БО 
"БО"
БО 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"БО"

Январь 23, 2021   10 Шват 5781

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(25.12.20)
Ту би-Шват
15 Шват
(28.01.21)
Пурим
14 Адара
(26.02.21)
в Иерусалиме -
15 Адара
(27.02.21)
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
 





(19.08-05) Победа и поражение «маленьких людей».



Победа и поражение «маленьких людей».

(19.08-05) В Газе догорают последние очаги сопротивления. Догорают, - в буквальном смысле слова: многие семьи, вынужденные покинуть под конвоем или «добровольно», то есть без сопровождения полиции и солдат, места своего жительства, не захотели, чтобы опустевшие дома достались врагам или были разрушены чужой рукой. И в небо взметнулись огненные факелы, - в «столице» поселений Газы, поселке-красавице Неве-Дкалим ( название поселка в переводе с иврита: «Прекрасные Пальмы»), в соседнем Кфар –Дароме, в молодом поселке Шират ха Ям ( Песнь Моря), построенном относительно недавно- четыре года назад, на месте расстрела палестинцами автобуса с израильскими детьми…

Рассказывает свидетель: "Это невыносимое зрелище. Плачущие люди в сопровождении солдат выносят свои вещи. По поступающим сведениям, автобусы привозят людей в гостиницы, где ничего не готово для их приема. Я никогда в своей жизни не видел такого количества плачущих мужчин. Плачут поселенцы, плачут солдаты. Некоторые военные отказываются от выполнения приказа. Некоторые теряют сознание. Армия старается держаться в рамках корректности. Но приказ есть приказ».

Жительница поселения Шират Ха-Ям, отказываясь отвечать на дежурные вопросы о том, что она намерена предпринимать в данной ситуации(??) через прямой эфир 1-го канала израильского телевидения срывающимся от волнения голосом просила родителей солдат постараться немедленно забрать своих детей из частей, осуществляющих «мероприятия» : «Я вижу этих несчастных ребят, многие из них плачут. Но для всех из них, и тех, кто плачет и тех, кто молча выполняют приказ – то, что они видят и то, в чем участвуют, будет психологической травмой на всю жизнь. Они абсолютно не готовы к тому, что происходит!». Видимо, так и есть. Вот всяком случае, заметно, что на девушках - военнослужащих, выволакивающих из дома молодую мать с грудным ребенком на руках (при этом одна из солдаток на ходу старается придерживать головку ребенка) , что называется, нет лица.

Подобные картины на телеэкранах сменяли вчера одна другую беспрерывно. А вот и немые кадры «вспенивающегося» волнения в рядах солдат оцепления, случайно захваченные камерой Второго канала. Комментатор вынужден нехотя пояснить: солдат военной полиции отказался выполнять приказ, и «был задержан». Легкая потасовка в рядах солдат быстро утихает.

Потрясли неким запредельным абсурдизмом, кадры переговоров руководителей поселения Неве Дкалим, включая раввинов поселения, с Ури Бар-Левом, полицейским руководителем операции по выселению, пришедшем сообщить лидерам поселения, что примерно через час людей начнут выбрасывать из их домов. А синагогу, в которой собралось полторы тысячи человек, в случае если люди добровольно ее не покинут, - возьмут приступом. « Ты большой человек, а большой человек не только выполняет приказы, но еще и думает и чувствует, - обратились плачущие мужчины- представители поселенцев, к высокопоставленному полицейскому, - ты же видишь, что здесь происходит. Ты же такой же еврей, как и мы, ты наш брат (через некоторое время Ури Бар-Лева начнут со слезами на глазах обнимать)… Еще не поздно! Если такие люди как ты, высокопоставленные руководители свяжутся прямо сейчас с высшим руководством и скажут: «Достаточно! Этого сделать нельзя! Это невозможно, немыслимо! Этот приказ выполнить нельзя!» - все еще может измениться. Сынок используй этот час, который ты нам даешь, для хотя бы для одного звонка, и расскажи руководству о том, что тут происходит, и что ты думаешь об этом!»

Больно и стыдно было видеть, как в течение трех или пяти минут беседы пожилые раввины пытались вкратце рассказать стоящему перед ними с вежливо-каменным лицом начальнику полиции о смысле и цели существования еврейского народа, о причинах пребывания евреев именно на Земле Израиля, о духовной ответственности каждого еврея за происходящее. Ответом на все вышеупомянутое, слезы, и объятия, стали ровные, заученно повторяемые вновь и вновь фразы: « Я обращаюсь к вам от имени государства Израиль. Вы должны покинуть поселение и все его здания. Через час я прошу вас быть готовыми к эвакуации…». Через несколько часов после этого силы полиции и армии начали приступ синагоги в Неве-Дкалим.

…К вечеру , 18 августа армия и полиция завершили эвакуацию шести поселений, расположенных в секторе Газы: Неве-Дкалим, Кфар-Даром, Кфар-Ям, Шират ха-Ям, Нецер-Хазани и Ган-Ор.
Неожиданное для полиции, ожесточенное сопротивление было оказано депортации в Кфар-Дароме и поселении Ган Ор, где люди собравшиеся в синагогах, выдержали упорную многочасовую оборону, оказывая посильное, но при этом довольно активное, сопротивление силам армии и полиции. В обоих случаях силы ликвидаторов «сняли белые перчатки», и спецподразделения штурмом взяли синагоги. При этом полицией было арестовано более 150 человек, которым будут предъявлены обвинения в сопротивлении властям, нападении на военнослужащих и полицейских при исполнении ими служебных обязанностей и т.п. По оценкам юристов, арестованным может грозить до 20 лет тюрьмы.

Сообщается также, что в ходе эвакуации Кфар-Яма четверо молодых людей вошли в море, угрожая утопить себя, однако были вытащены из воды военно-морским подразделением ЦАХАЛа. Один из молодых людей, не умевший плавать и захлебнувшийся, был доставлен в больницу в состоянии «средней степени тяжести».

Итого, к вечеру 18 августа, из 25 поселений в секторе Газы и на севере Самарии были «очищены» от жителей 18 поселений. По плану ликвидаторов, еще 5 поселений сектора Газы (Нецарим, Ацмона, Катиф, Элей-Синай, Гадид) и 2 в северной Самарии (Са-Нур и Хомеш) будут «зачищены» от жителей на следующей неделе.

Среди многочисленных отзывов израильских политиков на происходившее вчера в Гуш-Катифе особое внимание привлекает реакция депутата Цви Генделя ( партийный блок «Национальное единство»). Статья, написанная им по горячим следам событий, носит красноречивое название: « Победа маленьких людей». В статье, в частности, говорится о том, как (весьма достойно и человечно) в условиях организованного руководством армии и страны массового насилия в Гуш-Катифе, повели себя «маленькие люди» еврейской страны – прежде всего, рядовые солдаты ( волею судьбы и военного начальства оказавшиеся в «пекле» мероприятий по ликвидации поселений). В данной связи автор статьи выражает оптимизм, позволяющий преодолеть понятные горечь и отчаяние, в связи с осуществляемой депортацией.



Мы считаем неправильным анализировать колоссальное по своему значению и неисчислимым последствиям событие, - массовое насильственное изгнание евреев Гуш-Катифа сейчас, когда раны «ампутации» кровоточат. Критика в такой ситуации неуместна. А похвала должна, что называется, «отстояться», т.е. опираться на объективный анализ отчетливо видимой ситуации.

Тем не менее, в прессе и в других СМИ «стихийное» подведение итогов уже началось.

Мы, поэтому, также считаем нужным высказать несколько своих мыслей в качестве некоего противовеса критическим и аналитическим страстям в СМИ. Естественно с учетом того , что раны еще не зажили, а также и с определенной долей необходимой в данном случае скромности . Ведь мы в эти дни, - говорим это без всякой иронии, - жили в Иерусалиме, а не жарились на солнце в Кфар-Маймоне, Офакиме и Сдероте, не прятались в кустах, стараясь правдами и неправдами прорваться сквозь заслоны и попасть в Гуш-Катиф и т. д. Другими словами, аналитическая группа сайта, скажем так, не была замечена в физическом участии в акциях сопротивления депортации. Что, в значительной степени, лишает нас права осуждать или поучать непосредственных участников событий.

Прежде всего, мы хотим полностью присоединиться к тому, что сказал Цви Гендель. За редкими исключениями, - это отмечали и руководители ликвидации поселений, - рядовые солдаты и солдатки нашли в себе «неприкосновенные запасы» душевной теплоты и человечности, чтобы не вести себя бездушно (или, хотя бы, безучастно) по отношению к тем, кого они выселяют по приказу своих командиров- офицеров и генералов.

Однако затронутая Цви Генделем тема «маленьких людей» и их роли в драматических событиях изгнания евреев Гуш-Катифа имеет, как нам представляется, гораздо более глубокие и, возможно, весьма неожиданные для самого автора статьи, смысловые пласты, на которых, нам кажется, имеет смысл остановиться.

Подтверждая вновь свое восхищение и уважение к действиям «маленьких людей» (в том значении, которое этому понятию дал Цви Гендель), мы будем вынуждены, - заранее признавая свою скромную личную роль в происходившем, - сказать, что в роли лидеров правых ( и правильных) «маленьких людей» также оказались… маленькие люди.

Что такое - маленький человек? Это человек, горизонт которого мал: он видит - себя, свою семью, свой дом, своих близких и друзей, в лучшем случае, своих соседей. Но не больше этого. Наверное, для большинства людей, живущих обычной жизнью, такое видение в какой то мере нормально, - впрочем Тора ожидает чтобы и самые обычные люди имели горизонты «до неба».

Однако у лидеров, то есть у «больших людей», права на такие ограниченные «близким кругом» горизонты нет и быть не может. ( При том, что все вышеперечисленное в «большие горизонты» лидеров, безусловно, входит.)

В лидирующей позиции быть «маленьким человеком» запрещается. Ибо, не видя широчайший горизонт, а иногда и то, что находится ЗА горизонтом, можно упасть, или завести не туда.

И здесь мы хотим сказать следующее: очень многим казалось (и кажется), что удар Шарона и его банды приспешников был нанесен (и нацелен) на поселенческое движение. Это неправда. Это был удар по еврейскому народу и по его идеалам.

И величие руководства поселенческого движения было бы в том, если бы оно это ПОНЯЛО. К сожалению, этого не произошло. Борьба свелась к защите поселений, а политика лидеров поселенческого движения – к мелкому протестному «бизнесу» в своей «секторальной» лавочке.

Мы не осуждаем и не можем осуждать конкретные решения руководства движения протеста – потому что, повторимся, не то время, когда это можно делать. Но мы обязаны осудить, и осуждаем, - ту узость видения, которая не позволила организаторам протеста подняться до вершин общенационального горизонта происходящих событий и поднять сотни тысяч людей на борьбу - не за поселения, а за их страну, включая сюда и Хайфу и Тель-Авив.

Это достаточно серьезное обвинение. И мы его обоснуем.

В распоряжении движения протеста был год, и уж точно были несколько месяцев с того момента, когда стало ясно что «программа Шарона» принимает вполне реальные очертания, - до начала депортации.

Весь этот год был потрачен на критику парламентских решений по данному вопросу, заклинаниям о том, что «мы все- участники демократического процесса» и справедливые сетования на то, что Шарон «вел себя недемократично».

Но недемократичность поведения Шарона и все парламентские и государственные последствия этой «недемократичности», - не были корнем проблемы, а скорее ее ответвлением.

КОРНЕМ же проблемы, вставшей перед страной, поселенцами и всеми другими частями израильского общества, - явилось отсутствие ЕВРЕЙСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ, если угодно, ДОМИНАНТЫ ЕВРЕЙСКОГО ЗАКОНА, - в действиях пресловутой «Семьи», и (теперь уже, - пресловутого) израильского правительства и Кнессета. 

Противники «размежевания» долгое время громко удивлялись, почему нравственные решения не принимают те структуры, которые органически просто не способны такие решения принять. Другими словами, почему никак не удается сварить овощной суп из воды, в которой нет, и не было овощей. Удивлялись до тех пор, пока вместо «овощного супа» не подоспел кипяток, который в эти дни и был вылит на головы протестующих.

Подобное ожидание весьма наивно. А в нашей нынешней ситуации еще и весьма чревато.

Без малого год был потрачен на то, чтобы добиться от Кнессета принятия закона о «всенародном референдуме» (при этом делались абсолютно неправомочные заявления как бы и от нашего имени, что «если референдум решит, что надо уйти из Газы, мы все с этим согласимся»), затем – выторговывались отсрочки реализации «программы Шарона», затем были попытки вытянуть из Шарона согласие на досрочные (вернее сверхсрочные) выборы.

Все эти политические махинации не имели к сути проблемы - абсолютно нееврейскому характеру институтов нынешней власти и способа принятия ими решений, - никакого отношения, а значит, и не били «в точку». А значит, и не способны были принести даже временные «плоды», в виде того же референдума.

Подобные претензии, скорее, соотносились их авторами с идеалами абстрактной демократии, опять таки, не имеющим никакого отношения к «еврейской составляющей» серьезной общественной проблемы.

С точки зрения же «абстрактной демократии» все было «законно». Ведь, как выяснилось, «правила игры в демократию» не запрещают проходимцам и мошенникам, укравшим голоса избирателей, провести любые решения через голосование в Кнессете и правительстве. Ни один суд такие действия не сочтет «противозаконными». 

Молясь на идол «демократии», нужно было быть готовым и к таким, весьма своеобразным, ее проявлениям. Опять же, эти правила игры - вовсе не еврейские правила игры (с еврейством вообще не играют в игры!).

После того как главное сражение, - за «демократию», - было проиграно, у движения протеста оставалось еще несколько месяцев. Которые были потрачены на призывы «присоединиться к "БОРЬБЕ ГУШ-КАТИФА», но « БЕЗ НАСИЛИЯ, ПО ОТНОШЕНИЮ К НАШИМ БРАТЬЯМ».

О лозунге «борьбы за Гуш-Катиф»- вместо лозунга «борьбы всей страной за будущее ВСЕЙ страны», - мы уже говорили выше.

Остановимся на лозунге «БЕЗ НАСИЛИЯ». Выдвигая такой лозунг, нужно понимать, что армия и полиция, тоже без насилия, а лишь благодаря своей организационной и количественной мощи, - попросту вынесут участников «ненасильственного протеста» к автобусам, и вывезет за пределы Гуш-Катифа (что и произошло). Подобный лозунг является в действительности приглашением «сил правопорядка» взять людей под мышки и транспортировать их.

Это был лозунг (мы сейчас не говорим о реальных действиях, и о границе приемлемого сопротивления) заведомого проигрыша в борьбе. И здесь организаторов протеста подвело нежелание апеллировать к еврейским нормам поведения: безусловно, в еврейском законе существует тезис: «не поднимай руку на брата». Но одновременно и существует тезис: «защити себя от нападения». И совершенно не важно, при этом, кто нападет – «свой брат-еврей», или нееврей, незнакомый человек и т.д. Врываться в дом человека- это несомненное нападение. Пресекать приезд друзей и близких - это несомненная агрессия. 

Методов отпора агрессии, в том числе и адекватных и соответствующих ситуации, -- великое множество.
Провозглашать же тезис «непротивления злу насилием», тем более в данной ситуации, - абсолютно неуместно. Еврейский закон требует «не поднимать руку», - только если на тебя самого не поднимают руку. В противном же случае тот же еврейский закон ТРЕБУЕТ защищаться. Мы, естественно, никого не призываем к насильственным действиям. Мы только констатируем ту огромную дистанцию, которая лежит между призывом : «не поднимем руку на наших братьев» и еврейским ( и адекватным) подходом к данной проблеме.

По-настоящему эффективных способов действия накануне начала и в ходе действий армией и полиции было немало. О части из них мы уже писали в нашем материале «Оранжевая страна» , например об «оранжевом десанте» НА ВСЕ примерно полторы тысячи израильских перекрестков и краткое (буквально в одной-двух фразах), внятное разъяснение людям СВЯЗИ их положения, их жизни и их дальнейшей судьбы , - с судьбой той части единого народа ( на единой земле, в единой стране) которая живет в Гуш-Катифе и в Самарии.

Основным оружием сопротивляющихся, уже в момент начала ликвидации поселений, должны были стать продуманные способы мощного воздействия- нет не на руководящих полицейских чинов и офицеров, совершенно сознательно и добровольно (в отличие от рядовых солдат срочной службы), а часто и с удовольствием, участвующих в депортации. А мощного воздействия на тысячи людей, - на тех, кто затем УВИДИТ происходящее на экранах своих телевизоров. 

