New Page 1
|
|
![](/sitep/img_files/lineanaliz.jpg)
![](/sitep/img_files/linearciv.jpg)
(8.12-14) Тихая израильская революция
![](/sitep/linearchiv.jpg)
Тихая израильская революция(8.12-14) Наступивший около 2.5 месяцев назад (25.9.14 по европейскому календарю) 5775-й еврейский год в Израиле — год «шмиты» (см. на сайте, к примеру, ответы «Седьмой год для людей или земли?» — с ответами, обозначенными в нем линками, и «Действуют ли «сельскохозяйственные запреты» в диаспоре?»).
Следует отметить, что по еврейским законам на протяжении наступающего каждые семь лет года шмиты на Земле Израиля соблюдаются особые правила, связанные с уходом за растениями, выращиванием и использованием фруктов и овощей. В частности, запрещено снимать урожай для продажи, но разрешается собирать фрукты и овощи, чтобы бесплатно отдать их бедным и нуждающимся.
Если землей на территории Израиля владеет еврей — ее в этот год нельзя обрабатывать с целью получения урожая. Однако — разрешено производить сельскохозяйственные работы, необходимые для сохранения и защиты плодовых и прочих растений.
Законы шмиты достаточно сложны. И в нашем аналитическом материале мы не будем в них углубляться. Подчеркнем лишь, что с наступлением «седьмого года» в овощных и фруктовых отделах израильских магазинов вывешиваются специальные сертификаты, свидетельствующие, что продукция растительного происхождения, которую продают в этих магазинах, выращена в соответствии с законами «седьмого года».
Есть и еще одна немаловажная особенность законов «седьмого года», обусловленная разрешенными Торой, но — отличающимися друг от друга уровнями их соблюдения.
Многие стараются осуществлять эти законы в полном объеме. Те же, кто стремится «облегчить» себе их выполнение (в разумных пределах и в рамках Торы), полагается на способ, называемый в нашей традиции — «hетер мехира», что подразумевает до известной степени условную процедуру временной продажи сельскохозяйственных угодий нееврею, чтобы затем, когда год шмиты закончится — выкупить их. Что позволяет фермерским хозяйствам продолжать работать в почти обычном режиме, не нарушая, при этом, установленные Торой правила. Правда, обрабатываемая земля в этом случае не получает отдыха и передышки.
Данный способ соблюдения «седьмого года» был на определенный период разрешен некоторыми раввинами в начала 20-го века — в виду серьезной опасности, что немногочисленные и не очень прочно стоявшие на ногах еврейские сельскохозяйственные фермы могли в экономическом смысле не выдержать годичного простоя.
С тех пор, особенно — после создания государства Израиль, ситуация в еврейском сельском хозяйстве, как понятно, коренным образом изменилась в лучшую сторону. Однако по ряду причин разрешение на «облегченный» способ соблюдения года шмиты осталось в силе до наших дней. Что позволяет значительному числу производителей и продавцов сельскохозяйственной продукции обходиться без строгого соблюдения соответствующих законов и правил и предлагать потребителю продукцию с сертификатом, в котором указывается, что она выращена на основе облегченной процедуры «hетер мехира».
Есть и еще одна область применения законов «седьмого года», не касающаяся продаж овощей и фруктов. Это — сфера городского озеленения, содержания парков и т.д., которая находится в ведении муниципалитетов. Свои особенности и ограничения, вытекающие из вышеприведенных законов шмиты, существуют и здесь. Здесь тоже есть выбор между облегченным путем — «hетер мехира» и строгим соблюдением законов «седьмого года».
Весьма интересно и примечательно, что в современной израильской действительности наблюдается отчетливая тенденция соблюдения законов шмиты все большим и количеством муниципалитетов. Причем — в наиболее строгом варианте. По статистическим данным, семь лет назад, в предыдущий период шмиты, таких городов было меньше десятка. Сегодня законы шмиты в работах по озеленению соблюдает почти половина (!!!) израильских городов еврейского сектора.
Буквально за последние несколько лет в подходе к данной проблеме наметилась настоящая революция. Сегодня городские власти, соблюдающие законы шмиты, исходят из того, что в случае, если нет каких-либо особых причин и серьезных проблем, заставляющих прибегать к облегченному варианту «hетер мехира», их обязанность — соблюдение законов шмиты в полном объеме. И выбор этот делается вполне сознательно и добровольно, без какого-либо «нажима» с чьей-то стороны.
Еще одна примечательная особенность наших дней — что во главе муниципалитетов все чаще можно видеть людей или соблюдающих или приближающихся к еврейской традиции. А раввины, консультирующие городские власти относительно еврейских законов в самых разных областях их деятельности, стали частыми и желанными гостями муниципалитетов. Раввинская помощь и советы весьма приветствуются городскими властями. Ситуация, которая несколько десятков лет назад показалась бы — фантастической…
Данная тенденция имеет весьма устойчивый характер и развивается, что называется, по нарастающей. Что позволяет ожидать, что к следующему году шмиты число муниципалитетов в еврейском секторе страны, серьезно соблюдающих законы седьмого года, уверенно превысит половину и, возможно, приблизится к двум третям от общего числа городских хозяйств.
В целом же эту тенденцию можно считать показателем более общего процесса возвращения евреев Израиля к своим корням и превращения нашей страны в подлинно еврейское государство. Что, будем надеяться, окончательно вытеснит существующее ныне обозначение сути Израиля как — «еврейское и демократическое» государство (см. на сайте материал «Битва за Декларацию независимости в современном воплощении»).
--> ![](/sitep/donate/help_now2.gif)
|
|
New Page 1
|