БАМИДБАР 
"БАМИДБАР"
БАМИДБАР 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"БАМИДБАР"

Май 10, 2021   28 Ияр 5781

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 04.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ШМИНИ»

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 9, ст. 1 – гл. 11, ст. 47.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И было, на восьмой день...» (Ваикра, гл. 9, ст. 1).

Восьмой на иврите – шмини.

 

Обсуждение главы Шмини

 

1.  Уметь радоваться успеху другого

 

Наша недельная глава называется — Шмини, что можно перевести как «восьмой». Подразумевается в данном случае восьмой день. Как сказано: «И было, на восьмой день — призвал Моше Аарона и его сынов и старейшин Израиля» (Ваикра, гл. 9, ст. 1).

Разве Аарон находился где-то далеко от Моше, что потребовалось его призывать? Неужели недостаточно было просто сказать ему?

Когда-то, в дни предшествующие Исходу из Египта, Аарон обрадовался, узнав, что Всевышний избрал Моше главой еврейского народа. Всевышний увидел радость в сердце Аарона и рассказал о ней Моше. И мы читали об этом: «И увидел тебя (Аарон), и возрадовался в сердце своем» (Шемот, гл. 4, ст. 14). 

Аарон был пророком, и на тот момент уже восемьдесят лет занимался проблемами сынов Израиля. Но когда во главе них Творец поставил не его, а Моше, Аарон искренне порадовался за своего брата.

Таким качеством — умением радоваться успехам другого, обладал и Моше. В течение семи дней Моше исполнял обязанности главного коэна (на иврите — коэн hа-гадоль) в Мишкане (Переносном Храме). Но вот, на восьмой день Всевышний останавливает Моше и велит ему передать полномочия главного коэна Аарону. И Моше не просто исполняет волю Творца, но делает это с радостью в сердце.

Поэтому и написано: «призвал Моше Аарона». Не написано — «сказал» Аарону или «говорил» Аарону, но именно — «призвал» (на иврите — кара; ударение на последнем слоге). 

В своем комментарии на книгу Ваикра (гл. 1, ст. 1) Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что обращение «кара» выражает расположение, благосклонность. Это обращение, которым пользуются малахим (мн. ч. от слова малах, в условном переводе — «ангел-служитель»). Как сказано: «И воззвал один к другому...» (Танах, книга пророка Йешаяhу, гл. 6, ст. 3).

Моше и Аарон умели радоваться успехам друг друга, и Всевышний постоянно давал им такую возможность.

Мы говорили о радости, но наша фраза, а, следовательно — и вся глава начинается словом «вайеhи» (и было). В Талмуде же (трактат Мегила, лист 10) говорится, что там где встречается слово «вайеhи» — жди беды. 

И действительно, на восьмой день Аарон с сыновьями приступили к служению в Мишкане (Переносном Храме). Это вызвало у Всевышнего такую же радость, как в момент сотворения неба и земли.

Но в тот же день трагически погибли два сына Аарона — Надав и Авиhу. Этому событию и обязано своим появлением первое слово нашей главы — «вайеhи».

Впрочем, для еврейской традиции это весьма характерно. Радость часто бывает с грустинкой, потому что она — тесно переплетена с печалью. 

 

на основе комментария рава Дова Лебеловича

(автор книги "Диврей Хен", Израиль, наше время)

 

2. Золотой телец — «разбор полетов»

 

Моше объявляет Аарону, что тот должен принести корбан хатат (приношение, искупающее непреднамеренное нарушение). И мы в тексте читаем: «Возьми себе тельца... и соверши приношение Всевышнему» (Ваикра, гл. 9, ст. 2).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что неспроста Аарон должен был принести именно тельца. Этот телец искупил участие Аарона в создании золотого тельца.

Но ведь известно, что красная корова искупила прегрешение золотого тельца для всего еврейского народа. И Раши в своем комментарии (к книге Бамидбар, гл. 19, ст. 2) об этом писал: «Сын рабыни напачкал в царском дворце. Сказали: «Пусть придет его мать и уберет грязь». И так же придет корова, чтобы искупить за тельца». 

Так почему же Аарон должен был вдобавок к этому принести еще и тельца?

Дело в том, что в создании золотого тельца у разных людей была разная степень вины.

Одни поклонялись ему — открыто. Другие только радовались его созданию в сердце, внешне не проявляя эту радость. Вина третьих состояла лишь в том, что они — не препятствовали идолопоклонству.

Аарона нельзя отнести ни к одной из этих групп, поскольку он, хоть и участвовал в создании золотого тельца, но намерения его при этом были обращены — Небу. 

Золотой телец оказался на редкость вредоносным. Каждый, кто хоть как-то соприкоснулся с ним — действием или мысленно, или даже непротивлением (непротивление злу тоже наказуемо) — должен был, в соответствии с «дозой» полученного им духовного отравления — пройти процедуру искупления.

Активисты, усердно служившие золотому тельцу и призывавшие других, говоря — «Вот божество твое, Израиль!» (Шемот, гл. 32, ст. 4) — по приказу Моше были преданы уничтожены (там же, ст. 27).

Кроме того, Моше сжег тельца, а пепел развеял над водой и заставил сынов Израиля пить эту воду (там же, ст. 20).

Раши пишет, что Моше подверг народ проверке, подобной той, что проходили замужние женщины, заподозренные в измене мужьям. В результате этой проверки умерли те, кто втайне, в глубине души радовался созданию золотого тельца, хотя явно ему и не поклонялся.

Вина третьей группы (в нее входило большинство) сводилась к тому, что они, будучи несогласными с инициаторами — промолчали, сразу не выступили против создания золотого тельца. У них не хватило духу уничтожить эту идею в зародыше. Всевышний ожидал от них мужского поступка, но они уподобились детям, которые испугались.

Поэтому было решено — «Пусть придет мать и уберет грязь» (в роли матери — красная корова).

Аарон сделал тельца своими руками, но сам ему не поклонялся и других к этому не призывал. Он пытался всячески оттягивать время. Его намерения были устремлены к Небесам. И потому он не должен был из-за этого умереть. Но и очищения пеплом красной коровы для него не было достаточным. Ведь он собственноручно изготовил тельца, которого использовали для идолопоклонства. Вот в качестве искупления ему и было велено принеси тельца Всевышнему.

 

на основе комментария рава Иеhуды Цадка

(глава йешивы "Порат Йосеф", Иерусалим, 1910-1991 гг.)

 

 

 

 

3. Об идолопоклонстве оповещают всех

 

Итак, на восьмой день состоялось, если так можно выразиться — открытие Мишкана (Переносного Храма). 

Мы читаем, что Моше велит Аарону: «Возьми себе молодого тельца для приношения хатат (приношение, искупающее непреднамеренное нарушение) и барана без изъяна для приношения ола (символизирует тотальную связь с Творцом; при осуществлении приношения этого вида тушу животного сжигают полностью без остатка) и представь перед Всевышним» (Ваикра, гл. 9, ст. 2).

В своем комментарии к этому отрывку книги Ваикра Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что это повеление Аарону имело определенную цель. Оно должно было сообщить, что осуществив приношение тельца, Аарон искупит перед Всевышним свое участие в создании золотого тельца.

Возникает вопрос: кому нужно было сообщать об искуплении Аарона?

Из недельной главы Цав мы узнали, что животное, предназначенное для приношения хатат, должны были резать на том же месте, что и животное для приношения ола — в северной части Мишкана (Ваикра, гл. 6, ст. 18).

В Талмуде (трактат Сота, лист 32) разъясняется смысл этого постановления.

Корбан (приношение) хатат искупало определенные нарушения. Если бы для него было предусмотрено отдельное место — люди понимали бы, что человек, который привел туда животное, совершил ошибку. И он, естественно, осознавал бы, что все вокруг осведомлены о цели его прихода. И ему могло быть стыдно. Чтобы не вгонять человека в краску, Всевышний повелел, чтобы животных для приношений обоих видов (хатат и ола) резали в одном месте.

Так Творец позаботился о сохранении достоинства людей, нарушивших Его Волю.

Впрочем, с хозяевами животного, предназначенного для одного из видов хатата — особо не церемонились. За нарушения, связанные с идолопоклонством, требовалось не такое животное, которое приводили для приношения ола. Для того, чтобы идолопоклонникам было стыдно. Стыд был частью их искупления.

Аарон должен был принести тельца на виду у всех. И было объявлено, что это — хатат. И все прекрасно понимали, что это за корбан — знали, что он призван искупить создание золотого тельца, золотого идола.

В присутствии старейшин, при большом стечении народа, было объявлено об искуплении Аароном своего прегрешения. Таким образом, всем открылось, что идолопоклонство, если и искупается — то ценой публичного позора.

Об искуплении Аарона, а значит, и о его провинности, было объявлено всем. Эту цену ему пришлось заплатить.

 

на основе комментария рава Авраама Йеhошуа Гешеля из Кракова

(автор книги «Ханукат hа-Тора», Польша, 1595-1663 гг.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как выбрать подходящую синагогу?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля