(18.01-07) О палочках, чайной церемонии и тфилине.
О палочках, чайной церемонии и тфилине. (18.01-07) Британская радиостанция Би-би-си сообщила на днях, что набирающая силу в Японии тенденция отдаления подрастающего поколения от национальных традиций и культуры вызывает серьезное беспокойство японских родителей и педагогов.
Беспокойство это в Японии принимает вполне конкретные формы. Так, одна из престижных японских школ,- средняя школа для девочек "Хисатагакуэн Сасебо" на западе Японии, - планирует включить во вступительные экзамены проверку традиционных для любого японца, навыков пользования палочками для еды.
Соответствующие умения кандидаток в ученицы будет определено с помощью
10-минутного теста по использованию палочек: для переноса бусинок, кубиков и
горошинок с одной тарелки на другую и т.д.
При этом, как сообщается, экзаменаторы не слишком придираются к юным абитуриенткам: чтобы помочь экзаменующимся, руководство школы разрешает им пользоваться на экзамене шестигранными палочками, которыми, как считается, легче оперировать.(Некоторые родители приобретают для своих чад "учебные палочки" с петлями, чтобы помочь своим детям научиться еще до экзамена правильно держать приборы в руках, - сообщает радиостанция Би-би-си) Катсуси Хисата, заместитель директора школы, подчеркнул также, что школа уделяет внимание также обучению таким важнейшим навыкам, являющимся частью японской культуры, как чайная церемония и составление икебаны.
Проведя достаточно условную аналогию с израильской реальностью, нам все же трудно представить себе введение в обычной, так называемой «светской» израильской школе урока (а тем более экзамена) по правильному надеванию тфилин, знание текстов базовых молитв, таких как «Шма,
Исраэль» и т.д., правил поведения еврея в субботу и в дни великих постов, другие повседневные законы еврейской жизни).
Вообще говоря, затрагивая тему отношения светской части «еврейской общины»
Израиля к еврейской традиции и законам, мы вынуждены констатировать диаметрально
противоположный японскому подход к собственному национальному наследию, то есть к тому, что и делает тот или иной народ непохожим на других, неповторимым и уникальным.
Позорное и смешное стремление светских еврейских левых «универсалистов» (долгое время «курировавших» культуру и систему образования Израиля) убежать от собственной сути, от непохожести на других (кстати говоря - в той или иной степени присущей и более того культивируемой и другими народами), - привело к чудовищному положению в сфере самоидентификации светского израильтянина, в голове которого, если можно так сказать, полная каша, когда речь касается собственных национальных традиций и культуры.
Отстраненность, равнодушие и холодность с которой в светских школах Израиля (все еще) изучают текст ТАНАХа, - думается, вызвала бы немалое изумление у любого японского или британского педагога. (ТАНАХ изучают в светских израильских школах исключительно как некий исторический документ или
культурологический артефакт!).
Ибо такое показное равнодушие к собственной традиции, - вопреки фантазиям израильских «европейских либералов» абсолютно не присуще ни одному уважающему себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свою страну, народу. Израиль сегодня – в сфере своей образовательной политики, - пожалуй единственное развитое государство в мире, которое ощутимо стесняется своего прошлого, своей традиции, культуры, неразрывно переплетенных и связанных у евреев с религией, - иудаизмом.
Результатом этого позорного отношения к собственным традициям является вопиющая и невероятная (даже для приезжающий в Израиль репатриантов из других стран) неосведомленность многих и многих уроженцев страны об элементарных для любого грамотного еврея, вещах. «Светские» уроженцы Израиля часто не знают (или знают весьма приблизительно) как накладывается тфилин, - действие которое, согласно традиции, обязан совершать ежедневно (кроме субботы) каждый взрослый еврей мужского пола.
Не знакомы с благословениями, которые любой еврей традиционно произносит перед едой и после еды, не в курсе того, что после мясной еды нужно выжидать от 3 до 6 часов (в зависимости от традиций той или иной общины) – перед употреблением молочной пищи, и т.д.
Коренная ломка враждебной еврейскому народу и его культуре и традициям ненавидящая эти традиции система «светского образования» должна быть пущена на слом. Позорное положение, при котором народ Книги стыдится Книги, ставшей светочем для многих народов и миллионов людей, упорно игнорирует свои традиции на стадии общеизраильского школьного образования, - абсолютно нетерпимо. Более того, именно такая политика в сфере образования, - практически гарантирует народу и стране поражение в современном достаточно напряженном культурном и цивилизационном «соревновании», в котором даже самые хорошие экономические показатели, увы или к счастью, лишь часть общей картины.
Самоотрицание народа на уровне собственных традиций и культуры неизбежно и самым пагубным образом отразится на всех остальных сферах жизни и деятельности этого народа.
И наоборот - уважение к собственной традиции и культуре самым благотворным образом влияет на казалось бы совершено не связанные с традицией сферы (пример тому - та же преуспевающая экономически, технологически и при этом, достаточно «традиционная» Япония). Тянуть с коренными реформами в образовании, - а затем и в политике крупнейших израильских СМИ - нельзя.
Остается надеяться, что красноречивые примеры соблюдения и уважения собственных традиций, которые во множестве демонстрирует Япония пробудит если не чувство стыда, то инстинкт культурного и национального самосохранения, у так называемых «светских» израильских либералов, до сих пор стоящих у руля израильской системы образования и системы СМИ.
-->
|