New Page 1
|
|
О Трактате Зевахим
New Page 5
ВВЕДЕНИЕ
Переходя к ознакомлению с трактатом Зевахим, мы открываем новый
раздел Устной Торы. Напомним, что основное ядро Устной Торы (Мишна) состоит из
шести разделов. Их названия (на иврите) — Зераим, Моэд,
Нашим, Незикин, Кодашим, Тоѓарот. трактат
Бава Кама,
Введение). И вот теперь мы приступаем к обсуждению трактата, который
входит в состав предпоследнего, пятого раздела — Кодашим.
Если
вложить его содержание в одну фразу — весь он посвящен разбору сути и практики
приношений в Храм. Есть в нем, естественно, и трактаты, лишь косвенно
затрагивающие эту тему, но и они сохраняют основное направление «повествования».
Само
название раздела — Кодашим происходит от корня, состоящего из
ивритских букв куф, далет, шин (в фонетическом выражении —
к, д, ш).
Числовое значение буквы куф — 100. То есть — единица высшего разряда (все
буквы священного алфавита, от буквы алеф до буквы тав, имеют
числовые значения разряда единиц — 1, 2, 3 и т.д. — десятков — 10, 20, сотен —
100, 200 и т.д., но — не выше).
Суть
числа «единица» — символ Единого Творца мира. И чем выше разряд, тем интенсивнее
«окрашивается» этот символ. Отсюда и суть числа 100 (буквы куф).
Вторая буква корня — далет символизирует врата, вход... А третья — шин
означает — основание, неизменность, постоянство...
Объединив смысл этих трех букв (всегда следует идти по возрастающей — от
«младшей», третьей, буквы — к «старшей», первой), получим: «надежное, неизменное
основание пропускных ворот к постижению Единства Творца». Об этом говорят все
слова от корня, состоящего из букв куф, далет, шин. И самое
главное из них — кодеш (духовная святость, возвышенность).
Кодашим — объекты и
действия, через которые постигается Единство Творца.
Теперь, надеюсь, понятно, почему в Устной Торе есть такой раздел, который
называется Кодашим.
Первый трактат этого раздела, к обзору листов которого мы приступаем, называется
Зевахим.
По
законам Торы, и отдельный человек и весь народ приносили определенные
корбанот (приношения; единственное число — корбан).
Поскольку приношения отражают различного типа духовные взлеты и падения человека
(сама необходимость корбанот является следствием этого), существуют и
различные виды (категории) корбанот.
Более того, подразделение приношений на виды и подвиды можно производить
по-разному.
К
примеру, по виду объектов приношений (объекты животного, растительного
происхождения, неодушевленные предметы).
Или,
скажем — взяв за основу причинно-следственную связь между событиями и
приношениями (благодарность Творцу; компенсация за внесенное в мир разрушение;
подъем духа — духовный рост и т.д.).
Или
— по степени важности событий, которые породили необходимость в приношении.
Существуют и другие способы классификации.
Трактат Зевахим получил свое название от слова зевах —
приношение животного (в отличие от приношения объектов, скажем, растительного
происхождения) в Храм.
В
узком смысле слово зевах обозначает способ, которые применяется, чтобы
зарезать животное, не причинив ему боли. В бытовой практике для обозначения
этого способа пользуются другим словом — шехита. Но, когда речь идет о
приношениях в Храм, принято употреблять слово зевах (форма множественного
числа — зевахим).
В
трактате — 14 глав, 120 листов. И все они посвящены интереснейшим проблемам,
вытекающим из:
—
«технологии» принесения корбанот в Храм;
—
функционального предназначения того или иного места в Храме;
—
распределения ролей между участниками процесса приношения (человеком, приносящим
корбан, коэном — служителем в Храме, выступающим как представитель
этого человека в Храме и т.д.);
—
определения степени важности мыслей, чувств и действий коэна и человека,
приносящего корбан и т.д. и т.п.
Автор текста Элиягу Эссас
Новая страница 1
|
|
New Page 1
|