ЭКЕВ 
БЕСПРИЧИННАЯ
НЕНАВИСТЬ
И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ
"ЭКЕВ"
ЭКЕВ 
Чтение текста
Афтары

"ЭКЕВ"

20.08.2024, 16 Av, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «БАЛАК»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.

 

Почему она так называется?

Название дано по имени, которое употреблено в первой фразе главы: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями».

 

Обсуждение главы «Балак»

 

1. За чудесами не увидел Всевышнего

 

Наша недельная глава начинается словами: «И увидел Балак, сын Ципора…» (Бамидбар, гл. 22, ст. 2).

Феномен еврейского народа не давал покоя Балаку, царю Моава. Как этим бывшим рабам удалось столь многого добиться?

Балак хорошо знал Египет. Эта могучая империя проглатывала отдельных людей, семьи и целые народы. Оттуда по своей воле — никому не удавалось выбраться.

Колдовство и служение идолам достигли там такого размаха, что, даже умерев, невозможно было освободиться от этого.

И вот, какой-то неведомый доселе народ, хорошенько в Египте покуролесил, наломал там дров, разрушил страну, подорвал ее экономику и безнаказанно ушел восвояси.

Теперь они подобрались к границам Моава, заполонив все вокруг. И если Египет перед ними не устоял, то, что ждет Моав?

Балак пристально вглядывается в еврейский народ, пытаясь понять его суть. Чтобы принять решение, ему нужно хорошо изучить слабые и сильные стороны сынов Израиля, оценить их потенциал, понять, в чем их жизненная сила.

И вот, он узнает, что народ 40 лет странствовал по пустыне.

Как ему удалось выжить в тех немыслимых условиях?

Выяснилось, что для сынов Израиля хлеб падал прямо с Неба (подробнее — см. на сайте в ответе «Что такое ман (манна)?» — № 706). Им они и питались все это время. Причем, польза от этого была, в том числе, и народам мира.

В Торе о мане сказано, что «его собирали по утрам, каждый — сколько съест; когда же припекало солнце, он таял» (Шемот, гл. 16, ст. 21).

Остатки талого мана растекались ручьями. Из них пили газели, косули и лани. Жители окрестных мест охотились на них. И когда они ели их мясо — чувствовали вкус мана и понимали, как велико достоинство Израиля.

Таким образом, увидев победы Израиля над врагами и вкусив ман, народы мира должны были сделать напрашивающиеся выводы о величии евреев и о том, что с ними лучше не связываться, что лучше относиться к ним с уважением, и тогда всем будет хорошо.

Балак, как ни вглядывался, как ни анализировал — вместо очевидных фактов о том, что сыны Израиля находятся под непосредственной защитой Всевышнего и управляются Им, он принял за основу вымышленную реальность. А все потому, что Балак не желал соглашаться с тем, что миром правит Творец.

Порой человек видит только то, что хочет видеть, а то что не хочет — не замечает, даже если это находится у него под носом.

Вот и Балак не разглядел Всевышнего, стоявшего за всеми чудесами и невероятными происшествиями. Балак решил, что все это наколдовал Моше — великий маг и колдун, прорицатель и астролог. По мнению Балака, Моше превзошел египетских жрецов, очень сильных профессионалов. И теперь, единственный способ спасти Моав — найти достойного визави, способного противостоять Моше.

У Балака был такой на примете — Билам. Значит, нужно отправить к нему послов, «братьев по оружию».

Такова природа злодеев — они готовы жить в искаженной реальности, в выдуманном мире, только, чтобы не замечать очевидного. И в этом еще — полбеды. Плохо, что они и «приличных» людей пытаются сбить с пути и увлечь своей кривдой.

Поэтому важно распознавать злодеев, не поддаваться на их уловки и делать правильный выбор.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

2. Не платить злом за добро

 

В нашей недельной главе читаем: «И увидел Балак, сын Ципора…» (Бамидбар, гл. 22, ст. 2).

Что же он увидел?

Уничтожая Седом (в русских текстах часто — Содом), Всевышний спас оттуда Лота. Как сказано: «Вспомнил Творец об Аврааме и отослал Лота из эпицентра бедствия» (Берешит, гл. 19, ст. 29).

Мы видим, что Всевышний покровительствует не только самому Лоту, но также и его потомкам. Написано, например: «Не враждуй с Моавом и не развязывай с ним войны» (Дварим, гл. 2, ст. 9).

Объяснение этому находим в Талмуде (трактат Бава Кама, лист 38), где говорится, что благодаря Лоту в еврейский народ влились моавитянка Рут и амонитянка Наама. От Рут произошел еврейский царь Давид, а среди потомков Наамы будет Машиах. Ради них Всевышний спас Лота из обреченного Седома.

Итак, Балак наблюдает, изучает, всматривается. Балак видит Лота в Седоме и понимает, что ему вынесен приговор. Балак видит чудесное спасение своего предка, видит себя среди потомков. Он достаточно прозорлив, чтобы разглядеть линию, ведущую к сынам Израиля — к царю Давиду и Машиаху.

Балак понимает, что в Давиде и Машиахе заключена цель спасения Лота, а значит — и возможность его рождения.

Что же делает Балак?

Платит злом за добро. Он нанимает Билама, чтобы тот проклял сынов Израиля, чтобы не было ни Давида, ни Машиаха… Вопиющая неблагодарность!

Впрочем, и Билам в этом от Балака далеко не ушел. Балак сын Беора был потомком Лавана (см. трактат Санhедрин, лист 105). А у Лавана долгое время не рождались сыновья, появлялись на свет одни дочери. Да и в материальном плане его дела шли не очень. С приходом к нему Яакова все кардинально изменилось. Лаван удостоился сыновей и стал богатеть с каждым годом все больше и больше. Он, кстати, хорошо понимает причину своего успеха и признается Яакову: «Благословил меня Всевышний благодаря тебе» (Берешит, гл. 30, ст. 27).

Только неблагодарность — его отличительная черта. Ему очень хочется за все добро отплатить Яакову злом («В моих силах, — заявляет злодей, — причинить вам зло» — там же, гл. 31, ст. 29).

Лаван, понимая, что всем самым для него дорогим он обязан Яакову, тем не менее, готов причинить ему зло и не стесняясь прямо об этом говорит.

Билам оказался «достойным» его наследником.

Балак просит Билама пойти проклясть «этот народ». Но тот, почему-то упоминает Яакова: «Из Арама привел меня Балак, царь Моава — Пойди, прокляни мне Яакова» (Бамидбар, гл. 23, ст. 7).

Таким образом, Билам вознамерился проклясть Яакова, который взял в жены двух дочерей арамейца Лавана.

Такова природа злодеев — сознательно платить проклятием за благословение.

Но у Всевышнего прекрасное чувство юмора, и порой Он устраивает так, что потомки самых отъявленных злодеев и ненавистников Израиля присоединяются к еврейскому народу и приносят ему огромную пользу.

Так от Балака произошла Рут, прародительница царя Давида и Машиаха.

Сисра был военачальником кенаанейского царя Явина, напавшего на Израиль. Его убила Яэль, жена Хевера. Только этим наказание Сисры не завершилось. В Талмуде (трактат Гитин, лист 57) сказано, что потомки Сисры, пройдя гиюр (присоединившись к еврейскому народу), обучали Торе еврейских детей в Иерусалиме. В частности, раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) произошел от Сисры.

Римский император Нерон вознамерился уничтожить Иерусалим. Только он вовремя понял, что Всевышний выбрал его в качестве орудия для наказания Своего народа. И когда он выполнит свою миссию, Всевышний с ним покончит. Он не стал ждать, пока все это свершится, но отказался от власти, бежал из Рима и прошел гиюр. От него произошел раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны, ученик великого раби Акивы; 2-й век).

Ассирийский царь Санхерив осадил Иерусалим и потерпел поражение. Среди его потомков числятся мудрецы Торы Шмайя и Автальон...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Яаков ослабил эморейцев

 

Написано в нашей недельной главе: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль эморейцам» (Бамидбар, гл. 22, ст. 2).

Под Израилем здесь следует понимать Яакова.

Незадолго до своей смерти Яаков сказал Йосефу: «А я дал тебе долю одну сверх того, что братьям твоим, что взял я из рук эморейцев, моим мечом и луком моим» (Берешит, гл. 48, ст. 22).

Но разве Яаков когда-то воевал с эморейцами мечом и луком?

Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век) разъясняет, что оружием Яакова была молитва. Его сильным качеством была речь. А молитва Всевышнему — ее проявление. Как сказано: «Голос — голос Яакова» (там же, гл. 27, ст. 23).

Эморейцы были на стороне Шхема, изнасиловавшего Дину. Они хотели жестоко отомстить сыновьям Яакова за разгром города. Но Яаков своей молитвой лишил их силы.

Теперь Балак старается напомнить о забытом, чтобы возродить ненависть народов мира к Яакову, к его потомкам. Балак ждал, что вот-вот настанет миг отмщения. Ради него «он вовеки хранил ярость свою» (Танах, книга пророка Амоса, гл. 1, ст. 11).

Вечная ненависть народов мира к сынам Израиля не всегда видна явно, но присутствует — всегда. А у сынов Израиля преобладает милосердие. И часто, когда опасный враг попадает к ним в руки, они его прощают. Но прощать нельзя. Ведь «милосердный, как говорится в Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 12, ст. 10) к злодеям, в конце концов, проявит жестокость к милосердным». 

Царь Шауль пожалел разгромленного царя амалекитян, и это было вменено ему в вину. Потому что эта жалость породила Амана, который одним махом пытался уничтожить всех евреев.

Интересно, что молитва Яакова, с одной стороны, ослабила эморейцев, с другой — усилила Балака, помогла ему стать царем Моава. Обратите внимание, что при первом знакомстве с Балаком не упомянут его царский титул. Просто сказано: «Балак сын Ципора». И действительно, тогда он царем еще не был. После того, как он в точности предсказал судьбу эморейцев, его сделали царем над Моавом. Как сказано: «А Балак, сын Ципора, был царем Моава в ту пору» (Бамидбар, гл. 22, ст. 4).

Получается, что Балак использовал молитву Яакова, как трамплин в «прыжке» на царский трон. Это ему удалось, потому что он не пытался противостоять сынам Израиля.

Когда же он подрядил Билама на проклятие, молитва Яакова ударила и по нему, и по Биламу, ослабив их настолько, что сыны Израиля смогли их одолеть.

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен как Хида — аббревиатура, составленная из начальных букв его полного имени; Эрец Исраэль, 18-й век)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Лея и Рахель — сестры-близнецы или сестры только по отцу?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля