ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

Глава «Ницавим»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 - гл. 30, ст. 20

 

Почему глава так называется?

В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».

Стоите перед... переводится на иврит одним словом — ницавим.

 

Обсуждение главы Ницавим

 

1. Стоя, простираются ниц

 

Наша недельная глава начинается словами: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

В Мидраше (Мидраш Танхума на гл. Ницавим) Учителя цитируют фразу из Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 12, ст. 7): «Переверни нечестивых — и нет их, дом же праведных будет стоять».

Конечно же, некоторая аналогия с первой фразой нашей главы видна сразу. Написано здесь — «вы стоите», в Мишлей — «дом праведных будет стоять».

Но попытаемся найти в этом сравнении и нечто большее.

В молитве «Нишмат коль хай» (душа всего живого) мы произносим: «И стан согнется в поклоне».

Человек, даже если он стоит, выпрямившись — все равно склоняется перед Всевышним. Преклониться перед Творцом мира можно, приняв на себя исполнение заповедей и подчинение Небесам, воспитав в себе богобоязненность. Человек, обладающий этими качествами, склоняется перед Всевышним, независимо от положения, которое принимает его тело.

В отличие от него, злодей, кланяясь — остается непреклонным злодеем. Как сказано: «Народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл.29, ст. 13).

Там же (гл. 58, ст. 5) пророк Йешаягу говорит от имени Творца: «Таков ли пост, который избрал Я... На то ли он, чтобы склонять, как тростник, голову свою?!».

— Разве такого преклонения Я жду? — спрашивает Всевышний.

Конечно же, нет. Творцу нужно, чтобы человек склонился перед Ним не внешне, приняв определенную позу, но — и внутренне, всей душой.

Теперь мы можем лучше понять, о чем говорит царь Шломо в Мишлей («Переверни нечестивых — и нет их, дом же праведных будет стоять»).

То есть — если тебе удастся перевернуть злодеев так, что они будут стоять на голове, будет ли это считаться преклонением?

Нет, не будет («и нет их»)/

Праведники же, в отличие от злодеев, даже когда стоят, выпрямившись, это засчитывается им как преклонение перед Творцом («дом праведных будет стоять»).

Теперь, надеюсь, видна и связь цитаты из Мишлей с первой фразой нашей недельной главы.

«Все вы стоите сегодня…». То есть — несмотря на то, что вы стоите, на самом деле — вы преклоняетесь и падаете ниц перед Всевышним. Потому что вы стараетесь жить по Его законам, а это и дает вам силы стоять.

 

на основе комментария рава Шалома Швадрона

(автор книги «Тхелет Мордехай», Галиция, 1835-1911 гг.)

 

 

2. Жизнь — гарантия победы

 

Написано в начале нашей недельной главы: «Все вы стоите сегодня пред Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Вспомним, что в предыдущей недельной главе (Ки Таво) дается почти 100 (без двух) строжайших предупреждений о наказаниях (на иврите — келалот, ударение на последнем слоге), которые уготованы тем, кто оставит путь соблюдения законов и заповедей Торы.

Наверняка это соседство — не случайность.

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что, услышав о 98-ми видах наказаний, в дополнение к 49-ти в главе Бехукотай, сыны Израиля замерли от ужаса. И сказали: «Кто устоит перед этим?!».

Тогда Моше стал успокаивать их, произнеся — «Вы стоите сегодня перед Всевышним».

Немало гневили они Творца, но Он не истребил их. И вот, народ Израиля существует и поныне.

Раши неспроста отмечает количество наказаний — 98 в недельной главе Ки Таво и 49 в Бехукотай. И нам следует попытаться выяснить, о чем свидетельствуют эти числа? Какой содержится в них особый смысл?

В сумме они составляют число — 147. Столько глав — в книге Теилим (Псалмы царя Давида).

Впрочем, если мы откроем эту книгу — найдем в ней 150 глав.

Дело в том, что существует традиция, согласно которой, первые две главы считаются одной главой. Девятую и десятую главы — тоже можно объединить в одну. И, наконец, глава 134 и глава 135, согласно этой традиции — одна сдвоенная глава.

Выходит, чтение Теилим может служить защитой от грядущих наказаний.

Интересно, что годы жизни нашего праотца Яакова составляют ровно 147 лет. И это не простое совпадение. Яаков всю свою жизнь старался отвести келалот (множественное число от слова кегала — строгое предупреждение о наказании) от своих потомков.

В молитвах Рош hа-Шана есть такие слова: «Поскольку нечего возразить на обвинения, скажи Яакову слово закона, и тогда суд признает нашу правоту, и мы одержим победу в суде, о Царь законности!».

О чем здесь идет речь?

Сатан (разъяснение этого понятия — см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410), известный враг и обвинитель сынов Израиля прекрасно проделал свою работу. У него безупречно подобрана доказательная база — так, что евреям нечего сказать в свое оправдание. Молчат и их верные защитники — Авраам, Ицхак и Яаков. Нет аргументов и у Моше. Даже преданный адвокат Израиля, Леви Ицхак из Бердичева — не берет слово в защиту.

Откуда же уверенность в победе? Почему сказано, что мы выиграем суд?

Недаром прошли 147 лет жизни Яакова. Даже если ему нечего будет сказать, за него скажет его жизнь — «Скажи Яакову слово закона».

Благодаря его заслугам, мы одержим победу в суде. И удостоимся того, что приговор будет вынесен в нашу пользу. Все 147 лет, которые Яаков посвятил служению Всевышнему, станут на нашу защиту и спасут от наказаний.

Интересно, что гематрии (числовые значения) принято обозначать соответствующими буквами, которые, согласно традиции, также являются и цифрами. Так вот, гематрию числа 147  (суммарное число келалот), записанную буквами, можно прочесть, как «КаМаЗ», что созвучно марке тяжелых грузовиков, высокой грузоподъемности.

Таким образом, КаМаЗ послужит нам аллегорией. Большой грузовик, с тяжелым грузом предупреждений о наказаниях, мчит по просторам и далям. Если сыны Израиля следуют путем Творца, исполняя Его Волю — страшный грузовик не встретится им. Он будет мчаться, наматывая километры внедорожного ралли "Дакар".

Пренебрежение Торой — может привлечь тяжелый КаМаЗ с его грузом…

 

на основе комментария рава Авраама Аарона Вайнбергера

(автор книги «Бейт Авраам», Беларусь, 1884-1933 гг.)

 

 

3. Теперь дела начнут продвигаться

 

Недельную главу Ницавим, начинающуюся со слов «Все вы стоите сегодня перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9) — часто читают вместе с главой Вайелех, в начале которой сказано — «И пошел Моше…» (Дварим, гл. 31, ст.1).

Как-то рав Иегуда-Арье-Лейб Алтер  (Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.) спросил своего юного сына, который в будущем станет автором труда Имрей Эмет (раби Авраам-Мордехай Алтер):

— Какую главу Торы будут читать в ближайшую субботу?

— В этот шаббат будут читать две: Ницавим и Ваелех, — ответил мальчик.

— А ты обратил внимание, что слово ницавим означает — «стоите», а ваелех — «и пошел». Но разве можно воедино соединить два этих, столь разных действия?

Сын молчал, и Сфат Эмет объяснил:

— В этом содержится важный урок мусара (морально-этическое наставление). Моше намекает сынам Израиля: вы застряли на определенном духовном уровне. Стоите и никуда не продвигаетесь. А я — иду.

Расскажу здесь и другую историю.

Ицхак был торговцем средней руки. Он умел проворачивать дела и сколотил себе немалое состояние. Только с некоторых пор все пошло наперекосяк. Его предприятия лопались одно за другим, деньги уходили, словно вода в песок.

Накануне Рош hа-Шана ему посоветовали обратиться за советом и благословением к праведнику и знатоку Торы, известному наставнику многих, раби Меиру из Пермышлян (1780-1850 гг.).

На тот момент дела Ицхака абсолютно расстроились — так, что даже нанять лошадь он уже был не в состоянии. Нет лошади, что ж, Ицхак берет немного еды в котомку и отправляется в путь пешком. Когда добрая часть пути была пройдена, Ицхак заметил телегу, двигающуюся ему навстречу. В телеге удобно устроился старичок невысокого роста в окружении других евреев. Ицхак вежливо уступил дорогу. А телега, поравнявшись с ним остановилась. И старичок вежливо поздоровавшись, справился у Ицхака о конечном пункте его путешествия.

— К святому праведнику из Пермышлян лежит мой путь.

— Вот раби Меир, перед тобой! Для чего он тебе понадобился?

— Я практически разорен. Дела застопорились и никуда не движутся. Ситуация критическая.

— В субботу будем читать недельные главы Ницавим и Ваелех, — произнес раби Меир ободряющим голосом. — Как думаешь, для чего? Чтобы оповестить тебя, что твои дела застряли, никуда не двигаются. Но после шаббата они у тебя пойдут снова.

Так и случилось. Ситуация начала выправляться, и дела Ицхака действительно пошли в гору. За короткое время, он вернул все свои финансовые потери.  

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

4. Общее и частное

 

В нашей недельной главе говорится о всеобщем «смотре», который проводит Творец. И мы об этом читаем: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы колен, старейшины и смотрители, все мужи Израиля» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Смотр этот проходит в Рош hа-Шана. На это намекает слово «сегодня». То же слово встречается еще раз в книге Йова (гл. 1, ст. 6), где написано: «И был день (сегодня), когда пришли сыны Всевышнего (малахим; мн. ч. от слова «малах», в условном переводе — «ангел») предстать перед Творцом, среди них был и Сатан (о нем — см. на сайте, к примеру в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410)».

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 16) сказано, что в день грозного Суда Всевышний открывает три книги: книгу законченных злодеев, книгу людей праведных и, наконец, книгу «средних».

Праведников записывают на долгую жизнь. И это решение скрепляется печатью.

Злодеи оказываются вписанными и запечатанными в книгу «Смерти».

Средних испытывают и проверяют, вплоть до Йом Кипура. Если находят достойными — определяют в книгу жизни. Если же не удостоятся — будут приговорены к смерти.

Все явления в мире делятся на общие и частные. Общие в нашей традиции называются — клаль, а частные — прат.

Если виды событий чередуются в последовательности общее, частное, общее (клаль, у-прат, у-клаль) — их можно охарактеризовать, как частные (клаль).

Исходя из этого рассмотрим нашу фразу — «Вы стоите сегодня».

Речь, как мы уже знаем — о Рош hа-Шана.

«Все» — обобщение (клаль).

«Главы колен, старейшины и смотрители» — это детализация, а значит — частное (прат).

«Все мужи Израиля» — снова обобщение (клаль).

Как уже говорилось, структуру типа «клаль, у-прат, у-клаль» нужно рассматривать, как прат (частное).

Итак, у нас частное — «главы колен, старейшины и смотрители». Они — праведники, и их сразу же записывают в книгу жизни, и эта запись скрепляется печатью.

Теперь перейдем к общему — к средним и остальному народу. Они, согласно правилу — должны рассматриваться как прат. Стало быть — тоже будут записаны в книгу жизни.

Это важное напутствие накануне Рош hа-Шана — придает уверенность и силы.

 

на основе комментария рава Йехезкеля Шраги Альберштама

(автор книги «Диврей Йехезкель», Галиция, 1815-1898 гг.)

 

 

5. Меч в ножнах

 

Написано в нашей недельной главе: «Все вы стоите сегодня перед Творцом, Всевышним: главы колен, старейшины и смотрители, все мужи Израиля» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Это относится к нам. То есть — после тысяч лет галута (изгнания), после тяжелейших испытаний, обрушившихся на нас, мы и сегодня стоим перед Всевышним, Творцом Вселенной.

Возникает вопрос: за счет чего нам удалось выстоять? Почему Всевышний, хоть мы и не достигли высокого духовного уровня — внемлет нашим молитвам? Как получилось, что, несмотря на то, что мы много раз гневили Творца, Он по-прежнему нас любит и проявляет к нам Свое милосердие?

Всему этому есть две причины.

Первая заключается в том, что Всевышний никогда не применял по отношению к нам меру суда в чистом виде, но постоянно, раз за разом — добавлял к ней милосердие. Как сказано: «В день созидания Творцом, Всевышним» (Берешит, гл. 2, ст.4).

В данном случае, Творец — это мера милосердия, а Всевышний — мера суда.

Вторая причина — заслуги праведников, которые находятся в каждом поколении.

Обе эти причины намеком присутствуют в нашей фразе — «Все вы стоите сегодня перед Творцом, Всевышним».

Как нам удалось попасть в «сегодня»?

Нам удалось это только потому, что мы стоим перед Всевышним, который — Творец. Если бы Он был только Всевышним (мера суда) мы — не выдержали бы. Нас спасает, что Он еще и Творец (мера милосердия). Карающий меч закона и правосудия хранится в ножнах сострадания и доброты.

В продолжении кроется вторая причина.

Мы находимся здесь сегодня — благодаря главам колен и старейшинам. То есть — благодаря заслугам праведников.

Вот мы и удостаиваемся существования «сегодня» (на иврите — hа-йом).

Слово «hа-йом» можно разделить на два: hей и йом, где hей — это пять, а йом — день. Получается — «пять дней».

Что же это за дни?

В эти пять дней происходит Суд Всевышнего. Это — два дня Рош hа-Шана, Йом Кипур, Ошана Раба и Симхат Тора.

Нам удается выстоять во всех этих судах, на которые намекает слово «hа-йом», потому что Творец не обнажает карающий меч, но хранит его в ножнах. А еще — и благодаря заслугам праведников.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

Глава «Ницавим»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 - гл. 30, ст. 20

 

Почему глава так называется?

В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».

Стоите перед... переводится на иврит одним словом — ницавим.

 

Обсуждение главы Ницавим

 

1. Стоя, простираются ниц

 

Наша недельная глава начинается словами: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

В Мидраше (Мидраш Танхума на гл. Ницавим) Учителя цитируют фразу из Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 12, ст. 7): «Переверни нечестивых — и нет их, дом же праведных будет стоять».

Конечно же, некоторая аналогия с первой фразой нашей главы видна сразу. Написано здесь — «вы стоите», в Мишлей — «дом праведных будет стоять».

Но попытаемся найти в этом сравнении и нечто большее.

В молитве «Нишмат коль хай» (душа всего живого) мы произносим: «И стан согнется в поклоне».

Человек, даже если он стоит, выпрямившись — все равно склоняется перед Всевышним. Преклониться перед Творцом мира можно, приняв на себя исполнение заповедей и подчинение Небесам, воспитав в себе богобоязненность. Человек, обладающий этими качествами, склоняется перед Всевышним, независимо от положения, которое принимает его тело.

В отличие от него, злодей, кланяясь — остается непреклонным злодеем. Как сказано: «Народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл.29, ст. 13).

Там же (гл. 58, ст. 5) пророк Йешаягу говорит от имени Творца: «Таков ли пост, который избрал Я... На то ли он, чтобы склонять, как тростник, голову свою?!».

— Разве такого преклонения Я жду? — спрашивает Всевышний.

Конечно же, нет. Творцу нужно, чтобы человек склонился перед Ним не внешне, приняв определенную позу, но — и внутренне, всей душой.

Теперь мы можем лучше понять, о чем говорит царь Шломо в Мишлей («Переверни нечестивых — и нет их, дом же праведных будет стоять»).

То есть — если тебе удастся перевернуть злодеев так, что они будут стоять на голове, будет ли это считаться преклонением?

Нет, не будет («и нет их»)/

Праведники же, в отличие от злодеев, даже когда стоят, выпрямившись, это засчитывается им как преклонение перед Творцом («дом праведных будет стоять»).

Теперь, надеюсь, видна и связь цитаты из Мишлей с первой фразой нашей недельной главы.

«Все вы стоите сегодня…». То есть — несмотря на то, что вы стоите, на самом деле — вы преклоняетесь и падаете ниц перед Всевышним. Потому что вы стараетесь жить по Его законам, а это и дает вам силы стоять.

 

на основе комментария рава Шалома Швадрона

(автор книги «Тхелет Мордехай», Галиция, 1835-1911 гг.)

 

 

2. Жизнь — гарантия победы

 

Написано в начале нашей недельной главы: «Все вы стоите сегодня пред Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Вспомним, что в предыдущей недельной главе (Ки Таво) дается почти 100 (без двух) строжайших предупреждений о наказаниях (на иврите — келалот, ударение на последнем слоге), которые уготованы тем, кто оставит путь соблюдения законов и заповедей Торы.

Наверняка это соседство — не случайность.

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что, услышав о 98-ми видах наказаний, в дополнение к 49-ти в главе Бехукотай, сыны Израиля замерли от ужаса. И сказали: «Кто устоит перед этим?!».

Тогда Моше стал успокаивать их, произнеся — «Вы стоите сегодня перед Всевышним».

Немало гневили они Творца, но Он не истребил их. И вот, народ Израиля существует и поныне.

Раши неспроста отмечает количество наказаний — 98 в недельной главе Ки Таво и 49 в Бехукотай. И нам следует попытаться выяснить, о чем свидетельствуют эти числа? Какой содержится в них особый смысл?

В сумме они составляют число — 147. Столько глав — в книге Теилим (Псалмы царя Давида).

Впрочем, если мы откроем эту книгу — найдем в ней 150 глав.

Дело в том, что существует традиция, согласно которой, первые две главы считаются одной главой. Девятую и десятую главы — тоже можно объединить в одну. И, наконец, глава 134 и глава 135, согласно этой традиции — одна сдвоенная глава.

Выходит, чтение Теилим может служить защитой от грядущих наказаний.

Интересно, что годы жизни нашего праотца Яакова составляют ровно 147 лет. И это не простое совпадение. Яаков всю свою жизнь старался отвести келалот (множественное число от слова кегала — строгое предупреждение о наказании) от своих потомков.

В молитвах Рош hа-Шана есть такие слова: «Поскольку нечего возразить на обвинения, скажи Яакову слово закона, и тогда суд признает нашу правоту, и мы одержим победу в суде, о Царь законности!».

О чем здесь идет речь?

Сатан (разъяснение этого понятия — см. на сайте, к примеру, в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410), известный враг и обвинитель сынов Израиля прекрасно проделал свою работу. У него безупречно подобрана доказательная база — так, что евреям нечего сказать в свое оправдание. Молчат и их верные защитники — Авраам, Ицхак и Яаков. Нет аргументов и у Моше. Даже преданный адвокат Израиля, Леви Ицхак из Бердичева — не берет слово в защиту.

Откуда же уверенность в победе? Почему сказано, что мы выиграем суд?

Недаром прошли 147 лет жизни Яакова. Даже если ему нечего будет сказать, за него скажет его жизнь — «Скажи Яакову слово закона».

Благодаря его заслугам, мы одержим победу в суде. И удостоимся того, что приговор будет вынесен в нашу пользу. Все 147 лет, которые Яаков посвятил служению Всевышнему, станут на нашу защиту и спасут от наказаний.

Интересно, что гематрии (числовые значения) принято обозначать соответствующими буквами, которые, согласно традиции, также являются и цифрами. Так вот, гематрию числа 147  (суммарное число келалот), записанную буквами, можно прочесть, как «КаМаЗ», что созвучно марке тяжелых грузовиков, высокой грузоподъемности.

Таким образом, КаМаЗ послужит нам аллегорией. Большой грузовик, с тяжелым грузом предупреждений о наказаниях, мчит по просторам и далям. Если сыны Израиля следуют путем Творца, исполняя Его Волю — страшный грузовик не встретится им. Он будет мчаться, наматывая километры внедорожного ралли "Дакар".

Пренебрежение Торой — может привлечь тяжелый КаМаЗ с его грузом…

 

на основе комментария рава Авраама Аарона Вайнбергера

(автор книги «Бейт Авраам», Беларусь, 1884-1933 гг.)

 

 

3. Теперь дела начнут продвигаться

 

Недельную главу Ницавим, начинающуюся со слов «Все вы стоите сегодня перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9) — часто читают вместе с главой Вайелех, в начале которой сказано — «И пошел Моше…» (Дварим, гл. 31, ст.1).

Как-то рав Иегуда-Арье-Лейб Алтер  (Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.) спросил своего юного сына, который в будущем станет автором труда Имрей Эмет (раби Авраам-Мордехай Алтер):

— Какую главу Торы будут читать в ближайшую субботу?

— В этот шаббат будут читать две: Ницавим и Ваелех, — ответил мальчик.

— А ты обратил внимание, что слово ницавим означает — «стоите», а ваелех — «и пошел». Но разве можно воедино соединить два этих, столь разных действия?

Сын молчал, и Сфат Эмет объяснил:

— В этом содержится важный урок мусара (морально-этическое наставление). Моше намекает сынам Израиля: вы застряли на определенном духовном уровне. Стоите и никуда не продвигаетесь. А я — иду.

Расскажу здесь и другую историю.

Ицхак был торговцем средней руки. Он умел проворачивать дела и сколотил себе немалое состояние. Только с некоторых пор все пошло наперекосяк. Его предприятия лопались одно за другим, деньги уходили, словно вода в песок.

Накануне Рош hа-Шана ему посоветовали обратиться за советом и благословением к праведнику и знатоку Торы, известному наставнику многих, раби Меиру из Пермышлян (1780-1850 гг.).

На тот момент дела Ицхака абсолютно расстроились — так, что даже нанять лошадь он уже был не в состоянии. Нет лошади, что ж, Ицхак берет немного еды в котомку и отправляется в путь пешком. Когда добрая часть пути была пройдена, Ицхак заметил телегу, двигающуюся ему навстречу. В телеге удобно устроился старичок невысокого роста в окружении других евреев. Ицхак вежливо уступил дорогу. А телега, поравнявшись с ним остановилась. И старичок вежливо поздоровавшись, справился у Ицхака о конечном пункте его путешествия.

— К святому праведнику из Пермышлян лежит мой путь.

— Вот раби Меир, перед тобой! Для чего он тебе понадобился?

— Я практически разорен. Дела застопорились и никуда не движутся. Ситуация критическая.

— В субботу будем читать недельные главы Ницавим и Ваелех, — произнес раби Меир ободряющим голосом. — Как думаешь, для чего? Чтобы оповестить тебя, что твои дела застряли, никуда не двигаются. Но после шаббата они у тебя пойдут снова.

Так и случилось. Ситуация начала выправляться, и дела Ицхака действительно пошли в гору. За короткое время, он вернул все свои финансовые потери.  

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

4. Общее и частное

 

В нашей недельной главе говорится о всеобщем «смотре», который проводит Творец. И мы об этом читаем: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы колен, старейшины и смотрители, все мужи Израиля» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Смотр этот проходит в Рош hа-Шана. На это намекает слово «сегодня». То же слово встречается еще раз в книге Йова (гл. 1, ст. 6), где написано: «И был день (сегодня), когда пришли сыны Всевышнего (малахим; мн. ч. от слова «малах», в условном переводе — «ангел») предстать перед Творцом, среди них был и Сатан (о нем — см. на сайте, к примеру в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410)».

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 16) сказано, что в день грозного Суда Всевышний открывает три книги: книгу законченных злодеев, книгу людей праведных и, наконец, книгу «средних».

