ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ШЕМОТ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе главы: “И вот имена…”.

Имена на иврите — шемот.

 

Обсуждение главы Шемот

 

1. Привыкание опасно

 

Наша недельная глава начинается словами: «И вот имена сынов Израиля, прибывающих в Египет» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

Некий еврей, назовем его Шимон, пришел к своему учителю и наставнику раби Иссахару-Дову Рокеаху (Белзский Ребе, Западная Украина, 1854-1926 гг.) и пожаловался ему на на свои финансовые трудности. Как, мол, он ни старается, как ни крутится, бегая туда и сюда, а прокормить большую семью никак не удается. А ведь у него дочери на выданье.

Раби Иссахар-Дов внимательно выслушал Шимона и посоветовал ему отправиться в Америку и заняться там бизнесом.

— Только каждый год ставь меня в известность подробным письмом о состоянии своих дел, напутствовал он, — и о духовном состоянии пиши тоже.

Шимон внял совету раби и со всей семьей переехал в Америку. Там занялся торговлей, и удача улыбнулась ему. Все приложенные усилия, весь затраченный труд воздавались сторицей.

Шимон почувствовал, что в его деловых успехах явно присутствует благословение Свыше.

Обо всем этом, по истечении первого года жизни в Америке, Шимон известил ребе Иссахара подробным письмом. И не забыл добавить, что в духовном плане ситуация — с точностью до наоборот. Написал, что он и его семья живут во враждебной атмосфере. Им часто приходится сталкиваться с неприязненным отношением к евреям. Их окружают злобные, некоммуникабельные люди, жизнь которых построена на чуждой евреям и Торе системе ценностей. Тем не менее, Шимон и члены его семьи стараются всему этому мужественно противостоять.

Ребе в ответном письме благословил Шимона, велел ему развивать свой бизнес и пожелал твердости, устойчивости и сил в противостоянии царящему вокруг нееврейскому образу жизни. 

Еще через год письмо Шимона к ребе было куда более оптимистичным. Ему продолжал сопутствовать финансовый успех. Стала налаживаться жизнь и в духовной сфере. С помощью Небес, он обрел новых друзей, хоть и не единоверцев, но — интересных, приятных в общении людей. Шимон и его семья постепенно стали привыкать к американской культуре и традициям, начали понимать их и находить в них немало общего с еврейскими традициями. 

В ответ от раби Иссахара пришла срочная телеграмма — с неподлежащим обсуждению приказом немедленно оставить все дела и вместе с семьей вернуться.

Шимон был примерным учеником, поэтому в точности исполнил распоряжение учителя.

Вернувшись на родину, он постарался как можно быстрее попасть к Ребе. Ему не терпелось задать раби Иссахару сокровенный вопрос. В самом деле. Почему, когда ему было тяжело, когда он страдал от окружающей действительности, раби советовал ему оставаться и продолжать бизнес? Почему он велел все бросить и срочно уезжать из Америки именно тогда,  когда все стало налаживаться, когда он, его жена и дети как-то приспособились к новой реальности и понемногу начали привыкать к происходящему вокруг?

— Пока ты и твои близкие чувствовали себя там никому не нужными чужаками, была надежда, что ядовитая атмосфера стяжательства, погони за материальным — не проникнет в твою семью, — отвечал раби Иссахар-Дов. — Но когда ты начал привыкать и приспосабливаться — это свидетельствовало о том, что «защитные механизмы», ограждающие вас чуждой среды, перестали функционировать. Вера отцов оказалась в опасности. Поэтому и надо было срочно все бросать и уезжать.

В нашем фрагменте использовано выражение: «прибывающих в Египет». Почему не сказать — прибывших?

Потому что все время, пока Яаков и его сыновья были живы, они чувствовали себя не прибывшими, но — «прибывающими», ощущали себя пришельцами в чужой, враждебной стране. Поэтому отвратительные обычаи «срамного места земли» (именно так называли Египет) — к ним не прирастали. 

 

на основе комментария рава Иссахара-Дова Рокеаха из Бельз

(глава Бельзских хасидов; Западная Украина, вторая половина 19-го — начало 20-го вв.)

 

 

2. Йосеф и Давид

 

В нашей недельной главе рассказывается как Яаков вместе со своими детьми и их семьями спускался в Египет. И здесь мы читаем: «И было всех потомков Яакова 70 душ, а Йосеф уже был в Египте» (Шемот, гл. 1, ст. 5).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на то, что информация о Йосефе, который находился в Египте, здесь как будто бы — лишняя. Мы и так знаем, что он и его сыновья, проживая в Египте, входили в число 70-ти.

Какое же сообщение передается в Торе фразой, содержащей уже известный нам факт?

Это — сообщение о праведности Йосефа. 

Йосеф, который пас овец своего отца, Йосеф, оказался в рабстве в Египте, а затем стал правителем страны — не утратил свою праведность, невзирая на испытание муками, величием и властью — был и остался праведным человеком,.

В Мидраше Ялкут Шимони Учителя приравнивают праведность Йосефа к праведности царя Давида. О Давиде в Танахе сказано, что он был младшим (Первая Книга пророка Шмуэля, гл. 17, ст. 13).

Но разве мы не знаем, что Давид, младший ребенок в семье?

Это, конечно же — не секретная информация. Но благодаря ей, нам открывается другое — праведность Давида.

Старшие братья возложили на младшего ту работу, которой сами гнушались. Большую  часть времени Давид проводил со скотом (он был пастухом). И когда Давид удостоился подняться на царский трон — он, как говорится, не стал задирать нос. По собственным внутренним ощущениям царь Давид так и остался — «малым», «пастушком».

То же самое можно сказать и о Йосефе.

В юности Йосеф пас скот отца. И очутившись на одной из высших ступеней египетской иерархии — сумел сохранить праведность, не отказался от нее, не выбросил, как что-то устаревшее и ненужное, хоть она среди роскошного убранства дворцовых покоев и казалась анахронизмом.

Возникает вопрос: откуда у Йосефа и у Давида взялись силы (силы для этого требуются немалые) — чтобы сохранить свою природную простоту и скромность, чтобы не возгордиться и не вознестись над теми, кто еще совсем недавно смотрел на них свысока, унижал и ни во что не ставил?

Ответ найдем в словах самого Давида: «Но уподобил душу мою ребенку, отнятому от груди матери его, и укротил ее; как дитя, отнятое от груди, душа моя» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 131, ст. 2).

Постараемся понять смысл этих слов.

Если мы обратимся к человеку, совершающему поездку из центра страны в Иерусалим, и спросим, где он сейчас находится — его ответ, безусловно, будет зависеть от продвижения по маршруту.

— Я проехал аэропорт, — скажет он, например.

Или:

— Стою в пробке у Садов Сахарова…

Если же аналогичный вопрос задать ребенку, который едет куда-то с мамой — получим ответ, совершенно не связанный с «географией»

— Мальчик, где ты сейчас? — спросим мы у него.

— Я с мамой.

Зададим тот же вопрос, допустим, через полчаса. И ребенок скажет:

— Рядом с мамой.
Присутствие мамы вселяет в маленьких детей чувство безопасности, уверенности и спокойствия. Поэтому с точки зрения ребенка, он не на первом шоссе и не на въезде в Иерусалим, но — рядом с мамой.

— Я всю жизнь был рядом с Отцом, рядом с Всевышним, — говорит Давид. — И когда надо мной насмехались, когда унижали меня и когда я достиг величия, стал царем. Я всегда с Творцом. Поэтому — «Не было надменным сердце мое, и не возносились мои глаза» (Теилим, гл. 131, ст. 1).

То же можно сказать и о Йосефе. Он постоянно ощущал Всевышнего рядом с собой. И на отцовском пастбище, и в доме Потифара, и в тюрьме, и во дворце.

И его сердце тоже не было надменным, и глаза — не возносились.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

  

 

 

3. Чудо — ответ на кривотолки

 

В нашей недельной главе читаем: «И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение. А сыны Израиля плодились и умножились» (Шемот, гл. 1, ст. 6-7).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), взяв за основу то, что написано в Мидраше Танхума, отмечает, что женщины рожали сразу по шесть детей.

Возникает вопрос: почему такое небывалое размножение еврейского народа началось только после смерти Йосефа и его братьев?

В Талмуде (трактат Авода Зара, лист 54) находим интересное рассуждение.

Если один украдет у другого десять килограмм зерна, — сказано в этом рассуждении, — и посеет его на своем поле, мы, казалось бы, могли бы ожидать, что это ворованное зерно не даст всходов. Однако мир продолжает жить по установленным законам. И зерно прорастает.

Если человек вступил в запретную связь с женщиной, вероятно, было бы справедливо, если бы эта женщина не смогла от этого зачать от подобной связи. Но мир развивается своим чередом, согласно действующим законам, и значит, беременность и в таких случаях — не исключена.

Но глупцы, которые действуют в нарушение установленного порядка, в будущем будут за это наказаны.

Выходит, Всевышний, если совершено злодеяние, преступление — не творит чудеса, не меняет естественное течение природных явлений.

Таким образом, когда женщина чудесным образом рожает сразу шестерых, и все здоровы — можно быть уверенными, что она родила не от запрещенной связи. Ведь в противном случае, Творец не совершил бы чудо.

Народы мира утверждали, что раз египтяне смогли поработить еврейских мужчин и властвовать над ними — женщины, тем более, были под их полной властью, и египтяне поступали с ними, как им вздумается. Поэтому большая часть родившихся в Египте детей, скорее всего, как считали они — незаконнорожденные. 

Но Всевышний опроверг эту злобную клевету. Он совершил чудо — так что, при каждых родах рождались шестеро здоровых и красивых детей. И никто уже не мог сказать, что дети эти — незаконнорожденные.

Необходимость в этом чуде возникла только после порабощения евреев. Ведь именно тогда впервые появился повод очернить порядочных, верных и преданных еврейских жен.

Добавим еще, что из общей картины рекордной рождаемости совершенно выпало колено Леви. С женщинами всех без исключения других колен происходили чудеса, доселе невиданные, но колено Леви это не затронуло — у них рождаемость осталась на прежнем, естественном уровне.

Понятно почему. Ведь колено Леви, единственное из всех — не было порабощено. А значит, и напраслину на женщин-левиток никто не возводил.

Египтяне порабощали сынов Израиля постепенно. Самый тяжелый этап рабства, когда оно стало тотальным, длился 86 лет.

Откуда это известно?

Именно тогда родилась Мирьям, сестра Моше. Ее имя происходит от корня «мар» (что в переводе означает — «горький»). Мирьям назвали так, потому что ее рождение пришлось на период, когда рабство стало невыносимым и горьким. А во время Исхода ей исполнилось 86 лет.

Мы знаем, что срок египетского изгнания, установленный Всевышним — 430 лет. То есть 430 лет евреи должны были быть в рабстве у египтян.

Почему же на самом деле, они были рабами только 86 лет?

Один из возможных ответов на этот вопрос заключается в том, что Всевышний установил пребыванию евреев в рабстве не только временные, но и количественные рамки. Так, за этот период порабощенными должны были стать 600 тысяч взрослых мужчин.

Иными словами, сынам Израиля следовало отработать в рабстве чуть более 12-ти миллионов человеко-часов.

Однако из-за рекордных показателей рождаемости — в рабстве оказалось в пять раз больше евреев, чем требовалось.

Мы знаем, что из Египта вышло 600 тысяч мужчин, что составляло, лишь пятую часть списочного состава армии рабов. Четыре пятых — умерли и были похоронены во время наказания тьмой.

Таким образом, на благо Египта и фараона трудились рабы, числом в 5 раз превышавшим изначально установленный план. Значит, и время их пребывания в рабстве должно быть сокращено в те же 5 раз.

Произведя несложные вычисления, получим 86 лет.

Подведем итоги.

Чудеса с резким скачком рождаемости были нужны для того, чтобы сократить срок рабства. Эти чудеса начались одновременно с началом порабощения евреев. А тяжелая рука рабства опустилась на плечи сынов Израиля после смерти Йосефа и всех его братьев.

Вместе с рабством мужчин, пошли кривотолки по поводу их жен. Они были пресечены, когда женщины чудесным образом стали рожать за раз по шесть абсолютно здоровых детей.

 

на основе комментария рава Азриэля Рубина

(автор книги «Бейт Яар», Израиль, наше время)

 

4. Только родились — сами уже могли рожать

 

Написано в нашей недельной главе, что в Египте сыны Израиля сильно размножились и окрепли. И мы об этом читаем: «А сыны Израиля расплодились, размножились, распространились по всей стране и окрепли, просто невероятно» (Шемот, гл. 1, ст. 6-7).

Учителя отмечают, что здесь, конечно же, не обошлось без чуда. Дочери Израиля самым невероятным образом умудрялись рожать шестерых детей за один раз.

Эти чудеса начались, как известно, когда в Египте поработили еврейских мужчин.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 1) рассказывается, что евреев, превратив в рабов — заставляли тяжело трудиться все семь дней в неделю.

Тогда Моше пошел к фараону и предупредил его, что народ, если у него не будет выходного дня — быстро вымрет. И фараон согласился дать рабам один выходной, причем право выбора дня он оставил за Моше. И Моше выходным днем, конечно же, выбрал субботу.

С тех пор египтяне истязали евреев каторжным трудом шесть дней в неделю. 

Написано: «И чем сильнее притесняли его (еврейский народ), тем больше он размножался и разрастался» (Шемот, гл. 1, ст. 12).

Теперь все встало на свои места. И мы видим, что упомянутые цифры — не случайны.

Шесть дней в неделю египтяне истязали сынов Израиля тяжелой работой. Благодаря этому их жены рожали по шесть детей за раз.

Так евреи размножались и распространялись по всему Египту.

Обращают на себя внимание слова, характеризующие еврейское потомство, родившееся в годы рабства и притеснений.

Сказано — «расплодились и окрепли». Еврейские дети, родившиеся чудесным образом, и росли иначе, нежели это было предусмотрено естественными природными законами. Когда еврейские дети были еще настолько малы, что ходили голышом и не стеснялись этого — они уже были способны сами зачать и родить детей.

Об этом можно прочесть в Танахе — «И выросла ты, и стала большая, и явилась в драгоценных украшениях — груди достигли совершенства, и волосы твои отрасли, но ты была нага и непокрыта» (книга пророка Йехезкеля, гл. 16, ст. 7).

Кроме того, при обычной беременности, чем больше зародышей развивается в материнской утробе — тем дети рождаются меньше и слабее. Но в Египте в те времена, несмотря на то, что еврейские женщины рожали по шесть детей — все младенцы появлялись на свет крепкими и прекрасно развитыми.

 

на основе комментариев рава Йосефа Хаима

(Бен Иш Хай; один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19 – первая половина 20 вв.)

и рава Нецива из Воложина

(один из крупнейших комментаторов Торы, глава известной Воложинской йешивы; Польша – Литва, 19-й век)

 

 

5. Отдаление от Торы — прямая дорога в рабство

 

Написано в нашей недельной главе: «А сыны Израиля расплодились, размножились, распространились по всей стране и окрепли очень сильно, и наполнилась страна ими» (Шемот, гл. 1, ст. 6-7).

В своем комментарии на этот фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) подчеркивает, что столь интенсивный прирост численности евреев в Египте объяснялся тем, что каждая еврейская женщина всякий раз производила на свет шестеро детей.

Рассказывают, что один состоятельный еврей выдал свою дочь за раввина. Радуясь в душе, что у него зять знаток Торы, отец невесты использовал свое положение, чтобы задавать «умные» вопросы.

— Я приемлю все, что написано в Письменной Торе о египетском рабстве, — сказал он зятю как-то раз, — но вот Мидраши на эту тему мне кажутся сплошным преувеличением.

— Что конкретно? — спросил зять.

— Ну, хотя бы то, что женщины тогда каждый раз рожали по шесть детей.

Свой ответ раввин построил на результатах подсчета мужчин, совершенного в пустыне по выходе из Египта — «И было всех исчисленных шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят (Бамидбар, гл. 1, ст. 46). 

В той «переписи населения» считали только мужчин, причем — в возрасте от 20-ти до 60-ти лет. И если мы хотим сосчитать всех евреев мужского пола, начиная с месячного возраста — нужно удвоить имеющееся у нас число. Тогда количество мужчин составит 1.207.100.

Теперь обратим внимание на то, сколько было первенцев. В Торе написано: «И было всех первенцев мужского пола, по числу имен от одномесячного и старше, по исчислению их, двадцать две тысячи двести семьдесят три" (там же, гл. 3, ст. 43).

Сколько первенцев — столько и семей. Если мы разделим число всех мужчин на количество первенцев, мы узнаем численность средней семьи.

Итак, делим 1.207.100 на 22.273. Получаем — 54. Столько в среднем было детей в семье.

Понятно, что женщина не могла родить их всех за один раз. А за девять родов — могла.

Значит, в каждые роды женщина производила на свет по шесть детей. Что и требовалось доказать.

Во фрагменте из нашей недельной главы находим удвоение слова «меод» («бе-меод меод»). Мы перевели это как — «очень сильно». Но здесь кроется еще и дополнительный смысл.

В молитве Шма есть такие слова: «И возлюби Всевышнего всем сердцем... и всем имуществом своим» (Дварим, гл. 6, ст. 5).

То, что мы перевели как «имущество», в оригинале выражено словом «меод». Следовательно, «меод» — это еще и имущество, состояние, деньги.

Все время, пока Яаков был жив, пока были живы его дети — сыны Израиля занимались в основном изучением Торы и делами духовного характера. Но когда Яаков и его сыновья умерли, а вместе с ними — и все поколение, евреи, как сказано, «очень (меод) размножились и окрепли».

Если перевести здесь слово «меод» как — «имущество», «деньги», получится, что сыны Израиля окрепли финансово, материально.

Рост в материальной сфере сопровождался отдалением от духовности. А это, в свою очередь — подготовило почву для угнетения. И в Торе читаем: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа…» (Шемот, гл. 1, ст. 8).

 

на основе комментария раби Моше Софера

(известен и как Хатам Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ШЕМОТ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе главы: “И вот имена…”.

Имена на иврите — шемот.

 

Обсуждение главы Шемот

 

1. Привыкание опасно

 

Наша недельная глава начинается словами: «И вот имена сынов Израиля, прибывающих в Египет» (Шемот, гл. 1, ст. 1).

Некий еврей, назовем его Шимон, пришел к своему учителю и наставнику раби Иссахару-Дову Рокеаху (Белзский Ребе, Западная Украина, 1854-1926 гг.) и пожаловался ему на на свои финансовые трудности. Как, мол, он ни старается, как ни крутится, бегая туда и сюда, а прокормить большую семью никак не удается. А ведь у него дочери на выданье.

Раби Иссахар-Дов внимательно выслушал Шимона и посоветовал ему отправиться в Америку и заняться там бизнесом.

— Только каждый год ставь меня в известность подробным письмом о состоянии своих дел, напутствовал он, — и о духовном состоянии пиши тоже.

Шимон внял совету раби и со всей семьей переехал в Америку. Там занялся торговлей, и удача улыбнулась ему. Все приложенные усилия, весь затраченный труд воздавались сторицей.

Шимон почувствовал, что в его деловых успехах явно присутствует благословение Свыше.

Обо всем этом, по истечении первого года жизни в Америке, Шимон известил ребе Иссахара подробным письмом. И не забыл добавить, что в духовном плане ситуация — с точностью до наоборот. Написал, что он и его семья живут во враждебной атмосфере. Им часто приходится сталкиваться с неприязненным отношением к евреям. Их окружают злобные, некоммуникабельные люди, жизнь которых построена на чуждой евреям и Торе системе ценностей. Тем не менее, Шимон и члены его семьи стараются всему этому мужественно противостоять.

Ребе в ответном письме благословил Шимона, велел ему развивать свой бизнес и пожелал твердости, устойчивости и сил в противостоянии царящему вокруг нееврейскому образу жизни. 

Еще через год письмо Шимона к ребе было куда более оптимистичным. Ему продолжал сопутствовать финансовый успех. Стала налаживаться жизнь и в духовной сфере. С помощью Небес, он обрел новых друзей, хоть и не единоверцев, но — интересных, приятных в общении людей. Шимон и его семья постепенно стали привыкать к американской культуре и традициям, начали понимать их и находить в них немало общего с еврейскими традициями. 

В ответ от раби Иссахара пришла срочная телеграмма — с неподлежащим обсуждению приказом немедленно оставить все дела и вместе с семьей вернуться.

Шимон был примерным учеником, поэтому в точности исполнил распоряжение учителя.

Вернувшись на родину, он постарался как можно быстрее попасть к Ребе. Ему не терпелось задать раби Иссахару сокровенный вопрос. В самом деле. Почему, когда ему было тяжело, когда он страдал от окружающей действительности, раби советовал ему оставаться и продолжать бизнес? Почему он велел все бросить и срочно уезжать из Америки именно тогда,  когда все стало налаживаться, когда он, его жена и дети как-то приспособились к новой реальности и понемногу начали привыкать к происходящему вокруг?

— Пока ты и твои близкие чувствовали себя там никому не нужными чужаками, была надежда, что ядовитая атмосфера стяжательства, погони за материальным — не проникнет в твою семью, — отвечал раби Иссахар-Дов. — Но когда ты начал привыкать и приспосабливаться — это свидетельствовало о том, что «защитные механизмы», ограждающие вас чуждой среды, перестали функционировать. Вера отцов оказалась в опасности. Поэтому и надо было срочно все бросать и уезжать.

В нашем фрагменте использовано выражение: «прибывающих в Египет». Почему не сказать — прибывших?

Потому что все время, пока Яаков и его сыновья были живы, они чувствовали себя не прибывшими, но — «прибывающими», ощущали себя пришельцами в чужой, враждебной стране. Поэтому отвратительные обычаи «срамного места земли» (именно так называли Египет) — к ним не прирастали. 

 

на основе комментария рава Иссахара-Дова Рокеаха из Бельз

(глава Бельзских хасидов; Западная Украина, вторая половина 19-го — начало 20-го вв.)

 

 

2. Йосеф и Давид

 

В нашей недельной главе рассказывается как Яаков вместе со своими детьми и их семьями спускался в Египет. И здесь мы читаем: «И было всех потомков Яакова 70 душ, а Йосеф уже был в Египте» (Шемот, гл. 1, ст. 5).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на то, что информация о Йосефе, который находился в Египте, здесь как будто бы — лишняя. Мы и так знаем, что он и его сыновья, проживая в Египте, входили в число 70-ти.

Какое же сообщение передается в Торе фразой, содержащей уже известный нам факт?

Это — сообщение о праведности Йосефа. 

Йосеф, который пас овец своего отца, Йосеф, оказался в рабстве в Египте, а затем стал правителем страны — не утратил свою праведность, невзирая на испытание муками, величием и властью — был и остался праведным человеком,.

В Мидраше Ялкут Шимони Учителя приравнивают праведность Йосефа к праведности царя Давида. О Давиде в Танахе сказано, что он был младшим (Первая Книга пророка Шмуэля, гл. 17, ст. 13).

Но разве мы не знаем, что Давид, младший ребенок в семье?

Это, конечно же — не секретная информация. Но благодаря ей, нам открывается другое — праведность Давида.

Старшие братья возложили на младшего ту работу, которой сами гнушались. Большую  часть времени Давид проводил со скотом (он был пастухом). И когда Давид удостоился подняться на царский трон — он, как говорится, не стал задирать нос. По собственным внутренним ощущениям царь Давид так и остался — «малым», «пастушком».

То же самое можно сказать и о Йосефе.

В юности Йосеф пас скот отца. И очутившись на одной из высших ступеней египетской иерархии — сумел сохранить праведность, не отказался от нее, не выбросил, как что-то устаревшее и ненужное, хоть она среди роскошного убранства дворцовых покоев и казалась анахронизмом.

Возникает вопрос: откуда у Йосефа и у Давида взялись силы (силы для этого требуются немалые) — чтобы сохранить свою природную простоту и скромность, чтобы не возгордиться и не вознестись над теми, кто еще совсем недавно смотрел на них свысока, унижал и ни во что не ставил?

Ответ найдем в словах самого Давида: «Но уподобил душу мою ребенку, отнятому от груди матери его, и укротил ее; как дитя, отнятое от груди, душа моя» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 131, ст. 2).

Постараемся понять смысл этих слов.

Если мы обратимся к человеку, совершающему поездку из центра страны в Иерусалим, и спросим, где он сейчас находится — его ответ, безусловно, будет зависеть от продвижения по маршруту.

— Я проехал аэропорт, — скажет он, например.

Или:

— Стою в пробке у Садов Сахарова…

Если же аналогичный вопрос задать ребенку, который едет куда-то с мамой — получим ответ, совершенно не связанный с «географией»

— Мальчик, где ты сейчас? — спросим мы у него.

— Я с мамой.

Зададим тот же вопрос, допустим, через полчаса. И ребенок скажет:

— Рядом с мамой.
Присутствие мамы вселяет в маленьких детей чувство безопасности, уверенности и спокойствия. Поэтому с точки зрения ребенка, он не на первом шоссе и не на въезде в Иерусалим, но — рядом с мамой.

— Я всю жизнь был рядом с Отцом, рядом с Всевышним, — говорит Давид. — И когда надо мной насмехались, когда унижали меня и когда я достиг величия, стал царем. Я всегда с Творцом. Поэтому — «Не было надменным сердце мое, и не возносились мои глаза» (Теилим, гл. 131, ст. 1).

То же можно сказать и о Йосефе. Он постоянно ощущал Всевышнего рядом с собой. И на отцовском пастбище, и в доме Потифара, и в тюрьме, и во дворце.

И его сердце тоже не было надменным, и глаза — не возносились.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

  

 

 

3. Чудо — ответ на кривотолки

 

В нашей недельной главе читаем: «И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение. А сыны Израиля плодились и умножились» (Шемот, гл. 1, ст. 6-7).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), взяв за основу то, что написано в Мидраше Танхума, отмечает, что женщины рожали сразу по шесть детей.

Возникает вопрос: почему такое небывалое размножение еврейского народа началось только после смерти Йосефа и его братьев?

В Талмуде (трактат Авода Зара, лист 54) находим интересное рассуждение.

Если один украдет у другого десять килограмм зерна, — сказано в этом рассуждении, — и посеет его на своем поле, мы, казалось бы, могли бы ожидать, что это ворованное зерно не даст всходов. Однако мир продолжает жить по установленным законам. И зерно прорастает.

Если человек вступил в запретную связь с женщиной, вероятно, было бы справедливо, если бы эта женщина не смогла от этого зачать от подобной связи. Но мир развивается своим чередом, согласно действующим законам, и значит, беременность и в таких случаях — не исключена.

Но глупцы, которые действуют в нарушение установленного порядка, в будущем будут за это наказаны.

Выходит, Всевышний, если совершено злодеяние, преступление — не творит чудеса, не меняет естественное течение природных явлений.

Таким образом, когда женщина чудесным образом рожает сразу шестерых, и все здоровы — можно быть уверенными, что она родила не от запрещенной связи. Ведь в противном случае, Творец не совершил бы чудо.

Народы мира утверждали, что раз египтяне смогли поработить еврейских мужчин и властвовать над ними — женщины, тем более, были под их полной властью, и египтяне поступали с ними, как им вздумается. Поэтому большая часть родившихся в Египте детей, скорее всего, как считали они — незаконнорожденные. 

Но Всевышний опроверг эту злобную клевету. Он совершил чудо — так что, при каждых родах рождались шестеро здоровых и красивых детей. И никто уже не мог сказать, что дети эти — незаконнорожденные.

Необходимость в этом чуде возникла только после порабощения евреев. Ведь именно тогда впервые появился повод очернить порядочных, верных и преданных еврейских жен.

Добавим еще, что из общей картины рекордной рождаемости совершенно выпало колено Леви. С женщинами всех без исключения других колен происходили чудеса, доселе невиданные, но колено Леви это не затронуло — у них рождаемость осталась на прежнем, естественном уровне.

Понятно почему. Ведь колено Леви, единственное из всех — не было порабощено. А значит, и напраслину на женщин-левиток никто не возводил.

Египтяне порабощали сынов Израиля постепенно. Самый тяжелый этап рабства, когда оно стало тотальным, длился 86 лет.

Откуда это известно?

Именно тогда родилась Мирьям, сестра Моше. Ее имя происходит от корня «мар» (что в переводе означает — «горький»). Мирьям назвали так, потому что ее рождение пришлось на период, когда рабство стало невыносимым и горьким. А во время Исхода ей исполнилось 86 лет.

Мы знаем, что срок египетского изгнания, установленный Всевышним — 430 лет. То есть 430 лет евреи должны были быть в рабстве у египтян.

Почему же на самом деле, они были рабами только 86 лет?

Один из возможных ответов на этот вопрос заключается в том, что Всевышний установил пребыванию евреев в рабстве не только временные, но и количественные рамки. Так, за этот период порабощенными должны были стать 600 тысяч взрослых мужчин.

Иными словами, сынам Израиля следовало отработать в рабстве чуть более 12-ти миллионов человеко-часов.

Однако из-за рекордных показателей рождаемости — в рабстве оказалось в пять раз больше евреев, чем требовалось.

Мы знаем, что из Египта вышло 600 тысяч мужчин, что составляло, лишь пятую часть списочного состава армии рабов. Четыре пятых — умерли и были похоронены во время наказания тьмой.

Таким образом, на благо Египта и фараона трудились рабы, числом в 5 раз превышавшим изначально установленный план. Значит, и время их пребывания в рабстве должно быть сокращено в те же 5 раз.

Произведя несложные вычисления, получим 86 лет.

Подведем итоги.

Чудеса с резким скачком рождаемости были нужны для того, чтобы сократить срок рабства. Эти чудеса начались одновременно с началом порабощения евреев. А тяжелая рука рабства опустилась на плечи сынов Израиля после смерти Йосефа и всех его братьев.

Вместе с рабством мужчин, пошли кривотолки по поводу их жен. Они были пресечены, когда женщины чудесным образом стали рожать за раз по шесть абсолютно здоровых детей.

 

на основе комментария рава Азриэля Рубина

(автор книги «Бейт Яар», Израиль, наше время)

 

4. Только родились — сами уже могли рожать

 

Написано в нашей недельной главе, что в Египте сыны Израиля сильно размножились и окрепли. И мы об этом читаем: «А сыны Израиля расплодились, размножились, распространились по всей стране и окрепли, просто невероятно» (Шемот, гл. 1, ст. 6-7).

Учителя отмечают, что здесь, конечно же, не обошлось без чуда. Дочери Израиля самым невероятным образом умудрялись рожать шестерых детей за один раз.

Эти чудеса начались, как известно, когда в Египте поработили еврейских мужчин.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 1) рассказывается, что евреев, превратив в рабов — заставляли тяжело трудиться все семь дней в неделю.

Тогда Моше пошел к фараону и предупредил его, что народ, если у него не будет выходного дня — быстро вымрет. И фараон согласился дать рабам один выходной, причем право выбора дня он оставил за Моше. И Моше выходным днем, конечно же, выбрал субботу.

С тех пор египтяне истязали евреев каторжным трудом шесть дней в неделю. 

Написано: «И чем сильнее притесняли его (еврейский народ), тем больше он размножался и разрастался» (Шемот, гл. 1, ст. 12).

Теперь все встало на свои места. И мы видим, что упомянутые цифры — не случайны.

Шесть дней в неделю египтяне истязали сынов Израиля тяжелой работой. Благодаря этому их жены рожали по шесть детей за раз.

Так евреи размножались и распространялись по всему Египту.

Обращают на себя внимание слова, характеризующие еврейское потомство, родившееся в годы рабства и притеснений.

Сказано — «расплодились и окрепли». Еврейские дети, родившиеся чудесным образом, и росли иначе, нежели это было предусмотрено естественными природными законами. Когда еврейские дети были еще настолько малы, что ходили голышом и не стеснялись этого — они уже были способны сами зачать и родить детей.

Об этом можно прочесть в Танахе — «И выросла ты, и стала большая, и явилась в драгоценных украшениях — груди достигли совершенства, и волосы твои отрасли, но ты была нага и непокрыта» (книга пророка Йехезкеля, гл. 16, ст. 7).

Кроме того, при обычной беременности, чем больше зародышей развивается в материнской утробе — тем дети рождаются меньше и слабее. Но в Египте в те времена, несмотря на то, что еврейские женщины рожали по шесть детей — все младенцы появлялись на свет крепкими и прекрасно развитыми.

 

на основе комментариев рава Йосефа Хаима

(Бен Иш Хай; один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19 – первая половина 20 вв.)

и рава Нецива из Воложина

(один из крупнейших комментаторов Торы, глава известной Воложинской йешивы; Польша – Литва, 19-й век)

 

 

5. Отдаление от Торы — прямая дорога в рабство

 

Написано в нашей недельной главе: «А сыны Израиля расплодились, размножились, распространились по всей стране и окрепли очень сильно, и наполнилась страна ими» (Шемот, гл. 1, ст. 6-7).

В своем комментарии на этот фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) подчеркивает, что столь интенсивный прирост численности евреев в Египте объяснялся тем, что каждая еврейская женщина всякий раз производила на свет шестеро детей.

Рассказывают, что один состоятельный еврей выдал свою дочь за раввина. Радуясь в душе, что у него зять знаток Торы, отец невесты использовал свое положение, чтобы задавать «умные» вопросы.

— Я приемлю все, что написано в Письменной Торе о египетском рабстве, — сказал он зятю как-то раз, — но вот Мидраши на эту тему мне кажутся сплошным преувеличением.

— Что конкретно? — спросил зять.

— Ну, хотя бы то, что женщины тогда каждый раз рожали по шесть детей.

Свой ответ раввин построил на результатах подсчета мужчин, совершенного в пустыне по выходе из Египта — «И было всех исчисленных шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят (Бамидбар, гл. 1, ст. 46). 

В той «переписи населения» считали только мужчин, причем — в возрасте от 20-ти до 60-ти лет. И если мы хотим сосчитать всех евреев мужского пола, начиная с месячного возраста — нужно удвоить имеющееся у нас число. Тогда количество мужчин составит 1.207.100.

Теперь обратим внимание на то, сколько было первенцев. В Торе написано: «И было всех первенцев мужского пола, по числу имен от одномесячного и старше, по исчислению их, двадцать две тысячи двести семьдесят три" (там же, гл. 3, ст. 43).

Сколько первенцев — столько и семей. Если мы разделим число всех мужчин на количество первенцев, мы узнаем численность средней семьи.

Итак, делим 1.207.100 на 22.273. Получаем — 54. Столько в среднем было детей в семье.

Понятно, что женщина не могла родить их всех за один раз. А за девять родов — могла.

Значит, в каждые роды женщина производила на свет по шесть детей. Что и требовалось доказать.

Во фрагменте из нашей недельной главы находим удвоение слова «меод» («бе-меод меод»). Мы перевели это как — «очень сильно». Но здесь кроется еще и дополнительный смысл.

В молитве Шма есть такие слова: «И возлюби Всевышнего всем сердцем... и всем имуществом своим» (Дварим, гл. 6, ст. 5).

То, что мы перевели как «имущество», в оригинале выражено словом «меод». Следовательно, «меод» — это еще и имущество, состояние, деньги.

Все время, пока Яаков был жив, пока были живы его дети — сыны Израиля занимались в основном изучением Торы и делами духовного характера. Но когда Яаков и его сыновья умерли, а вместе с ними — и все поколение, евреи, как сказано, «очень (меод) размножились и окрепли».

Если перевести здесь слово «меод» как — «имущество», «деньги», получится, что сыны Израиля окрепли финансово, материально.

Рост в материальной сфере сопровождался отдалением от духовности. А это, в свою очередь — подготовило почву для угнетения. И в Торе читаем: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа…» (Шемот, гл. 1, ст. 8).

 

на основе комментария раби Моше Софера

(известен и как Хатам Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Где жил Авраам: в Хевроне или Беэр Шеве?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля