ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И собрал Моше всю общину Сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

И собрал на иврите - ваякель.

 

Обсуждение главы Ваякель

 

1. Нельзя бросать человека одного

 

В начале нашей недельной главы дается заповедь о шаббате. И здесь мы читаем: «Шесть дней делайте работу, а седьмой день будет особым для вас, день полного покоя, посвященного Всевышнему» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 119) рассказывается довольно известная история о бедняке, которого звали Йосеф.

Он еле сводил концы с концами, но не жалел средств, чтобы достойно встретить шаббат. Поэтому постоянно влезал в долги. Но, в конце концов, суббота ему все с лихвой вернула, да еще и во много раз больше.

Это произошло когда, по стечению обстоятельств, к Йосефу перешло все имущество его соседа, идолопоклонника и злодея.

Из этой истории следует вывод, что суббота возвращает долги человека, который одалживает во имя субботы — чтобы отпраздновать ее подобающим образом.

Обсуждая эту историю, Учителя выясняют духовные источники богатства.

— За какие заслуги разбогатели состоятельные люди Израиля? — задается вопросом Раби (великий раби Иегуда а-Наси — редактор текста Мишны, начало 3-го века).

— В заслугу того, что отделяют маасер (десятину) от своего урожая, — отвечает ему раби Ишмаэль (великий Учитель Мишны, 2-й век). — Ведь сказано в книге Дварим (гл. 14, ст. 22): «Асер теасер (отделяй десятину)», чтобы леиташер (разбогатеть).

— Ну а богачи Вавилона благодаря чему разбогатели? — продолжил задавать вопросы раби Иегуда hа-Наси.

— Благодаря их поддержке изучающих Тору.

Тогда в Вавилоне были лучшие йешивы. Богатые люди содержали их. Благодаря этой поддержке, они и удостоились богатства.

Но Раби на этом не успокоился. Он резонно заметил, что есть страны, в которых не нужно отделять десятину от урожая. И йешив там нет. А богачи есть. Чем это можно объяснить?

— Тем, что они не жалеют средств на проведение шабата, — ответили ему.

В развитие этой мысли там же, в Талмуде, приведен любопытнейший случай, который произошел с раби Хией (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, первое поколение, начало 3-го века).

Раби Хия как-то остановился на субботу у очень богатого человека. Желая почтить мудреца Торы, тот поставил перед ним стол из чистого золота, уставленный золотой и серебряной утварью и самыми изысканными блюдами.

— Чем ты заслужил такое богатство? — поинтересовался раби Хия у своего хлебосольного хозяина.

— По правде сказать, я и сам не знаю, — ответил тот. — Могу сказать лишь, что я был мясником, и самые лучшие куски мяса откладывал отдельно для шаббата.

— Счастлив ты, что имеешь возможность украшать и обогащать шаббат! И благословен Всевышний, что удостоил тебя богатством за это! — с восторгом изрек раби Хия.

Это, безусловно — красивая история. Но возникает вопрос. Этот мясник никому ничего не одалживал, ни для нужд субботы, ни вообще. Он старался возвеличить шаббат, сделать его лучше, торжественнее, приятнее. За это он, конечно же, удостоился награды в Грядущем мире. Но на каком основании он обрел богатство сейчас?

С источниками богатств состоятельных людей Израиля и Вавилона более-менее все ясно.

Слова маасер (десятина) и ошер (богатство) образованы от одного корня (и в грамматике, и в духовных мирах).

Изучение Торы упомянуто в Мишне (трактат Пеа, гл. 1, мишна 1) среди других заповедей, о которых сказано, что за их выполнение полагается двойная награда — и в нашем и в Будущем мире. Но вот, суббота в этой Мишне не упоминается. Так откуда на честного мясника свалилось такое богатство?

Возможно, Тана (Учитель), автор этой Мишны, чтобы не перегружать ее деталями, оставил шаббат за приделами Мишны. То есть, и за шаббат, хоть он и не упомянут — тоже полагается двойная награда.

Только в Талмуде есть правило: допустимо не упоминать в основном тексте некие детали, но на них тоже распространяется сказанное. Они как бы вынесены за скобки. При этом таких деталей обязательно должно быть больше одной. Нельзя за пределами Мишны оставить лишь одну деталь. Поэтому, если мы предположим, что суббота была вынесена Таной за рамки Мишны, нас тут же спросят — что с ней в компании? И мы должны будем указать еще хотя бы одну заповедь, тоже не упомянутую, за которую полагается награда и здесь, и там.

Для иллюстрации и лучшего понимания расскажу интересный случай, произошедший с равом Иегудой Цадка. Как-то он ждал свой автобус, чтобы ехать на работу в йешиву (он был главой йешивы «Порат Йосеф»). Автобуса долго не было, поэтому на остановке собралось много людей. И когда он, наконец, подъехал, люди ринулись на штурм. Началась толкотня.

Раби, конечно же, в ней не участвовал.

