ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ШЕЛАХ»

 

Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.

 

Почему она так называется?

В первых двух фразах главы говорится: «И сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».

Отправь (пошли) на иврите — шелах.

 

Обсуждение главы Шелах

 

1. Двое разведчиков и десять пикетчиков

 

Центральная тема нашей недельной главы — проведение разведывательной операции в стране Кенаан.

Операция была согласована Моше на самом Высшем уровне. Для ее реализации он отобрал группу разведчиков. И в Торе об этом сказано: «И говорил Всевышний Моше так: Пошли от себя людей, чтобы разведали землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля. По одному человеку от колена его отцов пошлите — знатных из них. И послал их Моше из пустыни Паран по слову Всевышнего, всех этих людей глав сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 1-3).

Выражение «пошли от себя людей» привлекает внимание словом «леха» («от себя»). Для чего оно здесь потребовалось? Почему нельзя было написать просто — «пошли людей»?

Напрашивается и еще один вопрос: почему в Торе этот фрагмент начинается с единственного числа («пошли»), а затем появляется множественное («пошлите»)?

Ответ на наш первый вопрос находим у Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Всевышний не велел Моше отправлять разведчиков, — пишет он, — оставляя это решение на его, Моше, усмотрение. Поэтому и сказано — «пошли от себя».

Составляя свой комментарий, Раши использует то, о чем говорится в Мидраше Танхума. В нем Учителя поведали, как было дело.

Пришли к Моше сыны Израиля и сказали: «Давайте вышлем людей вперед!». Как написано в Торе: «И приблизились ко мне все вы...» (Дварим, гл. 1, ст. 22). Тогда Моше посоветовался с Всевышним, и Творец ответил ему: «Я ведь уже говорил им, что земля — хорошая». И в Торе об этом читаем: «Выведу вас из-под гнета египетского... на землю, текущую молоком и медом» (Шемот, гл. 3, ст. 17).

Действительно, в природных условиях и в свойствах земли, «текущей молоком и медом» сомневаться не приходилось. Но была все же одна небольшая загвоздка. На этой земле жили другие народы, и уходить оттуда — не собирались. Поэтому разведать дороги и подступы, естественные преграды, защиту городов и подходы к ним было не лишним. С этой целью следовало отправить в землю Кенаан пару разведчиков — Иегошуа и Калева. И незачем, казалось бы, отправлять с этой целью двенадцать человек. Иегошуа бин-Нун (который был преемником Моше и возглавил народ Израиля, когда Моше ушел в мир иной), кстати сказать, готовясь к захвату Кенаана — обошелся именно двумя разведчиками. 

На то, чтобы отправить двух разведчиков соглашался и Всевышний. Поэтому Он и сказал: «Пошли от себя». То есть — отправь с этой миссией своих людей, которые тесно с тобой связаны.

Калев и Иегошуа как раз подходили для этой роли. Калев был женат на Мирьям, сестре Моше. А Иегошуа был самым преданным учеником Моше, то есть был Моше, как родной сын. Ведь написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 19), что тот, кто обучает сына ближнего своего Торе, как будто сам произвел его на свет. Значит, и Моше имел все основания считать Иегошуа своим сыном.

Теперь еще раз прочтем наш фрагмент — с учетом полученных нами знаний.

Итак, Всевышний обращается к Моше с указанием «послать от себя людей», но не называет число, сколько их должно быть. Если количество не названо, обычно имеется в виду его минимальное значение. Минимальное количество — два. Выражение «от себя» уточняет, что двое разведчиков должны быть в связи с Моше.

Двух разведчиков вполне достаточно, чтобы «разведать землю Кенаана». Но сыны Израиля решают послать «по одному человеку от каждого колена». Это — их идея, но — не Всевышнего. Поэтому написано: «пошлите», во множественном числе.

Далее в Торе подчеркивается, что представители десяти колен были — «людьми знатными», занимающими высокое положение в народе.

Итак, сыны Израиля посылают — «знатных», а Моше отправляет — «своих», близких ему по духу.  

Написано в книге Зогар, что десять разведчиков, посланных в дополнение к двум, которых отправил Моше, боялись, что, войдя в Израиль, они утратят свое привилегированное положение, перестанут быть «знатными». Они опасались, что Моше расставит на все ключевые посты «своих» людей. Поэтому — приняли решение, во что бы то ни стало воспрепятствовать освоение народом Израиля страны, «текущей молоком и медом». Из разведчиков они быстро превратились — в пикетчиков. 

О настоящих разведчиках сказано: «И послал их Моше из пустыни Паран по слову Всевышнего». Здесь имеются в виду только Иегошуа и Калев. Об остальных десяти разведчиках, направивших свои усилия на саботирование Воли Творца, в Торе говорится в продолжение — «всех этих людей глав сынов Израиля».

Их проблема заключалась в том, что они боялись утратить свой статус «глав сынов Израиля». Из-за этого они стали саботажниками. Во имя достижения своих целей они не использовали ложь и клевету. Но разве можно перечить Всевышнему? Разве можно безнаказанно клеветать на землю Израиля? Желание любой ценой оставаться «во главе» обернулось для них страшным наказанием. Тот, кто не хотел жить в Эрец Исраэль — умер в пустыне.

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Срезал гроздь — приобрел виноградник

 

Перед тем как отправить разведчиков в путь, Моше дает им задание, устанавливает цель. Среди прочего, он велит им: «Крепитесь духом и возьмите от плодов земли. Пора же была порой первинок винограда» (Бамидбар, гл. 13, ст. 20).

Дело было в те дни, — поясняет в своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — когда поспевал первый виноград.

Выполняя наказ Моше «взять от плодов земли», разведчики срезали виноградную гроздь. Как сказано: «И дошли они до долины Эшколь (Гроздевой), и срезали там ветвь с одной гроздью винограда» (Бамидбар, гл. 13, ст.23).

Но неужели для того, чтобы срезать одну гроздь винограда, к тому же в сезон, в период его созревания — нужно укрепить дух? Разве так уж сложно срезать одну виноградную гроздь?

Действительно, срезать гроздь винограда, скорее всего — не сложно. Куда сложнее понять, что кроется за этим действием.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что при совершении сделки купли-продажи участка земли, чтобы земля перешла в собственность покупателя, тот должен совершить некое действие, показывающее, что он — хозяин, что он вступил в права владения.

И каково же это действие?

Для приобретения виноградника, например — достаточно срезать одну виноградную гроздь растущую в нем.

Таким образом, выражение «вэhитхазактем», которое мы перевели как «крепитесь духом», в данном контексте означает — «укрепляйтесь в правах». В правах на землю не Земле Израиля.

С этой целью надо «взять от плодов земли».

Но ведь для приобретения виноградника нужно срезать спелую гроздь. Поэтому Тора и уточняет, что все происходило — в «пору первинок винограда». 

Выходит, разведчики не только осмотрели землю Кенаан, но и, собрав плоды, которые росли на ней — приобрели ее для сынов Израиля.

С этого момента обитавшие там народы — лишились прав на землю Кенаан.

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. В винограднике — не только лисы

 

Наша недельная глава посвящена истории разведчиков, которых отправили в страну Кенаан Моше (двух из них) и сыны Израиля (десять — от десяти колен).

Десять разведчиков — «провалили» свою миссию. Да так, что Иегошуа и Калев (разведчики, посланные Моше) при всем старании не смогли спасти ситуацию.

Итог провала печален: не выдержав испытания, десять разведчиков не только сами умерли страшной смертью, но — почти все их поколение вымерло в пустыне, так и не войдя в Эрец Исраэль.

Так в чем же была причина этого ужасного фиаско?

В Мидраше говорится, что ответ содержится во фразе: «Пора же была — порой первинок винограда» (Бамидбар, гл. 13, ст. 20). Выходит, всему виной — неудачно выбранное время для проведения разведывательной операции?

Написано в книге Зогар, что три месяца в году — в тамуз, ав и тевет — влияние Сатана особенно опасно. Поэтому в Торе и сказано: «И скрывали его три месяца» (Шемот, гл. 2, ст. 2).

В Талмуде (трактат Таанит, лист 29) читаем, что разведчики отправились на землю Кенаан 29-го сивана, и вернулись в израильский стан — накануне 9-го ава.

В этот день они сделали все, чтобы сыграть на эмоциях, на чувствах людей. Спектакль им вполне удался. Разведчики довели евреев до слез. Впоследствии эти слезы — еще не раз отольются нам на протяжении всей нашей истории.

Обратим внимание, что пеший поход разведчиков продолжался весь месяц тамуз, и еще захватил часть месяца ав. Это было время наибольшего влияния Сатана.

А в Торе написано, что это — пора, которая «была порой первинок винограда».

Это были дни, когда поспевает ранний виноград, — отмечает в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — То есть — дни, предшествующие сезону винограда.

Слово «виноград» (на иврите — «анавим») в этом месте Торы употреблено без буквы «йуд», и состоит из букв «аин», «нун», «бет» и «мем софит». А буквы, предшествующие им (этим буквам), составляют слово «Самаэль» — имя малаха (в условном переводе — «ангел») смерти. Он же — Сатан. 

Теперь нам понятней, о чем сказано в Мидраше.

Фраза Торы «Пора же была — порой первинок винограда» (где слово анавим — без буквы йуд) — это предупреждение о Сатане, спрятавшемся в винограднике. И дается совет: в те три месяца, когда влияние Сатана особенно сильно (см. выше), человеку следует скрывать себя от него. Не совершать ничего такого, что могло бы привлечь его внимание.

В известной басне Эзопа (впоследствии пересказанной российским баснописцем Крыловым), лиса, которая как ни старалась, не смогла добраться до винограда. И с досады — назвала его «зеленым, не дозревшим» (сравни с «ранним виноградом» у Раши).

Так и горе-разведчики, подумав, что не смогут сохранить свое положение и свои привилегии на Земле Израиля, подобно эзоповой лисе, решили оклеветать Эрец Исраэль.

Только Эзоп не знал, что в винограднике прячется Сатан, поэтому его лиса без проблем смогла убраться восвояси. Но разведчикам за клевету и злословие — пришлось заплатить высокую цену. 

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

4. Карлик в глазах великана

 

С детства помнятся мне стихи известного в России детского писателя Генриха Сапгира: «Как-то раз на дне стакана, карлик встретил великана».

Разведчики, по их словам, тоже встретили великанов, только не на дне стакана, но — в винограднике. Об этом в Торе читаем: «И там видели мы великанов, сынов Анака, из исполинов. И были мы в наших глазах подобны кузнечикам, и такими же были мы в их глазах» (Бамидбар, гл. 13, ст. 33).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), цитируя Талмуд (трактат Сота, лист 35), пишет, что разведчики слышали, как великаны говорили друг другу: «В виноградниках появились человекоподобные муравьи (кузнечики)».

По всему видно, что разведчики были изрядно напуганы, а у страха, как известно, глаза велики. Но не только глаза — оказывается еще и уши. 

В книге Торы Шемот есть недельная глава под названием, которое похоже на название нашей недельной главы. Наша называется — Шелах, а та — Бешалах.

Впрочем, созвучием названий сходство — не ограничивается. Там (в недельной главе Бешалах) есть и слова, относящиеся к нашей недельной главе: «Нападет на них испуг и страх, от великой руки (силы) Твоей они будут молчать, как камень» (Шемот, гл. 15, ст. 16).

В Мидраше (Ялкут Шимони, раздел 1, параграф 251) сказано, что каждый, кто пытался разоблачить разведчиков и кричал: «Смотрите, это израильские лазутчики!» — тут же, на месте, превращался в камень. Поэтому не удивительно, что на всех жителей Кенаана «напал испуг и страх» перед разведчиками.

Веселенькая картина получилась в итоге: кенаанцы каменели в испуге при виде разведчиков, а те дрожали от страха — в опасении потерять свои теплые места.

В пустыне они все были уважаемыми людьми, занимали руководящие посты. Но кто знает, что с ними станется здесь, в Кенаане? Быть может, они утратят все — останутся на бобах!?

Кузнечиками и муравьями видели они себя на этой земле, показавшейся им чужой. Были разведчиками, а пали — ниже кузнечиков. Ведь кузнечики воспевают Творца, муравьи трудятся на земле в Его славу. А разведчики — опустились до клеветы и злословия.

Страх и падение духом — не доводят до добра. Моше предвидел подобное развитие событий. Ведь недаром он напутствовал разведчиков словами: «Крепитесь (духом)» (Бамидбар, гл. 13, ст. 20). Это короткое напутствие содержит самое лучшее противоядие от уныния.

Только разведчики не пожелали воспользоваться советом Моше. Поэтому и погибли.

Но в чем, собственно, этот «совет» заключается?

Чтобы ответить на этот вопрос вернемся еще раз к образу, который попытались передать испуганные разведчики народу Израиля.

Муравьи — в винограде. Виноград, как известно — кашерен. Его, в отличие от муравьев — можно есть.

Но, что делать, если в пищу попал муравей?

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 100) сказано, что любое целое насекомое или червяк (впрочем, как все представители фауны) — творение (на иврите — «берия», ударение падает на последнюю гласную) Всевышнего. Поэтому его нельзя — аннулировать (на иврите — «леватель»). То есть еда, в которую заполз муравей, становится некашерной — независимо от ее количества.

Однако в Иерусалимском Талмуде (трактат Трумот, гл. 10, мишна 5) Учителя добавляют, что в том случае, если объем еды более чем в 960 раз превышает объем попавшего в нее насекомого, в некоторых случаях, аннулирование («битуль») все же — допустимо.

Разведчики считали себя муравьями в винограде, муравьями — в глазах великанов. Они, хоть — и творение, но их — пренебрежимо мало, что при соотношении один к девятьсот шестидесяти — аннулируется. 

«Укрепитесь!», — говорил им Моше. — Страх сделает вас малыми, незначительными.

Гематрия (числовое значение) слова «укрепитесь» (записанного на иврите) составляет как раз 960.

Укрепитесь, — напутствовал Моше, — и ваше соотношение с врагами станет совершенно иным. Укрепитесь, и никакой враг не сможет вас «аннулировать». Часто страх рисует нам великана в винограднике, хотя, на самом деле, это — лишь кузнечик в траве. Кузнечик, может — и великан, по сравнению с муравьями. Так перестаньте считать себя муравьями!..

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

5. Льва кузнечиками не накормишь

 

Чего только ни увидели разведчики за время своего посещения земли Кенаан. Встретились им даже великаны. Вот как они описывают эту встречу: «И видели мы там великанов, сынов Анака, из исполинов. И были мы в наших глазах кузнечиками, и такими были мы в их глазах» (Бамидбар, гл. 13, ст. 33).

Возникает вопрос: почему именно — «кузнечиками»?

Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита) в своем переводе-комментарии этой фразы использует слово «кмацин», что в переводе означает — «горсти». 

Но какая связь между словами «кузнечик» и «горсть»?

Разведчики назвались кузнечиками, чтобы подчеркнуть свою незначительность в глазах местного населения. Горсть также символизирует — малое количество.

Есть такое выражение — «горстка бойцов». В то время, как о чем-то большом говорят, что «его в голую горсть не соберешь».

То есть связь, как видим — прослеживается. И она, эта связь, приводит нас прямиком к Талмуду, к трактату Берахот (лист 3). В нем рассказывается, как на рассвете к царю Давиду пришли Мудрецы и сказали: «Господин царь! Твой народ нуждается в пропитании». 

— Пусть делятся друг с другом, — ответил им царь.

— Не накормишь льва горстью, — резонно заметили Мудрецы.

Под «горстью» здесь имеется в виду кузнечик. Лев проглотит его, и даже не будет знать, что проглотил.

Ту же мысль и пытались навязать сынам Израиля разведчики. Народы, населяющие Кенаан, по их рассказам — столь могущественны, что слопают нас, как кузнечиков. И — не подавятся.

С кузнечиками — разобрались. Но почему разведчики повторяют — «в наших глазах», «в их глазах»? Ведь можно было просто сказать: «мы были похожи на кузнечиков». Да и вообще — откуда они могли знать, как они выглядели в глазах местного населения?

«Храни меня, как зрачок, как зеницу ока», — призывает царь Давид (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 17, ст. 8).

Зеница ока и есть — зрачок. На иврите он называется — «ишон», то есть — «маленький человечек». Потому что, когда смотришь на зрачок — видишь в нем маленького человечка. Зрачок — мал, поэтому все, что отражается в нем — тоже выглядит маленьким.

Разведчики, конечно же, не могли знать, какими видят их жители земли Кенаанской. Они заглядывали им в глаза и видели там свое отражение. Видели свои сильно уменьшенные отражения в их зрачках. 

— Да мы для них — просто кузнечики, зеленая мелюзга! — в страхе восклицали они.

Так они запугали себя, запугали отправивших их на разведку евреев. В итоге день 9-го ава стал днем плача. 

Отсюда мораль: не пытайся увидеть что-то чужими глазами, смотри на мир — своими. Тогда не превратишься в кузнечика, и избежишь пасти льва…

 

на основе комментария рава Ицхака Хайюта

(автор книги «Зера Ицхак», был раввином в Богемии и Моравии, в том числе, в Праге; 1538-1617 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ШЕЛАХ»

 

Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.

 

Почему она так называется?

В первых двух фразах главы говорится: «И сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».

Отправь (пошли) на иврите — шелах.

 

Обсуждение главы Шелах

 

1. Двое разведчиков и десять пикетчиков

 

Центральная тема нашей недельной главы — проведение разведывательной операции в стране Кенаан.

Операция была согласована Моше на самом Высшем уровне. Для ее реализации он отобрал группу разведчиков. И в Торе об этом сказано: «И говорил Всевышний Моше так: Пошли от себя людей, чтобы разведали землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля. По одному человеку от колена его отцов пошлите — знатных из них. И послал их Моше из пустыни Паран по слову Всевышнего, всех этих людей глав сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 1-3).

Выражение «пошли от себя людей» привлекает внимание словом «леха» («от себя»). Для чего оно здесь потребовалось? Почему нельзя было написать просто — «пошли людей»?

Напрашивается и еще один вопрос: почему в Торе этот фрагмент начинается с единственного числа («пошли»), а затем появляется множественное («пошлите»)?

Ответ на наш первый вопрос находим у Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Всевышний не велел Моше отправлять разведчиков, — пишет он, — оставляя это решение на его, Моше, усмотрение. Поэтому и сказано — «пошли от себя».

Составляя свой комментарий, Раши использует то, о чем говорится в Мидраше Танхума. В нем Учителя поведали, как было дело.

Пришли к Моше сыны Израиля и сказали: «Давайте вышлем людей вперед!». Как написано в Торе: «И приблизились ко мне все вы...» (Дварим, гл. 1, ст. 22). Тогда Моше посоветовался с Всевышним, и Творец ответил ему: «Я ведь уже говорил им, что земля — хорошая». И в Торе об этом читаем: «Выведу вас из-под гнета египетского... на землю, текущую молоком и медом» (Шемот, гл. 3, ст. 17).

Действительно, в природных условиях и в свойствах земли, «текущей молоком и медом» сомневаться не приходилось. Но была все же одна небольшая загвоздка. На этой земле жили другие народы, и уходить оттуда — не собирались. Поэтому разведать дороги и подступы, естественные преграды, защиту городов и подходы к ним было не лишним. С этой целью следовало отправить в землю Кенаан пару разведчиков — Иегошуа и Калева. И незачем, казалось бы, отправлять с этой целью двенадцать человек. Иегошуа бин-Нун (который был преемником Моше и возглавил народ Израиля, когда Моше ушел в мир иной), кстати сказать, готовясь к захвату Кенаана — обошелся именно двумя разведчиками. 

На то, чтобы отправить двух разведчиков соглашался и Всевышний. Поэтому Он и сказал: «Пошли от себя». То есть — отправь с этой миссией своих людей, которые тесно с тобой связаны.

Калев и Иегошуа как раз подходили для этой роли. Калев был женат на Мирьям, сестре Моше. А Иегошуа был самым преданным учеником Моше, то есть был Моше, как родной сын. Ведь написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 19), что тот, кто обучает сына ближнего своего Торе, как будто сам произвел его на свет. Значит, и Моше имел все основания считать Иегошуа своим сыном.

Теперь еще раз прочтем наш фрагмент — с учетом полученных нами знаний.

Итак, Всевышний обращается к Моше с указанием «послать от себя людей», но не называет число, сколько их должно быть. Если количество не названо, обычно имеется в виду его минимальное значение. Минимальное количество — два. Выражение «от себя» уточняет, что двое разведчиков должны быть в связи с Моше.

Двух разведчиков вполне достаточно, чтобы «разведать землю Кенаана». Но сыны Израиля решают послать «по одному человеку от каждого колена». Это — их идея, но — не Всевышнего. Поэтому написано: «пошлите», во множественном числе.

Далее в Торе подчеркивается, что представители десяти колен были — «людьми знатными», занимающими высокое положение в народе.

Итак, сыны Израиля посылают — «знатных», а Моше отправляет — «своих», близких ему по духу.  

Написано в книге Зогар, что десять разведчиков, посланных в дополнение к двум, которых отправил Моше, боялись, что, войдя в Израиль, они утратят свое привилегированное положение, перестанут быть «знатными». Они опасались, что Моше расставит на все ключевые посты «своих» людей. Поэтому — приняли решение, во что бы то ни стало воспрепятствовать освоение народом Израиля страны, «текущей молоком и медом». Из разведчиков они быстро превратились — в пикетчиков. 

О настоящих разведчиках сказано: «И послал их Моше из пустыни Паран по слову Всевышнего». Здесь имеются в виду только Иегошуа и Калев. Об остальных десяти разведчиках, направивших свои усилия на саботирование Воли Творца, в Торе говорится в продолжение — «всех этих людей глав сынов Израиля».

Их проблема заключалась в том, что они боялись утратить свой статус «глав сынов Израиля». Из-за этого они стали саботажниками. Во имя достижения своих целей они не использовали ложь и клевету. Но разве можно перечить Всевышнему? Разве можно безнаказанно клеветать на землю Израиля? Желание любой ценой оставаться «во главе» обернулось для них страшным наказанием. Тот, кто не хотел жить в Эрец Исраэль — умер в пустыне.

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Срезал гроздь — приобрел виноградник

 

Перед тем как отправить разведчиков в путь, Моше дает им задание, устанавливает цель. Среди прочего, он велит им: «Крепитесь духом и возьмите от плодов земли. Пора же была порой первинок винограда» (Бамидбар, гл. 13, ст. 20).

Дело было в те дни, — поясняет в своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — когда поспевал первый виноград.

Выполняя наказ Моше «взять от плодов земли», разведчики срезали виноградную гроздь. Как сказано: «И дошли они до долины Эшколь (Гроздевой), и срезали там ветвь с одной гроздью винограда» (Бамидбар, гл. 13, ст.23).

Но неужели для того, чтобы срезать одну гроздь винограда, к тому же в сезон, в период его созревания — нужно укрепить дух? Разве так уж сложно срезать одну виноградную гроздь?

Действительно, срезать гроздь винограда, скорее всего — не сложно. Куда сложнее понять, что кроется за этим действием.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что при совершении сделки купли-продажи участка земли, чтобы земля перешла в собственность покупателя, тот должен совершить некое действие, показывающее, что он — хозяин, что он вступил в права владения.

И каково же это действие?

Для приобретения виноградника, например — достаточно срезать одну виноградную гроздь растущую в нем.

Таким образом, выражение «вэhитхазактем», которое мы перевели как «крепитесь духом», в данном контексте означает — «укрепляйтесь в правах». В правах на землю не Земле Израиля.

С этой целью надо «взять от плодов земли».

Но ведь для приобретения виноградника нужно срезать спелую гроздь. Поэтому Тора и уточняет, что все происходило — в «пору первинок винограда». 

Выходит, разведчики не только осмотрели землю Кенаан, но и, собрав плоды, которые росли на ней — приобрели ее для сынов Израиля.

С этого момента обитавшие там народы — лишились прав на землю Кенаан.

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. В винограднике — не только лисы

 

Наша недельная глава посвящена истории разведчиков, которых отправили в страну Кенаан Моше (двух из них) и сыны Израиля (десять — от десяти колен).

Десять разведчиков — «провалили» свою миссию. Да так, что Иегошуа и Калев (разведчики, посланные Моше) при всем старании не смогли спасти ситуацию.

Итог провала печален: не выдержав испытания, десять разведчиков не только сами умерли страшной смертью, но — почти все их поколение вымерло в пустыне, так и не войдя в Эрец Исраэль.

Так в чем же была причина этого ужасного фиаско?

В Мидраше говорится, что ответ содержится во фразе: «Пора же была — порой первинок винограда» (Бамидбар, гл. 13, ст. 20). Выходит, всему виной — неудачно выбранное время для проведения разведывательной операции?

Написано в книге Зогар, что три месяца в году — в тамуз, ав и тевет — влияние Сатана особенно опасно. Поэтому в Торе и сказано: «И скрывали его три месяца» (Шемот, гл. 2, ст. 2).

В Талмуде (трактат Таанит, лист 29) читаем, что разведчики отправились на землю Кенаан 29-го сивана, и вернулись в израильский стан — накануне 9-го ава.

В этот день они сделали все, чтобы сыграть на эмоциях, на чувствах людей. Спектакль им вполне удался. Разведчики довели евреев до слез. Впоследствии эти слезы — еще не раз отольются нам на протяжении всей нашей истории.

Обратим внимание, что пеший поход разведчиков продолжался весь месяц тамуз, и еще захватил часть месяца ав. Это было время наибольшего влияния Сатана.

А в Торе написано, что это — пора, которая «была порой первинок винограда».

Это были дни, когда поспевает ранний виноград, — отмечает в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — То есть — дни, предшествующие сезону винограда.

Слово «виноград» (на иврите — «анавим») в этом месте Торы употреблено без буквы «йуд», и состоит из букв «аин», «нун», «бет» и «мем софит». А буквы, предшествующие им (этим буквам), составляют слово «Самаэль» — имя малаха (в условном переводе — «ангел») смерти. Он же — Сатан. 

Теперь нам понятней, о чем сказано в Мидраше.

Фраза Торы «Пора же была — порой первинок винограда» (где слово анавим — без буквы йуд) — это предупреждение о Сатане, спрятавшемся в винограднике. И дается совет: в те три месяца, когда влияние Сатана особенно сильно (см. выше), человеку следует скрывать себя от него. Не совершать ничего такого, что могло бы привлечь его внимание.

В известной басне Эзопа (впоследствии пересказанной российским баснописцем Крыловым), лиса, которая как ни старалась, не смогла добраться до винограда. И с досады — назвала его «зеленым, не дозревшим» (сравни с «ранним виноградом» у Раши).

Так и горе-разведчики, подумав, что не смогут сохранить свое положение и свои привилегии на Земле Израиля, подобно эзоповой лисе, решили оклеветать Эрец Исраэль.

Только Эзоп не знал, что в винограднике прячется Сатан, поэтому его лиса без проблем смогла убраться восвояси. Но разведчикам за клевету и злословие — пришлось заплатить высокую цену. 

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

4. Карлик в глазах великана

 

С детства помнятся мне стихи известного в России детского писателя Генриха Сапгира: «Как-то раз на дне стакана, карлик встретил великана».

Разведчики, по их словам, тоже встретили великанов, только не на дне стакана, но — в винограднике. Об этом в Торе читаем: «И там видели мы великанов, сынов Анака, из исполинов. И были мы в наших глазах подобны кузнечикам, и такими же были мы в их глазах» (Бамидбар, гл. 13, ст. 33).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), цитируя Талмуд (трактат Сота, лист 35), пишет, что разведчики слышали, как великаны говорили друг другу: «В виноградниках появились человекоподобные муравьи (кузнечики)».

По всему видно, что разведчики были изрядно напуганы, а у страха, как известно, глаза велики. Но не только глаза — оказывается еще и уши. 

В книге Торы Шемот есть недельная глава под названием, которое похоже на название нашей недельной главы. Наша называется — Шелах, а та — Бешалах.

Впрочем, созвучием названий сходство — не ограничивается. Там (в недельной главе Бешалах) есть и слова, относящиеся к нашей недельной главе: «Нападет на них испуг и страх, от великой руки (силы) Твоей они будут молчать, как камень» (Шемот, гл. 15, ст. 16).

В Мидраше (Ялкут Шимони, раздел 1, параграф 251) сказано, что каждый, кто пытался разоблачить разведчиков и кричал: «Смотрите, это израильские лазутчики!» — тут же, на месте, превращался в камень. Поэтому не удивительно, что на всех жителей Кенаана «напал испуг и страх» перед разведчиками.

Веселенькая картина получилась в итоге: кенаанцы каменели в испуге при виде разведчиков, а те дрожали от страха — в опасении потерять свои теплые места.

В пустыне они все были уважаемыми людьми, занимали руководящие посты. Но кто знает, что с ними станется здесь, в Кенаане? Быть может, они утратят все — останутся на бобах!?

Кузнечиками и муравьями видели они себя на этой земле, показавшейся им чужой. Были разведчиками, а пали — ниже кузнечиков. Ведь кузнечики воспевают Творца, муравьи трудятся на земле в Его славу. А разведчики — опустились до клеветы и злословия.

Страх и падение духом — не доводят до добра. Моше предвидел подобное развитие событий. Ведь недаром он напутствовал разведчиков словами: «Крепитесь (духом)» (Бамидбар, гл. 13, ст. 20). Это короткое напутствие содержит самое лучшее противоядие от уныния.

Только разведчики не пожелали воспользоваться советом Моше. Поэтому и погибли.

Но в чем, собственно, этот «совет» заключается?

Чтобы ответить на этот вопрос вернемся еще раз к образу, который попытались передать испуганные разведчики народу Израиля.

Муравьи — в винограде. Виноград, как известно — кашерен. Его, в отличие от муравьев — можно есть.

Но, что делать, если в пищу попал муравей?

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 100) сказано, что любое целое насекомое или червяк (впрочем, как все представители фауны) — творение (на иврите — «берия», ударение падает на последнюю гласную) Всевышнего. Поэтому его нельзя — аннулировать (на иврите — «леватель»). То есть еда, в которую заполз муравей, становится некашерной — независимо от ее количества.

Однако в Иерусалимском Талмуде (трактат Трумот, гл. 10, мишна 5) Учителя добавляют, что в том случае, если объем еды более чем в 960 раз превышает объем попавшего в нее насекомого, в некоторых случаях, аннулирование («битуль») все же — допустимо.

Разведчики считали себя муравьями в винограде, муравьями — в глазах великанов. Они, хоть — и творение, но их — пренебрежимо мало, что при соотношении один к девятьсот шестидесяти — аннулируется. 

«Укрепитесь!», — говорил им Моше. — Страх сделает вас малыми, незначительными.

Гематрия (числовое значение) слова «укрепитесь» (записанного на иврите) составляет как раз 960.

Укрепитесь, — напутствовал Моше, — и ваше соотношение с врагами станет совершенно иным. Укрепитесь, и никакой враг не сможет вас «аннулировать». Часто страх рисует нам великана в винограднике, хотя, на самом деле, это — лишь кузнечик в траве. Кузнечик, может — и великан, по сравнению с муравьями. Так перестаньте считать себя муравьями!..

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

5. Льва кузнечиками не накормишь

 

Чего только ни увидели разведчики за время своего посещения земли Кенаан. Встретились им даже великаны. Вот как они описывают эту встречу: «И видели мы там великанов, сынов Анака, из исполинов. И были мы в наших глазах кузнечиками, и такими были мы в их глазах» (Бамидбар, гл. 13, ст. 33).

Возникает вопрос: почему именно — «кузнечиками»?

Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита) в своем переводе-комментарии этой фразы использует слово «кмацин», что в переводе означает — «горсти». 

Но какая связь между словами «кузнечик» и «горсть»?

Разведчики назвались кузнечиками, чтобы подчеркнуть свою незначительность в глазах местного населения. Горсть также символизирует — малое количество.

Есть такое выражение — «горстка бойцов». В то время, как о чем-то большом говорят, что «его в голую горсть не соберешь».

То есть связь, как видим — прослеживается. И она, эта связь, приводит нас прямиком к Талмуду, к трактату Берахот (лист 3). В нем рассказывается, как на рассвете к царю Давиду пришли Мудрецы и сказали: «Господин царь! Твой народ нуждается в пропитании». 

— Пусть делятся друг с другом, — ответил им царь.

— Не накормишь льва горстью, — резонно заметили Мудрецы.

Под «горстью» здесь имеется в виду кузнечик. Лев проглотит его, и даже не будет знать, что проглотил.

Ту же мысль и пытались навязать сынам Израиля разведчики. Народы, населяющие Кенаан, по их рассказам — столь могущественны, что слопают нас, как кузнечиков. И — не подавятся.

С кузнечиками — разобрались. Но почему разведчики повторяют — «в наших глазах», «в их глазах»? Ведь можно было просто сказать: «мы были похожи на кузнечиков». Да и вообще — откуда они могли знать, как они выглядели в глазах местного населения?

«Храни меня, как зрачок, как зеницу ока», — призывает царь Давид (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 17, ст. 8).

Зеница ока и есть — зрачок. На иврите он называется — «ишон», то есть — «маленький человечек». Потому что, когда смотришь на зрачок — видишь в нем маленького человечка. Зрачок — мал, поэтому все, что отражается в нем — тоже выглядит маленьким.

Разведчики, конечно же, не могли знать, какими видят их жители земли Кенаанской. Они заглядывали им в глаза и видели там свое отражение. Видели свои сильно уменьшенные отражения в их зрачках. 

— Да мы для них — просто кузнечики, зеленая мелюзга! — в страхе восклицали они.

Так они запугали себя, запугали отправивших их на разведку евреев. В итоге день 9-го ава стал днем плача. 

Отсюда мораль: не пытайся увидеть что-то чужими глазами, смотри на мир — своими. Тогда не превратишься в кузнечика, и избежишь пасти льва…

 

на основе комментария рава Ицхака Хайюта

(автор книги «Зера Ицхак», был раввином в Богемии и Моравии, в том числе, в Праге; 1538-1617 гг.)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Последние 2 года морально готовлю себя к принятию гиюра…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля