(9.10-06) О реформах и реформаторах.
О реформах и реформаторах. (9.10-06) Как сообщила израильская пресса, в прошедшую пятницу вечером премьер-министр Эхуд Ольмерт и лидер партии "Наш дом – Израиль" Авигдор Либерман провели по инициативе премьер-министра, двухчасовую встречу, во время которой стороны договорились о более тесном сотрудничестве партий «Кадима» и «Наш
дом - Израиль».
В частности, речь шла о том, что обе партии будут добиваться изменения системы правления в Израиле. Предполагается, что с спустя несколько дней после начала работы зимней сессии Кнессета 16 октября (предположительно после возвращения Эхуда Ольмерта из Москвы 19 октября) лидер партии «Наш
дом - Израиль» А. Либерман выдвинет на рассмотрение Кнессета пакет базисных законопроектов, предусматривающих введение в Израиле системы прямых выборов президента и установления прямого президентского правления.
Президентские функции, при этом, перестанут быть номинально- представительскими (каковыми они были до настоящего времени) и президент Израиля получит право контролировать работу всех исполнительных органов в стране, включая правительство. Кнессет потеряет право контроля за назначением министров. Министры в новом технократическом правительстве, по замыслу А.
Либермана (в отличие от нынешнего положения вещей) не смогут исполнять обязанности депутатов Кнессета. Таким образом, планируется последовательно разделить исполнительную и законодательную ветви власти в стране.
Среди планируемых законодательной инициативой Либермана реформ - повышение электорального барьера с 4,5 до 10 процентов, что резко ограничит доступ в Кнессет мелких и секторальных партий, включая таких ветеранов парламентской деятельности как
ультра либеральная партия МЕРЕЦ. Таким образом, в случае, если предложения А. Либермана будут Кнессетом утверждены, в Израиле появятся всенародно избранный президент и правительство с участием профессионалов. При этом, парламентариям будет отведена исключительно законотворческая миссия.
В партии «Наш Дом - Израиль» подтверждают факт встречи обоих политиков, однако отрицают, что в ходе встречи имели место переговоры на предмет возможного вхождения НДИ в правительство Ольмерта (о чем также сообщила пресса). Сам лидер НДИ, Авигдор Либерман, признав что по ряду вопросов (например, по вопросу замораживания программы одностороннего отступления Израиля из Иудеи и Самарии, и вопросу конституционной реформы) позиции Кадимы и НДИ в последнее время значительно сблизились, - отметил, что основным условием вхождения НДИ в правительство станет согласие премьер-министра на коренные реформы государственного устройства Израиля и принятие Кнессетом т.н. «Закона о гражданских браках», который позволит неевреям и евреям а также коэнам (евреям из колена священников- Evrey.com) и разведенным женщинам, - сочетаться браком в Израиле (оба вида брака не признаются еврейским законом-
Evrey.com).
Между тем лидеры партии религиозных сефардских евреев, ШАС, входящей в правящую коалицию, сообщили журналистам, что намерены блокировать в Кнессете и правительстве любые попытки провести Закон о гражданских браках в его нынешнем виде. Как отмечают представители ШАС, - в коалиционном соглашении содержится обязательство Ольмерта воздерживаться от принятия подобного закона, при этом предпринимая усилия по решению проблемы регистрации «смешанных пар» в пределах Израиля.
Приводимая Авигдором Либерманом в беседах с журналистами,
интервьюирующими его по поводу предлагаемой им реформы государственной системы,
удручающая статистика , согласно которой за последние шесть лет в Израиле сменилось от 6 до 8 министров финансов, обороны и иностранных дел, что исключает какую
ни будь личную преемственность и стабильность в руководстве страной, - эта горькая правда никого не может оставить равнодушными.
И с тем, что «уроки прошедшей войны в Ливане, а также угроза нового витка вооруженного противостояния Израиля с Сирией Ливаном и ХАМАСом требует от Израиля крайне серьезно подойти к наведению порядка в своем государственном устройстве», - с этим так же кто-либо из израильских евреев захочет сегодня спорить.
Трудно не согласиться и с тем, что существующая ныне практика совмещения депутатами Кнессета своих парламентских обязанностей с министерскими, - очень мало соответствует известному демократическому принципу разделения властей… А так же с тем, что профессионал в своем деле возглавляющий министерство, - по определению лучше сможет разбираться в технических проблемах своего ведомства чем не разбирающийся в данной области политик.
И все же, при ознакомлении с предлагаемым А. Либерманом пакетом реформ а главное с тем, каким конкретно образом и на каком фоне эти реформы продвигаются в жизнь, - нас не покидает отчетливое предчувствие крупного политического провала ожидающего данные реформы.
И дело даже не в отчетливо проглядывающей утопичности самой идеи технической замены традиционной израильской парламентской системы правления на «путинскую» разновидность абсолютной президентской власти, - как некоей панацеи от глубинных внутренних проблем израильского общества. (Недостатки этой политической утопии достаточно подробно рассматриваются в эти дни в прессе Израиля.)
Степень весьма сомнительного успеха «президентских реформ» проглядывает уже сейчас в казалось бы, несущественных, мелких деталях.
Так, например, (и прежде всего) – невольно режет слух сообщение о том, что судьбоносные переговоры о введении президентского правления в Израиле проходили не когда-нибудь, а «вечером в пятницу» - то есть, как очевидно, с наступлением Субботы. То есть тогда, когда еврейский закон строго запрещает всем евреям конкретные деловое обсуждение тех или иных будничных проблем и ОБЕЩАЕТ провальность, отсутствие благословения на тех делах, которые были детально обсуждены с наступлением Субботы!
Еще одной ложкой дегтя в бочке «конституционного президентского меда» является параллельное требование принятия Закона, разрешающего (в противоречие, опять же, обязательным для евреев, законам Торы) браки коэнов с разведенными женщинами и неевреев с евреями. Требовании, «заботливо» поставленном новым реформатором во главу политического угла.
Сразу хотим оговориться, существует немало авторитетных раввинов, уже давно предлагающих введение процедуры гражданской регистрации смешанных пар, - юридической процедуры, не претендующей на «кардинальные реформы» в области еврейского, и тем более не предполагающие фронтального столкновения религиозного и «светского» частей общества, - а именно такой, конфронтационный подход проглядывает за ультимативным требованием принятия Закона о гражданских браках.
Другими словами, - на знамена политики реформаторов из НДИ заносится главная «изюминка» ушедшей в небытие партии «Шинуй» - борьба с «религиозными мракобесами», то есть борьба с еврейством и главенством законов Торы в еврейской стране. Начинать борьбу за улучшение государственного устройства Израиля с такой фальшивой ноты, точнее, фальшивого аккорда, - значит заранее обрекать эту борьбу на поражение.
Пренебрежение вышеприведенными «деталями» ярко показывает главную слабость подхода нынешних государственных реформаторов. А ИМЕННО: НЕУМЕНИЕ ВИДЕТЬ ЗА
БРОСАЮЩИМИСЯ В ГЛАЗА ВНЕШНИМИ «НЕДОСТАТКАМИ» ИЗРАИЛЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СУЩНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗРАИЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА,
КОТОРЫЕ НЕ РЕШАЮТСЯ, ДА И НЕ МОГУТ РЕШИТЬСЯ ПРОСТОЙ ЗАМЕНОЙ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕЗИДЕНТСКУЮ.
Истории известна масса примеров, - как успешных, так и неуспешных, - и той и другой модели государственного устройства. Успех или неуспех любой модели предопределяется уровнем общественной культуры и общественной морали, качеством мотивации общества, в конечном итоге - его (общества) нравственным и политическим выбором. (Это справедливо как по отношению к Израилю, так и по отношению к другим странам, например, России).
Реформа, и даже революция в Израиле давно назрела, -
но это должна быть (и будет) прежде всего революция общественного сознания, революция, после которой станет невозможно конкретно- деловое обсуждение каких угодно проблем в Субботу. А приоритет и авторитет еврейских законов брака не будет подлежать невежественной площадной критике «знатоков» основ «европейского либерализма».
И в такой общественной атмосфере, можно не сомневаться, неизбежно дадут позитивные плоды, любые сколько-нибудь разумные, формы государственного устройства.
-->
|