В конце концов, пассажиры запихнулись в автобус, двери закрылись, и автобус отъехал. А рав Цадка остался стоять в одиночестве. Когда ему с большим опозданием все же удалось добраться до йешивы, он так объяснил ученикам причину:

— По-видимому, водитель не очень хорошо изучал Талмуд. В противном случае, он знал бы, что человека нельзя оставлять одного. И если всех вместить в автобус не получается, нужно обязательно спросить того, кто не поместился, есть ли у него компания?

Теперь вернемся к первой мишне трактата Пеа. Если Тана решил вынести субботу за рамки, он должен был позаботиться о компании для нее.

Что же это за компания?

На этот вопрос ответил рав Нисим Карелиц (глава раввинского суда в Бней Браке; Беларусь – Израиль, 1926-2019 гг.):

— Не только за украшение субботы положена двойная награда, но также — и за выполнение любой заповеди Торы.

 

на основе комментариев рава Иегуды Цадки

(глава йешивы «Порат Йосеф»; Иерусалим, Израиль, 1910-1991 гг.)

и рава Нисима Карелица

(глава раввинского суда Бней-Брака; Беларусь – Израиль, 1926-2019 гг.)

 

 

2. Израиль свидетельствует о Всевышнем, Всевышний — об Израиле

 

В нашей недельной главе о соблюдении шаббата сказано: «Шесть дней делайте работу, а седьмой день будет особым для вас, день полного покоя, посвященного Всевышнему» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

Соблюдение шаббата свидетельствует о вере в Создателя мира. Поэтому в Талмуде (трактат Шаббат, лист 118) Учителя говорят, что человеку, соблюдающему законы субботы по всем правилам, он даже если занимался идолопоклонством, подобно поколению Эноша — это будет прощено ему.

И в подтверждение — приводят слова пророка: «Счастлив человек, делающий это, и сын человеческий, придерживающийся этого, соблюдающий субботу, не оскверняя ее, и оберегающий руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 56, ст. 2).

В той части фразы, где говорится — «соблюдающий субботу, не оскверняя (в оригинале — мехалело) ее», выражение мехалело можно прочесть и как «махуль ло» (прощено ему).

И действительно, соблюдая субботу, человек провозглашает Единство Творца, что свидетельствует о его полной тешуве (возвращение на пути, указанные Всевышним). Тогда приходят два малаха (малах в условном переводе — «ангел») и торжественно сообщают ему: «Прегрешение твое снято будет, и вина твоя будет прощена» (книга пророка Йешаягу, гл. 6, ст. 7).

В Торе находим предупреждение: «Если не сообщит — понесет свою вину» (Ваикра, гл. 5, ст. 1).

Подразумевается человек, который не желает провозглашать Единство Всевышнего. Но соблюдающий шаббат делает Кидуш (произносит над бокалом вина специальную формулу освящения субботы). И когда он произносит: «И были завершены...» — к нему спускаются два малаха и объявляют: «Прегрешение твое снято будет, и вина твоя будет прощена».

В Талмуде (трактат Берахот, лист 6) Учителя приводят слова Всевышнего: «Провозглашая Мое Единство, вы делаете Меня единственным в мире. За это Я сделаю единственными вас».

Речь идет здесь о тефилинах.

Всевышний также, как и сыны Израиля, накладывает тефилин. В Его тефилине написано: «И кто подобен Твоему народу, Израилю, единственному на земле» (Первая книга Диврей hа-Ямим — «Хроники дней», гл. 17, ст. 21). А в тефилине сынов Израиля, как известно, написано: «Слушай Израиль... Всевышний — Один».

Но для свидетельствования нужны двое (чтобы свидетельские показания имели силу, в большинстве случаев, должно быть два свидетеля). Поэтому и шаббат становится свидетелем.

Всевышний и шаббат свидетельствуют об Израиле. Израиль, вместе с шаббатом — свидетельствуют о Всевышнем. И наконец, Творец с Израилем свидетельствуют о шаббате.

Намек на эти три свидетельства содержится во фразе «Слушай Израиль... Всевышний — Один» (Дварим, гл. 6, ст. 4).

Буквы, образующие слово «шма» (слушай) — первые буквы слов во фразе: «Шаббат свидетельствует с Израилем».

И о чем же они свидетельствуют?

О том, что «Всевышний наш — Всевышний Один».

Кроме того, эти буквы присутствуют в словах фразы — «Кто свидетельствует о шаббате?».

Израиль и Творец. Творец, который — Всемогущ, Один и Един.

И наконец, буквы слова «шма» — это аббревиатурой фразы: «Суббота свидетельствует об Израиле, вместе с Всевышним, Единственным и Единым».

Эта особая, неразрывная связь, объединяющая шаббат, Израиль и Всевышнего в единую систему — заноза в глазах народов мира. Они стремятся ее разорвать любой ценой. Как сказано в Танахе: «Против народа Твоего замышляют они дурное втайне и совещаются об оберегаемых Тобой. Говорят они: пойдем и истребим их, чтобы перестали быть народом, и не было больше упомянуто имя Израиля» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 83, ст. 4-5).

То, что евреи соблюдают субботу — народам мира, что называется «поперек горла». И они из кожи вон лезут, чтобы воспрепятствовать этому и лишить народ Израиля столь ценного свидетеля. Ведь без него получается слово против слова, и ничего нельзя доказать.

Очень печально, что последнее время на стороне народов мира в борьбе против соблюдения субботы стали выступать и евреи (может, и не совсем евреи, но, по крайней мере, граждане Израиля). Вот уж действительно сбываются слова: «И ненавистники ваши из вас же произойдут» (Ваикра, гл. 26, ст. 17).

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

3. Причины субботних запретов

 

За нарушение законов субботы полагается смертная казнь. И в Торе об этом сказано: «Всякий, кто делает в этот день работу, будет предан смерти» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

Но что именно запрещено делать в шаббат? Какие работы нельзя производить?

Намек на все виды работ, которые запрещены в шаббат Торой, содержится в предыдущей фразе— «Вот дела, которые повелел Всевышний делать» (там же, ст. 1).

Итак, слово «делать» указывает на запрет на производительные работы, в результате осуществления которых создается нечто новое или вносятся заметные изменения в уже существующее.

Слово «дела» свидетельствует о том, что не разрешается производить работы, связанные с осознанными, намеренными действиями — в отличие от работ, совершенных непреднамеренно, которые тоже запрещены, но не законами Торы.

Еще под «делами» подразумеваются работы, приносящие пользу, те в которых есть нужда, потребность. Бесполезные же и ненужные работы, если и запрещены, то не Торой, но — Учителями. И нарушение такого запрета смертью — не наказывают.

Учителя отмечают, что существует 39 основных видов производительных работ, запрещенных в шаббат. Для удобство их разделили на четыре большие группы:

1) работы, связанные с выпечкой хлеба;

2) работы, относящиеся к шитью;

3) письмо и все, что с ним связано;

4) строительство.

Есть и еще запрещенная работа, которая не вошла ни в одну из этих групп. Это — перенесение вещей из одного владения и в другое.

Суть всех работ — придать их объекту те или иные изменения. И только работа, связанная с перемещением, не меняет предмет. То, что вынесли из одного владения — внесли в другое. И никаких видимых преобразований он не претерпел. Тем не менее, суббота — нарушена.

Смысл запрета на производительные работы в шаббат состоит в том, чтобы — показать, что Всевышний Хозяин всех наших дел, и мы действуем, только когда Он это нам позволяет.

Что же касается перемещения предметов в субботу из одного владения в другое — это запрещено по другой причине.

Люди связаны друг с другом. Один человек может приносить пользу нескольким, а группа людей, бывает, старается ради одного человека. Перемещение предметов от одного к другому, из одного пространства в другое — символизирует социальные связи между людьми. Прекращая активные социальные действия в шаббат, мы демонстрируем подчинение власти Творца и в этой сфере.

Подводя итог, можно сказать, что субботние запреты призваны напомнить нам о Сотворении мира и об Исходе из Египта.

Задумываясь о сотворении мира, мы утверждаемся в мысли, что все создал Всевышний. Воздерживаясь от производительных работ в шаббат — мы тем самым признаем Его авторское право, Его власть и что все — Его собственность.

Во время Исхода из Египта, Творец наглядно продемонстрировал от кого на самом деле зависит политическое устройство мира, кто в какой стране будет жить и под чьим управлением.

Воздерживаясь в шаббат от перемещения предметов между разными владениями, мы демонстрируем этим свою лояльность Создателю в политической, культурной и общественной сферах нашей жизни.

 

на основе комментария рава Шимшона Рафаэля Гирша

(комментатор Танаха, духовный наставник евреев Германии; 1808-1888 гг.)

 

 

    

4. Субботний замок для рта

 

В нашей недельной главе дается указание выделять субботу из череды остальных дней. И здесь мы читаем: «А день седьмой, чтобы был для вас выделен, свят (кадош)» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

Но как это осуществить на практике?

Один из вариантов — изменить свою речь, исключив из нее в шаббат все будничные темы. К этому нас призывает пророк, убеждая не заниматься в субботу делами, не отыскивать себе дело и не говорить ни слова о делах (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 58, ст. 13).

Общение людей в шаббат должно коренным образом отличаться от привычных будничных разговоров.

Намек на это требование содержится в нашем фрагменте, в выражении «для вас (лахем) кадош». Гематрия (числовое значение) слова «лахем» — 90, такая же, как и у слова «hа-пэ» (рот).

То есть, в шаббат мы должны позаботиться о том, чтобы наш рот был кадош, чтобы его не оскверняли будничные разговоры. В субботу мы вешаем на рот особый замок, предохраняющий от пустой болтовни и подобных нарушений.

Есть еще один важный резон перекрыть словесный поток в шаббат.

Известно, что Всевышний создавал наш мир шесть дней, а в седьмой день — отдыхал.

Но как Он его создавал?

Речениями. Ведь написано: «И сказал Всевышний: Да будет...».

Значит субботний отдых — это воздержание от речений.

К сожалению, людям гораздо более свойственна несдержанность в речи, нежели воздержание от речей.

Однажды в субботу случился пожар в южном городе Нативот. Когда огонь начал подбираться к дому рава Исраэля Абухациры (1889-1984 гг.), больше известного, как Бава Сали, его домашние решили обратиться в пожарную службу. Но праведник жестом показал им, что это в данном случае не требуется.

И действительно, на подступах к дому пламя неожиданно погасло.

На исходе шаббата, во время трапезы мелаве малка (проводы царицы субботы) Бава Сали объяснил восхищенным домочадцам, что он — не пророк и даже не сын пророка. Просто он обратил внимание, что в недельной главе написано: «А день седьмой, чтобы был для вас кадош». И сразу же после этого — «Не разжигайте огня во всех местах вашего проживания в день субботний». То есть там, где выделяют шаббат, делая его кадош — не вспыхнет пожар.

Кроме того, ссоры, распри, скандалы, злословие, сплетни, ругань — символически уподобляются огню. В свете этого, указание «не разжигать огонь» подразумевает и запрет на «огнеопасные» разговоры.

 

на основе комментария рава Элиягу Лупьяна

(великий Учитель Торы, специализирующийся на вопросах еврейской этики, что в нашей традиции носит название — мусар; автор книг «Леках Тов» и «Лев Элиягу»; Польша – Израиль, 1876-1970 гг.)

 

5. Я лучше, потому что — живой

 

Написано в нашей недельной главе: «А день седьмой, чтобы был для вас выделен, свят (кадош). Не разжигайте огня во всех местах вашего проживания в день субботний» (Шемот, гл. 35, ст. 2-3).

Итак, наряду с повелением соблюдать шаббат, в Торе дается еще и запрет на разжигание огня.

Но почему именно огонь? Ведь в субботу запрещено осуществлять и множество других дел — пахать, сеять и т.д. Каким же таким особенным качеством или признаком обладает разжигание огня, которого нет в других работах?

Субботние запреты введены в память о Сотворении мира, когда шесть дней шел процесс создания мира, а на седьмой день наступил покой.

Огонь же впервые появился только на исходе первой субботы. Поэтому кто-то мог бы подумать, что запрет на производительные работы — не распространяется на зажигание огня. Предвидя это, Тора написала о нем особо.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 119) сказано, что пожары случаются там, где оскверняют шаббат. Работать в шаббат, значит, кроме всего прочего — еще и повышать опасность возникновения пожара.

В том же трактате Талмуда (трактат Шаббат, лист 121) рассказывается о пожаре, который вспыхнул на участке возле дома Йосефа бен Симайя.

Он был весьма уважаемым человеком — на его плечах лежала забота об имуществе местного правителя.

Недалеко от его дома находилась крепость. Солдаты ее гарнизона заметили возгорание и поспешили на помощь. Солдаты-неевреи знали, что в субботу Йосеф бен Симай не станет тушить пожар. Но не предполагали, что он и солдатам не позволит делать это.

Пока они препирались — неожиданно с Небес хлынул сильнейший дождь, началась гроза. И пламя быстро погасло.

В Мидраше (Ялкут Шимони на книгу Коэлет) рассказывается как римский император, злодей Адриан, сказал однажды раби Иегошуа бен Ханания (великий Учитель, конец 1-го – начало 2-го вв.):

— Знай, что я лучше вашего учителя Моше. И знаешь почему? Потому что я живой, а он — нет.

— Скажи, а ты можешь приказать своим поданным, чтобы они три дня не зажигали огонь?

— Да, запросто, — ответил Адриан.

Вечером первого дня раби Иегошуа вместе с Адрианом поднялись на высокую крышу, откуда можно было обозревать всю округу.

— Что это там за дым вдали? — спросил раби Иегошуа бен Ханания.

— Это из дома одного из моих министров, — ответил император. — Ему нездоровится, поэтому слуги греют воду.

— Смотри, ты еще живой, а твои указы уже нарушают. И кто нарушает? Министр! А Моше написал в Торе: «Не зажигайте огня», и до сих пор никто не зажигает огонь в шаббат — ни старейшины, ни простолюдины. Написанное Моше соблюдают даже спустя много лет после его смерти…

Как-то раввину Иерусалима, раву Йосефу-Хаиму Зоненфельду сообщили, что в одном доме разожгли печь и стали готовить прямо в шаббат. Раби сразу же бросился по указанному адресу, и вошел в тот дом и сразу стал отчитывать его обитателей за допущенное нарушение.

— Разве подобает раввину врываться без спроса в чужой дом? — попытался осадить его хозяин.

— Когда в доме пылает пожар осквернения субботы, — ответил раввин, — нет времени на церемонии…

 

на основе комментария рава Йосефа-Хаима Зоненфельда

(главный раввин Иерусалима; Словакия – Венгрия – Израиль; середина 19-го – первая треть 20-го вв.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И собрал Моше всю общину Сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

И собрал на иврите - ваякель.

 

Обсуждение главы Ваякель

 

1. Нельзя бросать человека одного

 

В начале нашей недельной главы дается заповедь о шаббате. И здесь мы читаем: «Шесть дней делайте работу, а седьмой день будет особым для вас, день полного покоя, посвященного Всевышнему» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 119) рассказывается довольно известная история о бедняке, которого звали Йосеф.

Он еле сводил концы с концами, но не жалел средств, чтобы достойно встретить шаббат. Поэтому постоянно влезал в долги. Но, в конце концов, суббота ему все с лихвой вернула, да еще и во много раз больше.

Это произошло когда, по стечению обстоятельств, к Йосефу перешло все имущество его соседа, идолопоклонника и злодея.

Из этой истории следует вывод, что суббота возвращает долги человека, который одалживает во имя субботы — чтобы отпраздновать ее подобающим образом.

Обсуждая эту историю, Учителя выясняют духовные источники богатства.

— За какие заслуги разбогатели состоятельные люди Израиля? — задается вопросом Раби (великий раби Иегуда а-Наси — редактор текста Мишны, начало 3-го века).

— В заслугу того, что отделяют маасер (десятину) от своего урожая, — отвечает ему раби Ишмаэль (великий Учитель Мишны, 2-й век). — Ведь сказано в книге Дварим (гл. 14, ст. 22): «Асер теасер (отделяй десятину)», чтобы леиташер (разбогатеть).

— Ну а богачи Вавилона благодаря чему разбогатели? — продолжил задавать вопросы раби Иегуда hа-Наси.

— Благодаря их поддержке изучающих Тору.

Тогда в Вавилоне были лучшие йешивы. Богатые люди содержали их. Благодаря этой поддержке, они и удостоились богатства.

Но Раби на этом не успокоился. Он резонно заметил, что есть страны, в которых не нужно отделять десятину от урожая. И йешив там нет. А богачи есть. Чем это можно объяснить?

— Тем, что они не жалеют средств на проведение шабата, — ответили ему.

В развитие этой мысли там же, в Талмуде, приведен любопытнейший случай, который произошел с раби Хией (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, первое поколение, начало 3-го века).

Раби Хия как-то остановился на субботу у очень богатого человека. Желая почтить мудреца Торы, тот поставил перед ним стол из чистого золота, уставленный золотой и серебряной утварью и самыми изысканными блюдами.

— Чем ты заслужил такое богатство? — поинтересовался раби Хия у своего хлебосольного хозяина.

— По правде сказать, я и сам не знаю, — ответил тот. — Могу сказать лишь, что я был мясником, и самые лучшие куски мяса откладывал отдельно для шаббата.

— Счастлив ты, что имеешь возможность украшать и обогащать шаббат! И благословен Всевышний, что удостоил тебя богатством за это! — с восторгом изрек раби Хия.

Это, безусловно — красивая история. Но возникает вопрос. Этот мясник никому ничего не одалживал, ни для нужд субботы, ни вообще. Он старался возвеличить шаббат, сделать его лучше, торжественнее, приятнее. За это он, конечно же, удостоился награды в Грядущем мире. Но на каком основании он обрел богатство сейчас?

С источниками богатств состоятельных людей Израиля и Вавилона более-менее все ясно.

Слова маасер (десятина) и ошер (богатство) образованы от одного корня (и в грамматике, и в духовных мирах).

Изучение Торы упомянуто в Мишне (трактат Пеа, гл. 1, мишна 1) среди других заповедей, о которых сказано, что за их выполнение полагается двойная награда — и в нашем и в Будущем мире. Но вот, суббота в этой Мишне не упоминается. Так откуда на честного мясника свалилось такое богатство?

Возможно, Тана (Учитель), автор этой Мишны, чтобы не перегружать ее деталями, оставил шаббат за приделами Мишны. То есть, и за шаббат, хоть он и не упомянут — тоже полагается двойная награда.

Только в Талмуде есть правило: допустимо не упоминать в основном тексте некие детали, но на них тоже распространяется сказанное. Они как бы вынесены за скобки. При этом таких деталей обязательно должно быть больше одной. Нельзя за пределами Мишны оставить лишь одну деталь. Поэтому, если мы предположим, что суббота была вынесена Таной за рамки Мишны, нас тут же спросят — что с ней в компании? И мы должны будем указать еще хотя бы одну заповедь, тоже не упомянутую, за которую полагается награда и здесь, и там.

Для иллюстрации и лучшего понимания расскажу интересный случай, произошедший с равом Иегудой Цадка. Как-то он ждал свой автобус, чтобы ехать на работу в йешиву (он был главой йешивы «Порат Йосеф»). Автобуса долго не было, поэтому на остановке собралось много людей. И когда он, наконец, подъехал, люди ринулись на штурм. Началась толкотня.

Раби, конечно же, в ней не участвовал.

В конце концов, пассажиры запихнулись в автобус, двери закрылись, и автобус отъехал. А рав Цадка остался стоять в одиночестве. Когда ему с большим опозданием все же удалось добраться до йешивы, он так объяснил ученикам причину:

— По-видимому, водитель не очень хорошо изучал Талмуд. В противном случае, он знал бы, что человека нельзя оставлять одного. И если всех вместить в автобус не получается, нужно обязательно спросить того, кто не поместился, есть ли у него компания?

Теперь вернемся к первой мишне трактата Пеа. Если Тана решил вынести субботу за рамки, он должен был позаботиться о компании для нее.

Что же это за компания?

На этот вопрос ответил рав Нисим Карелиц (глава раввинского суда в Бней Браке; Беларусь – Израиль, 1926-2019 гг.):

— Не только за украшение субботы положена двойная награда, но также — и за выполнение любой заповеди Торы.

 

на основе комментариев рава Иегуды Цадки

(глава йешивы «Порат Йосеф»; Иерусалим, Израиль, 1910-1991 гг.)

и рава Нисима Карелица

(глава раввинского суда Бней-Брака; Беларусь – Израиль, 1926-2019 гг.)

 

 

2. Израиль свидетельствует о Всевышнем, Всевышний — об Израиле

 

В нашей недельной главе о соблюдении шаббата сказано: «Шесть дней делайте работу, а седьмой день будет особым для вас, день полного покоя, посвященного Всевышнему» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

Соблюдение шаббата свидетельствует о вере в Создателя мира. Поэтому в Талмуде (трактат Шаббат, лист 118) Учителя говорят, что человеку, соблюдающему законы субботы по всем правилам, он даже если занимался идолопоклонством, подобно поколению Эноша — это будет прощено ему.

И в подтверждение — приводят слова пророка: «Счастлив человек, делающий это, и сын человеческий, придерживающийся этого, соблюдающий субботу, не оскверняя ее, и оберегающий руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 56, ст. 2).

В той части фразы, где говорится — «соблюдающий субботу, не оскверняя (в оригинале — мехалело) ее», выражение мехалело можно прочесть и как «махуль ло» (прощено ему).

И действительно, соблюдая субботу, человек провозглашает Единство Творца, что свидетельствует о его полной тешуве (возвращение на пути, указанные Всевышним). Тогда приходят два малаха (малах в условном переводе — «ангел») и торжественно сообщают ему: «Прегрешение твое снято будет, и вина твоя будет прощена» (книга пророка Йешаягу, гл. 6, ст. 7).

В Торе находим предупреждение: «Если не сообщит — понесет свою вину» (Ваикра, гл. 5, ст. 1).

Подразумевается человек, который не желает провозглашать Единство Всевышнего. Но соблюдающий шаббат делает Кидуш (произносит над бокалом вина специальную формулу освящения субботы). И когда он произносит: «И были завершены...» — к нему спускаются два малаха и объявляют: «Прегрешение твое снято будет, и вина твоя будет прощена».

В Талмуде (трактат Берахот, лист 6) Учителя приводят слова Всевышнего: «Провозглашая Мое Единство, вы делаете Меня единственным в мире. За это Я сделаю единственными вас».

Речь идет здесь о тефилинах.

Всевышний также, как и сыны Израиля, накладывает тефилин. В Его тефилине написано: «И кто подобен Твоему народу, Израилю, единственному на земле» (Первая книга Диврей hа-Ямим — «Хроники дней», гл. 17, ст. 21). А в тефилине сынов Израиля, как известно, написано: «Слушай Израиль... Всевышний — Один».

Но для свидетельствования нужны двое (чтобы свидетельские показания имели силу, в большинстве случаев, должно быть два свидетеля). Поэтому и шаббат становится свидетелем.

Всевышний и шаббат свидетельствуют об Израиле. Израиль, вместе с шаббатом — свидетельствуют о Всевышнем. И наконец, Творец с Израилем свидетельствуют о шаббате.

Намек на эти три свидетельства содержится во фразе «Слушай Израиль... Всевышний — Один» (Дварим, гл. 6, ст. 4).

Буквы, образующие слово «шма» (слушай) — первые буквы слов во фразе: «Шаббат свидетельствует с Израилем».

И о чем же они свидетельствуют?

О том, что «Всевышний наш — Всевышний Один».

Кроме того, эти буквы присутствуют в словах фразы — «Кто свидетельствует о шаббате?».

Израиль и Творец. Творец, который — Всемогущ, Один и Един.

И наконец, буквы слова «шма» — это аббревиатурой фразы: «Суббота свидетельствует об Израиле, вместе с Всевышним, Единственным и Единым».

Эта особая, неразрывная связь, объединяющая шаббат, Израиль и Всевышнего в единую систему — заноза в глазах народов мира. Они стремятся ее разорвать любой ценой. Как сказано в Танахе: «Против народа Твоего замышляют они дурное втайне и совещаются об оберегаемых Тобой. Говорят они: пойдем и истребим их, чтобы перестали быть народом, и не было больше упомянуто имя Израиля» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 83, ст. 4-5).

То, что евреи соблюдают субботу — народам мира, что называется «поперек горла». И они из кожи вон лезут, чтобы воспрепятствовать этому и лишить народ Израиля столь ценного свидетеля. Ведь без него получается слово против слова, и ничего нельзя доказать.

Очень печально, что последнее время на стороне народов мира в борьбе против соблюдения субботы стали выступать и евреи (может, и не совсем евреи, но, по крайней мере, граждане Израиля). Вот уж действительно сбываются слова: «И ненавистники ваши из вас же произойдут» (Ваикра, гл. 26, ст. 17).

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

3. Причины субботних запретов

 

За нарушение законов субботы полагается смертная казнь. И в Торе об этом сказано: «Всякий, кто делает в этот день работу, будет предан смерти» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

Но что именно запрещено делать в шаббат? Какие работы нельзя производить?

Намек на все виды работ, которые запрещены в шаббат Торой, содержится в предыдущей фразе— «Вот дела, которые повелел Всевышний делать» (там же, ст. 1).

Итак, слово «делать» указывает на запрет на производительные работы, в результате осуществления которых создается нечто новое или вносятся заметные изменения в уже существующее.

Слово «дела» свидетельствует о том, что не разрешается производить работы, связанные с осознанными, намеренными действиями — в отличие от работ, совершенных непреднамеренно, которые тоже запрещены, но не законами Торы.

Еще под «делами» подразумеваются работы, приносящие пользу, те в которых есть нужда, потребность. Бесполезные же и ненужные работы, если и запрещены, то не Торой, но — Учителями. И нарушение такого запрета смертью — не наказывают.

Учителя отмечают, что существует 39 основных видов производительных работ, запрещенных в шаббат. Для удобство их разделили на четыре большие группы:

1) работы, связанные с выпечкой хлеба;

2) работы, относящиеся к шитью;

3) письмо и все, что с ним связано;

4) строительство.

Есть и еще запрещенная работа, которая не вошла ни в одну из этих групп. Это — перенесение вещей из одного владения и в другое.

Суть всех работ — придать их объекту те или иные изменения. И только работа, связанная с перемещением, не меняет предмет. То, что вынесли из одного владения — внесли в другое. И никаких видимых преобразований он не претерпел. Тем не менее, суббота — нарушена.

Смысл запрета на производительные работы в шаббат состоит в том, чтобы — показать, что Всевышний Хозяин всех наших дел, и мы действуем, только когда Он это нам позволяет.

Что же касается перемещения предметов в субботу из одного владения в другое — это запрещено по другой причине.

Люди связаны друг с другом. Один человек может приносить пользу нескольким, а группа людей, бывает, старается ради одного человека. Перемещение предметов от одного к другому, из одного пространства в другое — символизирует социальные связи между людьми. Прекращая активные социальные действия в шаббат, мы демонстрируем подчинение власти Творца и в этой сфере.

Подводя итог, можно сказать, что субботние запреты призваны напомнить нам о Сотворении мира и об Исходе из Египта.

Задумываясь о сотворении мира, мы утверждаемся в мысли, что все создал Всевышний. Воздерживаясь от производительных работ в шаббат — мы тем самым признаем Его авторское право, Его власть и что все — Его собственность.

Во время Исхода из Египта, Творец наглядно продемонстрировал от кого на самом деле зависит политическое устройство мира, кто в какой стране будет жить и под чьим управлением.

Воздерживаясь в шаббат от перемещения предметов между разными владениями, мы демонстрируем этим свою лояльность Создателю в политической, культурной и общественной сферах нашей жизни.

 

на основе комментария рава Шимшона Рафаэля Гирша

(комментатор Танаха, духовный наставник евреев Германии; 1808-1888 гг.)

 

 

    

4. Субботний замок для рта

 

В нашей недельной главе дается указание выделять субботу из череды остальных дней. И здесь мы читаем: «А день седьмой, чтобы был для вас выделен, свят (кадош)» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

Но как это осуществить на практике?

Один из вариантов — изменить свою речь, исключив из нее в шаббат все будничные темы. К этому нас призывает пророк, убеждая не заниматься в субботу делами, не отыскивать себе дело и не говорить ни слова о делах (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 58, ст. 13).

Общение людей в шаббат должно коренным образом отличаться от привычных будничных разговоров.

Намек на это требование содержится в нашем фрагменте, в выражении «для вас (лахем) кадош». Гематрия (числовое значение) слова «лахем» — 90, такая же, как и у слова «hа-пэ» (рот).

То есть, в шаббат мы должны позаботиться о том, чтобы наш рот был кадош, чтобы его не оскверняли будничные разговоры. В субботу мы вешаем на рот особый замок, предохраняющий от пустой болтовни и подобных нарушений.

Есть еще один важный резон перекрыть словесный поток в шаббат.

Известно, что Всевышний создавал наш мир шесть дней, а в седьмой день — отдыхал.

Но как Он его создавал?

Речениями. Ведь написано: «И сказал Всевышний: Да будет...».

Значит субботний отдых — это воздержание от речений.

К сожалению, людям гораздо более свойственна несдержанность в речи, нежели воздержание от речей.

Однажды в субботу случился пожар в южном городе Нативот. Когда огонь начал подбираться к дому рава Исраэля Абухациры (1889-1984 гг.), больше известного, как Бава Сали, его домашние решили обратиться в пожарную службу. Но праведник жестом показал им, что это в данном случае не требуется.

И действительно, на подступах к дому пламя неожиданно погасло.

На исходе шаббата, во время трапезы мелаве малка (проводы царицы субботы) Бава Сали объяснил восхищенным домочадцам, что он — не пророк и даже не сын пророка. Просто он обратил внимание, что в недельной главе написано: «А день седьмой, чтобы был для вас кадош». И сразу же после этого — «Не разжигайте огня во всех местах вашего проживания в день субботний». То есть там, где выделяют шаббат, делая его кадош — не вспыхнет пожар.

Кроме того, ссоры, распри, скандалы, злословие, сплетни, ругань — символически уподобляются огню. В свете этого, указание «не разжигать огонь» подразумевает и запрет на «огнеопасные» разговоры.

 

на основе комментария рава Элиягу Лупьяна

(великий Учитель Торы, специализирующийся на вопросах еврейской этики, что в нашей традиции носит название — мусар; автор книг «Леках Тов» и «Лев Элиягу»; Польша – Израиль, 1876-1970 гг.)

 

5. Я лучше, потому что — живой

 

Написано в нашей недельной главе: «А день седьмой, чтобы был для вас выделен, свят (кадош). Не разжигайте огня во всех местах вашего проживания в день субботний» (Шемот, гл. 35, ст. 2-3).

Итак, наряду с повелением соблюдать шаббат, в Торе дается еще и запрет на разжигание огня.

Но почему именно огонь? Ведь в субботу запрещено осуществлять и множество других дел — пахать, сеять и т.д. Каким же таким особенным качеством или признаком обладает разжигание огня, которого нет в других работах?

Субботние запреты введены в память о Сотворении мира, когда шесть дней шел процесс создания мира, а на седьмой день наступил покой.

Огонь же впервые появился только на исходе первой субботы. Поэтому кто-то мог бы подумать, что запрет на производительные работы — не распространяется на зажигание огня. Предвидя это, Тора написала о нем особо.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 119) сказано, что пожары случаются там, где оскверняют шаббат. Работать в шаббат, значит, кроме всего прочего — еще и повышать опасность возникновения пожара.

В том же трактате Талмуда (трактат Шаббат, лист 121) рассказывается о пожаре, который вспыхнул на участке возле дома Йосефа бен Симайя.

Он был весьма уважаемым человеком — на его плечах лежала забота об имуществе местного правителя.

Недалеко от его дома находилась крепость. Солдаты ее гарнизона заметили возгорание и поспешили на помощь. Солдаты-неевреи знали, что в субботу Йосеф бен Симай не станет тушить пожар. Но не предполагали, что он и солдатам не позволит делать это.

Пока они препирались — неожиданно с Небес хлынул сильнейший дождь, началась гроза. И пламя быстро погасло.

В Мидраше (Ялкут Шимони на книгу Коэлет) рассказывается как римский император, злодей Адриан, сказал однажды раби Иегошуа бен Ханания (великий Учитель, конец 1-го – начало 2-го вв.):

— Знай, что я лучше вашего учителя Моше. И знаешь почему? Потому что я живой, а он — нет.

— Скажи, а ты можешь приказать своим поданным, чтобы они три дня не зажигали огонь?

— Да, запросто, — ответил Адриан.

Вечером первого дня раби Иегошуа вместе с Адрианом поднялись на высокую крышу, откуда можно было обозревать всю округу.

— Что это там за дым вдали? — спросил раби Иегошуа бен Ханания.

— Это из дома одного из моих министров, — ответил император. — Ему нездоровится, поэтому слуги греют воду.

— Смотри, ты еще живой, а твои указы уже нарушают. И кто нарушает? Министр! А Моше написал в Торе: «Не зажигайте огня», и до сих пор никто не зажигает огонь в шаббат — ни старейшины, ни простолюдины. Написанное Моше соблюдают даже спустя много лет после его смерти…

Как-то раввину Иерусалима, раву Йосефу-Хаиму Зоненфельду сообщили, что в одном доме разожгли печь и стали готовить прямо в шаббат. Раби сразу же бросился по указанному адресу, и вошел в тот дом и сразу стал отчитывать его обитателей за допущенное нарушение.

— Разве подобает раввину врываться без спроса в чужой дом? — попытался осадить его хозяин.

— Когда в доме пылает пожар осквернения субботы, — ответил раввин, — нет времени на церемонии…

 

на основе комментария рава Йосефа-Хаима Зоненфельда

(главный раввин Иерусалима; Словакия – Венгрия – Израиль; середина 19-го – первая треть 20-го вв.)

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Меня охватил страх...


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля