Я — убежденный сторонник раздельного
обучения. И не намерен отдавать своих детей
в школу, где бок о бок учатся девочки и
мальчики. С самого раннего возраста,
находясь в постоянном контакте друг с
другом, они становятся гораздо менее
восприимчивыми к тем притягательным тайнам,
которые скрывает в себе противоположный
пол.
Я знаю это на собственном опыте. Потому
что учился именно в такой школе. И еще знаю,
что негативных последствий «смешанного»
обучения гораздо больше, чем может
показаться на первый взгляд.
Как, например, вы объясните тот факт, что в
подобных учебных заведениях принято
награждать примерных учеников эпитетами в
превосходной степени — «многообещающий», «выдающийся»,
«талантливый» и т.д. и т.п.?
Мне, помнится, было очень обидно, что меня
ни разу за все годы не выделили и причислили
к группе «особых», отличающихся от «серой
массы», учеников. С годами, поразмыслив, я
понял, зачем «им» так была нужна вся эта
околесица.
Дело в том, что раздельное обучение, когда
противоположный пол — «непостижимая тайна»,
невольно дисциплинирует. А совместное…
Девочки и мальчики настолько привыкают
друг к другу, что ощущение «волшебства»
напрочь пропадает. И единственное, что нам
оставалось — это тянуться за неординарными
личностями, выделяющимися на фоне
остальных. Нам постоянно кого-то ставили в
пример — самых «спортивных», самых «привлекательных»,
самых умных и смелых…
Совместное образование порождает еще
одну, гораздо более коварную болезнь нашего
общества: многолетние близкие отношения
между мужчиной и женщиной не рождают любовь
и не ведут к браку. Самая большая проблема, с
которой приходится иметь дело современной
еврейской общине США — это не смешанные
браки, но — отсутствие браков как таковых.
Десятки тысяч одиноких мужчин и женщин в
Америке регулярно посещают специальные
мероприятия для одиночек в клубах и при
синагогах. Каждый из них успевает
познакомиться с десятками представителей
противоположного пола в ожидании «чуда». Но
ничего не происходит. «Искры» взаимного
притяжения «не пробегают» между мужчинами
и женщинами.
Я рос в традиционной еврейской среде. И
могу со всей ответственностью
свидетельствовать, что у религиозных
евреев, в большинстве случаев, нет проблемы
одиночества. Напротив: очень многим
религиозным мужчинам и женщинам хватает
четырех, максимум — пяти, шидухов (знакомств
с целью создания семьи), чтобы объявить о
помолвке. Причем происходит это обычно
буквально через несколько недель после
знакомства.
И дело тут вовсе не в том, что религиозный
юноша, как некоторые могут предположить,
готов жениться «на ком угодно». Основная
причина обуславливающая решительность, с
которой мы, не затягивая, вступаем в брак,
это — достаточно обособленное
существование мужчин и женщин, берущее
начало от колыбели.
Когда же мужчина и женщина наконец-то
получают возможность общаться друг с
другом, для того, чтобы особа
противоположного пола произвела на них
должное впечатление, им совершенно не нужны
никакие «превосходные степени». Они
испытывают влечение к хорошему человеку —
такому, который отвечает их требованиям, и
не видят смысла в длительных поисках «самого
лучшего».
Когда религиозные мужчина и женщина
встречаются, первое же их свидание
становится для них серьезным переживанием.
Дистанция между мужчиной и женщиной
осуществляет свою «волшебную работу».
Когда они оказываются рядом, пусть даже в
официальной обстановке, между ними может
пробежать искра. Тогда юноша назначает
девушке свидание. И, встретившись, они во
многих случаях действительно начинают
испытывать взаимное влечение.
Когда влюбленная пара вступает в брак,
перед нею встает проблема, как остановить «прекрасное
мгновенье» и сохранить, хотя бы частично,
изначальное влечение друг к другу. Задача
эта — сложна, но — не безнадежна. Чтобы
достичь такой цели, мужья и жены должны
постоянно помнить о том, что они — два
непохожих существа, что между ними нельзя
ставить знак равенства.
Влечение мужчины к женщине и женщины к
мужчине питается различиями, существующими
между ними. Ключевое понятие в этом —
полярность. Когда муж и жена слишком похожи
друг на друга, когда они абсолютно все
делают вместе, на равных, и не имеют
возможности хотя бы какое-то время
проводить отдельно друг от друга, в их
отношения постепенно вкрадывается
усталость. И дело тут не в утрате новизны, но
в основном — в нивелировании половых
различий.
Да, в браке, мы становимся как бы «одной
плотью», облеченной в два тела. При этом
каждый из нас — отдельная личность. «Единство»
личности не может быть целью брака.
Я, признаюсь — сторонник самой глубокой
близости в супружеских отношениях, и не
ратую за соблюдение дистанции между
мужчиной и женщиной в наиболее важных
сферах семейной жизни. Однако не зря
еврейская традиция предписывает женщине
быть скромной — и в поведении и в одежде. Не
зря рекомендует жене не переодеваться в
присутствии мужа, а мужу — в присутствии
жены. Далеко не всем в браке нужно делиться.
Именно поэтому Тора настаивает на
фундаментальных различиях между мужчиной и
женщиной, цель которых — извечно отделять
их друг от друга. В Торе, например, сказано: «Да
не будет одежды мужской на женщине, да не
надевает мужчина одежды женской…» (Дварим,
гл. 22, ст. 5). И суть этого запрета состоит в
том, чтобы внешне мужчины и женщины
кардинально отличались друг от друга.
По закону еврейской жизни, в синагоге
мужчины и женщины сидят отдельно — либо в
разных помещениях, либо в одном,
разделенном особой шторой (на иврите — мехица),
предназначенной для того, чтобы
подчеркнуть разделение полов.
Для того, чтобы вернуть мужчинам и
женщинам их исконные роли, мужчины должны
быть джентльменами, а женщины — «слабым
полом». И речь вовсе не о том, чтобы мужчины
носили цилиндры, а женщины — корсеты. Но — в
том особом «напряжении», которое должно
присутствовать в отношениях между
представителями разного пола.
Нет, я не призываю реставрировать
отношение к женщине как к фарфоровой кукле.
У меня — пять дочерей, и я хочу, чтобы они,
наравне с мужчинами, могли воспользоваться
своим умом и данными Творцом талантами для
позитивного, разумного и сознательного
участия в делах нашего мира. Но при этом
хочу воспитать их так, чтобы они обладали
некоей рафинированностью образов.
Если бы современные мужья и жены приняли
на вооружение хотя бы часть арсенала своих
предков, искры между ними сами собой начали
бы превращаться в пламя…