и Бава Батра - определили основные
законы. Следующий за ними трактат Санѓедрин
дал описание основных правил, по которым
вершится справедливый суд, а также
рассмотрел виды наказаний и способы их
практической реализации.
Далее идет наш трактат - Макот,
который и завершит эту тему.
Он посвящен обсуждению трех, весьма
неожиданных подходов к проблеме реализации
в суде принципа Справедливости (с большой
буквы). В соответствии с этим трактат
разделен на три главы.
В первой говорится о злоумышленных
свидетелях. Не о лжесвидетелях, а именно - о
злоумышленных, которые, в отличие от
лжесвидетелей, чьи показания могут быть
просто ошибочными, вообще не должны
выступать в роли свидетелей, ибо на месте
преступления не были, а показания дают либо
по собственному злому умыслу (намереваясь
причинить человеку зло), либо по просьбе
лица, заинтересованного в том, чтобы
выиграть в судебном разбирательстве.
Закон Торы, определяющий им наказание -
уникален: к злонамеренным свидетелям
применяют ту же меру пресечения, которую, по
их навету, присудили бы обвиняемому. При
этом, кстати сказать, не имеет никакого
значения факт, совершил подсудимый в
действительности преступление или нет.
анализирует особый способ наказания -
ссылка в один из городов, специально
выделенных Торой на Земле Израиля. Такому
наказанию могли подвергнуть человека за
непредумышленное (случайное) убийство.
В третьей главе, которая и дала
название всему трактату, обсуждается
предусмотренная Торой форма телесного
наказания.
В наш век телесное наказание считается «негуманным»
и отвергается всеми странами западной
цивилизации. И для этого есть определенные
основания. Достаточно вспомнить
относительно недавний 19-век, когда в России,
Франции и других странах были приняты
телесные наказания и людей порой забивали,
например, палками до смерти.
Но Тора говорит не об этом. Предписывая
удары плетьми, Тора строго ограничивает
число ударов (до 39-ти). Причем, это
количество может и должно быть меньше: его
определяет врач, которого в обязательном
порядке приглашали перед экзекуцией, чтобы
проверить состояние здоровья осужденного.
По заключению медицинского
освидетельствования провинившийся мог, к
примеру, получить не больше пяти или десяти
ударов.
Но зачем вообще наказывать плетью?
Ответ на этот вопрос найти нетрудно.
Возьмем современную - «гуманную» систему
наказаний, предусматривающую за некий, не
самый тяжкий проступок лишение свободы на
2-3 года. Наказание человек отбывает в тюрьме,
вместе с матерыми уголовниками. Чему он
может у них научиться? Как увеличится в мире
добро от того, что кто-то, оступившись,
проведет время в окружении плохих людей?
И я даже не говорю о том, что годы
тюремного заключения становятся
наказанием и для ни в чем неповинных членов
семьи осужденного. Сын зачастую надолго
оказывается без отца, нуждающаяся в
поддержке мать - без сына. И вместо того,
чтобы увеличивать в мире добро, нынешняя «цивилизованная»
система наказаний лишь укрепляет зло.
Не лучше ли наказать человека коротко и
весьма эффективно?
Если человек психически здоров и не имеет
опасных для общества патологий (он - не
убийца, не насильник и т.п.), то и испытанной
один раз боли (да, боли - в этом и заключается
наказание) будет в большинстве случаев
достаточно, чтобы человек исправился, не
стал повторять допущенную им ошибку.
Обо всем этом следует помнить, изучая
конкретные законы, которые обсуждаются в
трактате Макот, да и в других
трактатах тоже...