Видеоуроки к Песах 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"Песах. Шаббат холь а-моэд"
Видеоуроки к Песах 
Чтение текста
Афтары

"Песах. Шаббат холь а-моэд"

25.04.2024, 17 Nisan, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 





(13.01-12) «Черное и белое»



«Черное и белое»

(13.01-12) Старший экономист инвестиционного дома Excellence Investments, один самых известных и успешных экономических аналитиков Израиля, Шломо Маоз был уволен со своего поста после того, как во время выступления в колледже "Сапир" (расположенного недалеко от города Сдерот) обрушился с критикой в адрес "старой элиты ашкеназов" (т.е. евреев, выходцев из европейских стран), практикующей, по словам экономиста, расизм по отношению к представителям общины восточных евреев (сефардам) .

Маоз заявил, что в Израиле дискриминируют сефардов, которых, как правило, не допускают на ключевые должности в стране.

Особенно это заметно, например, в сфере экономики и судебной системы, традиционно играющей очень важную роль в общественной жизни страны.

Маоз привел и конкретный пример такой "сегрегации". По словам экономиста, руководство крупнейшего банка "Леуми" почти полностью состоит из ашкеназских евреев. В связи с этим Маоз даже назвал его "банком для белых".

Та же картина, как отметил Маоз, и в Верховном Суде, состоящем исключительно из ашкеназских евреев. И т.д.

И дело, как утверждает экономист, не только в том, что сефардов не допускают на ключевые посты. Израиль, по его представлению, давно поделен на "белых" (ашкеназов) и "черных" (сефардов). И первые, пользуясь доставшейся им властью и влиянием, без зазрения совести, делят страну между собой.

Так, львиная доля государственных земель отдана ашкеназскими чиновниками Земельного управления на откуп ашкеназским сельскохозяйственным поселениям и коммунам (мошавам и кибуцам).

Досталось от Шломо Маоза и участникам имевшего место прошлым летом движения "палаточного протеста" против дороговизны жизни в Израиле. Обитателей палаток на проспекте Ротшильд в Тель-Авиве он назвал "изнеженными потомками ашкеназской элиты", которые не знают, что такое настоящая нужда и подлинные жизненные трудности.

Следует отметить, что присутствовавшая в аудитории инициатор кампании "палаточного" протеста Дафни Лиф, услышав критические замечания в свой адрес и в адрес своих единомышленников, возмущенно покинула помещение.

Вместе с тем, выступление Маоза было горячо встречено оставшимися слушателями и неоднократно прерывалось овациями.

Отмечается, что Маоз и раньше (правда, не со столь драматическими последствиями для своей карьеры), делал заявления, вызывавшие широкий общественный резонанс. Так, в прошлом году, комментируя экономическую ситуацию, сложившуюся в мире, Шломо Маоз назвал Европу "гериартрическим континентом", намекая на утрату этой частью суши позитивной динамики экономического развития и на стремительное старение населения европейских стран. И крайне нелицеприятно охарактеризовал при этом отдельных участников общеевропейского рынка.

Он также рекомендовал израильтянам вкладывать деньги в экономику стремительно развивающихся стран — Китая, Индии и Бразилии.

Специалисты, меж тем, признают, что экономические прогнозы Шломо Маоза неизменно доказывают свою высокую точность. Что и создало ему репутацию ведущего экономического аналитика Израиля.

Однако последние высказывания Маоза, посвященные болезненной теме взаимоотношений ашкеназов и сефардов в Израиле, вызвали настоящую бурю в израильских СМИ.

"Оргвыводы" не заставили себя ждать. 11 января руководство инвестиционного дома Excellence Investments распространило заявление с извинениями за речь старшего экономиста и аналитика фонда и сообщило, что Маоз покинет Excellence Investments "в начале февраля".


Несомненно, главный финансист ведущей инвестиционной кампании Шломо Маоз, неожиданно решив поделиться со слушателями сдеротского колледжа сокровенными мыслями о болезненной общественной проблеме, продемонстрировал необычное даже для него самого поведение.

Реакция на его выступление и в СМИ и со стороны хозяев компании, в которой он (пока еще) работает, выглядит тоже не совсем адекватной. Не покидает ощущение, что критики что-то "перепутали", причислив Маоза не к "пламенным борцам с расизмом" (в этом качестве он — удачно или нет — и выступал), но... — к "записным расистам».

Согласимся, что расизм и борьба с ним (какой бы "неудачной" она ни была) — явления принципиально разного порядка. И если увольнение с высокого поста человека, совершившего уголовно наказуемое деяние, проповедуя расистские взгляды — мера вполне разумная и адекватная, то наказание (увольнение) за пламенные речи в защиту сефардов, подвергающихся дискриминации, выглядит довольно странно. В данном случае, как представляется, вполне можно было бы ограничиться выговором и требованием, чтобы оратор извинился перед гражданами, которые по тем или иным причинам сочли себя задетыми резкими высказываниями Шломо Маоза.

Почему же реакция на публично выказанные общественные взгляды экономического аналитика была столь болезненной? Попытаемся в этом разобраться...

Прежде всего, следует открыть секрет Полишинеля и честно признать, что проблема, поднятая Шломо Маозом, действительно существует. И она, судя по крайне болезненной реакции общественности — достаточно серьезна. И возникла эта проблема не сегодня и даже не вчера.

В самом деле, отношения между сефардами и ашкеназами Израиля — традиционно очень непростые, часто — достаточно напряженные. И причина этому отнюдь не только в пресловутой "разнице культур", хотя и она в данном случае играет свою роль.

У "ашкеназского доминирования" и патернализма есть своя "историческая почва". С момента возникновения и развития движения светского политического сионизма, родившегося в Западной Европе в конце 19 столетия, основу этого движения составили представители ашкеназского, в основном — восточноевропейского еврейства. Достаточно сказать, что подавляющее большинство сионистских лидеров «первого поколения» были зачастую выходцами из Литвы и Белоруссии. Как говаривали тогда в Израиле, из так называемого «треугольника» — Минск-Пинск-Двинск.

Не нужно обладать слишком развитым воображением, чтобы представить себе, что костяк и элита возрожденного государства Израиль состояла как раз из этих самых ашкеназских евреев, естественным образом занявших ключевые посты с момента возникновения государства Израиль.

Приезд в 50-60 годы 20-го века огромного по тем временам для страны числа новых репатриантов — сефардских евреев из стран арабского Среднего и Ближнего Востока, составивших едва ли не половину тогдашнего населения Израиля, эту тенденцию не изменил, да и не мог изменить.

Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что вновь прибывшие считались выходцами из "отсталых" (с точки зрения европейцев) стран. В своем большинстве вновь прибывшие были, что называется, "простыми людьми", нередко — вообще без признанного Европой образования.

Этим людям, соответственно, была уготована участь строителей, чернорабочих, тружеников сельского хозяйства, в общем — «второсортных» низко квалифицированных работников.

Тем не менее, эти "простые люди" очень хорошо, во всяком случае — гораздо лучше светских ашкеназов-социалистов, были знакомы с еврейской традицией и Торой.

Впрочем, данное обстоятельство воспринималось строившими «сионистский социализм» еврейскими марксистами, скорее, как недостаток. И этот недостаток старались поскорее исправить.

Сефардскую молодежь перевоспитывали "в современном духе": отрывали от семей, направляли в разного рода молодежные организации светского толка, в армию и т.д. Тем не менее, даже после такого "перевоспитания", культурная пропасть сохранялась. Ашкеназы и сефарды в Израиле жили как бы в разных мирах, лишенных связующего звена.

Попытки подрубить традиционный образ жизни и мировосприятие сефардов — уважение к старшему поколению, к Торе, к раввинам, повсеместно распространенные в среде сефардских евреев, уже в 70-е годы также дали результаты: среди сефардов тогда стали процветать уголовщина, мафия, густо замешанные на нотке социального протеста. Появились сефардские "социально-освободительные движения", такие, как знаменитые "Черные пантеры".

Апофеозом сефардской "освободительной борьбы" стала победа в 1977 году на выборах в стране партии Ликуд, сделавшей своим знаменем, кроме всего прочего, и поддержку борьбы угнетенных сефардов с "ашкеназской элитой".

По-настоящему же ситуация изменилась лишь в середине 80-х годов, с созданием под руководством раввина Овадьи Йосефа партии религиозных сефардских евреев, партии ШАС.

К этому времени многие сефарды стали осознавать, что успешно отстаивать свой статус, свои права — не возможно без возвращения к себе, к своим еврейским корням, к Торе.

Партия ШАС, пользовавшаяся огромной популярностью, очень быстро стала весомой социальной и политической силой. Вместе с этим, коренным образом изменился облик целых кварталов в израильских городах, которые раньше были рассадниками преступности. Бывшие хулиганы стали добропорядочными религиозными евреями.

Тем не менее, двустороннее непонимание осталось. Часто механизмы воспроизводства сложившейся ситуации действовали как бы сами по себе, без злого умысла тех или иных людей. Просто — в соответствии с неистребимой израильской традицией, когда друзья приводят друзей, знакомые — знакомых. Особенно — когда это касается тонких сфер деятельности, требующих от людей высокого уровня доверия и надежности.

При этом, возможно, никто и не преследовал цель — сознательно ограничиваться в выборе кандидатур на те или иные значимые должности исключительно ашкеназами. Просто к этой категории населения страны естественным образом принадлежат друзья и знакомые чиновника или политика, от которого зависит этот выбор.

И "старая ашкеназская элита" продолжает себя воспроизводить.


Откроем еще одну тайну: проблема под условным названием "черные и белые" существовала в Израиле до провозглашения государства и даже до возникновения политического сионизма.

Трения между сефардами и ашкеназами, к нашему стыду, были еще в 18-19 веках., то есть — в еврейском религиозном мире. Из-за некоторых различий в обычаях и в силу социальных причин.

Причем, ситуация тогда имела характер, в какой-то мере прямо противоположный нынешней: сефарды Земли Израиля, говорившие в т.ч и на арабском, легко находили "общий язык" с местным нееврейским населением и, как следствие — были самостоятельнее, богаче и защищеннее ашкеназских евреев.

Подобные предрассудки — весьма застарелая болезнь. Однако трения такого рода в религиозном мире не идут ни в какое сравнение с масштабом данного явления в светском мире. Ибо в случае светских ашкеназских евреев ко всему прочему прибавляется ментальная пропасть между светской культурой, тем что мы не раз обозначали как "культуру Северного Тель-Авива", и — религиозностью (даже наиболее "светских") сефардов.

В отличие от светского Израиля, данная проблема в еврейском религиозном мире носит достаточно поверхностный характер. Ибо сущностных различий между религиозным евреем-сефардом и религиозным евреем-ашкеназом нет и не может быть. И объединяет их гораздо больше, чем разъединяет. А значит, трения подобного рода в религиозном мире будут постепенно сходить на нет.

Светский же Израиль, увы, будет все более отчетливо действовать в духе недоброй памяти израильской партии "Шинуй" (вплоть до своего распада в 2006 г., активно боровшейся с "религиозным мракобесием"), что означает — и против сефардской общины Израиля, которая сегодня все больше и больше соотносит себя с Торой.

-->

Стоит молиться, чтобы с врагами произошли какие-то катастрофы?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля