New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “БАМИДБАР”
Место в Торе :
Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне
Синай…”.
В пустыне на иврите — бамидбар.
Обсуждение главы “Бамидбар”
29.05.05
В самом начале
нашей недельной главы мы читаем: «И Творец говорил с Моше в пустыне Синай,
в Шатре Соборном, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из
земли Египетской, и сказал — «произведите поголовное исчисление всей общины
сынов Израиля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин
поголовно» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1-2)
Многие комментаторы, анализируя этот фрагмент, задаются вопросом: зачем
Всевышнему понадобилась эта новая «перепись еврейского населения»?
В самом деле. Ведь она была уже третьей по счету за сравнительно короткий
период — всего за два года со времени выхода евреев из Египта.
Первая перепись по приказу Творца была произведена сразу же, как только евреи
покинули страну своего рабства (об этом говорится в книге Шемот,
гл. 12). И это вполне объяснимо — надо было определить количество людей, которые
совершили Исход.
Вторая перепись, произведенная после того, как был создан золотой телец, тоже,
казалось бы, не порождает недоумения — возникла необходимость узнать, сколько
людей осталось в еврейском стане после того, как те, кто участвовал в создании
золотого тельца, поплатились жизнью за свою ошибку.
Но третья… Зачем она была нужна?
Требуя «произвести поголовное исчисление всей общины сынов Израиля», —
объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век), Всевышний хотел продемонстрировать еврейскому
народу свою любовь.
Чем же аргументирует великий комментатор эту позицию?
«Формальным» поводом для проведения новой, третьей переписи, — отмечает Раши,
— послужило завершение строительства Мишкана (переносной Храм в пустыне).
И тут важно иметь в виду, что сооружение переносного Храма стало началом
800-летней эры Присутствия Всевышнего среди народа Израиля.
Этот период закончился, когда вавилоняне, захватив Эрец Исраэль,
разрушили Первый Храм (586 год до н.э.) и большая часть сынов Израиля оказалась
в изгнании.
Кроме того, необходимо сказать и о том, что третья перепись еврейского
населения, о которой говорится в нашей недельной главе, по сравнению с двумя
предыдущими, имела существенное отличие. В ее ходе по приказу Всевышнего нужно
было не только определить число евреев, но и — идентифицировать каждого человека,
указывая, какому колену, какой семье он принадлежит. Такая детализация вводилась
впервые.
Анализируя сообщение о третьей переписи в Торе, Раши подчеркивает, что Творец
— всеведущ, и численность еврейского населения для Него — не может быть «секретом».
Он и без усилий со стороны людей владеет всей информацией. И это означает, что в
повелении — «произведите поголовное исчисление всей общины…» — содержится важное
послание народу Израиля, послание, свидетельствующее о любви к народу Израиля.
В словах —
«…по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно»
явно прочитывается мысль, что каждый человек уникален в глазах Всевышнего,
признание, что каждый сыграл свою заметную роль в реализации общей задачи —
привести Шехину (см. на сайте ответ «Шехина — святой дух…»,
№ 533) в наш мир.
Проникая в более глубокие смысловые слои текста Торы, Раши приходит к выводу,
что повеление о переписи для Всевышнего — особое средство, с помощью которого Он
исправляет неверное представление людей об их отношениях с Ним.
Закономерно возникает вопрос: какой в идеале должна быть наша связь с Творцом?
Кто Он для нас?..
30.05.05
С одной стороны, мы называем Всевышнего — Отцом. Об этом неоднократно сказано
в Торе. Так, например, Моше, разговаривая с фараоном от имени Творца, произносит
такие слова: «Сын Мой, первенец Мой Израиль» (Шемот, гл.4, ст.
22). И, обращаясь к еврейскому народу, Моше говорит: «...не Он ли (Всевышний) —
Отец твой, обретший тебя? Он же создал тебя и упрочил тебя!» (Дварим,
гл. 32, ст. 6).
С другой стороны, в каждом благословении мы величаем Всевышнего — Царем,
Владыкой вселенной. Анализируя содержание первой из Десяти заповедей — «Я —
Всевышний твой» (Шемот, гл. 20, ст. 2) — Учителя подчеркивают, что
она обязывает нас считать Творца нашим абсолютным монархом.
Поверхностное понимание двойственной природы связи Всевышнего с народом
Израиля, помещает эти две стороны взаимоотношений с Творцом в разные плоскости.
Когда мы говорим, что Всевышний — наш Царь и Владыка, это подразумевает, что Он,
контактируя с нами, воспринимает еврейский народ, как нечто единое и целостное.
В свою очередь, связь с Ним в «роли» Отца предполагает Его индивидуальный
контакт с каждым из нас — каждому отдельному индивидууму Он дает наставления и
защиту.
Но все это пока — лишь общее рассуждение. И нам необходимо осознать, какие
конкретные «параметры» заложены в понятия «Отец» и — «Владыка».
Здесь существует опасность, что мы можем неверно воспринимать суть
применяемого к Творцу понятия «Отец», и в качестве примера взять, скажем, такое
известное выражение: «Джордж Вашингтон — отец нации».
Действительно, когда о Джордже Вашингтоне говорят, как об «отце нации»,
подразумеваются «его отношения» со всеми американцами. Это выражение означает,
что он — основатель страны, и дело всей его жизни — создание свободной и
независимой Америки. Джордж Вашингтон был не просто генералом, под руководством
которого американцы одержали немало побед, не только популярным героем войны и
даже не только первым президентом государства. Он был еще и идеалистом, до
глубины души убежденным в том, что Америка будет жить, руководствуясь
изложенными в конституции Соединенных Штатов принципами. Его роль в формировании
нации сопоставима с ролью, которую сыграли в становлении еврейского народа наши
праотцы — Авраам, Ицхак и Яков. Но это не имеет ничего общего с ролью Всевышнего
в мире.
Согласно еврейскому мировоззрению, наша традиция, говоря о Всевышнем, что Он
— Отец наш, вкладывает в это понятие смысл «реального отцовства». В своем
отношении к сынам Израиля, Всевышний, если можно так выразиться, добросовестно
выполнил свои отцовские обязанности. Он вывел народ Израиля из Египта,
обеспечивал его безопасность во время Исхода, позаботился о его будущем, открыв
сынам Израиля свою Мудрость в Торе, которую передал им на горе Синай. Он не
оставлял еврейский народ в период его сорокалетних странствий в пустыне и привел
его в Страну Обетованную…
В двойственной природе отношения Творца к народу Израиля заложен
глубочайший смысл.
В восприятии людей правитель, владыка должен фокусироваться на делах
государства и народа, а отец, в первую очередь — заботиться о благополучии
своего ребенка. Но как представить себе совмещение этих двух, «противоположных»,
по сути, аспектах «деятельности»?..
31.05.05
Попробуем проиллюстрировать противопоставление, возникшее как результат
различного фокусирования, на примере отношения общества к национальным
меньшинствам.
Общество, как некое социальное единство, вынуждено способствовать расцвету
национальных меньшинств. Там, где интересы меньшинств, скажем так, игнорируются
или того хуже — ущемляются, возникает опасная ситуация. Дискриминируемая часть
общества стремится к восстановлению справедливости, что приводит к социальным
разногласиям и даже — к беспорядкам. С точки зрения социальной политики,
отсутствие какой бы то ни было дискриминации должно стать безупречной социальной
стратегией.
Однако с позиции отдельного индивидуума такая стратегия приобретает
совершенно иную окраску.
Работодатель, к примеру, из двух претендентов, имеющих равные способности и
возможности (тот же уровень образования, одинаковый опыт работы и т.п.),
заведомо выбирает представителя национального меньшинства. Порой вожделенная
должность достается этому представителю даже в том случае, если он в чем-то
немного уступает своему «твердо стоящему на ногах» сопернику. И потому лишь, что
фирма всеми силами старается поддержать имидж общества, которое считается «истинно
демократическим».
Что испытывает при этом человек (представитель «благополучного большинства»),
кандидатуру которого отвергли? В стремление получить эту вакансию он вложил
немало усилий. Он много и упорно учился, достигая определенного уровня знаний и
опыта. И что же?.. Понятно, что, оказавшись за бортом, он не без оснований
полагает, что с ним поступили несправедливо. Ведь это тоже дискриминация или,
точнее — оборотная сторона «истинной демократии».
Обобщив ситуацию, мы получаем «формулу», в которой руководители общества
стараются исключить любую дискриминацию, а люди, принадлежащие к большинству,
всячески сопротивляются такой политике.
Теперь вернемся к теме нашей недельной главы.
При поверхностном рассмотрении может показаться, что Всевышний в качестве
Царя-Владыки занимается всеобщей социальной политикой. Что же касается Его роли
Отца, то тут Он озабочен тем, чтобы предоставить каждому индивидууму возможности
для максимальной реализации его потенциала. Но — лишь в тех областях, где это не
вступает в противоречие с интересами общества в целом. Если же противоречие
возникает, то Всевышний-Отец «отступает» на второй план и «передает полномочия»
Всевышнему-Владыке.
Но в том-то и дело, что нельзя проводить параллель между великим событием,
когда Шехина опустилась на только что отстроенный Мишкан, и
восхождением обычного, «земного» монарха на престол. Текст Торы о переписи в
нашей недельной главе подчеркивает, что Творец, «поднимаясь на Трон», не только
принимает на себя управление народом Израиля в целом, но и берет на себя «ответственность»
за судьбу каждого еврея в отдельности.
В этом тексте прочитывается очень важная мысль: Всевышний гарантирует, что ни
один индивидуум не будет ущемлен «во имя пользы общества». И точно также мы
получаем гарантию, что и общественное благополучие под Его Управлением не
пострадает из-за благоденствия отдельных личностей. Творец может управлять миром
и народом Израиля так, чтобы между этими двумя аспектами Его «деятельности»
вообще не возникали конфликты.
Нам трудно это постичь, потому что на своем уровне понимания мы можем
предположить, что какое-то время Он посвящает обязанностям Отца, а в другое —
занят «царской службой». А это — в корне неверно. В Нем функции Царя и Отца —
нераздельны. Наиболее точное определение, которое мы способны Ему дать, это
сказать, что Он — Отец-Владыка.
Чтобы попытаться правильно оценить эту мысль, нам нужно прежде понять разницу
между необходимым и желаемым…
01.06.05Родители обязаны заботиться о том, чтобы обеспечить ребенка всем, что ему
требуется для нормального существования. Иногда эта обязанность включает в себя
необходимость подавлять некоторые желания детей. Например, каждый из нас должен
получить определенное образование, профессию — для того, чтобы иметь возможность
зарабатывать на жизнь. Трудно не согласиться с тем, что дать в руки человеку
профессию — хотя бы частично, обязанность родителей.
Допустим, некий юноша мечтает стать врачом. Родители, объективно оценив его
способности и успехи в области биологии и химии, обнаружив, что он, как правило,
теряется в напряженных ситуациях, пришли к неутешительному выводу, что ему не
стоит поступить в медицинский колледж.
В то же время, отец и мать ясно видят, что из их сына мог бы получиться
блестящий бухгалтер. Для этой профессии у него есть все данные, в том числе —
математические способности. Ответственные родители сделают все, что в их силах,
чтобы убедить сына оставить мечты о медицинской карьере и подумать о профессии
бухгалтера. Конечно же, они огорчат его, но главное для них — чтобы их ребенок в
будущем имел надежный источник дохода.
У руководителя, который управляет страной — иные, противоположные обязанности.
Народ считает, что он добился успеха, если под его руководством людям удается
максимально достичь реализации их устремлений и желаний. Если правитель главным
образом думает о том, чтобы обеспечить свой народ самым необходимым, и меньше
всего — об удовлетворении людских желаний, народ начинает роптать, и не хочет
иметь над собой такого правителя. Даже если он правильно определил, что нужно
людям в первую очередь, это мало меняет ситуацию.
Правителя выбирают в надежде, что в результате проведения в жизнь его
политического курса люди смогут максимально удовлетворить свои желания. А если
он фокусируется на удовлетворении насущных потребностей людей, он тем самым, с
точки зрения обывателя, пренебрегает своими обязанностями. В самом деле. Нам
обычно не нравится стиль правления, когда руководитель «лучше нас знает», что
нам нужно и чего мы должны хотеть. Это, по меньшей мере, раздражает,
воспринимается, как посягательство на нашу свободу. Мы сами хотим решать, что
для нас лучше, что — хуже.
Теоретически разница между необходимым и желаемым представляется очевидной.
На практике же это не так. И правители государств и родители нередко теряются
перед необходимостью принять определенное решение, не знают, какой выход из
создавшейся ситуации может принести желанные плоды.
Причина этой «путаницы» — очень проста.
Если рассматривать данную проблему с так называемых «светских» позиций,
разницу между необходимым и желаемым почти невозможно различить. Если, конечно
же, не брать в расчет самые ясные ситуации (например — с образованием детей).
В развитом цивилизованном обществе границы между необходимым и желаемым
размыты еще в большей степени. Действительно, попробуйте точно определить:
стремление иметь машину — необходимость или же — «страсть к излишествам»? А как
вы классифицируете желание одеваться по моде или провести свой отпуск на
Багамских островах?..
Для Всевышнего эти проблемы — не существуют. Он совершенно точно знает, что
необходимо людям. Творец создал людей, и Ему доподлинно известно, зачем Он
послал в этот мир каждого из нас. Он дает каждому человеку именно то, что
необходимо ему, чтобы реализовать свое предназначение в жизни и достичь
возможного совершенства…
02.06.05
Все то, что необходимо человеку — в руках Творца. Он определяет, что нужно
каждому из нас и предоставляет нам это необходимое. Иначе, ситуация была бы
абсурдной: Всевышний посылает человека в этот мир для осуществления определенной
миссии, но не дает ему возможность сделать свою работу как следует.
Однако единственный путь к реализации потенциала связан со свободой выбора,
которой наделен человек. То, как каждый из нас распорядится полученными от
Творца возможностями, уже — не в Его власти.
Желания человека сложнее его потребностей. Люди обладают свободой воли, и
сами определяют, чего они хотят.
Всевышний не нуждается в том, чтобы мы выбрали Его на царство. Теоретически,
Он — Царь вселенной и без согласия людей. В Танахе сказано: «Ибо Всевышнему —
царство, и Властелин (Он) среди народов» (Теилим — Псалмы, пс. 22,
ст. 29).
Наша традиция проводит различие между понятиями «царь» и — «властелин». Так
Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина
18-го века; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех
разделов Торы и праведность) писал: «Царя выбирают с одобрения народа.
Тот, кто правит силой — властелин, но не царь. Всевышний — Царь для народа
Израиля, потому что мы приняли Его правление у горы Синай. Для других народов Он
— властелин, правитель, потому что они добровольно никогда не принимали Его
власть».
Таким образом, Всевышний, как и любой другой правитель в современном мире,
должен править с согласия народа, что означает, что Он должен, чтобы не быть
свергнутым, обеспечивать реализацию наших желаний. Но может ли Творец сделать
это, если Он не контролирует человеческие желания?
Ответ следует искать в словах Виленского Гаона. Выведенная им концепция
пронизывает все еврейское мировоззрение.
Еврейский народ принял Всевышнего как своего Царя вовсе не потому, что
усмотрел в Нем «лучшего кандидата», способного удовлетворить человеческие
желания. Народ выбрал Всевышнего — потому что только Он может знать и объяснить,
каковы действительные желания людей.
Разница между необходимым и желаемым возникает из-за того, что человек, в
сущности, не знает, чего он хочет на самом деле, не знает, что для него —
лучше. Теоретически любой думающий человек стремится жить, руководствуясь
рациональными позитивными соображениями. То есть он хочет поступать так, чтобы
все, что он делает, оборачивалось для него — к лучшему. Но в том-то и беда, что
реальная ситуация, что для нас — лучше, нам неизвестна. Чтобы это понять, нужно
быть всеведущими. А таких людей — нет.
Слабо ориентируясь в истинных ценностях, люди руководствуются своими
ощущениями всеведущими, стараясь осуществить свои сиюминутные желания. Самое
большее, что люди способны сделать для себя, это постараться не хотеть того, что
нанесет им вред. И остается единственный путь познания «лучшего» — вера в Творца.
Когда евреи выбрали Всевышнего своим Царем, они руководствовались примерно
такими соображениями: «Нам известно, что Ты точно знаешь, что нам нужно.
Поскольку мы не всеведущи, подобно Тебе, мы вверяем Тебе наши жизни. Мы уверены,
что, подчинившись Твоим законам, мы будем знать, что нам действительно нужно и
чего мы действительно хотим».
Когда Всевышний предложил Тору народу Израиля, — рассказывает Талмуд (трактат
Шаббат, лист 88), — люди приняли ее с такими словами: «…сделаем, а
потом поймем».
Это фраза заключает в себе основную идею нашего сегодняшнего обзора. И
состоит она в том, что у человека есть единственная возможность установить
правильный баланс между необходимым и желаемым, что позволит ему оптимально
реализовать свой жизненный потенциал — постижение Мудрости Творца, которой Он
поделился с людьми, даровав им Тору.
Еврейский народ, выбрав Всевышнего Царем над собой и зная, что Он будет
народу не только Владыкой, но и — Отцом, открыл для себя возможность в будущем
привести собственные желания в соответствие с жизненной необходимостью.
Мы, как правило, читаем недельную главу Бамидбар за несколько
дней до праздника Шавуот — праздника встречи еврейского народа с Творцом у горы
Синай, когда евреи приняли Тору и произнесли: «Сделаем и поймем». Перепись
еврейского населения, о которой говорится в нашей недельной главе — ежегодное
напоминание о мудрости принятого еврейским народом решения.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|