Праведников записывают на долгую жизнь. И это решение скрепляется печатью.

Злодеи оказываются вписанными и запечатанными в книгу «Смерти».

Средних испытывают и проверяют, вплоть до Йом Кипура. Если находят достойными — определяют в книгу жизни. Если же не удостоятся — будут приговорены к смерти.

Все явления в мире делятся на общие и частные. Общие в нашей традиции называются — клаль, а частные — прат.

Если виды событий чередуются в последовательности общее, частное, общее (клаль, у-прат, у-клаль) — их можно охарактеризовать, как частные (клаль).

Исходя из этого рассмотрим нашу фразу — «Вы стоите сегодня».

Речь, как мы уже знаем — о Рош hа-Шана.

«Все» — обобщение (клаль).

«Главы колен, старейшины и смотрители» — это детализация, а значит — частное (прат).

«Все мужи Израиля» — снова обобщение (клаль).

Как уже говорилось, структуру типа «клаль, у-прат, у-клаль» нужно рассматривать, как прат (частное).

Итак, у нас частное — «главы колен, старейшины и смотрители». Они — праведники, и их сразу же записывают в книгу жизни, и эта запись скрепляется печатью.

Теперь перейдем к общему — к средним и остальному народу. Они, согласно правилу — должны рассматриваться как прат. Стало быть — тоже будут записаны в книгу жизни.

Это важное напутствие накануне Рош hа-Шана — придает уверенность и силы.

 

на основе комментария рава Йехезкеля Шраги Альберштама

(автор книги «Диврей Йехезкель», Галиция, 1815-1898 гг.)

 

 

5. Меч в ножнах

 

Написано в нашей недельной главе: «Все вы стоите сегодня перед Творцом, Всевышним: главы колен, старейшины и смотрители, все мужи Израиля» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

Это относится к нам. То есть — после тысяч лет галута (изгнания), после тяжелейших испытаний, обрушившихся на нас, мы и сегодня стоим перед Всевышним, Творцом Вселенной.

Возникает вопрос: за счет чего нам удалось выстоять? Почему Всевышний, хоть мы и не достигли высокого духовного уровня — внемлет нашим молитвам? Как получилось, что, несмотря на то, что мы много раз гневили Творца, Он по-прежнему нас любит и проявляет к нам Свое милосердие?

Всему этому есть две причины.

Первая заключается в том, что Всевышний никогда не применял по отношению к нам меру суда в чистом виде, но постоянно, раз за разом — добавлял к ней милосердие. Как сказано: «В день созидания Творцом, Всевышним» (Берешит, гл. 2, ст.4).

В данном случае, Творец — это мера милосердия, а Всевышний — мера суда.

Вторая причина — заслуги праведников, которые находятся в каждом поколении.

Обе эти причины намеком присутствуют в нашей фразе — «Все вы стоите сегодня перед Творцом, Всевышним».

Как нам удалось попасть в «сегодня»?

Нам удалось это только потому, что мы стоим перед Всевышним, который — Творец. Если бы Он был только Всевышним (мера суда) мы — не выдержали бы. Нас спасает, что Он еще и Творец (мера милосердия). Карающий меч закона и правосудия хранится в ножнах сострадания и доброты.

В продолжении кроется вторая причина.

Мы находимся здесь сегодня — благодаря главам колен и старейшинам. То есть — благодаря заслугам праведников.

Вот мы и удостаиваемся существования «сегодня» (на иврите — hа-йом).

Слово «hа-йом» можно разделить на два: hей и йом, где hей — это пять, а йом — день. Получается — «пять дней».

Что же это за дни?

В эти пять дней происходит Суд Всевышнего. Это — два дня Рош hа-Шана, Йом Кипур, Ошана Раба и Симхат Тора.

Нам удается выстоять во всех этих судах, на которые намекает слово «hа-йом», потому что Творец не обнажает карающий меч, но хранит его в ножнах. А еще — и благодаря заслугам праведников.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Четки в иудаизме могут быть молитвенной принадлежностью?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля