New Page 1
|
|
(10.10-17) Так должно быть
Так должно быть(10.10-17) В минувшее воскресенье, около 11 часов утра у Котеля (Западной Стены или, как ее еще называют — Стены Плача) в Иерусалиме состоялось традиционное праздничное благословение коэнов (см. на сайте материал “Арабское покушение на Храмовую гору”), которое ежегодно проходит в один из дней недели праздника Суккот (рекомендуем прочесть на сайте и материалы, посвященные этому празднику).
Как правило, в этот день (так было и на сей раз) у Котеля собирается несколько тысяч коэнов.
Многие евреи, приходят сюда, чтобы выслушать благословение и принять участие в молитве.
Благословение еврейского народа, которое коэны произносят во время дополнительной утренней праздничной молитвы Мусаф (ее читают на утренней молитве в субботы, новомесячья и праздники, во всех синагогах, если есть миньян, в составе которого должно быть не менее 10-ти взрослых евреев-мужчин).
Кроме того, в Израиле это благословение произносится в синагогах ежедневно, в течение всего года, во время утренней молитвы (если в миньяне есть хотя бы один коэн).
Благословение коэнов во время массовой молитвы у Котеля считается “центральным” событием такого рода. Дважды в год в один из дней холь а-моэда (см. на сайте ответ “Печатать ли на компьютере в холь а-моэд”) в праздники Суккот и Песах сюда приходят десятки тысяч евреев, в том числе — тысячи коэнов.
В этом году у Западной Стены собралось примерно 60 тыс. человек — фактически все пространство перед Котелем было плотно заполнено людьми.
На молитве присутствовал посол США в Израиле Давид Фридман (см. на сайте статью “Трудно ли быть евреем в США?”).
Всего в дни нынешнего праздника Суккот Котель уже посетило свыше 300 тыс. человек(!). Причем, это пока что — лишь “промежуточные” данные. Ведь до окончания Суккота, который завершится в четверг веселым праздником Симхат Тора (см. на сайте материал “Некоторые законы и обычаи Шмини Ацерет и Симхат Тора” , в разделе “Праздники” — Суккот), остается еще несколько дней.
Чтобы можно было яснее представить себе масштабы праздничных событий, происходящих в эти дни в Израиле — добавим, что, кроме всего вышеперечисленного, празднования продолжаются и вечером. В Суккот отмечается также “Симхат Бейт а-шоева” — в память о празднике возлияния воды на мизбеах (в условном переводе — “жертвенник”), который отмечался в Бейт Микдаше (еврейском Храме на горе Мория, то есть — на Храмовой горе). В эти дни еврейская страна ожидает благословения на воду — молитвы, в которых у Творца просят обильные дожди. В праздник Шмини Ацерет/Симхат Тора произносится просьба о дожде.
В холь а-моэд разрешено играть на музыкальных инструментах. По всей стране по вечерам в такие дни слышна веселая музыка, под которую люди танцуют.
В любой крупной или даже средней йешиве (учебном заведении, где евреи изучают Тору) насчитывается сотни и даже тысячи учеников. В дни Суккота все йешивы превращаются в “очаги” празднования, к которым “подтягиваются” жители соседних кварталов. Таким образом, каждая йешива собирает десятки тысяч человек.
Так проходит праздник в Иерусалиме, в других больших городах и в прочих израильских населенных пунктах (поселениях, мошавах и т.д.).
Следует также учесть, что в сравнительно небольших населенных пунктах в празднованиях Симхат Бейт а-шоэвы, как правило, принимают участие практически все их жители.
Выходит, что в суккотних торжествах реально участвуют три четверти (!) еврейского населения Израиля, то есть — много миллионов человек (в настоящее время в Израиле живет чуть более 6 млн. евреев). За вычетом самых маленьких детей, очень пожилых и больных людей — в праздничных мероприятиях Суккота, можно сказать, в той или иной степени участвуют 4 миллиона человек.
Говоря о Суккоте, который не случайно зовут “праздником шалашей”, нельзя, разумеется, не сказать о главном символе этого праздника — временных постройках (см. на сайте статью “Значение сукки”, в разделе “Праздники”).
По нашим оценкам, в этом году таких “шалашей” в Израиле — еще больше, нежели в прошлом году. С учетом новостроек, где нередко в каждой квартире есть т.н. “балкон для сукки”.
Отметим, что сравнительно недавно никому и в голову не приходило, что на балконе собственной квартиры можно построить сукку. Сегодня, идя в Суккот по жилым кварталам израильских городов — везде, на балконах, на крышах домов, на земле, возле подъездов, видишь красиво освещенные “домики”.
Ко всему этому надо прибавить заметный рост общественных мероприятий, проводимых в дни праздника Суккот. И эта тенденция из года в год — укрепляется.
Если смотреть на происходящее как бы “со стороны”, глазами некоего “светского наблюдателя” — непременно заметишь весьма серьезное изменение “светского лица” Израиля. И это — значимое укрепление духовности еврейского народа и нашего положения в Израиле.
Процент евреев-израильтян, серьезно относящихся к еврейству, который и раньше был достаточно большим — постоянно растет.
Следует отметить, что сука — немалое вложение денег и сил. А, кроме того, выполнение этой заповеди — несет в себе определенные неудобства. Представим себе, что значит, например, с 12-го этажа многоэтажного дома спустить еду в “наземную” сукку (в праздничный и субботний день, напомним, нельзя пользоваться лифтом).
Кстати, именно по этой причине многие религиозные евреи, у которых пока нет своей квартиры с балконом для сукки, заранее учитывают данное обстоятельство и стараются не снимать квартиры, расположенные выше 4-5 этажа.
В общем, так и должно быть. Но совсем недавно такого еще не было.
30-50 лет назад израильская сукка представляла собой небольшой шалашик, площадью, скажем 2 на 2 метра, который, если и возводился, то — исключительно ради забавы детей.
В Израиле Суккот — время школьных каникул. Поэтому тема сукки благосклонно рассматривалась даже “антирелигиозными” родителями. По принципу — “чем бы дитя ни тешилось…”. Вот и строили такие родители примитивные “шалашики”, в основном, не заботясь об их кашерности. В них они и запускали детей — детсадовского и младшего школьного возраста.
Зато сегодня отчетливо видны изменения.
Накануне Суккота в Израиле каждый год продаются сотни тысяч кашерных суккот. Многие из них можно использовать и в последующие годы.
Сегодня ушли в прошлое времена, когда суккой забавлялись дети. Теперь взрослые люди, как и положено, спят в сукке, едят в ней, встречают гостей, общаются и т.д.
Авторы данного материала многократно наблюдали, как якобы светские и полусветские евреи-израильтяне в дни Суккота практически все время проводили в сукке.
И это не просто — “незначительный эпизод” в жизни Израиля.
Суккот воспитывает правильное отношение к нашей жизни на Земле. Хрупкая, с просвечивающей крышей сукка — символ того, что все мы (и не только в Суккот) живем во временных жилищах.
Именно поэтому надо со всей серьезностью относиться к нашей “временной” жизни. Все, что мы приготовим, исправим, создадим в течение жизни по-настоящему хорошего — станет фундаментом жизни там, в ином мире. Вечным фундаментом — для вечной жизни…
-->
|
|
New Page 1
|