Есть много способов представить сознательно и свободно совершающих действия идущие в разрез с собственной совестью, с Торой и т.д. –полными моральными банкротами и бездушными роботами, какими они , выполняя подобную «миссию» и являются.

 Для этого действия «жертв» не должны быть лишь вызывающими сочувствие и жалость, - они должны быть достойными ситуации, достаточно жесткими и красноречивыми. Более красноречивыми, чем любые слова. Такими действиями, например, могло стать изучение свитков Торы, к которым НЕЛЬЗЯ просто так прикасаться, на глазах у депортаторов, - причем не молодыми «протестантами», а пожилыми уважаемыми раввинами. 

Учитывая ситуацию, этим пожилым уважаемым людям можно было в буквальном смысле приковать себя ЦЕПЯМИ к футляру свитка Торы. И ЗАТЕМ СНИМАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ НА ДЕСЯТКИ ВИДЕОКАМЕР! То, как «слуги депортации» в буквальном смысле «отдирают» пожилых евреев от Торы в синагоге! Такие картины, - без права излюбленного израильскими левыми СМИ «произвольного монтажа», должны были быть доведены до сведения каждого еврея в Израиле и за рубежом. Подобная «пиррова победа» депортаторов могла бы захлебнуться уже в самом начале. Во всяком случае, шок от увиденного очень бы помог в дальнейшем тем, кто борется за право евреев жить на своей земле.

Мы далеки от мысли навешивать на кого-либо «ответственность за ошибки» - ведь в том, что в нужный момент в стране не нашлось лидера, способного адекватно реагировать на ситуацию и грамотно организовать акции протеста, есть, в каком то смысле, и наша вина.
Главный смысл предпринятого нами анализа сводится к более обобщающим, но от этого не менее драматическим, выводам:

ТРАГЕДИЯ ГУШ КАТИФА - ЭТО ОДНОВРЕМЕННО И КОНЕЦ РЕЛИГИОЗНОГО СИОНИЗМА, КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ И ДУХОВНОЙ ДОКТРИНЫ.

Почему?

А потому, что лозунг и основной политический тезис религиозного сионизма: вместе со светскими людьми, в том числе с теми, у которых нет в сердце «иудейского огня», строить еврейское государство- на поверку оказался ложным, фальшивым, не работающим. А поскольку это неправда, то и ничего хорошего из этой "благородной затеи" не получилось, и не могло получиться.

Еврейское государство и еврейское общество в Израиле можно и нужно строить - но не в союзе, а НЕЗАВИСИМО (прежде всего, внутренне независимо) от людей, не имеющих и тени понятия, зачем и почему евреи строят еврейское государство на еврейской земле. Не играя в поддавки с этой частью населения за счет главного, - «еврейской составляющей» наших действий. 

Не надменно, глядя «сверху вниз», и не подобострастно – умиленно, сидя на корточках, и глядя «снизу вверх» на «нерелигиозного еврея» (чем до последних дней страдал религиозный сионизм) , а достойно и честно, всерьез и на равных, не закрывая двери для любого еврея, и не скрывая существующую дистанцию между ним и еврейством, которую ему необходимо преодолеть. 

Таков плодотворный подход к дальнейшему строительству государства евреев на еврейской земле, подход, делающий невозможной ситуацию при которой подлость и предательство могут оставаться долгие годы не узнанными и неразгаданными, - для того чтобы в решающий момент нанести удар в спину прекраснодушным и, увы, нравственно безоружным, идеалистам.


Очевидно, что новые лидеры Израиля выйдут не из нынешней политической израильской элиты, что они вырастут не в нынешних политических партиях, не в нынешнем Кнессете и не в нынешних правящих кабинетах. «Больших людей», то есть подлинных лидеров страны вырастит сам народ из «зерен», отделенных от плевел, о которых мы уже говорили. 

Эти лидеры будут появляться в процессе воспитания драматическими, а порой и трагическими, событиями нынешней реальности. Этими лидерами будут те, кто любят страну, те, кто любят всех евреев, любят и почитают еврейский Закон- Тору. Те, кто будут всерьез готовы строить страну на еврейских, подлинных позициях, а не на позициях идеологий других народов , как идеологий правого толка, так и идеологий левого толка.


Как преодолеть себя?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля