New Page 1
|
|
(2.10-17) Трудно ли быть евреем в США?
Трудно ли быть евреем в США?(2.10-17) В СМИ сообщают, что основатель и совладелец социальной сети Фейсбук Марк Цукерберг накануне праздника Йом Кипур (Судного дня — см. на сайте материалы, посвященные Йом Кипуру, в разделе «Праздники») обратился к пользователям Фейсбука, а это сегодня — примерно полтора миллиарда человек, с просьбой о прощении.
Бизнесмен пожелал также всем хорошего года (Йом Кипур празднуется через десять дней после Рош а-Шана — еврейского Нового года; см. на сайте в том же разделе материалы об этом празднике ).
Марк Цукерберг не позиционирует себя в качестве религиозного еврея. Однако ранее в Сети уже появлялись фотографии, на которых совладелец Фейсбука зажигает субботние свечи вместе с женой и детьми (еврей в семье — лишь сам Марк Цукерберг).
Полнота и правдивость картины отношения Марка Цукерберга к еврейству, евреям и Израилю требует, увы, включения в нее и других, гораздо менее приятных элементов. Являясь совладельцем преуспевающего бизнеса, а фактически — администратором высшего ранга в огромном виртуальном социуме, вобравшем в себя большую часть человечества, имеющего выход в Интернет — Цукерберг, скорее всего, сознательно из соображений некой ложной “объективности”, оставил за стенами своего скромного офиса в штаб-квартире Фейсбука, симпатию к собственному народу. И, прежде всего — к государству Израиль.
Его политика “нарочитой объективности” (не имеющая, к слову сказать, ничего общего с подлинной, пусть даже “холодной” объективностью) принимает порой форму позорных эксцессов. Особенно — если учесть, что владелец Фейсбука — еврей. Администрация социальной сети систематически «закрывает глаза» на размещение в ней откровенно антиизраильских, антисемитских блогов, упорно отказывается вести борьбу даже с неприкрытыми призывами к убийствам евреев и уничтожению Израиля.
При этом, например, пропагандистские материалы про-израильской направленности, цитирующие хамасовские и прочие антиизраильские видеозаписи и выступления — изымаются из открытого доступа, замораживаются… под иезуитским предлогом “пропаганды насилия и антисемитизма” (имеются в виду критикуемые и цитируемые критиками материалы!). С таким же успехом за «пропаганду нацизма» можно закрыть Музей Сопротивления. Ведь среди его экспонатов есть и материалы о нацизме.
Вся эта вакханалия не является плодом произвола рядовых сотрудников. К руководству Фейсбука неоднократно с фактами в руках обращались, в том числе, и израильские власти. Результатом этих обращений в лучшем случае становилось “точечное” удаление наиболее одиозных антисемитских материалов. Общая политика руководства Фейсбука оставалась (остается и поныне) — неизменной.
Еврея, столь откровенно стоящего на стороне смертельных врагов своего народа, пусть “лишь” и в виртуальном пространстве — впору назвать “виртуальным капо” (помощником карателей).
И все же… Мы все же не станем этого делать. Хотя бы потому, что в поведении завзятого “светского либерала” Марка Цукерберга, возможно, неожиданно даже для него самого (как и для нас) — вдруг просматриваются еврейские черты, некое “слепое” и ”необъяснимое” влечение к еврейству.
Видя что, как говорится, “творит” еврей Марк Цукерберг в Сети — мы и сами затрудняемся объяснить, как столь разные по своей направленности душевные порывы могут совмещаться в одной душе.
Вместе с тем, проблема, о которой мы говорим — гораздо шире и гораздо глубже конкретного примера с Марком Цукербергом.
Основатель Фейсбука — при всей его гениальности и неординарности — типичный представитель американского еврейства, демонстрирующий, что представляет собой духовная жизнь многих (если не большинства) светских евреев Америки.
Ситуация “высвечивается” и в многочисленных американских фильмах и сериалах, где периодически попадаются еврейские персонажи — преуспевающие врачи, детективы, адвокаты, бизнесмены. Все эти персонажи, как правило, объединяет общая черта — весьма смутное представление о своих корнях, о своем народе, о еврействе.
Впрочем, интересно — что почти во всех случаях в жизни этих персонажей присутствуют некие “рудименты” еврейства. Речь — о праздновании бар мицвы, процедуре еврейского оформления брака (хупа), реже — процедуре обрезания, которые совершаются перед зрителем с той или иной степенью приблизительности по отношению к Галахе (свод еврейских законов).
Еще одна характерная и печальная деталь: у большинства таких персонажей семьи — смешанные. То есть — такие же, как у Марка Цукерберга, когда еврей — лишь глава семьи (если речь идет о мужчине).
Создается впечатление, что светские евреи США — преуспевающие в социальном и финансовом плане люди, постоянно живущие как бы в густом тумане, из которого неожиданно могут проступать какие-либо элементы еврейской традиции... Чтобы затем — снова бесследно исчезнуть. До следующего внезапного проявления.
Но мы покривили бы душой, если бы сказали что внутреннее противоречие между “общечеловеческими” ценностями и традициями и собственным еврейством — удел только светских евреев Америки.
Достаточно типичный пример еще одного “вида” нравственных испытаний евреев Америки — американский посол в Израиле Давид Фридман.
Он — религиозный еврей, в полном смысле этого слова. Носит кипу, придерживается взглядов, соответствующих позиции национально-религиозного лагеря Израиля. Член совета попечителей одной из крупнейших йешив данного направления (йешивы “Бейт Эль”). В общем — достойный человек, который, в силу избранного им рода деятельности, почетной и востребованной, вынужден ежедневно и ежечасно взвешивать на внутренних весах, что перевешивает. Служебный долг представителя американского госдепартамента и посланца президента США или — преданность своему народу и своей стране (которая в принципе должна быть у каждого еврея).
Подобную нравственную дилемму не пожелаешь иметь никому.
Признаемся, что с самого начала, когда стало известно, что американский религиозный еврей Д. Фридман согласился исполнять обязанности посла США в Израиле — у нас сжалось сердце. Ведь с самого начала была очевидной мучительность подобного сочетания личностных характеристик и занимаемой должности.
Кроме того, вся история назначений евреев послами США в Израиле до сих пор — не принесла Израилю, мягко говоря, ничего хорошего. Евреи — оба предыдущих американских представителя в еврейской стране: Дан Шапира и его предшественник Мартин Индик.
Оба этих дипломата, в отличие от Д. Фридмана — не были религиозными евреями и полностью солидаризовались с политикой Госдепартамента США и с подходом предыдущего американского президента Барака Обамы к израильским проблемам.
В отличие от этих людей, Д. Фридман — и это заметно и его друзьям и недругам в традиционно антисемитском и антиизраильском аппарате Госдепа — прикладывает все усилия к тому, чтобы каким-то образом выполнять обязанности посла США в Израиле, оставаясь при этом религиозным евреем.
В результате мы видим две “параллельные” линии поведения: выражая на официальных встречах и на переговорах официальную позицию Госдепа и Белого дома — посол Фридман “отводит душу” в интервью ведущим СМИ, где без обиняков высказывает собственное мнение по спорным вопросам израильской политики.
Из этих интервью мы узнаем, что посол не считает территории Иудеи и Самарии — ”оккупированными”, что он вообще не видит возможности в уничтожении еврейских поселений на еврейской земле в рамках “окончательного урегулирования” и т.д.
Однако можно представить себе, чего стоит Давиду Фридману — честному и порядочному человеку, болеющему за свой народ и за Израиль, подобная вынужденная “раздвоенность”.
Мы привели, как будто бы две противоположные крайности в жизни современного американского еврейства, которые, казалось бы, не пересекаются между собой. Между тем и тот и другой пример — лишь части общей картины драматической невозможности для евреев за пределами Израиля, в том числе — в США, хотя бы в минимальной степени обеспечить себе внутренне непротиворечивую жизненную позицию, позволяющую полноценно и творчески жить в рамках еврейской традиции, идти по еврейскому пути, пути Торы.
Судя по всему, сделать это сегодня можно, только живя в Израиле. Либо — полностью отгородившись от внешнего мира, замкнувшись в маленьком, герметично закупоренном “мирке”. Однако чем такое существование отличается от жизни в бомбоубежище, которое действительно спасает находящегося в нем человека, но не дает возможность реализовать свое духовное предназначение в этом мире? Чего стоит такая жизнь?
Подчеркнем, что сегодня евреи — в кардинально иной ситуации, нежели та, в которой они находились до возникновения Израиля. Сегодня в Израиль может приехать каждый еврей — чтобы полноценно служить Творцу. Сегодня у каждого еврея есть выход из тупика (под названием — “сознательная еврейская репатриация в Израиль”). И если еврей все еще остается в тупике — это его личный выбор.
Жизнь показывает, что добровольное и сознательное пребывание любого еврея вне Израиля несет в себе либо ускоренное растворение “еврейства” и ассимиляцию, вплоть до ее антисемитских проявлений. Либо — серьезный и опасный когнитивный диссонанс между естественными для еврея духовными процессами и — обязательствами и обязанностями, которые он возлагает на себя фактом проживания в любой другой стране.
Самая насущная, но не единственная проблема в этом случае — проблема “двойной лояльности”, которая сущностно неразрешима, и которая возникает сразу же, как только еврей, особенно — религиозный, берет на себя “почетную” обязанность официально представлять любую страну, кроме Израиля. Да еще и — в самом Израиле.
-->
|
|
New Page 1
|