ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

 

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

 

Обсуждение главы Масей

 

1. Евреи могли захватить Египет

 

Наша недельная глава начинается словами: «Вот переходы сынов Израиля, вышедших из Египта... под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Прежде чем мы поговорим об этом — расскажу притчу, актуальную во все времена.

У влиятельного министра был недостойный, испорченный сын (сейчас бы сказали: сын высокопоставленного чиновника, почувствовавший вседозволенность). И каждый раз, когда царь собирался судить зарвавшегося молодого оболтуса, влиятельный отец выпрашивал у него прощение для своего отпрыска. И царь из уважения к своему министру — прощал.

Однажды министр понял, что его сын — просто мерзавец, уверенный в своей безнаказанности. Тогда он предстал перед царем и подал в отставку.

Его сыну, лишенному высокого покровительства, пришлось крепко задумываться, прежде чем в очередной раз набедокурить (интересно, кто-то из современных бонз способен на подобный поступок?). На это бывший министр и рассчитывал...

Но вернемся к нашей фразе.

Всевышний вывел сынов Израиля из Египта на свободу. А от свободы может закружиться голова. Что не раз и происходило с евреями.

От головокружения — заносит. Но всякий раз, когда евреи сбивались с пути Всевышнего, Моше и Аарон вымаливали прощение.

Когда Творец увидел, что народ слишком уж полагается на своих верных защитников, Он принял решение о 40-летнем пребывании евреев в пустыне. По окончании этого срока сыны Израиля войдут в свою страну уже без Моше и Аарона — чтобы поняли, что не могут рассчитывать на высокое покровительство.

Кстати сказать, в том, что евреи шли за Моше и Аароном — есть и позитивные моменты.

Евреи по велению Всевышнего беспрекословно покинули плодороднейший Египет и отправились в бесплодную пустыню. Как написано в Танахе — «на землю не засеянную» (книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 2).

Кроме того, когда Египет был повержен десятью казнями, и отборные отряды фараона во главе с ним погибли в Тростниковом море — еврейское ополчение могло без труда захватить эту обезглавленную, обескровленную страну, в которой еще недавно сыны Израиля были рабами.

Евреи могли примкнуть (и их с радостью приняли бы) к богатым царям, которых хватало на тех территориях. Или, к примеру — сделать царем своего Кораха, богатейшего человека того времени.

Но они пошли не за золотом и серебром, они устремились за Моше и Аароном, за духовными вождями — продемонстрировав, что хотят быть только с Всевышним, хотят получить Тору.

 

на основе комментария рава Видаля hа-Царфати

(автор книги «Цуф Дваш», Марокко, 1540-1619 гг.)

 

 

 

2. Населенные пункты — в пустыне?

 

В нашей недельной главе обозначены названия мест, где проходили сыны Израиля в течение 40 лет. И мы читаем: «И Моше записал названия мест отправления в походы по велению Всевышнего. И вот их походы и места отправления…» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

В этой фразе, прежде всего, бросаются в глаза слова — «места отправления» (в оригинале это одно слово) и «походы».

В первой части фрагмента сначала упомянуты «места отправления», затем — «походы». В заключительной, наоборот: сначала — «походы», потом — «места отправления».

Возникает вопрос: чем вызвано это изменение порядка?

Итак, евреи за время переходов по пустыне совершили 42 остановки. Названия всех тех мест, где они побывали, указаны в Торе.

Но задумаемся. Место с названием подразумевает некий населенный пункт. Иначе, откуда взялось бы название? Кто его дал?

Откуда же в безжизненной пустыне 42 населенных пункта?

В Танахе (книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 6) описывается Синайская пустыня, по которой шли сыны Израиля. Там, в частности, сказано: «И вел нас по пустыне, по земле степей и пропастей, по земле иссохшей и по земле могильной тьмы, где никто не проходил и где не жил человек».

Но если человек не жил там — кто дал названия всем этим местам?

И еще. Чтобы получить название, место должно как-то выделяться на ландшафте, должно быть заметно глазу. Но ведь пустыня потому так и названа, что там не за что глазу зацепиться, всюду одно и то же — пустота, да могильная тьма, нигде ничего нового.

Откуда же взялись сорок два топографических объекта?

Действительно, когда сыны Израиля, выйдя из Египта, оказались в Синайской пустыне, это было гиблое, безжизненное место — в точности такое, как его описывает пророк Йермиягу. Одно место было похоже на другое, без каких-то особенностей. Но евреев, как известно, чудесным образом сопровождали источники питьевой воды (см. комментарий Тосафот к трактату Хуллин, лист 88). Поэтому во время остановок, возле этих источников понемногу начинала прорастать трава и другая растительность.

Так в пустыне появились уникальные зеленые островки, к которым после ухода из них евреев потянулись люди и начали обживать их. А имена у этих мест остались еврейские.

Теперь понятно, почему сначала написано — «места отправления в походы», затем — «походы и места отправления».

Когда сыны Израиля отправились в путь, они еще не знали, где у них будут стоянки. Например, один из пунктов, в котором остановились сыны Израиля, называется Алуш (см. Бамидбар, гл. 33, ст. 13). До того как евреи там побывали — никакого Алуша не было. Название месту дали евреи — после того, как они пробыли там некоторое время, и место это приобрело свои черты, отличающие его от унылых и однообразных окрестностей.

Так, идя по безжизненной пустыне, евреи оставляли за собой зеленеющие оазисы.

В наше время, беспутные потомки тех евреев, порой проделывают нечто противоположное — приезжают на отдых в цветущее, живописное место, и оставляют после себя горы мусора...

Но вернемся в пустыню, к нашей фразе.

Первая ее часть описывает течение событий в реальном времени. Они не знали, какой маршрут им уготован и где будут остановки. Поэтому сказано — «места отправления в походы».

Вторая часть фразы — как бы взгляд назад. Оглянувшись на пройденный путь, можно четко определить маршрут, со всеми географическими названиями. Поэтому и сказано — «походы и места отправления».

 

на основе комментария рава Хаима Каневского

(один из самых выдающихся знатоков Торы нашего времени)

 

 

 

3. Из Рамсеса выходили дважды

 

В нашей недельной главе об Исходе сынов Израиля из Египта говорится: «И отправились они в путь из Рамсеса... на следующий день после того, как совершили пасхальное приношение. А жители Египта хоронили тех среди них, кого поразил Всевышний во время казни первенцев... и также над их божествами учинил Всевышний суды. И в путь отправились сыны Израиля из Рамсеса, и расположились станом в Суккоте» (Бамидбар, гл. 33, ст. 3-5).

Евреи покинули Рамсес, и этим ознаменовался Исход из египетского рабства. Выходит, Рамсес — важная веха Исхода.

И все же непонятно — почему в Торе он упоминается дважды? Ведь написано: «И отправились они в путь из Рамсеса... И в путь отправились сыны Израиля из Рамсеса».

Чтобы разобраться в этом — рассмотрим фразу из другой книги Торы, в которой тоже говорится об Исходе, об одном его аспекте.

Вот мы читаем: «И поднял вас на крыльях орлиных, и принес вас ко Мне» (Шемот, гл. 19, ст. 4).

О чем именно здесь идет речь — можно узнать из объяснения, которое дается в переводе-комментарии раби Йонатана бен Узиэля (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век).

Когда настало время совершить пасхальное приношение, Всевышний перенес евреев на Храмовую гору, ведь только там и можно осуществить пасхальное приношение.

Итак, сыны Израиля резали своих пасхальных барашков на Храмовой горе. Им еще нужно было помазать кровью барашков свои двери, чтобы казнь первенцев не ударила и по ним. Поэтому Всевышний вернул их назад в Египет. Вернул, чтобы затем вывести окончательно.

Получается, что евреи покидали Рамсес дважды: первый раз чудесным образом, «на орлиных крыльях», второй раз — пешком, с тюками мацы за плечами.

Поэтому в Торе и сообщается об этом дважды.

Во время казни первенцев Всевышний не только покарал первенцев египтян, которые, как известно, особенно притесняли евреев, но и — разрушил египетских идолов и языческие капища. Как сказано: «И также над их божествами учинил Всевышний суды».

Однако, если мы снова заглянем в книгу Шемот, то обнаружим, что там тоже говорится об уничтожении идолов и божков, только в более категоричной форме — «И над всеми божествами и идолами Египта творить буду суды» (Шемот, гл. 12, ст. 12).

Здесь Всевышний объявил о грядущем наказании для абсолютно всех, без исключения, египетских культов. В нашей же главе эта мысль подана несколько сдержанней — «И также над их божествами учинил Всевышний суды». И не сказано, что — над всеми.

Как объяснить это расхождение?

Дело в том, что Всевышний уничтожил не всех идолов одновременно. Одного из них, под названием Бааль Цафон, Он — оставил, так сказать, «на десерт».

Он послужил приманкой. Фараон, узнав, что один идол все же устоял, усомнился во всемогуществе Всевышнего и бросился в погоню за евреями. Так он оказался на берегу Тростникового моря. А вскоре — и в морской пучине.

Теперь нам понятно, что в книге Шемот Всевышний декларирует, что все идолы будут уничтожены. А в нашей недельной главе — подводятся итоги первого этапа, когда были уничтожены все культы, кроме Бааля Цафона. Он будет уничтожен заодно с фараоном.

 

на основе комментария рава Ишайя Муската

(автор книги «Рошей Бесамим», Чехия, 1868- 1783 гг.)

 

 

4. Переходы в пустыне — подготовка к окончательной геуле

 

Написано в нашей недельной главе: «И Моше записал названия мест отправления в походы по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Возникает вопрос: для чего нужно было давать названия тем местам, где сыны Израиля останавливались во время своих переходов по пустыне? Ведь это были лишь промежуточные пункты на их пути в Эрец Исраэль (на Землю Израиля), в которые они больше никогда не возвращались?

Раавад (раби Авраам бен Давид, один из крупнейших Учителей Торы в своем поколении; 12 век, Франция) пишет, что во времена Машиаха евреи диаспоры не сразу попадут в Израиль. Сначала Всевышний отправит их в «пустыню народов» — в соответствии с пророчеством Иехезкеля: «И приведу вас в пустыню народов» (Танах, книга пророка Иехезкеля, гл. 20, ст. 35).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что здесь идет речь о той же пустыне, по которой сыны Израиля шли 40 лет, выйдя из Египта.

В другой книге Танаха (книга пророка Ошеи, гл. 2, ст. 16) сказано: «И приведу ее в пустыню».

В ту самую пустыню, Синайскую.

Таким образом, те, исходные странствия по пустыне были ничем иным, как подготовкой окончательной геуле. И те 42 остановки, что сделали сыны Израиля на своем пути — не просто географические названия, не просто пункты следования, но — результат определенных духовных усилий, внесения особых исправлений (на иврите — тикуним), которые должны привести мир к полной готовности к качественным изменениям, необходимых для перехода в новую эпоху, эпоху Седьмого тысячелетия.

Наши Учителя объясняют, что все беды и несчастья этого страшного галута (изгнания) предречены и уготованы заранее (как опции, разумеется). Намеки на них содержатся в названиях 42 остановок в пустыне, которые, в свою очередь, соответствуют сорока двум буквам Имени Всевышнего. Сами места остановок и их названия хранят тайны Торы и мироздания.

Эти тайны будут раскрыты с приходом Машиаха и наступлением новой эпохи, эпохи Седьмого тысячелетия, когда земля наполнится знанием о Всевышнем. А пока эти знания — «записал Моше по слову Творца».

Еще одна причина подробного описания 42-х остановок в пустыне состоит в том, чтобы научить нас, как приобрести удел в Эрец Исраэль.

Земля Израиля, как известно, не достается легко. Она приобретается испытаниями. Легко ею — не овладеешь. Ведь все, что легко приходит, легко и уходит.

Поэтому, если хочешь закрепиться на ней — придется за нее пострадать.

Все те страдания, которые перенесли сыны Израиля в жестоком изгнании, были предназначены для того, чтобы искупить их души и приблизить избавление.

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

5. Маршрут для увеличения заслуг

 

В нашей недельной главе говорится о переходах сынов Израиля по пустыне. И мы читаем: «И Моше записал названия мест отправления в походы по велению Всевышнего. И вот их походы и места отправления» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Зачем, спрашивается, в одной фразе дважды повторять слова «отправления и походы», «походы и отправления»?

Чтобы вы лучше это поняли, расскажу притчу.

У одного богача было два сына. Он их безумно любил.

Когда пришло время старшему сыну жениться, отец подыскал для него невесту из очень уважаемой семьи. И стал тратить немалые средства на подготовку свадьбы, попутно приобретая все необходимое, что могло понадобиться молодым в начале их совместной жизни.

Все это не скрылось от глаз младшего сына. Набравшись смелости, он предстал перед отцом.

— Почему ты тратишь все на брата, а мне не даешь ничего? — прямо спросил он отца.

— Сын мой! Твой брат стал женихом, — ответил отец. — То, что я на него трачу — это приданное, расходы на свадьбу и на обустройство его семейной жизни. Тебе же пока еще рано жениться и строить семью. Поэтому советую тебе взять блокнот и заносить в него все, что я даю твоему брату. Когда настанет твой черед жениться, я дам тебе столько же...

Юноша принял предложение, завел себе блокнот и стал в него скрупулезно записывать расходы отца. Аккуратно записал (цифрами и прописью) сумму, выданную жениху наличными. Затем составил опись украшений, подаренных невесте. Потом в доме появился портной. Он принес образцы тканей. Стал обмерять жениха и кроить ткань, а брат жениха не отходил от него и прилежно все заносил в свой блокнот.

Через несколько дней, портной завершил работу и принес жениху несколько смен одежды. Тот, примерив, сложил все в специальный сундук — пусть хранится до свадьбы.

Ночью в дом залезли воры и похитили сундук с одеждой. Ничего не поделаешь — пришлось снова звать портного. Портной снова обмерял, кроил и шил, а брат жениха стоял рядом и все записывал.

В погожий день жених отправился на прогулку в сопровождении своих друзей, а его младший брат увязался следом. Жених стал рассказывать о щедрости своего отца. Поведал им, сколько денег он дал на свадьбу, и какую сумму подарил «на первое время», сколько стоили украшения для его избранницы, и какая сумма была потрачена на одежду.

— Причем, за одежду пришлось заплатить дважды, — откровенничал жених, — потому что первую одежду украли.

— Все было наоборот, — подал голос младший брат. — Одежду украли, чтобы отец заплатил за нее дважды. Это я договорился с ворами. Ведь в будущем, благодаря этой краже, я получу одежды вдвое больше…

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии для объяснения пересказывает другую притчу.

У царя заболел сын, и он отправился с ним в места отдаленные, чтобы исцелить его. На обратном пути отец стал перечислять места, где они останавливались, или где с ними происходили какие-либо события. Царь, так говорил своему сыну: «Здесь мы остановились на ночь, под тем деревом мы завтракали, тут у тебя болела голова»…

Моше записал все переходы сынов Израиля за время их пребывания в пустыне. Чтобы никто не подумал, что все беды свалились на сынов Израиля из-за того, что они ходили по этим местам, слова «названия мест отправления в походы (затем в обратном порядке)… и вот их походы и места отправления» в Торе повторяются дважды.

Всевышний водил евреев по этим местам для того, чтобы произошло то, что произошло. И — чтобы умножились заслуги народа, который прошел испытания.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

 

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

 

Обсуждение главы Масей

 

1. Евреи могли захватить Египет

 

Наша недельная глава начинается словами: «Вот переходы сынов Израиля, вышедших из Египта... под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Прежде чем мы поговорим об этом — расскажу притчу, актуальную во все времена.

У влиятельного министра был недостойный, испорченный сын (сейчас бы сказали: сын высокопоставленного чиновника, почувствовавший вседозволенность). И каждый раз, когда царь собирался судить зарвавшегося молодого оболтуса, влиятельный отец выпрашивал у него прощение для своего отпрыска. И царь из уважения к своему министру — прощал.

Однажды министр понял, что его сын — просто мерзавец, уверенный в своей безнаказанности. Тогда он предстал перед царем и подал в отставку.

Его сыну, лишенному высокого покровительства, пришлось крепко задумываться, прежде чем в очередной раз набедокурить (интересно, кто-то из современных бонз способен на подобный поступок?). На это бывший министр и рассчитывал...

Но вернемся к нашей фразе.

Всевышний вывел сынов Израиля из Египта на свободу. А от свободы может закружиться голова. Что не раз и происходило с евреями.

От головокружения — заносит. Но всякий раз, когда евреи сбивались с пути Всевышнего, Моше и Аарон вымаливали прощение.

Когда Творец увидел, что народ слишком уж полагается на своих верных защитников, Он принял решение о 40-летнем пребывании евреев в пустыне. По окончании этого срока сыны Израиля войдут в свою страну уже без Моше и Аарона — чтобы поняли, что не могут рассчитывать на высокое покровительство.

Кстати сказать, в том, что евреи шли за Моше и Аароном — есть и позитивные моменты.

Евреи по велению Всевышнего беспрекословно покинули плодороднейший Египет и отправились в бесплодную пустыню. Как написано в Танахе — «на землю не засеянную» (книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 2).

Кроме того, когда Египет был повержен десятью казнями, и отборные отряды фараона во главе с ним погибли в Тростниковом море — еврейское ополчение могло без труда захватить эту обезглавленную, обескровленную страну, в которой еще недавно сыны Израиля были рабами.

Евреи могли примкнуть (и их с радостью приняли бы) к богатым царям, которых хватало на тех территориях. Или, к примеру — сделать царем своего Кораха, богатейшего человека того времени.

Но они пошли не за золотом и серебром, они устремились за Моше и Аароном, за духовными вождями — продемонстрировав, что хотят быть только с Всевышним, хотят получить Тору.

 

на основе комментария рава Видаля hа-Царфати

(автор книги «Цуф Дваш», Марокко, 1540-1619 гг.)

 

 

 

2. Населенные пункты — в пустыне?

 

В нашей недельной главе обозначены названия мест, где проходили сыны Израиля в течение 40 лет. И мы читаем: «И Моше записал названия мест отправления в походы по велению Всевышнего. И вот их походы и места отправления…» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

В этой фразе, прежде всего, бросаются в глаза слова — «места отправления» (в оригинале это одно слово) и «походы».

В первой части фрагмента сначала упомянуты «места отправления», затем — «походы». В заключительной, наоборот: сначала — «походы», потом — «места отправления».

Возникает вопрос: чем вызвано это изменение порядка?

Итак, евреи за время переходов по пустыне совершили 42 остановки. Названия всех тех мест, где они побывали, указаны в Торе.

Но задумаемся. Место с названием подразумевает некий населенный пункт. Иначе, откуда взялось бы название? Кто его дал?

Откуда же в безжизненной пустыне 42 населенных пункта?

В Танахе (книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 6) описывается Синайская пустыня, по которой шли сыны Израиля. Там, в частности, сказано: «И вел нас по пустыне, по земле степей и пропастей, по земле иссохшей и по земле могильной тьмы, где никто не проходил и где не жил человек».

Но если человек не жил там — кто дал названия всем этим местам?

И еще. Чтобы получить название, место должно как-то выделяться на ландшафте, должно быть заметно глазу. Но ведь пустыня потому так и названа, что там не за что глазу зацепиться, всюду одно и то же — пустота, да могильная тьма, нигде ничего нового.

Откуда же взялись сорок два топографических объекта?

Действительно, когда сыны Израиля, выйдя из Египта, оказались в Синайской пустыне, это было гиблое, безжизненное место — в точности такое, как его описывает пророк Йермиягу. Одно место было похоже на другое, без каких-то особенностей. Но евреев, как известно, чудесным образом сопровождали источники питьевой воды (см. комментарий Тосафот к трактату Хуллин, лист 88). Поэтому во время остановок, возле этих источников понемногу начинала прорастать трава и другая растительность.

Так в пустыне появились уникальные зеленые островки, к которым после ухода из них евреев потянулись люди и начали обживать их. А имена у этих мест остались еврейские.

Теперь понятно, почему сначала написано — «места отправления в походы», затем — «походы и места отправления».

Когда сыны Израиля отправились в путь, они еще не знали, где у них будут стоянки. Например, один из пунктов, в котором остановились сыны Израиля, называется Алуш (см. Бамидбар, гл. 33, ст. 13). До того как евреи там побывали — никакого Алуша не было. Название месту дали евреи — после того, как они пробыли там некоторое время, и место это приобрело свои черты, отличающие его от унылых и однообразных окрестностей.

Так, идя по безжизненной пустыне, евреи оставляли за собой зеленеющие оазисы.

В наше время, беспутные потомки тех евреев, порой проделывают нечто противоположное — приезжают на отдых в цветущее, живописное место, и оставляют после себя горы мусора...

Но вернемся в пустыню, к нашей фразе.

Первая ее часть описывает течение событий в реальном времени. Они не знали, какой маршрут им уготован и где будут остановки. Поэтому сказано — «места отправления в походы».

Вторая часть фразы — как бы взгляд назад. Оглянувшись на пройденный путь, можно четко определить маршрут, со всеми географическими названиями. Поэтому и сказано — «походы и места отправления».

 

на основе комментария рава Хаима Каневского

(один из самых выдающихся знатоков Торы нашего времени)

 

 

 

3. Из Рамсеса выходили дважды

 

В нашей недельной главе об Исходе сынов Израиля из Египта говорится: «И отправились они в путь из Рамсеса... на следующий день после того, как совершили пасхальное приношение. А жители Египта хоронили тех среди них, кого поразил Всевышний во время казни первенцев... и также над их божествами учинил Всевышний суды. И в путь отправились сыны Израиля из Рамсеса, и расположились станом в Суккоте» (Бамидбар, гл. 33, ст. 3-5).

Евреи покинули Рамсес, и этим ознаменовался Исход из египетского рабства. Выходит, Рамсес — важная веха Исхода.

И все же непонятно — почему в Торе он упоминается дважды? Ведь написано: «И отправились они в путь из Рамсеса... И в путь отправились сыны Израиля из Рамсеса».

Чтобы разобраться в этом — рассмотрим фразу из другой книги Торы, в которой тоже говорится об Исходе, об одном его аспекте.

Вот мы читаем: «И поднял вас на крыльях орлиных, и принес вас ко Мне» (Шемот, гл. 19, ст. 4).

О чем именно здесь идет речь — можно узнать из объяснения, которое дается в переводе-комментарии раби Йонатана бен Узиэля (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век).

Когда настало время совершить пасхальное приношение, Всевышний перенес евреев на Храмовую гору, ведь только там и можно осуществить пасхальное приношение.

Итак, сыны Израиля резали своих пасхальных барашков на Храмовой горе. Им еще нужно было помазать кровью барашков свои двери, чтобы казнь первенцев не ударила и по ним. Поэтому Всевышний вернул их назад в Египет. Вернул, чтобы затем вывести окончательно.

Получается, что евреи покидали Рамсес дважды: первый раз чудесным образом, «на орлиных крыльях», второй раз — пешком, с тюками мацы за плечами.

Поэтому в Торе и сообщается об этом дважды.

Во время казни первенцев Всевышний не только покарал первенцев египтян, которые, как известно, особенно притесняли евреев, но и — разрушил египетских идолов и языческие капища. Как сказано: «И также над их божествами учинил Всевышний суды».

Однако, если мы снова заглянем в книгу Шемот, то обнаружим, что там тоже говорится об уничтожении идолов и божков, только в более категоричной форме — «И над всеми божествами и идолами Египта творить буду суды» (Шемот, гл. 12, ст. 12).

Здесь Всевышний объявил о грядущем наказании для абсолютно всех, без исключения, египетских культов. В нашей же главе эта мысль подана несколько сдержанней — «И также над их божествами учинил Всевышний суды». И не сказано, что — над всеми.

Как объяснить это расхождение?

Дело в том, что Всевышний уничтожил не всех идолов одновременно. Одного из них, под названием Бааль Цафон, Он — оставил, так сказать, «на десерт».

Он послужил приманкой. Фараон, узнав, что один идол все же устоял, усомнился во всемогуществе Всевышнего и бросился в погоню за евреями. Так он оказался на берегу Тростникового моря. А вскоре — и в морской пучине.

Теперь нам понятно, что в книге Шемот Всевышний декларирует, что все идолы будут уничтожены. А в нашей недельной главе — подводятся итоги первого этапа, когда были уничтожены все культы, кроме Бааля Цафона. Он будет уничтожен заодно с фараоном.

 

на основе комментария рава Ишайя Муската

(автор книги «Рошей Бесамим», Чехия, 1868- 1783 гг.)

 

 

4. Переходы в пустыне — подготовка к окончательной геуле

 

Написано в нашей недельной главе: «И Моше записал названия мест отправления в походы по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Возникает вопрос: для чего нужно было давать названия тем местам, где сыны Израиля останавливались во время своих переходов по пустыне? Ведь это были лишь промежуточные пункты на их пути в Эрец Исраэль (на Землю Израиля), в которые они больше никогда не возвращались?

Раавад (раби Авраам бен Давид, один из крупнейших Учителей Торы в своем поколении; 12 век, Франция) пишет, что во времена Машиаха евреи диаспоры не сразу попадут в Израиль. Сначала Всевышний отправит их в «пустыню народов» — в соответствии с пророчеством Иехезкеля: «И приведу вас в пустыню народов» (Танах, книга пророка Иехезкеля, гл. 20, ст. 35).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что здесь идет речь о той же пустыне, по которой сыны Израиля шли 40 лет, выйдя из Египта.

В другой книге Танаха (книга пророка Ошеи, гл. 2, ст. 16) сказано: «И приведу ее в пустыню».

В ту самую пустыню, Синайскую.

Таким образом, те, исходные странствия по пустыне были ничем иным, как подготовкой окончательной геуле. И те 42 остановки, что сделали сыны Израиля на своем пути — не просто географические названия, не просто пункты следования, но — результат определенных духовных усилий, внесения особых исправлений (на иврите — тикуним), которые должны привести мир к полной готовности к качественным изменениям, необходимых для перехода в новую эпоху, эпоху Седьмого тысячелетия.

Наши Учителя объясняют, что все беды и несчастья этого страшного галута (изгнания) предречены и уготованы заранее (как опции, разумеется). Намеки на них содержатся в названиях 42 остановок в пустыне, которые, в свою очередь, соответствуют сорока двум буквам Имени Всевышнего. Сами места остановок и их названия хранят тайны Торы и мироздания.

Эти тайны будут раскрыты с приходом Машиаха и наступлением новой эпохи, эпохи Седьмого тысячелетия, когда земля наполнится знанием о Всевышнем. А пока эти знания — «записал Моше по слову Творца».

Еще одна причина подробного описания 42-х остановок в пустыне состоит в том, чтобы научить нас, как приобрести удел в Эрец Исраэль.

Земля Израиля, как известно, не достается легко. Она приобретается испытаниями. Легко ею — не овладеешь. Ведь все, что легко приходит, легко и уходит.

Поэтому, если хочешь закрепиться на ней — придется за нее пострадать.

Все те страдания, которые перенесли сыны Израиля в жестоком изгнании, были предназначены для того, чтобы искупить их души и приблизить избавление.

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

5. Маршрут для увеличения заслуг

 

В нашей недельной главе говорится о переходах сынов Израиля по пустыне. И мы читаем: «И Моше записал названия мест отправления в походы по велению Всевышнего. И вот их походы и места отправления» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Зачем, спрашивается, в одной фразе дважды повторять слова «отправления и походы», «походы и отправления»?

Чтобы вы лучше это поняли, расскажу притчу.

У одного богача было два сына. Он их безумно любил.

Когда пришло время старшему сыну жениться, отец подыскал для него невесту из очень уважаемой семьи. И стал тратить немалые средства на подготовку свадьбы, попутно приобретая все необходимое, что могло понадобиться молодым в начале их совместной жизни.

Все это не скрылось от глаз младшего сына. Набравшись смелости, он предстал перед отцом.

— Почему ты тратишь все на брата, а мне не даешь ничего? — прямо спросил он отца.

— Сын мой! Твой брат стал женихом, — ответил отец. — То, что я на него трачу — это приданное, расходы на свадьбу и на обустройство его семейной жизни. Тебе же пока еще рано жениться и строить семью. Поэтому советую тебе взять блокнот и заносить в него все, что я даю твоему брату. Когда настанет твой черед жениться, я дам тебе столько же...

Юноша принял предложение, завел себе блокнот и стал в него скрупулезно записывать расходы отца. Аккуратно записал (цифрами и прописью) сумму, выданную жениху наличными. Затем составил опись украшений, подаренных невесте. Потом в доме появился портной. Он принес образцы тканей. Стал обмерять жениха и кроить ткань, а брат жениха не отходил от него и прилежно все заносил в свой блокнот.

Через несколько дней, портной завершил работу и принес жениху несколько смен одежды. Тот, примерив, сложил все в специальный сундук — пусть хранится до свадьбы.

Ночью в дом залезли воры и похитили сундук с одеждой. Ничего не поделаешь — пришлось снова звать портного. Портной снова обмерял, кроил и шил, а брат жениха стоял рядом и все записывал.

В погожий день жених отправился на прогулку в сопровождении своих друзей, а его младший брат увязался следом. Жених стал рассказывать о щедрости своего отца. Поведал им, сколько денег он дал на свадьбу, и какую сумму подарил «на первое время», сколько стоили украшения для его избранницы, и какая сумма была потрачена на одежду.

— Причем, за одежду пришлось заплатить дважды, — откровенничал жених, — потому что первую одежду украли.

— Все было наоборот, — подал голос младший брат. — Одежду украли, чтобы отец заплатил за нее дважды. Это я договорился с ворами. Ведь в будущем, благодаря этой краже, я получу одежды вдвое больше…

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии для объяснения пересказывает другую притчу.

У царя заболел сын, и он отправился с ним в места отдаленные, чтобы исцелить его. На обратном пути отец стал перечислять места, где они останавливались, или где с ними происходили какие-либо события. Царь, так говорил своему сыну: «Здесь мы остановились на ночь, под тем деревом мы завтракали, тут у тебя болела голова»…

Моше записал все переходы сынов Израиля за время их пребывания в пустыне. Чтобы никто не подумал, что все беды свалились на сынов Израиля из-за того, что они ходили по этим местам, слова «названия мест отправления в походы (затем в обратном порядке)… и вот их походы и места отправления» в Торе повторяются дважды.

Всевышний водил евреев по этим местам для того, чтобы произошло то, что произошло. И — чтобы умножились заслуги народа, который прошел испытания.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Понимаю, что рано или поздно нужно ехать в Израиль…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля