться лишним. Ведь вряд ли кто-то подумает, что Всевышний приведет
сынов Израиля не в ту страну, землю которой собирается им дать».
Нечто похожее мы встречаем в
недельной главе Ваишлах. В ней Всевышний говорит Яакову: «И землю,
которую Я дал Аврааму и Ицхаку, тебе дам Я ее, и твоему потомству после тебя дам
Я землю» (Берешит, гл. 35, ст. 12).
На первый взгляд, без добавления
— «дам Я землю» вполне можно было бы, наверное, обойтись.
Так для чего нужны эти словесные
«излишества»?
Известно, что в тех случаях,
когда в Торе используются «лишние», как нам кажется, выражения, это означает,
что здесь есть скрытый подтекст. В нашем отрывке тем самым подчеркивается
разница между наследством и подарком.
Наследники вступают во владение
имуществом покойного в любом случае. А для получения подарка необходимо, чтобы
это имущество захотели тебе подарить.
Всевышний отмечает, что дает
Эрец Исраэль (Землю Израиля) народу Израиля — в подарок. Это значит, что она не
будет переходить по наследству — автоматически. Чтобы владеть ею — нужно
выполнять определенные требования, чтобы у Всевышнего не пропадало желание ее
«дарить».
Одно из условий дарения земли
состоит в том, что она должна покоиться в субботу Всевышнего, в каждый седьмой
год. О том, что будет в случае невыполнения этого условия, написано в Торе
прямым текстом. Сказано: «И страна эта будет оставлена ими, и взыщет она свои
субботы в запустении, и искупят они вину свою — что презирали законы Мои и
установлениями Моими гнушались» (Ваикра, гл. 26, ст. 43).
Дополнительный смысл нам
добавляют слова пророка из Афтары к нашей главе — «И дал Ты им эту землю,
текущую молоком и медом, землю, о которой Ты клялся их Праотцам. И вот они
пришли и унаследовали ее. Но голоса Твоего не стали они слушать и Тору Твою
перестали соблюдать... И постигло их это бедствие» (Танах, книга пророка
Йермияhу,
гл. 32, ст. 22-23).
Всевышний поклялся дать землю
Праотцам и их потомкам. Он свое обещание — сдержал. Но вот евреи, как следует из
слов пророка, восприняли Эрец Исраэль не как бесценный дар, который нужно
заслужить, но — как наследство («пришли и унаследовали ее»). Вместо того, чтобы
поддерживать соответствующий духовный уровень, чтобы у Всевышнего не иссякало
желание дарить — евреи постепенно стали считать Израиль своим наследством,
владение которым им автоматически обеспечено. И вовсе не нужно слушаться Хозяина
и исполнять Его волю. Ведь наследство — никуда не денется.
В итоге, Всевышний решил, что
те, кто ни во что не ставят Его слово и пренебрегают Его установлениями и
заповедями — не достойны Его подарка.
Через две тысячи лет изгнания,
Эрец Исраэль снова, можно сказать, на блюдечке — преподнесена нам в дар.
И очень важно не повторить прошлых ошибок. Не вести себя как молодой повеса,
единственный наследник богатого дяди, похлопывающий холеной рукой по карману с
завещанием.
Документ, удостоверяющий наши
права на Землю Израиля — не завещание, но — дарственная, с оговоренными
условиями дарения. И ответственность за их соблюдение с нас пока еще не снята.
на основе комментария рава Давида Сегаля
(великий Учитель, автор комментария к Шульхан Аруху под названием «Турей Заав»,
Польша, 1586-1667 гг.)
2.
Шмита
и цицит — реализация Высшего замысла
Законы шмиты
подразумевают прекращение всех сельскохозяйственных работ в седьмой год. Как
сказано: «Пусть земля покоится в субботу Всевышнего» (Ваикра, гл.
25, ст. 2).
Невольно начинаешь искать
аналогии между семилетним циклом и семидневной неделей.
Все дни недели мы живем
благодаря субботе, поскольку она — источник благословений.
И это при том, что в саму
субботу человек воздерживается от любой производительной работы.
Подобно этому обстоит дело и с
субботним годом, со шмитой.
Раз в семь лет наступает
«суббота Всевышнего». Замирают на год все сельскохозяйственные орудия и
инструменты. А по истечении этого года, благодаря ему — последующие шесть лет
обретают благословение.
Если в шесть будних дней человек
в основном занят ремеслом, то в шаббат он получает возможность всецело
отдаться углубленному изучению Торы.
Точно так же и субботний год
предназначен компенсировать время, потраченное на посев и прополку, на пахоту и
сбор урожая.
Теперь целый год всеми этими
делами не надо будет заниматься. И значит, субботний год нужно всецело посвятить
изучению Торы. Поэтому и назван он в Торе — субботой Всевышнего.
Подобно тому, как воздержание от
работы в поле в год шмиты свидетельствует о Славе Всевышнего, для
человека и возделывание поля в течении шести лет — тоже провозглашение единства
и неделимости Творца.
Сразу вслед за запретом
трудиться на земле в седьмой год, идет повеление шесть лет засевать свое поле.
Написано: «Шесть лет засевай поле свое» (Ваикра, гл. 25, ст.3).
Если мы обратим внимание на
последние буквы слов этой фразы (разумеется, на иврите) — увидим, что из них
можно составить слово «шма» (слушай). Так начинается самая главная
молитва-клятва, в которой провозглашается единство и неделимость Творца — символ
нашей веры.
Работа на своей земле, упорный
труд… А затем — покой и отдохновение. Как будто бы нет у земледельца ни поля, ни
сада, ни огорода на даче, и есть у него — только Творец, Всевышний, благодаря
которому поле приносит урожай, и цветет сад, и есть возможность копаться в
огороде на даче.
Шесть дней и — шаббат.
Шесть лет и — шмита.
В соблюдении этих законов
выражена благодарность Творцу и реализация Его Замысла.
на основе комментариев рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(известен как Хида — аббревиатура, составленная из начальных букв его полного
имени; Эрец Исраэль, 18-й век)
и
рава Яакова Хаима
(сын Бен Иш Хая — великого Учителя раби Йосефа Хаима; автор труда «Цицим
у-Фрахим», Багдад, 1854-1921 гг.)
3. Шаббат
или — шаббат шаббатон?
В начале нашей недельной главы
читаем: «Когда придете в страну, которую Я даю вам, пусть покоится земля в
субботу Всевышнего. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет обрезай свой
виноградник... А в седьмом году — суббота покоя (в оригинале — шаббат
шаббатон) будет для земли» (Ваикра, гл. 25, ст. 2-4).
Из этого как будто бы следует, что
евреи должны были начать обживать Эрец Исраэль — с шмиты. «Когда
придете в страну... пусть покоится земля». То есть, заселив землю — не
обрабатывать ее сразу. Выждать год и лишь затем — «Шесть лет засевай свое поле и
шесть лет обрезай свой виноградник».
Но если так — откуда тогда
возьмется обещанный тройной урожай, о котором сказано: «Я пошлю Мое
благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года» (Ваикра,
гл. 25, ст. 21)?
Словом, первое впечатление, как
видно, оказалось — обманчивым. Сыны Израиля после того, как пришли в свою
страну, сразу же занялись земледелием — чтобы прокормить себя и свои семьи.
Шесть лет они возделывали пашни, упорно трудясь, а на седьмой год дали земле
покой.
Но почему тогда в Торе, вопреки
логике, казалось бы, изменена последовательность событий, и изложение начинает с
шмиты, а не с шестилетнего труда на земле, который этой шмите
предшествовал?
И еще, постараемся понять,
почему в нашем фрагменте, вначале шмита названа шаббатом (субботой
Всевышнего), а потом — «шаббат шаббатон» (суббота покоя)?
Оказывается, везде в Торе, где
говорится — «делается работа», после этого идет — «шаббат шаббатон». А
если сказано только — «делай», вслед за этим видим — лишь «шаббат».
В чем тут логика?
Допустим, человек тяжело
вкалывает всю неделю (конечно же, имеется в виду рабочая неделя, состоящая из
шести дней), и когда приходит суббота, он говорит себе: «Наконец-то наступает
шаббат! Теперь отдохну!».
Представим себе, что он не
работает, а учится. Он изучает Тору, а «работа делают» — наемные работники и/или
слуги.
В этом случае, для него и будний
день подобен шаббату. А когда наступает суббота, для него это — шаббат
шаббатон.
Как-то рав Арье Левин навестил
свою дочь, которая была замужем за равом Эльяшивом. Когда рав Эльяшив в обед
пришел из колеля домой, чтобы подкрепиться, жена дала ему еду прямо в
прихожей, где беседовала с отцом. Рав Эльяшив перекусил
и пошел обратно в колель. Тогда рав Арье Левин сказал своей дочери в
назидание:
— Твой муж — мудрец Торы. Он
подобен шаббату. Поэтому ты должна давать ему еду не в прихожей, а в
комнате, там, где у вас проходят субботние трапезы.
— У нас так и заведено, —
объяснила молодая женщина. — Просто сейчас там спит ребенок с высокой
температурой. Мужа, если бы он увидел больной, это сильно огорчило бы, и он не
смог бы нормально учиться…
Теперь вернемся к нашему
фрагменту.
После того, как еврейский народ
вошел в Эрец Исраэль, и землю поделили между коленами — евреи начали
возделывать землю. Они тяжело работали, и каждая суббота была для них днем
отдохновения, была просто шаббатом. Когда же наступил седьмой год, год
шмиты, они и в будни воздерживались от сельскохозяйственных работ и тратили
время лишь на изучение Торы.
Поэтому каждый день для них был
подобен шаббату. Тогда суббота стала для них — шаббат шаббатон.
Таким образом, шаббат в
начале нашего фрагмента говорит о тяжелой работе на земле. А шаббат шаббатон
в продолжении — свидетельствует о соблюдении шмиты и погружении в
изучение Торы.
на основе комментария рава Дова Бриля
(автор книги «Дваш
hа-Садэ»,
конец 19-го – начало 20-го вв.)
4. Учителя и Эрец
Исраэль
Написано в нашей недельной
главе: «Когда придете в страну, которую Я даю вам…» (Ваикра, гл.
25, ст. 2).
Прибытие еврея в Израиль —
событие трогательное, волнующее.
В Талмуде (в самом конце
трактата Кетубот) рассказывается, какое воодушевление охватывало
Учителей, когда они впервые ступали на Землю Израиля.
Раби Зейра
(Учитель Талмуда третьего поколения; 3-й век) остановился на берегу реки. Река
преграждала ему путь в Эрец Исраэль.
Раби Зейра хотел нанять лодку,
чтобы переправиться на другой берег, но не нашел ни одной. Он не стал «ждать у
моря погоды», не стал ждать оказии. Он раздобыл бревно и с его помощью
переправился на другой берег.
Почему он так спешил?
«Моше и Аарону не было суждено
попасть в Израиль», рассуждал раби Зейра. — Откуда мне знать сочтут ли меня
достойным этого!?».
Раби
Аба (Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль; 4-й век), когда прибыл в Израиль и
оказался в городе Акко — целовал скалы на берегу.
Раби Ханина (один из крупнейших
Учителей Талмуда своего поколения; родился в Вавилоне, в дальнейшем жил в
Эрец Исраэль; середина 3-го века) расчищал дороги Эрец Исраэль от
больших камней и упавших деревьев. Чтобы евреи могли беспрепятственно
передвигаться по этим дорогам.
Раби
Аси (великий Учитель
Талмуда в Эрец Исраэль; конец 3-го – первая половина 4-го века) и раби
Ами (один из самых выдающихся учеников раби Йоханана — крупнейшего
Учителя Талмуда в Эрец Исраэль; 3-й век) имели обыкновение переходить
летом в место, в котором преобладает тень, а зимой они отправлялись в места
солнечные.
С какой целью?
Чтобы жизнь в Израиле не была
для них тягостной.
Раби
Хия (Учитель Талмуда
в Эрец Исраэль, начало 3-го века) катался в пыли земли Израиля, в
соответствии с высказыванием: «Ибо возлюбили рабы Твои камни его, и прах его
любят» (Теилим, гл. 102, ст. 15).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) просто цитирует эту фразу из Теилим еще раз. Подчеркивая, что
Учителя целовали скалы Эрец Исраэль и катались в ее пыли не потому, что
так написано, не в соответствии со сказанным кем-то из великих, но потому, что
они сами испытывали эти благоговейные чувства.
Когда рав Ицхак-Зэев
Соловейчик из Бриска (один из крупнейших раввинов середины 20-го века; Бриск
или Брест-Литовск — Иерусалим) совершил алию (дословно — восхождение) в
Эрец Исраэль, он сразу же прибыл в Иерусалим и поселился там, приобретя
скромное жилище рядом с районом Зихрон Моше.
Мудрецы Иерусалима, когда узнали
об этом, тут же поспешили к раву Соловейчику с визитом. Раввины произносили
слова приветствия, не скрывая охватившей их радости. А рав Исер Залман Мельцер,
потихоньку отозвал вновь прибывшего в сторонку и незаметно передал буханку
хлеба, испеченную его женой.
Рав Исер Залман знал, что рав
Соловейчик не станет ничего есть, пока точно не убедится, что это приготовлено с
соблюдением всех законов и правил кашрута. И поскольку в Иерусалиме он пока еще
не знал ни одной «надежной» пекарни — он мог голодать.
И действительно, рав Ицхак-Зэев
трепетал перед Всевышним и считал, что Царя ни в коем случае нельзя гневить.
Даже, если ты находишься вдали от него, где-нибудь в глуши, скажем, в Лондоне
или Париже. И уж тем более — в самом царском дворце, в Иерусалиме.
на основе комментария рава Ицхака-Давида Гроссмана
(равина Мигдаль Эмека, Израиль, наше время)
5. Кто — достойный?
Чтобы не нарушить законы
шмиты, нужно придерживаться достаточно четкого установления. Как написано:
«А в седьмом году суббота покоя будет для земли... поля твоего не засевай, и
виноградника твоего не обрезай» (Ваикра, гл. 25, ст. 4).
В Талмуде (трактат Сукка,
лист 44) описан очень поучительный случай.
Как-то в год шмиты пришел
к раби Элазару бен Цадоку один человек с вопросом.
— Владею я несколькими
деревнями, — рассказал он. — Есть у меня поля, виноградники
и оливковые плантации. Жители деревень приходят в мои угодья и работают там, а я
за это отдаю им часть урожая. Можно ли так поступать?
Напомним, что дело происходило в
субботний год, и поэтому раби Элазар ответил, что такое ведение дел — нарушение
законов шмиты.
Богатый человек ничего не сказал
в ответ и быстро ретировался.
Вы, возможно решили, что ему не
понравился ответ раби Элазара, и он пошел искать, у кого бы еще спросить.
Но это не так. Этот человек
вскоре появился снова. И раби Элазар бен Цадок сказал, что уже 40 лет живет в
этих краях, но еще не встречал столь порядочного и достойного человека.
Достойный и порядочный?
Но ведь он нарушает законы
шмиты! Сказано, что земля должна отдыхать, а у него она — не отдыхает.
Виноградник нельзя обрезать, а его работники обрезают.
Зато, когда он узнал, что
нарушает, он не стал выяснять, как нужно поступать, но, прежде всего — поспешил
исправить нарушение, остановил работы. И только когда запрещенные работы были
прекращены, то есть нарушения больше не было — он вернулся, чтобы узнать, как
теперь исправить ошибку.
Это — полезный урок всем нам.
Сколько раз бывало, что кому-то
из нас указывают на ошибки, на нарушение, говорят о необходимости что-либо
изменить. И мы соглашаемся в ответ «Да, при первой же возможности… — говорим мы
себе. — Вот только наступят для этого более благоприятные времена... Проходят
годы и даже десятилетия, а времена — не меняются. И мы — все на том же месте.
Во время Первой мировой войны в
Иерусалиме был сильный голод, и много человек от этого умерло.
У рава Арье Левина было пусто в
доме, он и жена его голодали. Тогда рав Арье пошел к одному богачу и попросил
одолжить денег. Но тот ему отказал.
— Но ведь ты многим одалживаешь,
— удивился рав Левин.
— Да, действительно. Но
исключительно потому, что не хочу, чтобы они меня из-за отказа возненавидели, —
спокойно ответил богач. — Ты же порядочный и достойный человек. Поэтому тебя я
не опасаюсь. Уверен, что ты не станешь мне завидовать и не будешь ненавидеть
меня.
- Так что, из-за моей
порядочности я должен умереть голодной смертью!? — изумился Арье Левин.
Но уже в следующую секунду он
взял себя в руки.
«Арье, — сказал он себе, — ведь
ты полагаешься на Творца».
Когда рав Арье Левин вернулся
домой с пустыми карманами и урчащим от голода животом, его там ждал конверт,
пришедший из заграницы. И в том конверте была приличная сумма денег...
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|