В
каждом поколении - смертельная опасность и
удивительное спасение
рав
Элиягу Эссас
Когда
в Хануку зажигают
специальные -
ханукальные -
свечи, при этом
обязательно
произносят слова:
"Благословен
Ты, Всевышний...
совершивший
чудеса ради наших
отцов в те годы, в
это время". Вот
такое необычное
сочетание: в те
годы - в это время.
Нигде больше оно
не повторяется,
только в Хануку.
Это значит, что
наши мудрецы,
более двух
тысячелетий тому
назад
постановившие,
что при зажигании
ханукальных
свечей правильно
произносить
именно такие
слова, усмотрели
особенный смысл в
происшедших
тогда чудесах и
предвидели, что
смысл этот
окажется
актуальным не
только в те годы,
но и в "это" -
наше - время.
О
каких чудесах
идет речь, мы
поговорим позже,
а в начале
зададимся
вопросом: какое
время имеется в
виду? Что это
значит - наше
время? Неужели
действительно
именно
наше время?
Задумаемся
на минуту. Когда-то
давно произошло
нечто такое,
видимо, очень
важное и
настолько
грозное, что оно
потребовало
надъестественных,
сверхъестественных
явлений и событий,
необычного
вмешательства
Всевышнего, то
есть чуда. Более
того - эта
ситуация или
проблема
возникает в
каждом поколении
и требует,
очевидно, каких-то
усилий от нас с
вами, и при этом
она настолько
сложна и опасна,
что необходимо
еще и чудо... Я
уверен, что даже
те из нас, кто еще
не начал изучать
Тору и не
задумывался пока
о законах, по
которым
управляет
Всевышний нашей
жизнью (в том
числе и о
принципах, "вызывающих
к жизни"
сверхъестественные
явления), могут
легко
представить себе,
что если со всем
нашим народом
("нашими отцами")
в минуту
испытания
произошло чудо,
то ситуация,
потребовавшая
сверхъестественного
события — чуда, —
была серьезной и
потенциально
опасной.
Итак,
что
же произошло
тогда, "в те
годы", и что
происходит с нами
— "в это время"?
К началу
В
те годы
В
3338 году по нашему
летоисчислению
(422 г. до н.э. по
европейской
хронологии)
Израиль был
завоеван, а
Иерусалим и Храм
в нем разрушены
вавилонскими
завоевателями.
Начались 70 лет
Вавилонского
плена. Еврейский
народ оказался в
изгнании. Сам
Вавилон был
впоследствии
захвачен Персией,
и евреям была
предоставлена
свобода
вернуться на
родину и жить, как
выразились бы мы
сегодня, в рамках
культурно-политической
автономии (т.е.
иметь все права,
кроме полной
государственной
независимости).
Персидское
государство, в
свою очередь,
было захвачено
Александром
Македонским,
и Израиль стал
автономным
полугосударством
– полупровинцией
огромной
греческой
империи,
простиравшейся
до Индии.
Как
это часто бывает,
после смерти
Александра
империя
распалась на три
части -
собственно
греческую,
египетскую и
сирийскую.
Несмотря на свои
названия все они -
как по
национальному
происхождению
руководителей,
так и по
культурной
принадлежности
высших слоев -
были греческими,
"эллинистическими"
государствами (Эллада
= Греция, эллин =
грек). Израиль
сначала входил в
сферу влияния
египетского
эллинистического
государства, а
потом - сирийско-греческого.
На первый взгляд,
слишком дорого
это евреям не
обходилось: они
платили
определенный
налог, а в
остальном
пользовались
полным
самоуправлением.
Но
так только
казалось. На
самом деле цена
оказалась
высокой, страшно
высокой:
расплачиваться
приходилось
душой.
Ни один человек,
ни один народ не
живут в вакууме.
И если на какое-то
явление соседи
смотрят снизу
вверх, то более
чем естественно
попытаться
стать такими же,
как те, кто
вызывает
всеобщую
зависть.
Рассмотрим
начальные
позиции
противостояния
Израиль —
Греция.
Со
стороны Израиля видится:
Греция - империя,
Греция - военная
мощь, признанный
мировой центр
науки и культуры,
здесь была
создана и
развилась
богатая и
разветвленная
мировоззренческая
система —
эллинизм. Мы
евреи, небольшой
народ.
Мировоззрение и
традиции у нас
старые. Не пришло
ли время их
изменить? Правда,
духовные учителя
народа
доказывают, что в
Торе содержится
всеохватывающая
мудрость и сама
наша история
течет в точном
соответствии с
принципами Торы и
предсказаниями
пророков. Но ведь
на стороне
культурного "оппонента"
мощь и прогресс...
Со стороны
Греции видится:
мы —
сверхдержава. И
не так уж важно,
что мы распались
на три империи.
Все они очень
велики и
составляют
непобедимый
лагерь
эллинизма. Кто
может
противостоять
нам? Идеи
эллинизма
завладели умами
всего
ознакомившегося
с ними
человечества...
Правда, не
совсем всего.
Вот этот
немногочисленный
народ называет
себя евреями (от
слова
— "сторона",
— "с другой
стороны"). Они
утверждают, что
у них есть связь
с Творцом мира.
Разве может быть
у такого
маленького
народа
монополия на эту
связь, на
понимание Его
требований,
устройства мира?
И при этом такие
лишенные
зрелищности
религиозные
обряды — ни
статуй, ни
картин. Вместо
того, чтобы
поклоняться
прекрасным
образам,
вдохновленным
воображением
художника
образам, евреи
отмечают каждый
седьмой день —
субботу, которая,
по их
утверждению,
есть
свидетельство
сотворения мира
Творцом и того,
что Он вывел их
за тысячу лет до
нас, греков, из
Египта и сделал
навечно
свободными
людьми. Какие у
них тому
доказательства?
И потом — разве
это свобода? И
вообще —
сегодня мы
правим миром! Мы
и наши боги:
одним словом,
эллинизм.
Кроме
того, эти евреи
делают
обрезание,
серьезную
операцию, лишь
для того, чтобы
носить на теле
знак, отличающий
их от всего
человечества.
Евреи всегда
находятся с другой
стороны от
остального мира.
Но мы, эллины,
знаем, что
учение
эллинизма
всесильно ибо
оно — верно. Оно
всепобеждающе.
Точнее, оно
станет
всепобеждающим,
когда не будет
евреев,
последнего
очага идейного
сопротивления.
Впрочем, их не
надо
уничтожать
физически — нам
нужны подданные,
платящие налоги.
Но они должны
воспринять нашу
идеологию и
культуру. И
тогда эллинизм
окончательно
победит.
В
3616 г. (144 г. до н.э.)
из столицы греко-сирийской
империи города
Антиохии в
Иерусалим пришли
новоиспеченные
декреты.
Император Антиох
IV запрещает:
соблюдать
субботу, делать
обрезание, учить
Тору. Кроме того,
в Храм (вновь
построенный
евреями после
возвращения из
Вавилонского
изгнания) велено
внести статую
Зевса.
На
это евреи-эллинисты
(легко понять, что
и среди нас в те
времена
оказались — и
теперь
оказываются —
"исты")
выходят с
инициативой,
встречным планом.
Статуи греческих
богов нужно
установить не
только в Храме, но
и на площадях
городов,
необходимо
устраивать
эллинистические
праздники и
приносить богам
жертвоприношения
от имени
благодарного
народа.
К началу
Лозунг
и суть еврейского восстания.
Здесь-то
и пролегла
красная черта.
Одно дело —
довольствоваться
полугосударственной
автономией и
использовать ее
для укрепления
ума и сердца
народа, с тем,
чтобы -
как это
предсказано
пророками - Израиль
через
исторический
процесс
освобождения
стал всемирным
духовным центром,
царством и
светочем, чтобы
все народы пришли
в Иерусалим
услышать слово
Всевышнего и
мудрость Торы, и
совсем другое
дело, когда в
рамках этой
автономии
еврейскому
народу
предлагают жить
без субботы и без
Торы. Без этого
перестанет
существовать
еврейский народ,
человечество не
сможет прийти к
признанию
Всевышнего и вся
идея сотворения
мира теряет смысл.
И
Матитьягу а-коген,
первосвященник
из рода Хашмонеев,
живший в городе
Модиин, что в 30 км
к северо-западу
от Иерусалима,
вместе со своими
пятью сыновьями
поднимает
восстание. Лозунг:
"Кто за
Всевышнего —ко
мне!"
Огромная
империя и
маленький народ.
Да что там —
шесть человек! Но
к ним стекаются
другие люди, и уже
дошло до первых
столкновений.
Партизанская
война в горах.
Жизнь в пещерах.
Неожиданные
нападения ночью в
самых разных
местах. Когда-то
так действовал
Авраам, первый
еврей, с 318
воинами
выступивший
против тысяч
солдат
противника. Так
воевал Давид
против
филистимлян (пелиштим).
Матитьягу,
старый, опытный
человек, знаток
Торы, мудрый и
мужественный
вождь, передает
перед смертью
руководство
восстанием
своему третьему
сыну — Йегуде,
наиболее
подходящему для
этого в военное
время; В народе
его называли
Йегуда Маккаби (по-русски
иногда
произносят "Маккавей",
а отсюда — и "Маккавейские
войны"). Слово
"Маккаби" —
аббревиатура,
составленная из
первых букв
слов
—"Какая
сила подобна
Тебе, Всевышний?"
Поначалу
в Антиохии не
обращали
внимания на
дерзкую кучку
повстанцев.
Борьба пигмея с
великаном. Но
воинские отряды
Иегуды Маккавея
все растут по
численности, а
результат
неизменен: греки
терпят поражения
в боях. Вскоре
грекам стало не
до шуток. И в бой
пошли... слоны. Это
военное
новшество греки
позаимствовали в
Индии — на
Ближнем Востоке
слонов не знали.
Но и слоны, столь
несокрушимые на
других фронтах,
не помогли. После
удивительных
военных успехов
Маккавеев стали
раскрываться
перед народом
великолепие и
мудрость этих
слов
— "Какая
сила подобна
Тебе, Всевышний?"
Но
это было только
началом. Причиной
восстания и его
главным мотивом
было противостояние
Греции и Израиля в духовной
плоскости —
неприятие
евреями чужого
мировоззрения.
Красиво и мощно
проявился
важнейший
принцип,
внесенный
Всевышним в мир:
— "Воздается
Всевышним
человеку (народу)
в точном
соответствии со смыслом
и содержанием совершаемых
им в жизни
поступков".
Поэтому
именно в духовной
плоскости
произошло
центральное
событие,
отмечаемое нами в
Хануку.
Еще
до окончательной
военной победы
над греками была
поставлена
сложнейшая
задача: отвоевать
Иерусалим и
очистить Храм от
всех проявлений
эллинизма, с тем
чтобы служение
проходило в
точном
соответствии с
законом Торы.
Только на такой
основе — заново
устроив жизнь в
Иерусалиме и
служение в Храме по
Торе —
можно было
приступить ко
второму этапу
войны: сражаться
за полное
освобождение
Земли Израиля от
господства
греков
и
эллинизма.
Таковы
были военные и
духовные стороны
поставленной
задачи. С военной
стороной евреи
справились —
Иерусалим и Храм
были отвоеваны.
Но как "запустить"служение в Храме, если для
этого нужны "неоскверненные"
(это слово
употреблено
здесь не в
эмоциональном, а
в строгом
галахическом, т.е.
сформулированном
законами Торы,
значении)
храмовые
предметы. Более
того, если в
отношении ряда
предметов
положение могло
быть исправлено
почти сразу, то в
отношении масла
для Меноры (семисвечника)
делу нельзя было
помочь в течение
восьми дней! А
ведь огонь Меноры
— необходимая
составная часть
служения в Храме,
символ света Торы.
Не может служение
быть без света
Торы, не может
война идти
успешно без света
Торы, не может
жизнь быть хоть
сколько-то
правильной без
света Торы.
К началу
Как
стать достойным
чуда?
Совсем
неожиданно
случилось
небольшое чудо.
Нашелся
маленький
кувшинчик с "неоскверненным"
маслом. Но, увы,
масла в нем
должно хватить
только на один
день.И
вот перед
еврейскими
мудрецами встала
дилемма: не
зажигать (пока
что) Менору, с тем
чтобы
зажечь ее уже
после
восстановления
запаса масла для
непрерывного горения,
или... или зажечь
ее на один день как
того требовал закон Торы (ибо
масло на один
день имелось, а
служение
Всевышнему ни в
коем случае
нельзя
откладывать "на
завтра").
В чем, собственно,
состояла
особенная
сложность выбора?
В том, что если бы
мудрецы решились
"запустить"
служение в Храме,
а на следующий
день вынуждены
были остановить
его, это
сказалось бы
самым серьезным
образом и на
морали войск, и на
состоянии народа
в целом. Не надо
забывать: война
была в разгаре, а
в народе были (как,
сожалению, почти
всегда) и
сторонники
Маккавеев, и
сторонники
греков — так
называемые эллинисты,
и, конечно же,
колеблющиеся,
выжидающие — "чья
возьмет?". Да и
огромная
греческая армия
была на подходе. В
этих условиях
руководители
восстания
рисковали тем,
что столь успешно
начатая война
может
закончиться
полным
поражением.
Однако духовные
руководители
народа приняли
решение: нужно
поступить по
законам Торы и
зажечь Менору.
И тут случилось
великое чудо:
масло не выгорело
ни к концу
первого дня, ни к
концу второго,
третьего,
четвертого...
Восемь дней
горела Менора —
до тех пор, пока
не было готово
новое
неоскверненное
масло. В этот
критический
момент Всевышний
еще раз наглядно
показал: если вы,
евреи, мои дети,
мой народ,
сделаете один шаг
в правильном
направлении, Я
помогу вам
сделать
остальные шаги,
какими бы
трудными они не
казались. Даже
если для этого
потребуется чудо.
Маккавеи
победили.
Победное шествие
эллинизма по миру
было остановлено.
Великая
греческая
империя
отступила — как
скоро выяснилось,
навсегда. Наши
духовные
ценности
навсегда
остались еврейскими
ценностями...
К началу
Некоторые
законы и обычаи
Хануки
*
Слово Ханука означает "завершение
подготовки",
начало
функционирования;
в данном
случае речь
идет о
подготовке
Храма к
совершению
установленных
Торой служб.
*
25-е число
месяца
Кислев —
первый день
Хануки.
Продолжается
праздник
восемь дней.
День, как
всегда,
начинается с
вечера. С
окончанием
предыдущего,
24-го дня
месяца
Кислев, как
только
начинает
темнеть, в
еврейских
домах
зажигают
первую
ханукальную
свечу. Где
именно
зажигают? Во
дворе, у
двери
подъезда. У
двери
квартиры. На
подоконнике.
Просто на
столе в
комнате.
Главное,
показать,
напомнить
себе и другим:
свет Торы
рассеивает
тьму.
*
Сколько
свечей
зажигают? В
первый день
— одну. Во
второй — две.
В третьей —
три... а в
восьмой —
восемь.
Обычно
готовят
заранее
специальный
подсвечник
— "ханукию",
уже имеющий
восемь
чашечек, т.е.
вмещающий
восемь
свечей,
необходимых
для
последнего
дня Хануки.
|
*
Свет ханукальных
свечей -символ
света Торы. И
поэтому этим
светом нельзя
пользоваться для
других, бытовых
целей (чтение,
хозяйственные
работы и т.п.
Чтобы
застраховать
себя от возможной
случайной ошибки,
рядом с ханукией
зажигают другую
свечу ("шамаш").
Чашечка для
служебной свечи
может входить
составной частью
в ханукию, однако
в таком случае
она должна быть
выше по уровню —
так, чтоб легко
можно было
отличить шамаш от
ханукальных
свечей.
*
Часто путают
ханукию и Менору (в
Храме) —
семисвечник.
Ханукия состоит
из восьми чашечек
(плюс, возможно,
девятая для
шамаша), а Менора,
понятно, из семи.
*
Мы говорим —
свеча,
.
Свечи —
.
Однако они не
обязательно
должны быть
привычными
восковыми. Многие
предпочитают
наливать в
чашечки жидкое
масло, особенно
хорошо —
оливковое, в
память об
оливковом масле,
которое
использовалось
для Меноры в
Храме.
*
Обычно для
зажигания свечей
собирается вся
семья. Приглашают
родственников,
друзей. Перед
зажиганием
произносят
благословения: (
— "браха",
"благословение"):
"Благословен
Ты, Всевышний...
заповедавший нам
зажечь
ханукальную
свечу", и
второе:
Благословен Ты,
Всевышний…
совершивший
чудеса с нашими
отцами в те годы,
в это время. Потом
говорят — или
поют — слова,
определяющие
суть ханукальных
свечей:
— ("эти свечи...").
Перевод
всего текста
приводится ниже.
(В первый день
произносят еще
третье
благословение:
"Благословен
Всевышний...
давший нам дожить...
этого времени").
После
этого читают —
или поют — нечто
вроде гимна,
поэмы,
(Твердыня, Оплот),
где в поэтической
форме излагаются
основные
исторические
этапы еврейского
народа (См. текст,
перевод и
комментарий).
*
Свечи должны гореть более 30
минут после начала нового дня.
Поэтому в пятницу, когда ханукальные
свечи зажигают, естественно,
до субботних свечей, нужно запастись
свечами гораздо большего размера,
чтобы они продолжали светить
и после наступления темноты.
*
Если по какой-то причине не
смогли зажечь свечи сразу после
наступления темноты, можно их
зажечь и позже, в любое время
ночи (разумеется, не в субботу).
*
Зажигает свечи глава семьи —
от имени всех остальных. Однако
принято, чтобы дети тоже зажигали
свои свечи.
*
С детьми связан и другой обычай
— в Хануку им дают
— "ханукальные деньги".
Ведь дети перенимают эстафету
с тем, чтобы нести свет Торы
в следующем поколении. И их
как бы символически "снабжают"
средствами на дорогу.
К началу
...В
это время
Разбирая события, происшедшие
"в те годы", мы закончили
рассказ так: Маккавеи победили...
шествие эллинизма было остановлено.
Все верно. Шествие было остановлено.
Но эллинизм не исчез. Да он
и не может исчезнуть. Ему существовать
в той или иной форме до окончания
нынешнего этапа человеческой
истории, пока народы мира не
придут в Иерусалим для того,
чтобы услышать слово Всевышнего,
пока признание Всевышнего, любовь
к нему не заполнит весь мир.
А до этого эллинизм, трансформируясь
из столетия в столетие называя
себя различными именами (марксизм
— всего лишь один из многочисленных примеров),
всегда готов был войти в сердце
еврея с тем, чтобы "окончательно
победить". Там, в наших
сердцах и проходит поле битвы
сегодня в
это время.
Ниже
приводятся полный текст ханукальных
благословений,
и
,
их русская транслитерация и
перевод, старающийся передать
суть, а не подстрочник. Кроме
того, перевод
снабжен комментарием, помогающим
восстановить возможные пробелы
в знании еврейской истории и
еврейского мировоззрения. Еврейские
закон и традиция требуют чрезвычайно
осторожно относиться к произношению
и написанию Имен Всевышнего.
Поэтому мы пишем их по-русски
через дефис, делая их написание
как бы символическим, имея в
виду, что по-настоящему они
будут произнесены только вместе
с самими благословениями.
К началу
|