בס"ד
Составитель:
Йорам Лемельман
Символика рассказа о Шабате
(пшат и ремез в «Ва-йехулу hа-шамаим»)
א וַיְכֻלּוּ
הַשָּׁמַיִם
וְהָאָרֶץ
וְכָל-צְבָאָם.
ב וַיְכַל
אֱלֹהִים
בַּיּוֹם הַשְּׁבִיעִי
מְלַאכְתּוֹ
אֲשֶׁר
עָשָׂה וַיִּשְׁבֹּת
בַּיּוֹם
הַשְּׁבִיעִי
מִכָּל-מְלַאכְתּוֹ
אֲשֶׁר
עָשָׂה.
ג וַיְבָרֶךְ
אֱלֹהִים
אֶת-יוֹם
הַשְּׁבִיעִי
וַיְקַדֵּשׁ
אֹתוֹ כִּי
בוֹ שָׁבַת מִכָּל-מְלַאכְתּוֹ
אֲשֶׁר-בָּרָא
אֱלֹהִים
לַעֲשׂוֹת.
1 И
закончены были небо и земля, и все воинство их.2 И
закончил Вс-вышний к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в
день седьмой от всей работы Своей, которую сделал.3 И благословил Вс-вышний день
седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую
совершил Вс-вышний, созидая.
Сейчас мы рассмотрим ремезовую трактовку этого текста. Первый вопрос, который можно задать: в чем
необходимость первого пасука? Второй пасук более емкий, и в нем заключен смысл
также и первого, который кажется лишним. Значит это не просто так. И следующее
наблюдение. В первом пасуке вообще не упоминается Имя Вс-вышнего, во втором -
один раз, а в третьем - два раза. Эти три пасука составляют как бы три ступени.
Исходя из формулировки первого пасука создается возможность
оторванного взгляда на творение. Пути природы сами по себе, изолированный
малхут. Небо и земля завершились, они сами по себе. Сделались неизвестно кем,
были сотворены, и вот мы видим результат. Второй пасук начинает раскрывать
подлинный смысл завершения творения, говоря о Творце. Третий пасук говорит о
том, что это завершение достигается прибавлением к нему идеи дня седьмого —
Шабата. По ремезу Шабат - это гармония
пребывания Вс-вышнего в сотворенном Им мире.
В контрасте этих трех подходов, трех пасуков —
мировоззренческая драма мировой истории. То, что говорится в Торе именно таким
образом о завершении Творения, означает, что Вс-вышний именно так устроил мир.
Если бы не было этих трех пасуков, человеческое восприятие мира было бы иным.
Для свободы выбора, для путаницы, в которой нужно разобраться, нужны эти три
стадии.
Первый пасук - это возможность ошибиться, кажущаяся
самостоятельность существования мира. Вс-вышний так устроил, что можно считать,
что мир не был сотворен, что он вечен. И
нет никаких знаков, которые на сто процентов это бы опровергали и всех убеждали. Это —
нерелигиозный взгляд на мир, природа сама по себе.
Второй пасук - это то, что называется деизмом.
Представление о том, что есть Творец, который сотворил мир, но Он отошел от
этого мира и дальше вложенные в мир законы природы им управляют. У французских
просветителей преобладал именно этот взгляд. Некто сотворил мир и от него
отстранился. И поэтому в дальнейшем все соответствует взгляду
первого пасука. Посмотрите, как интересно сказано: «Ва-ишбот байом hа-швии» (букв. прекратил работу в день седьмой).
Так, как это формулируется во втором пасуке, означает, что Он сделал нечто и
ушел на отдых, отошел от дел. Можно считать так: «Творец есть, и, может быть,
иногда, очень редко Он вмешивается в дела мира. А вообще говоря, мир идет своим
путем. Имя упомянуто здесь один раз: Творец есть, но Он ва-йишбот, отошел
от работы.
И наконец, в третьем пасуке Имя
упоминается дважды. Но интересно, каким образом. Первый раз это благословение,
то есть постоянное поддержание благосостояния творения влиянием Свыше, вливание
жизненных сил в сосуды сотворенного. «Ва йеварех Элоким эт йом hа-швии»
(и благословил Вс-вышний день седьмой) - через механизм Шабата Вс-вышний
постоянно дает браху. Это представление религиозного человека. Он благодарит за
то, что ему даруется. Но это религиозный человек, который погружен в этот мир и
благодарит Вс-вышнего за то, что Он дает ему возможность жить в этом мире.
Посюсторонняя религиозность, неодухотворенная. «Ва йекадеш ото» (и
освятил его) - это уже кдуша, отстранение от самоценности нижнего мира,
преодоление погруженности в него во имя приближения к Творцу. Браха - это жизнь
к этом мире, кдуша - это выход сознания из его ограничений и приближение ко
Вс-вышнему. Выход, вырывание из плена этого мира. Посмотрим, как интересно
сказано дальше: «Ва йеварех Элоким эт
йом hа-швии».
В начале пасука упоминается Имя, а далее -
«ва йекадеш ото», слова Элоким нет. «Ки бо шават миколь
млахто ашер бара Элоким лаасот». Вс-вышнего надо искать, Его еще нет здесь,
в кдуше, это — призыв к Нему. Он дальше,
Он там, байом hа-швии.
В этом мире Вс-вышний находится байом hа-швии, то
есть в идее Шабата, гармоничного присутствия Его в этом мире. Он скрылся в этом
мире в Шабате, понимаемом по ремезу.
Шабат, о котором говорится здесь, после слова ва-йикадеш, это
цель Творения. Она в том, чтобы найти Вс-вышнего в этом мире, где Он пребывает
в идее Шабата. Пасук заканчивается
словами «ашер бара Элоким лаасот», сотворил, чтобы делать. Кому делать?
Делать человеку в этом мире, но вместе со Вс-вышним. В идее Шабата пребывает Творец в сотворенном Им мире,
именно в ней из всего сотворенного, миколь млахто. «Ки во шават
миколь млахто ашер бара Элоким лаасот», ибо в нем шават, обрел
гармоничное пребывание от всякой работы Его, которую сотворил Вс-вышний, чтобы
делать. Что делать? Сам этот труд делать. Творение, выполненное Вс-вышним (млаха),
дано, дабы далее делать его человеку, поддерживать совместно со Вс-вышним.
Шабат по ремезу - это совместное действие человека с Творцом, некое единое
действие. В неделе есть будни и есть Шабат. Мудрецы говорят, что высшая степень
Шабата по ремезу — это тот Шабат, который
остается с тобою в будни. Это
состояние человека, когда через него проходит поток Творения, hашгаха, особая
освященность действий человека. Работу, млаху, которую делал Вс-вышний
Сам, теперь делает человек совместно со Вс-вышним. Это высший план обретения кдуши,
о котором идет речь. В итоге — полный диапазон восприятия человеком Творения:
от полного атеизма до высшего плана, когда человек причастен ко Вс-вышнему,
несет в себе неотделимость нижнего мира от Высшего.
לע"נ חנוכה
בן ליזה
ז"ל