ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Ваишлах»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».

И послал на иврите — ваишлах.

 

Обсуждение главы Ваишлах

 

1. Когда дело касается собственного кармана — самые необразованные начинают все понимать

 

Из нашей недельной главы узнаем, что Яаков, готовясь к встрече со своим братом, злодеем Эсавом, отправляет к нему посланников. Они должны передать Эсаву такие слова: «Я жил (в оригинале — гарти) у Лавана и задержался доныне. Есть у меня бык и осел...» (Берешит, гл. 32, ст. 5-6).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет смысл послания Яакова.

«Я не стал знатным, важным человеком, но оставался пришельцем, чужеземцем. Тебе незачем ненавидеть меня из-за благословения, которое дал мне отец — «будь властелином для братьев твоих». Ведь оно не исполнилось».

И еще. Гематрия (числовое значение) слова гарти (я жил) — 613. Таким образом, Яаков намекнул Эсаву, что, живя у Лавана, он соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его, Лавана, дурные поступки.

Возникает вопрос: для чего Яакову понадобилось намекать Эсаву на то, что он продолжает соблюдать заповеди? Разве для Эсава это имело какое-то значение?

Дело в том, что не только Яаков удостоился благословений Ицхака. Свою бераху (благословение) — «Мечом будешь жить и брату своему служить... но сбросишь ярмо с шеи своей» (Берешит, гл. 27, ст. 40) — получил и Эсав.

Пока Яаков идет путем, указанным Всевышним, и служит Ему, он Эсаву — не по зубам. И если тот вздумает укусить — лишь обломает зубы. Но если Яаков оставит Тору, его силы истощатся, он ослабнет, и у Эсава появится шанс победить.

Поэтому накануне встречи с Эсавом Яаков сообщает брату, что все годы в доме Лавана он соблюдал 613 заповедей. Так что, Эсав пусть даже не надеется одержать над ним верх.

Яаков хочет, чтобы Эсав перестал его ненавидеть. Источник ненависти Эсава заключен в отцовских благословениях, несправедливо, по мнению Эсава, доставшихся Яакову.

Значит, нужно убедить Эсава, что благословения Ицхака — «не сработали». И Яаков дает ему понять, что бераха «будь властелином для братьев твоих» (Берешит, гл. 27, ст. 29), не осуществилась, поскольку он не стал ни лидером ОПГ, ни государственным чиновником. Так о какой власти может идти речь?

Да и до реализации благословения «росою небесной и тучностью земли» (там же, ст. 28), тоже еще очень далеко. Ведь Яаков сумел обзавестись лишь быком, да ослом.

Только не нужно думать, — развивает свою мысль Яаков, — что берахот отца не осуществились, потому что я повел себя недостойно. Живя с Лаваном, я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его, Лавана, дурные поступки. Но, несмотря на это, отцовские благословения не дали плодов. Следовательно, нет никаких причин для ненависти.

Итак, Яаков, прямым текстом и намеком, попытался донести до Эсава мысль о безосновательности его ненависти. Но способен ли Эсав понять эти объяснения?
Хватит ли у него ума постичь всю глубину мысли Яакова? Не зря ли тот старался?

Обычно даже необразованный простолюдин вдруг оказывается специалистом в вопросах, которые затрагивают его личные интересы.

В одной общине раввин после молитвы проводил урок Торы. Некий человек регулярно посещал все молитвы, но на урок Торы не остался ни разу.

— Почему ты не хочешь изучать Тору? — как-то спросил его раввин.

— Тора? — сделал тот выразительный жест рукой. — Нет, это не для меня! Однажды я пробовал разобраться в определенной теме, но быстро понял, что не потяну. Столько деталей, множество мнений — я просто не в состоянии удержать все это в голове.

— А чем ты зарабатываешь на жизнь? — спросил раввин.

— У меня магазин «Тамбур» (все для ремонта).

— И сколько наименований товара в твоем магазине?

— Больше 5-ти тысяч.

— Как же ты запоминаешь, где лежит тот или иной товар, сколько он стоит, есть ли в наличии, или его нужно заказать?

— Так это же мой хлеб!

— А Тора — разве не хлеб?!

 

на основе комментария рава Шалома Швадрона

(автор книги «Тхелет Мордехай», Галиция, 1835-1911 гг.)    

 

 

2. Испытание богатством тяжелее испытания бедностью

 

О нажитом за годы жизни у Лавана имуществе Яаков рассказывает: «Приобрел я быка, и осла, и овец, и слуг» (Берешит, гл. 32, ст. 6).

В Мидраше Ялкут Гершуни говорится, что бедняку не так уж и трудно соблюдать заповеди и вести традиционный еврейский образ жизни. Гораздо труднее это дается человеку обеспеченному, не стесненному в средствах. Ему сложно ощутить близость с Всевышним — слишком много у него изолирующего материала в виде денег, драгоценностей, недвижимости, предметов роскоши.

Бедняку же ничего не препятствует, его не отделяет от Творца ни шуба, ни загородная резиденция, ни охрана.

Яаков заявляет Эсаву: «Я жил у Лавана, но соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».

В Талмуде (трактат Берахот, лист 7) обсуждаются понятия «праведник, которому хорошо» и «праведник, которому плохо».

Праведник, которому хорошо —  это абсолютный праведник, достигший совершенства во всем.

Праведнику, которому плохо — еще есть куда стремиться и над чем работать.

Если человек хорошо живет и при этом остается праведником, значит, он не просто праведник, но праведник, достигший совершенства.

Эсав относится к Яакову скептически:

— Подумаешь, праведник!? У Лавана это было легко. Он ведь, поди, держал тебя в ежовых рукавицах, не давал даже пикнуть.

— У Лавана, конечно, приходилось не сладко. Но я и не бедствовал. Есть у меня и бык, и осел, и овцы, и слуги. Так что, ты не можешь сказать, что я вел праведную жизнь от безысходности, будучи нищим. В моем случае, Тора и заповеди — осознанный выбор преуспевающего человека.

Известно, что среда и окружение оказывают на человека очень сильное влияние. Тот, кто регулярно молится в синагоге, где процветает болтовня, со временем и сам станет разговаривать во время молитвы, хоть раньше болтливостью не отличался.

Дурной пример — заразителен. Тот, кто торопится снять тефилин, не дожидаясь окончания молитвы, тем самым привлекает внимание других и соблазняет их поступить так же. Поэтому, человек, живущий в городе, население которого в своем большинстве — злодеи, обязан переселиться в другой. Тот, кто живет в злодейской стране — обязан эмигрировать.

Тогда почему Яаков жил 20 лет у злодея Лавана, и никуда не эмигрировал?

Он прошел хорошую подготовку — 14 лет глубокого изучения Торы в шатрах Эвера. Кроме того, разве кто-нибудь видел человека, который 20 лет ухаживал за коровами и поэтому начал мычать?

Так почему среда и окружение не подействовали на него? Потому что коровы не оказывают влияние на человека.

Также и Яаков, живя у Лавана, среди лавановых родственников — не перенял их образ жизни и их взгляды.

Почему?

Потому что у него был бык и осел. Он воспринимал Лавана  и компанию, как быка и осла. А бык и осел на нормального человека повлиять — не способны.

 

на основе комментариев Рамбама

(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)

и Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

3. Яаков разбогател в заслугу соблюдения законов Торы

 

Яаков велит передать Эсаву такие слова: «Я жил (в оригинале — гарти) у Лавана и задержался доныне. Приобрел я быка и осла, и овец, и слуг» (Берешит, гл. 32, ст. 5-6).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что гематрия (числовое значение) слова гарти (я жил) — 613. Таким образом, Яаков намекнул Эсаву, что, живя у Лавана, он соблюдал 613 заповедей «и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».

Но с какой целью Яаков сообщает это брату?

Когда Эсав жил в отчем доме, он старался произвести благоприятное впечатление на отца. Он задавал ему талмудические вопросы. Спрашивал у него, например — следует ли отделять десятину от соли? А от соломы и сена?

Впрочем, Эсав сохранял благопристойность только внешне и лишь перед отцом, которого боготворил. Он часто совершал разбойничьи вылазки, вдали от дома занимаясь грабежом, не брезгуя и насилием. Вскоре он и вовсе переселился в страну Сеир, где с него очень быстро слетело за ненадобностью все показное благочестие. Там вне родительского дома, за границей, он показал свое истинное лицо. Лицо человека, идущего на поводу у низменных инстинктов.

Яаков, как и Эсав, покинул родные пенаты и проживал за границей. Да еще, вдобавок — в доме Лавана, известного хитреца и обманщика.

Но, несмотря на все это, Яаков не оставил Тору. «Живя у Лавана, — говорит он, — я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».

