New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “БАМИДБАР”
Место в Торе :
Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне
Синай…”.
В пустыне на иврите — бамидбар.
Обсуждение главы “Бамидбар”
21.05.06
На этой неделе мы начинаем читать новую книгу Торы — книгу Бамидбар.
И в самом ее начале, в недельной главе Бамидбар находим такие
слова: «И Всевышний говорил с Моше в пустыне Синай, в Шатре Соборном, в первый
день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря...»
(Бамидбар, гл. 1, ст. 1).
Тора сразу же уточняет место, где происходили описываемые здесь события и
время действия (см. на сайте
обзор недельной главы Бамидбар,
первый годовой цикл обсуждения). Итак, евреи — все еще в пустыне, в ожидании
похода в Эрец Исраэль. И нам, конечно же, известно, что ожидания многих
не сбудутся — они никогда не войдут в Землю Израиля. Этой привилегии удостоятся
их дети, следующее поколение сынов Израиля.
Но прочтем продолжение приведенной цитаты. «Произведите, — написано далее в
Торе, — поголовное исчисление всей общины сынов Израиля — по семействам их, по
отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно. От двадцати лет и выше,
всех, поступающих в войско в Израиле...» (Бамидбар, гл. 1, ст.
2-3).
Повеление Всевышнего произвести «перепись населения» в народе Израиля —
вполне понятно. И это, как мы знаем, после Исхода еврейского народа из Египта —
не первое исчисление.
На каждом повороте истории, Всевышний исчислял свой народ — из любви к нему,
— пишет, комментируя нашу недельную главу Раши (раби Шломо бен Ицхак —
величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Народ был исчислен
после Исхода из Египта. После того, как много людей погибло в результате ошибки,
когда в еврейском стане изготовили золотого тельца, опять была перепись — чтобы
узнать, сколько людей осталось в живых. В следующий раз народ был исчислен,
когда Шхина (Присутствие Творца; см. на сайте ответ
«Шехина —
святой дух», — в разделе «Спроси у раввина») должна была обитать среди
народа Израиля. Первого числа еврейского месяца нисан был построен
Мишкан (переносной Храм в пустыне), и к первому числу месяца ияр
народ снова был пересчитан.
Раши задается вопросом: зачем так часто проводились переписи в народе
Израиля? Ведь всего за один год народ был пересчитан трижды.
И, анализируя текст, приходит к выводу, что в этом проявлялась любовь
Всевышнего к Его народу (см. на сайте
обзор недельной главы Бамидбар,
пятый годовой цикл обсуждения).
Но это — лишь одно из объяснений данного повеления Творца. Глубина Торы —
неисчерпаема, а переданная в ней Истина всегда имеет множество граней.
Рассмотрим в нашем обзоре затронутую нами тему под иным углом зрения.
Для этого обратим внимание на тот факт, что результаты каждой переписи
были идентичными. Всякий раз, когда производилась «перепись населения» среди
народа Израиля, в конечном итоге получалось, что еврейский народ насчитывает
600.000 человек. В те времена это число выражало реальное количество людей,
составляющих еврейский народ.
Однако у каждого человека есть душа, которой его наделил Творец мира. И это
означает, что в народе Израиля насчитывалось — 600.000 душ.
Приход Машиаха, — пишет Талмуд (трактат Иевамот, лист 62), —
станет возможным, когда все 600.000 душ народа Израиля вновь соберутся вместе…
22.05.06
Здесь же, в Талмуде, говорится, что весь народ Израиля — это единое целое,
составленное из 600.000 частичек.
Тут возникает некая, вполне очевидная проблема: если каждое поколение
после Исхода из Египта насчитывало 600.000 человек, как же получилось, что общая
численность еврейская народа выражается той же цифрой — 600.000?
Более того, при пересчете евреев в пустыне учитывались лишь мужчины в
возрасте от 20-ти до 60-ти лет. А результат оказался — тем же: 600.000 человек.
То есть общая численность народа Израиля, если приплюсовать сюда количество
женщин, детей и пожилых людей (кому — за 60), была тогда, согласно простейшим
арифметическим правилам — существенно больше. Означает ли это, что другие
категории населения в еврейском стане — не в счет? Должны ли мы понимать это
так, что в определенные исторические моменты ценность человека определяется лишь
той пользой, которую он может принести своей общине? Ведь Всевышний, по сути,
любя свой народ, дал указание сосчитать только мужчин — боеспособных, сильных
физически и вполне осознающих всю меру ответственности за свой народ (чувство
ответственности, по оценке еврейской традиции, формируется к 20-ти годам; об
этом — см. на сайте
обзор недельной главы Бамидбар, первый
годовой цикл обсуждения).
Эти, возникающие у нас вопросы далеко не так просты, как может показаться на
первый взгляд. И ответы на них выходят за рамки «элементарной арифметики». Для
того, чтобы, хотя бы приближенно, разобраться в проблемах, которые встают перед
нами, необходимо обратиться к еврейским источникам и попытаться понять, что
пишут об этом наши Учителя.
В книге Зоѓар (раздел Зоѓар хадаш,
часть Шир а-Ширим;
составитель книги
Зоѓар — раби Шимон бар Йохай, великий Учитель Мишны, 2-й век)
проводится нумерологическая параллель. Написано здесь, что в Торе насчитывается
600.000 букв (знаков), что соответствует количеству душ в еврейском народе.
В другом еврейском источнике, в книге Мегале амукот
(«Раскрывающий глубины»), ее автор, раби Менахем-Азария ди Фано (один из
наиболее известных каббалистов своего поколения; Италия, 16-й век), расширяет
эту идею. Каждый еврей, — пишет он, в частности, — имеет параллель своей душе
в Торе. Это — одна из 600.000 букв, составляющих текст Свитка.
И действительно, само слово Израиль (на иврите — Исраэль) — это
акроним (то есть слово, сформированное из первых букв словосочетания, которое
оно заменяет) словосочетания йеш шишим рибо отийот ле-тора (что в
переводе с иврита означает — «в Торе насчитывается 600.000 букв»).
Но нас, сразу предупреждаю, в самом начале нашего исследовательского пути
ждет, казалось бы — «разочарование». Дело в том, что при подсчете букв в Торе
обнаруживается, что их — 304.805, то есть — немногим больше половины от
количества, которое должно было у нас получиться.
Как же так? О чем же тогда писали Учителя, какие нумерологические
соответствия они находили?
Мы получаем возможность разрешить это явное, как будто бы, противоречие,
заглянув в комментарий Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и
составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания
– Египет, 12 век). Где сказано, что Тора, еще до того, как ее записал Моше
Рабейну, была начертана в Небе черным огнем на белом огне.
О том же неоднократно говорится и в Талмуде (см. на сайте, к примеру,
обзор листа 26
трактата Йома).
Но что нам это дает?..
23.05.06
Когда-то, почти 3320 лет назад, — уточняет Талмуд (см. на сайте
обзор листа 39
трактата Сота), — Моше Рабейну услышал голос Всевышнего и впервые
увидел буквы Торы, начертанные черным огнем на белом огне. Под диктовку Творца
он записал слова на клафе — пергаменте (специальным образом обработанная,
тончайшая кожа).
Так вот, когда Учителя подсчитывают количество букв-знаков в Торе, они как бы
воспроизводят первоначальную запись Торы, сделанную Самим Всевышним. Ведь и
белый огонь, образующий пробелы, как бы мы сказали теперь, между словами, тоже
создавались Творцом мира. И, если пересчитать эти пробелы — знаки, выведенные
белым огнем — и добавить к числу букв, графическое изображение которых дается
черным цветом (304.805 букв) получается именно то количество, которое
указывается в еврейских первоисточниках (600.000 знаков).
Но и здесь наши Учителя открывают еще одну грань Истины.
Многие буквы в иврите, — разъясняют они, — «составные». То есть — могут
строиться из нескольких букв. К примеру, букву алеф можно составить из
буквы вав и повторенной дважды буквы йуд. Не углубляясь в
подробности, скажем, что и эта «методика» подсчета букв в Торе (когда
пересчитываются и буквы внутри буквы) дает тот же окончательный результат: в
Торе — 600.000 букв-знаков.
Теперь у нас есть все основания сделать вывод, что еврейский народ в целом
насчитывает 600.000 душ, и каждой букве (знаку) Торы соответствует одна
еврейская душа.
Оба объяснения в сочетании, дополняя друг друга, помогают нам разрешить наши
вопросы с «численностью населения» в еврейской общине.
В действительности, проявляющейся в нашем, земном мире фактическая
численность людей в еврейском народе намного превосходила (да, и сейчас, в наши
дни превосходит) цифру 600.000. Но в духовных мирах, с которыми связаны
еврейские души, количество душ остается неизменным и выражается цифрой 600.000
душ. Ибо одновременно в нескольких людях (речь идет о тех, кто принадлежит к
еврейскому народу) в земном мире могут жить частички одной души. Число 600.000,
таким образом — это выражение количества людей в народе Израиля, с точки зрения
его духовного содержания. А именно о духовности, в первую очередь, и
говорится в Торе. Все ее законы, включая те, которые в нашем ограниченном
понимании Устройства вселенной могут показаться нам «чисто практическими»,
всегда тесно связаны с духовной сутью объектов, вступающих в мире во
взаимодействие.
Теперь нам проще понять, зачем понадобилось производить так много «переписей
населения».
Первое исчисление народа произошло сразу после выхода из Египта, когда
еврейский народ был в стадии своего формирования.
Когда Яаков с сыновьями, их женами и детьми спустился в Египет, это была —
еврейская семья, которую, наверное, можно было назвать «родом» или даже —
«коленом» (у Яакова было, как мы помним, было 12 сыновей). Но при выходе из
Египта родовые связи настолько разветвились, что потомки Яакова составляли уже
целый народ.
Вспомним недельную главу Ваишлах (в книге Берешит).
В ней рассказывается в частности о том, как сыновья Яакова, Шимон и Леви, в
ответ на тяжкое оскорбление, нанесенное их сестре Дине, разрушили город Шхем
(см. на сайте, к примеру,
обзор недельной глава Ваишлах,
пятый годовой цикл обсуждения). В результате между Яаковом и этими двумя его
сыновьями возникли серьезные разногласия.
Эти разногласия возникли потому, что наш праотец и его сыновья по-разному
понимали, что представляет собой их семья, — говорят некоторые Учителя,
анализируя этот отрывок. — Яаков думал о своих детях, как о — семье и расценивал
их поступки с точки зрения семейных устоев. Братья же (молодое поколение — Шимон
и Леви) мыслили себя как часть народа, по крайней мере — будущего. И знали, что
их действия окажут существенное влияние на коллективное сознание последующих
поколений.
Однако есть в этой ситуации и иная точка отсчета…
24.05.06
В тексте недельной главы Ваишлах читаем: «И сказал Яаков Шимону
и Леви — вы смутили меня, сделав меня ненавистным для жителей этой страны... А у
меня людей мало» (Берешит, гл. 34, ст. 30).
Яаков знал, что его дети завоюют страну Кенаан, — написано в Мидраше (Мидраш
Ялкут Шимони, комментарий на главу Ваишлах, гл.
135), — Но Всевышний сообщил ему: «Твои потомки освободят и обретут эту землю
только после того, как вас будет 600.000».
Итак, по Плану Творца, сыны Израиля должны были войти в Эрец Исраэль,
став народом, численность которого составляла 600.000 душ (что это означает, нам
уже известно). Поэтому, скорее всего, и опасался Яаков конфликтов с другими
народами («сделав меня (то есть — народ мой) ненавистным для жителей этой
страны»). Поэтому и высказал он своим сыновьям соображение — «…а у меня людей
мало».
Евреи оставили Египет в количестве 600.000 душ, — продолжает Ялкут
Шимони (Ошеа, гл. 518). — Они вошли в Эрец Исраэль
в составе 600.000. Более того, эпоха Машиаха наступит, когда их будет 600.000.
В приведенном фрагменте Мидраша подразумевается, что духовная идентификация
еврейского народа составлена из 600.000 частей. Поэтому, пока такое «духовное
накопление» (выраженное числом 600.000) не было достигнуто, евреи не могли выйти
из Египта и не могли войти в Эрец Исраэль.
Приведем здесь интересные в нашем контексте факты: в 1948 году число евреев,
проживавших в Израиле, составляло приблизительно 600.000 человек, а в 1967 году
(накануне Шестидневной войны, в ходе которой израильские войска освободили
Иерусалим) — эта же цифра отражала количество мужчин призывного возраста.
И это — живое воплощение в жизненной практике сделанных за 18 веков до
Шестидневной войны открытий наших Учителей, постигающих глубины Мудрости Торы.
Ведь еще в книге Зоѓар (ее составитель раби Шимон бар Йохай жил во
2-м веке) написано, что объединение Иерусалима станет возможным, когда на Земле
Израиля будет 600.000 еврейских мужчин, пригодных для службы в армии.
Мы помним, что незадолго до того, как евреям была дана Тора, в момент, когда
в еврейском стане ожидали возвращения Моше Рабейну с горы Синай, народ совершил
страшную ошибку, изготовив золотого тельца (см. на сайте
обзор недельной
главы Ки Тиса, второй годовой цикл обсуждения). За это
инициаторы и наиболее активные участники действия, «злостные» нарушители Воли
Творца, поплатились жизнью. Поэтому, естественно, понадобилась новая «перепись
населения» (см. на сайте
обзор недельной главы Ки Тиса,
третий годовой цикл обсуждения). В случае, если бы численность людей в еврейском
стане оказалась менее 600.000 тысяч, евреи не считались бы народом — до тех пока
не восстановят утраченные в процессе наказания за ошибку души.
Это количество еврейских душ требовалось, чтобы получить Тору, чтобы
построить Мишкан (переносной Храм), чтобы люди ощущали Присутствие
Всевышнего, а затем — чтобы овладеть Землей Израиля.
Но ведь у горы Синай перед Творцом мира стояли именно 600-т тысяч еврейских
душ. Почему же они не были тот час же, получив Тору, направлены в Эрец
Исраэль?
Дело в том, что необходимая минимальная численность (600.000) — лишь одно из
условий завоевания еврейским народом Земли Израиля. В изначальный План
Всевышнего, конечно, не входили странствия евреев по пустыне — это стало
результатом их поведения…
25.05.06
В нашей недельной главе нам представлена и информация об организации
еврейского лагеря и порядке передвижения людей во время похода.
Пример походного построения дал праотец Яаков, — рассказывает Мидраш (Берешит
Раба, гл. 100). — На смертном одре, напутствуя сыновей и выражая
просьбу, чтобы похоронили его в Эрец Исраэль (см. на сайте
обзор
недельной главы Вайехи, второй годовой цикл обсуждения), он
произносит: «Будьте осторожны (когда понесете тело из Египта), чтобы никто чужой
не касался саркофага, чтобы Шехина не оставила нас. Идите в том порядке,
в котором я укажу вам... именно таким образом вам предстоит пройти по
пустыне...».
Эта параллель, которую проводят Учителя между построением похоронной
процессии и построением при передвижении еврейского стана в пустыне, очень
существенна. В этом явно просматривается идея, что еврейскому народу пора
выходить из Египта, приближая время вступления в пределы Земли Израиля. Ибо
Всевышний не случайно открыл Яакову, который как мы знаем, был пророком и
улавливал концепции высших миров, тайну, знание которой пригодится сынам Израиля
в будущем.
Необычным кажется и напутствие Яакова, касающееся того, чтобы «чужие» не
участвовал в его похоронах и не присоединились к похоронной процессии, когда его
тело понесут в Эрец Исраэль. Что за этим кроется? Ведь запрета на участие
посторонних в похоронах — никогда не было.
Но если мы вспомним, что эта похоронная процессия — прототип будущего похода
600.000 евреев по пустыне, то поймем, сколь важное повеление дал своим сыновьям
Яаков. В процессии не должно было быть посторонних, чтобы Шехина не
покинула евреев, идущих по направлению к Эрец Исраэль. Именно об этом
думал и заботился Яаков, напутствуя сыновей перед своей кончиной.
И тут естественным образом возникает вопрос: в чем первопричина его
беспокойства?
Обладая ясным видением общей картины мира, Яаков осознавал, что судьбы людей
в их взаимоотношениях с Творцом тесно переплетены не только с содержанием, но —
и строением текста Торы. Известно, что Свиток Торы, в котором не хватает букв
или появляются лишние буквы (даже если это — лишь половина, часть буквы) —
непригоден для чтения и изучения. Его можно использовать только в том случае,
если в нем ровно 600.000 букв (знаков). То же правило в определенном смысле
применимо и к еврейскому народу. Народ Израиля, как «духовная единица», должен
состоять из 600.000 частиц. Если даже одна «частица» отсутствует или одна —
прибавляется, вхождение в Эрец Исраэль становится проблематичным.
Присоединение «посторонних» может спровоцировать серьезные осложнения.
Еврейская традиция сообщает, что большое количество евреев погибло в Египте
во время казни темнотой. Более того, лишь те евреи, души которых имели «свои
буквы» в Торе, сумели выйти из Египта, ибо только владельцы этих душ могли войти
в Эрец Исраэль.
Известно также, что вместе с евреями Египет покинули и группы египтян (эрев
рав, люди которые не были евреями). Яакова, который это предвидел, волновало
их присоединение. И его озабоченность, как впоследствии выяснилось, имела под
собой реальные основания. Ведь именно представители эрев рав явились
инициаторами создания в еврейском стане золотого тельца (как, впрочем, и других
опрометчивых поступков). Яаков заведомо знал, что «лишние буквы» в еврейском
стане могут обернуться изменениями в Планах Всевышнего.
О том, какие изменения в изначальный замысел Творца были внесены из-за
присутствия эрев рав в еврейском стане, рассказывается в следующих
недельных главах. Из содержания нашей недельной нам следует вынести важный урок:
каждый еврей, каждая еврейская душа, «встраиваясь» в цельный организм,
называемый народом Израиля, играет свою особую, уникальную роль в общей системе
разделения труда, разделения ответственности, а, в конечном счете — представляя
собой ничем незаменимую составную часть духовного мира. Только соединение
определенного количества еврейских душ в единое целое позволит нашему народу
реализовать План Всевышнего и осуществить свое предназначение на Земле. Потому
что еврейский народ, по сути своей — живое воплощение Торы, в которой, в каждой
ее букве, нам открывается Мудрость Творца мира.
«Народ Израиля, Тора и Всевышний — это единое целое», — сказано в книге
Зоѓар. Из этого следует очевидный вывод: мы можем
выполнить нашу миссию, если будем жить по законам Торы, то есть — в
согласии с Волей Всевышнего…
Автор текста раввин Ари Канн
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|