Яаков сумел преодолеть себя и исправить свои духовные качества. А человек, преодолевший негативное в себе, считается истинным героем. Он предпочтительнее даже того, кто в состоянии штурмом захватить город.

Поэтому Яаков просил передать Эсаву, что у него нет оснований опасаться брата.

Когда бедняк отправляется попытать счастье за рубежом, и спустя годы возвращается в родные места, разбогатев, все считают, что он преуспел, благодаря трудолюбию и предприимчивости. Некоторые вдохновятся его примером и решат тоже испытать удачу в дальних краях.

Может и так случиться: не успел человек уехать, нищий, без гроша в кармане, и вдруг он спустя короткий срок возвращается, весь сверкая от обретенного богатства. И все понимают, что с их земляком произошло чудо. И никому не придет в голову идея последовать его примеру. Ведь на чудеса надежды нет.

Однако случается и по-другому. Человек отправляется на заработки в далекие края, трудится, старается, из кожи вон лезет, а у него на протяжении многих лет, ровным счетом, ничего не получается.

В какой-то момент он решает вернуться на родину. И тут происходит чудо. Богатство валится на него, буквально с неба. Если он сейчас и вправду поедет домой, то его земляки, не зная о чуде, будут считать богатство плодами его труда. Поэтому он должен рассказать им о чуде и постараться удержать их от необдуманных поступков — попыток найти счастье вдалеке от родных мест.

То, что произошло с Яаковом, больше напоминает последний пример. Он 20 лет находился в доме Лавана, но богатым стал лишь в последние годы, благодаря непосредственному покровительству Всевышнего и вопреки всем уловкам и хитростям Лавана.

Но Эсав мог подумать, что формула успеха его брата состоит из упорного труда, помноженного на отцовские благословения.

Чтобы эта мысль ненароком не закралась в буйную рыжую голову Эсава, всколыхнув давнишнюю ненависть, Яаков торопиться открыть брату, что причина его успеха — не в благословениях Ицхака, которые до сих пор не реализовались, но — в чудесах, которые явил ему Всевышний.

«Я жил у Лавана и задержался доныне», — говорит Яаков.

В чем же причина столь долгой задержки?

В том, что богатство, да и то, весьма относительное, пришло только теперь. Причем, чудесным образом, благодаря вмешательству Творца в процесс приплода овец.

 

на основе комментариев рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

и Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

4. Эсав поразит сам себя

 

Готовясь к встрече со злодеем Эсавом, Яаков использует тактический прием, который в будущем войдет во все учебники по военному искусству. Он делит свою диспозицию на два стана. И мы читаем: «Если Эсав нападет на один стан и поразит его, другой стан спасется» (Берешит, гл. 32, ст. 9).

Если мы внимательно присмотримся к этому фрагменту в оригинале, то найдем в нем некоторое несоответствие. Так в выражении «один стан» (махане ахат), числительное «ахат» (один) стоит в женском роде (одна). Это говорит о том, что существительное «махане» (стан, лагерь), по крайней мере, здесь, имеет женский род.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что слово «махане» может употребляться и в женском и в мужском роде.

И действительно. В продолжении фразы сказано: «и поразит его».

Можно понять, если слово «махане» используется то в женском, то в мужском роде в разных текстах, или, по крайней мере — в разных фрагментах текста. Ну, хотя бы — в разных фразах.

Но, чтобы род того же слова менялся в пределах одной и той же фразы… Смысл такого использования совершенно не ясен.

Чтобы разобраться, рассмотрим фрагмент, где фараон советуется со своими придворными как извести еврейский народ.

В книге Торы Шемот (гл. 1, ст. 10) читаем: «Давайте исхитримся против него, как бы он не умножился, а то, если случится война, примкнет и он к ненавистникам нашим и станет бороться с нами, и выйдет из страны».

Интересная логика! Если фараон считает, что евреи — это «пятая колонна», что они ненавидят египтян и только и ждут, чтобы примкнуть к врагам Египта — тогда, что за проблема, если они уйдут из страны? Наоборот, фараон должен быть заинтересован, чтобы сыны Израиля как можно скорее покинули его страну. Но он почему-то старается их удержать.

На самом деле, правитель Египта опасается, что евреи, примкнув к его врагам, совместными усилиями изгонят из страны самих египтян. Только не решается заявить об этом открытым текстом, напрямую. Ведь, лучше не говорить о себе ничего негативного, чтобы не открыть рот Сатану и не накликать беду.

Поэтому, вместо слов «и изгонит из страны», фараон произнес — «и выйдет из страны».

Теперь мы можем лучше понять слова Яакова.

Резонно было бы предположить, что если во фразе «Если Эсав нападет на один стан», где слово махане (стан) употреблено в женском роде, то и в продолжение фразы Яаков должен был сказать — «и поразит ее». Но он не хотел говорить такое о себе, своих женах и детях. Поэтому произнес — «и поразит его» (то есть Эсава).

Получается, что Эсав поразит сам себя.

Следует отметить, что Эсаву вполне это удалось. Он еще долго поражался себе — откуда в нем взялась сентиментальность? Почему он позволил Яакову свободно проследовать в любом направлении, куда тот хотел?

Раши пишет, что Яаков готовил себя, в зависимости от дальнейшего развития событий, к трем действиям: к преподнесению подарка, к молитве и к битве.

Что касается подарка — написано: «и прошло, составляющее дар пред ним» (Берешит, гл.32, ст. 22). О молитве сказано: «Всевышний моего отца Авраама» (там же,  ст. 10). О битве читаем — «то будет оставшийся стан спасен» (Мидраш Танхума).

Эсав олицетворяет собой йецер hа-ра (дурное начало). И Яаков предлагает нам рецепт противостояния ему, который актуален во все времена.

Человек, начиная день, должен помнить о трех вещах, которые непременно помогут справляться с йецер hа-ра. Это — подарок (цедака перед молитвой), молитва и — изучение Торы, что воспринимается дурным началом, как объявление войны.

 

на основе комментария рава Цви Голдберга

(автор книги «Керем Цви», Израиль, 1896-1948 гг.)

 

 

5. Не стать рукояткой топора

 

Узнав о том, что к нему направляется Эсав с целым отрядом головорезов, Яаков обратился к Всевышнему с молитвой.

«Спаси же меня, — взывал Яаков к Творцу, — от руки брата моего, от руки Эсава!» (Берешит, гл. 32, ст. 12).

Учителя открывают нам, что Яаков молился не только о сиюминутном спасении, он просил Всевышнего и на будущее. В этой молитве он просил, в том числе — защитить сынов Израиля от козней злодея Амана, который упомянут здесь намеком.

Первые буквы слов в выражении «спаси же меня от руки» (в оригинале, разумеется) образуют имя Аман.

Кроме того, в выражении «hацилени на» (спаси же меня) содержится просьба о спасении от злодеев и врагов евреев, чьи имена начинаются на буквы нун и алеф (составляющие слово на).

Так на нун, в частности, начинаются имена правителя Вавилона Навухаднецара и его полководца Навузардана, а также римского императора Нерона.

С алефа начинается имя персидского царя Ахашверош, имя греческого правителя Антиоха, римского императора Адрианус и др.

Мы видим, что у еврейского народа хватало ненавистников во всех поколениях. О защите от них и молился Яаков.

В Мидраше Оцар Мидрашим (с. 254) рассказывается, что когда Всевышний создал деревья, самые высокие из них, ливанские кедры и дубы Башана — возгордились.

Тогда Творец сказал им, что ненавидит гордецов и показал гору, богатую залежами железной руды.

Деревья поняли, что из железа будет сделан их убийца, топор, и начали оплакивать свою горькую участь — будущие вырубки леса.

И Всевышний объяснил им:

— Топор не в состоянии причинить вам вред без топорища, без деревянной рукоятки. Он может действовать, только если между ним и топорищем будет союз и согласие.

Этот Мидраш хорошо отражает отношения между Израилем и народами мира.

«Спаси же меня от руки брата».

Когда евреи начинают сближаться с коренным населением, видя в нем братьев, когда кто-то из сынов Израиля (какая-то группа) старается заключить с ним союз — он, такой союз, превращается в топорище, в рукоятку для топора. Того топора, который вырубит (не допусти этого Всевышний) многих наших настоящих братьев.

Вспомните движение маскилим (просвещенцев), реформистов, юденрайт, «евреев за Исуса», движения Мерец, Бецелем, Джей стрит и т.п. Все они стали рукоятками топоров, вырубивших и продолжающих вырубать миллионы евреев.

Недаром топор был излюбленным инструментом и орудием убийства для всевозможных черносотенцев и погромщиков всех мастей.

 

на основе комментариев раби Яакова бен Ашера

(известен и как Бааль hа-Турим; один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.)

и раби Яакова Йосефа из Полонного

(Украина, 1710-1784 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Ваишлах»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».

И послал на иврите — ваишлах.

 

Обсуждение главы Ваишлах

 

1. Когда дело касается собственного кармана — самые необразованные начинают все понимать

 

Из нашей недельной главы узнаем, что Яаков, готовясь к встрече со своим братом, злодеем Эсавом, отправляет к нему посланников. Они должны передать Эсаву такие слова: «Я жил (в оригинале — гарти) у Лавана и задержался доныне. Есть у меня бык и осел...» (Берешит, гл. 32, ст. 5-6).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет смысл послания Яакова.

«Я не стал знатным, важным человеком, но оставался пришельцем, чужеземцем. Тебе незачем ненавидеть меня из-за благословения, которое дал мне отец — «будь властелином для братьев твоих». Ведь оно не исполнилось».

И еще. Гематрия (числовое значение) слова гарти (я жил) — 613. Таким образом, Яаков намекнул Эсаву, что, живя у Лавана, он соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его, Лавана, дурные поступки.

Возникает вопрос: для чего Яакову понадобилось намекать Эсаву на то, что он продолжает соблюдать заповеди? Разве для Эсава это имело какое-то значение?

Дело в том, что не только Яаков удостоился благословений Ицхака. Свою бераху (благословение) — «Мечом будешь жить и брату своему служить... но сбросишь ярмо с шеи своей» (Берешит, гл. 27, ст. 40) — получил и Эсав.

Пока Яаков идет путем, указанным Всевышним, и служит Ему, он Эсаву — не по зубам. И если тот вздумает укусить — лишь обломает зубы. Но если Яаков оставит Тору, его силы истощатся, он ослабнет, и у Эсава появится шанс победить.

Поэтому накануне встречи с Эсавом Яаков сообщает брату, что все годы в доме Лавана он соблюдал 613 заповедей. Так что, Эсав пусть даже не надеется одержать над ним верх.

Яаков хочет, чтобы Эсав перестал его ненавидеть. Источник ненависти Эсава заключен в отцовских благословениях, несправедливо, по мнению Эсава, доставшихся Яакову.

Значит, нужно убедить Эсава, что благословения Ицхака — «не сработали». И Яаков дает ему понять, что бераха «будь властелином для братьев твоих» (Берешит, гл. 27, ст. 29), не осуществилась, поскольку он не стал ни лидером ОПГ, ни государственным чиновником. Так о какой власти может идти речь?

Да и до реализации благословения «росою небесной и тучностью земли» (там же, ст. 28), тоже еще очень далеко. Ведь Яаков сумел обзавестись лишь быком, да ослом.

Только не нужно думать, — развивает свою мысль Яаков, — что берахот отца не осуществились, потому что я повел себя недостойно. Живя с Лаваном, я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его, Лавана, дурные поступки. Но, несмотря на это, отцовские благословения не дали плодов. Следовательно, нет никаких причин для ненависти.

Итак, Яаков, прямым текстом и намеком, попытался донести до Эсава мысль о безосновательности его ненависти. Но способен ли Эсав понять эти объяснения?
Хватит ли у него ума постичь всю глубину мысли Яакова? Не зря ли тот старался?

Обычно даже необразованный простолюдин вдруг оказывается специалистом в вопросах, которые затрагивают его личные интересы.

В одной общине раввин после молитвы проводил урок Торы. Некий человек регулярно посещал все молитвы, но на урок Торы не остался ни разу.

— Почему ты не хочешь изучать Тору? — как-то спросил его раввин.

— Тора? — сделал тот выразительный жест рукой. — Нет, это не для меня! Однажды я пробовал разобраться в определенной теме, но быстро понял, что не потяну. Столько деталей, множество мнений — я просто не в состоянии удержать все это в голове.

— А чем ты зарабатываешь на жизнь? — спросил раввин.

— У меня магазин «Тамбур» (все для ремонта).

— И сколько наименований товара в твоем магазине?

— Больше 5-ти тысяч.

— Как же ты запоминаешь, где лежит тот или иной товар, сколько он стоит, есть ли в наличии, или его нужно заказать?

— Так это же мой хлеб!

— А Тора — разве не хлеб?!

 

на основе комментария рава Шалома Швадрона

(автор книги «Тхелет Мордехай», Галиция, 1835-1911 гг.)    

 

 

2. Испытание богатством тяжелее испытания бедностью

 

О нажитом за годы жизни у Лавана имуществе Яаков рассказывает: «Приобрел я быка, и осла, и овец, и слуг» (Берешит, гл. 32, ст. 6).

В Мидраше Ялкут Гершуни говорится, что бедняку не так уж и трудно соблюдать заповеди и вести традиционный еврейский образ жизни. Гораздо труднее это дается человеку обеспеченному, не стесненному в средствах. Ему сложно ощутить близость с Всевышним — слишком много у него изолирующего материала в виде денег, драгоценностей, недвижимости, предметов роскоши.

Бедняку же ничего не препятствует, его не отделяет от Творца ни шуба, ни загородная резиденция, ни охрана.

Яаков заявляет Эсаву: «Я жил у Лавана, но соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».

В Талмуде (трактат Берахот, лист 7) обсуждаются понятия «праведник, которому хорошо» и «праведник, которому плохо».

Праведник, которому хорошо —  это абсолютный праведник, достигший совершенства во всем.

Праведнику, которому плохо — еще есть куда стремиться и над чем работать.

Если человек хорошо живет и при этом остается праведником, значит, он не просто праведник, но праведник, достигший совершенства.

Эсав относится к Яакову скептически:

— Подумаешь, праведник!? У Лавана это было легко. Он ведь, поди, держал тебя в ежовых рукавицах, не давал даже пикнуть.

— У Лавана, конечно, приходилось не сладко. Но я и не бедствовал. Есть у меня и бык, и осел, и овцы, и слуги. Так что, ты не можешь сказать, что я вел праведную жизнь от безысходности, будучи нищим. В моем случае, Тора и заповеди — осознанный выбор преуспевающего человека.

Известно, что среда и окружение оказывают на человека очень сильное влияние. Тот, кто регулярно молится в синагоге, где процветает болтовня, со временем и сам станет разговаривать во время молитвы, хоть раньше болтливостью не отличался.

Дурной пример — заразителен. Тот, кто торопится снять тефилин, не дожидаясь окончания молитвы, тем самым привлекает внимание других и соблазняет их поступить так же. Поэтому, человек, живущий в городе, население которого в своем большинстве — злодеи, обязан переселиться в другой. Тот, кто живет в злодейской стране — обязан эмигрировать.

Тогда почему Яаков жил 20 лет у злодея Лавана, и никуда не эмигрировал?

Он прошел хорошую подготовку — 14 лет глубокого изучения Торы в шатрах Эвера. Кроме того, разве кто-нибудь видел человека, который 20 лет ухаживал за коровами и поэтому начал мычать?

Так почему среда и окружение не подействовали на него? Потому что коровы не оказывают влияние на человека.

Также и Яаков, живя у Лавана, среди лавановых родственников — не перенял их образ жизни и их взгляды.

Почему?

Потому что у него был бык и осел. Он воспринимал Лавана  и компанию, как быка и осла. А бык и осел на нормального человека повлиять — не способны.

 

на основе комментариев Рамбама

(раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)

и Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

3. Яаков разбогател в заслугу соблюдения законов Торы

 

Яаков велит передать Эсаву такие слова: «Я жил (в оригинале — гарти) у Лавана и задержался доныне. Приобрел я быка и осла, и овец, и слуг» (Берешит, гл. 32, ст. 5-6).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что гематрия (числовое значение) слова гарти (я жил) — 613. Таким образом, Яаков намекнул Эсаву, что, живя у Лавана, он соблюдал 613 заповедей «и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».

Но с какой целью Яаков сообщает это брату?

Когда Эсав жил в отчем доме, он старался произвести благоприятное впечатление на отца. Он задавал ему талмудические вопросы. Спрашивал у него, например — следует ли отделять десятину от соли? А от соломы и сена?

Впрочем, Эсав сохранял благопристойность только внешне и лишь перед отцом, которого боготворил. Он часто совершал разбойничьи вылазки, вдали от дома занимаясь грабежом, не брезгуя и насилием. Вскоре он и вовсе переселился в страну Сеир, где с него очень быстро слетело за ненадобностью все показное благочестие. Там вне родительского дома, за границей, он показал свое истинное лицо. Лицо человека, идущего на поводу у низменных инстинктов.

Яаков, как и Эсав, покинул родные пенаты и проживал за границей. Да еще, вдобавок — в доме Лавана, известного хитреца и обманщика.

Но, несмотря на все это, Яаков не оставил Тору. «Живя у Лавана, — говорит он, — я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».

Яаков сумел преодолеть себя и исправить свои духовные качества. А человек, преодолевший негативное в себе, считается истинным героем. Он предпочтительнее даже того, кто в состоянии штурмом захватить город.

Поэтому Яаков просил передать Эсаву, что у него нет оснований опасаться брата.

Когда бедняк отправляется попытать счастье за рубежом, и спустя годы возвращается в родные места, разбогатев, все считают, что он преуспел, благодаря трудолюбию и предприимчивости. Некоторые вдохновятся его примером и решат тоже испытать удачу в дальних краях.

Может и так случиться: не успел человек уехать, нищий, без гроша в кармане, и вдруг он спустя короткий срок возвращается, весь сверкая от обретенного богатства. И все понимают, что с их земляком произошло чудо. И никому не придет в голову идея последовать его примеру. Ведь на чудеса надежды нет.

Однако случается и по-другому. Человек отправляется на заработки в далекие края, трудится, старается, из кожи вон лезет, а у него на протяжении многих лет, ровным счетом, ничего не получается.

В какой-то момент он решает вернуться на родину. И тут происходит чудо. Богатство валится на него, буквально с неба. Если он сейчас и вправду поедет домой, то его земляки, не зная о чуде, будут считать богатство плодами его труда. Поэтому он должен рассказать им о чуде и постараться удержать их от необдуманных поступков — попыток найти счастье вдалеке от родных мест.

То, что произошло с Яаковом, больше напоминает последний пример. Он 20 лет находился в доме Лавана, но богатым стал лишь в последние годы, благодаря непосредственному покровительству Всевышнего и вопреки всем уловкам и хитростям Лавана.

Но Эсав мог подумать, что формула успеха его брата состоит из упорного труда, помноженного на отцовские благословения.

Чтобы эта мысль ненароком не закралась в буйную рыжую голову Эсава, всколыхнув давнишнюю ненависть, Яаков торопиться открыть брату, что причина его успеха — не в благословениях Ицхака, которые до сих пор не реализовались, но — в чудесах, которые явил ему Всевышний.

«Я жил у Лавана и задержался доныне», — говорит Яаков.

В чем же причина столь долгой задержки?

В том, что богатство, да и то, весьма относительное, пришло только теперь. Причем, чудесным образом, благодаря вмешательству Творца в процесс приплода овец.

 

на основе комментариев рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

и Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

4. Эсав поразит сам себя

 

Готовясь к встрече со злодеем Эсавом, Яаков использует тактический прием, который в будущем войдет во все учебники по военному искусству. Он делит свою диспозицию на два стана. И мы читаем: «Если Эсав нападет на один стан и поразит его, другой стан спасется» (Берешит, гл. 32, ст. 9).

Если мы внимательно присмотримся к этому фрагменту в оригинале, то найдем в нем некоторое несоответствие. Так в выражении «один стан» (махане ахат), числительное «ахат» (один) стоит в женском роде (одна). Это говорит о том, что существительное «махане» (стан, лагерь), по крайней мере, здесь, имеет женский род.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что слово «махане» может употребляться и в женском и в мужском роде.

И действительно. В продолжении фразы сказано: «и поразит его».

Можно понять, если слово «махане» используется то в женском, то в мужском роде в разных текстах, или, по крайней мере — в разных фрагментах текста. Ну, хотя бы — в разных фразах.

Но, чтобы род того же слова менялся в пределах одной и той же фразы… Смысл такого использования совершенно не ясен.

Чтобы разобраться, рассмотрим фрагмент, где фараон советуется со своими придворными как извести еврейский народ.

В книге Торы Шемот (гл. 1, ст. 10) читаем: «Давайте исхитримся против него, как бы он не умножился, а то, если случится война, примкнет и он к ненавистникам нашим и станет бороться с нами, и выйдет из страны».

Интересная логика! Если фараон считает, что евреи — это «пятая колонна», что они ненавидят египтян и только и ждут, чтобы примкнуть к врагам Египта — тогда, что за проблема, если они уйдут из страны? Наоборот, фараон должен быть заинтересован, чтобы сыны Израиля как можно скорее покинули его страну. Но он почему-то старается их удержать.

На самом деле, правитель Египта опасается, что евреи, примкнув к его врагам, совместными усилиями изгонят из страны самих египтян. Только не решается заявить об этом открытым текстом, напрямую. Ведь, лучше не говорить о себе ничего негативного, чтобы не открыть рот Сатану и не накликать беду.

Поэтому, вместо слов «и изгонит из страны», фараон произнес — «и выйдет из страны».

Теперь мы можем лучше понять слова Яакова.

Резонно было бы предположить, что если во фразе «Если Эсав нападет на один стан», где слово махане (стан) употреблено в женском роде, то и в продолжение фразы Яаков должен был сказать — «и поразит ее». Но он не хотел говорить такое о себе, своих женах и детях. Поэтому произнес — «и поразит его» (то есть Эсава).

Получается, что Эсав поразит сам себя.

Следует отметить, что Эсаву вполне это удалось. Он еще долго поражался себе — откуда в нем взялась сентиментальность? Почему он позволил Яакову свободно проследовать в любом направлении, куда тот хотел?

Раши пишет, что Яаков готовил себя, в зависимости от дальнейшего развития событий, к трем действиям: к преподнесению подарка, к молитве и к битве.

Что касается подарка — написано: «и прошло, составляющее дар пред ним» (Берешит, гл.32, ст. 22). О молитве сказано: «Всевышний моего отца Авраама» (там же,  ст. 10). О битве читаем — «то будет оставшийся стан спасен» (Мидраш Танхума).

Эсав олицетворяет собой йецер hа-ра (дурное начало). И Яаков предлагает нам рецепт противостояния ему, который актуален во все времена.

Человек, начиная день, должен помнить о трех вещах, которые непременно помогут справляться с йецер hа-ра. Это — подарок (цедака перед молитвой), молитва и — изучение Торы, что воспринимается дурным началом, как объявление войны.

 

на основе комментария рава Цви Голдберга

(автор книги «Керем Цви», Израиль, 1896-1948 гг.)

 

 

5. Не стать рукояткой топора

 

Узнав о том, что к нему направляется Эсав с целым отрядом головорезов, Яаков обратился к Всевышнему с молитвой.

«Спаси же меня, — взывал Яаков к Творцу, — от руки брата моего, от руки Эсава!» (Берешит, гл. 32, ст. 12).

Учителя открывают нам, что Яаков молился не только о сиюминутном спасении, он просил Всевышнего и на будущее. В этой молитве он просил, в том числе — защитить сынов Израиля от козней злодея Амана, который упомянут здесь намеком.

Первые буквы слов в выражении «спаси же меня от руки» (в оригинале, разумеется) образуют имя Аман.

Кроме того, в выражении «hацилени на» (спаси же меня) содержится просьба о спасении от злодеев и врагов евреев, чьи имена начинаются на буквы нун и алеф (составляющие слово на).

Так на нун, в частности, начинаются имена правителя Вавилона Навухаднецара и его полководца Навузардана, а также римского императора Нерона.

С алефа начинается имя персидского царя Ахашверош, имя греческого правителя Антиоха, римского императора Адрианус и др.

Мы видим, что у еврейского народа хватало ненавистников во всех поколениях. О защите от них и молился Яаков.

В Мидраше Оцар Мидрашим (с. 254) рассказывается, что когда Всевышний создал деревья, самые высокие из них, ливанские кедры и дубы Башана — возгордились.

Тогда Творец сказал им, что ненавидит гордецов и показал гору, богатую залежами железной руды.

Деревья поняли, что из железа будет сделан их убийца, топор, и начали оплакивать свою горькую участь — будущие вырубки леса.

И Всевышний объяснил им:

— Топор не в состоянии причинить вам вред без топорища, без деревянной рукоятки. Он может действовать, только если между ним и топорищем будет союз и согласие.

Этот Мидраш хорошо отражает отношения между Израилем и народами мира.

«Спаси же меня от руки брата».

Когда евреи начинают сближаться с коренным населением, видя в нем братьев, когда кто-то из сынов Израиля (какая-то группа) старается заключить с ним союз — он, такой союз, превращается в топорище, в рукоятку для топора. Того топора, который вырубит (не допусти этого Всевышний) многих наших настоящих братьев.

Вспомните движение маскилим (просвещенцев), реформистов, юденрайт, «евреев за Исуса», движения Мерец, Бецелем, Джей стрит и т.п. Все они стали рукоятками топоров, вырубивших и продолжающих вырубать миллионы евреев.

Недаром топор был излюбленным инструментом и орудием убийства для всевозможных черносотенцев и погромщиков всех мастей.

 

на основе комментариев раби Яакова бен Ашера

(известен и как Бааль hа-Турим; один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.)

и раби Яакова Йосефа из Полонного

(Украина, 1710-1784 гг.)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Атрибуты иудаизма — не те же амулеты, которые используют в христианстве?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля