ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Ницавим»

Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 - гл. 30, ст. 20

Почему глава так называется?

В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».

Стоите перед... переводится на иврит одним словом — ницавим.

Обсуждение главы Ницавим

1. Те, кто есть, и те, кого нет

Всевышний уточняет, что Тора и заповеди адресованы не только поколению пустыни или поколениям Эрец Исраэль (Земли Израиля), но — ко всем евреям и во все времена. Об этом читаем: «И не только с вами я заключаю этот завет и этот договор, скрепленный клятвой. Но с тем, кто стоит здесь с нами сегодня перед Всевышним, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня» (Дварим, гл. 29, ст. 13-14).

Употребленное в нашем фрагменте выражение «с тем, кого сегодня нет», — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — подразумевает не отсутствующих по каким-то «уважительным» причинам, но — тех, кто еще не родился. То есть — грядущие поколения.

По этому поводу и возникает вопрос: разве можно заключить клятвенный договор с теми, кто еще не родился?

В Мидраше (Танхума на книгу Дварим, гл. 3) сказано, что все души, которые когда-либо спустятся в материальный мир в момент заключения Завета с Творцом стояли перед Ним.

На это намекает и наш фрагмент, если к нему приглядеться внимательнее. В нем мы читаем: «…с тем, кто стоит здесь с нами сегодня перед Всевышним, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня». То есть написано, что — нет с нами, но не сказано, что нет перед Всевышним. Потому что те души, которых при заключении завета не было «с нами» — все равно стояли тогда «перед Всевышним». Души, не занятые выполнением миссии в материальном мире, стоят под Троном Славы Всевышнего (на иврите кисе hа-кавод) вместе с малахим (множественное число от слова малах, что в условном переводе означает — «ангел»), которые так и называются — «стоя́щие».

И в Танахе написано: «Если путями Моими ходить будешь... то и Я дам тебе ходить между стоящими этими» (книга пророка Захарии, гл. 3, ст. 7).

Речь здесь идет, — объясняет Радак (рав Давид Кимхи; известный комментатор Танаха, Испания, конец 12-го века), — о душе, находящейся среди малахим.

Точно так же, среди малахим, среди «стоящих» находятся души, покинувшие тела, или — еще не вселившиеся в тела.

Но разве можно заключить клятвенный договор с душой?

В Талмуде (трактат Нида, лист 30) говорится, что перед рождением человека, за день до появления его на свет, заклинают душу его — чтобы он был праведником и не стал злодеем. Возможно, основание для этой клятвы — завет, о котором сказано в нашей недельной главе.

Следует обратить внимание и на то, что в нашем фрагменте упоминается и завет и клятвенный договор.

В этом кроется особый смысл. В продолжение нашего фрагмента, Тора напоминает нам: «Ведь вы знаете, как жили мы в стране Египетской» (Дварим, гл. 29, ст. 15).

Как же мы там жили?

Жили в рабстве, в тяжелом, беспросветном рабстве у фараона. Всевышний выкупил нас из египетского рабства — с условием, что мы примем Тору и будем исполнять заповеди. Об этом свидетельствует клятвенный договор.

Но почему будущие поколения, родившиеся уже после этого, когда ни от фараона, ни от его могучей империи и следа не осталось — тоже должны исполнять заповеди?

Ответ в Торе дается такой: потому что Всевышний распространил и на них Свой завет.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Незнание Торы не освобождает от ответственности

 

В Торе дается предупреждение о том, что злодей не должен думать, что, осуществляя свои злодейства, он может процветать. Об этом читаем: «И будет: когда услышит слова этой клятвы, и благословится в сердце своем, говоря: Мир будет мне, когда по произволу сердца моего ходить буду» (Дварим, гл. 29, ст. 18).

Всевышний заключил завет с сынами Израиля. Он перечислил наказания, которые получат те, кто нарушит заповеди.

Так разве может быть, чтобы кто-то, услышав обо всех этих карах, подумал про себя: «как здорово, что Всевышний сурово наказывает за прегрешения»? Мне-то, дескать, Он ничего не сделает. Со мной-то точно все будет в порядке, даже если я что-то натворю.

Едва ли кто-то способен подумать так в сердце своем. Скорее, наоборот — узнав об ужасных бедах, уготованных злодеям, человек испугается и лишний раз хорошенько подумает, прежде чем совершать зло.

Почему же в Торе говорится — «благословится в сердце своем»?

Многие бедствия, назначенные за злодеяния и преступления, описаны в предыдущей недельной главе — в главе Ки Таво. Там, кроме всего прочего, сказано: «Также и всякую болезнь и несчастья, о которых не написано в книге Учения этого, обрушит на тебя Всевышний» (Дварим, гл. 28, ст. 61).

Выходит, есть наказания и проклятия, записанные в Торе.

Так, например, в той же недельной главе Ки Таво перечислены 98 проклятий за нарушение заповедей Торы. Однако есть и такие, «о которых (как указывается в тексте Торы) не написано в книге Учения этого». Например — смерть праведников. 

Возникает вопрос: если наказание смертью праведников не входит в число 98-и проклятий и вообще не записано в тексте завета, откуда тогда мы о нем знаем?

Из объяснения Учителей, из Устной Торы.

Теперь мы можем лучше разобраться в тексте нашего фрагмента — «И будет: когда услышит слова этой клятвы…».

Обратите внимание, что написано — «услышит», а не прочитает. Значит, здесь речь идет не о Письменной Торе, но — о Торе Устной.

То есть злодей не прочел тексты 98 проклятий и ничего не знает о них. Он лишь слышал устные объяснения Учителей о том, что «не написано в книге Учения этого» — о смерти праведников. 

Известно, что изучение Письменной Торы в отрыве от Устной — неминуемо приводит к ошибочным выводам. Впрочем то же самое можно сказать и в отношении Устной Торы, смысл которой нельзя понять без Письменной Торы.

Злодей, не знакомый с Письменной Торой, узнает из Устной, что Всевышний за ошибки поколения — забирает праведников. Смерть праведника искупает преступления всего поколения.

— Отлично, — может подумать злодей. — Со мной ничего плохого не случится. За мои преступления Всевышний накажет праведника. Праведник — умрет, а я и впредь буду «ходить по произволу сердца моего».

Но не тут то было!

Незнание законов Торы — не освобождает от ответственности. Незнание Письменной Торы не убережет от записанных в ней проклятий. Всевышний пошлет наказания на голову злодея, а праведник останется жив. Ведь ему уже незачем искупать поколение. Это за него сделал злодей.  

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

3. Думал про себя, что хитрец, оказалось — глупец

 

Злодеи бывают жестокими, бывают — хитрыми. О таком «хитреце» (точнее — о его надеждах, что ему удастся схитрить) и говорится в нашей недельной главе — там, где написано: «Мир будет мне, когда по произволу сердца моего ходить буду» (Дварим, гл. 29, ст. 18).

В чем же его хитрость, на что расчет?

Вот поля и огороды, засеянные разным добром, — рассуждает злодей. — Все они нуждаются в дожде. Ведь без влаги урожай — погибнет. Но вот среди них затесалось одно поле, которое хозяин не засеял, оставив его пода парами. Этому полю не нужен дождь. Но когда Всевышний посылает дождь жаждущей влаги земле — живительная вода попадает и на незасеянное поле.

А теперь возьмем, к примеру, меня, — продолжает размышлять злодей. — Не стану оспаривать, что я, конечно же — злодей. Но евреи вкруг меня, куда ни плюнь — всюду праведники. Всевышний, несомненно, не обделит их Своей Милостью. А когда будет посылать им блага — то и мне обязательно перепадет.

Так думал молодой повеса, по совместительству — злодей.

Но текст Торы расстраивает все его планы.

Прочтите, уже в следующей фразе раскрывается его замысел и дается суровое предупреждение: «Не простит Всевышний такого человека, возгорится Гнев и Ярость Его на него» (Дварим, гл. 29, ст. 19).

Иными словами, даже если на всех вокруг благодатным дождем прольются с Небес благословения — тот, кто заслужил проклятия, проклятия с получит.

Поэтому не надейтесь отсидеться за спинами праведников и насытиться крошками их пирога. Злодеи, как бы ни исхитрялись — не смогут избежать наказания. Всевышний отыщет каждого и с каждого взыщет. Ответственность будут нести они — индивидуально. Поэтому и сказано в форме единственного числа: «…не простит Всевышний такого человека».

Другой злодей подумает: «ну ладно, не вышло с наградой, не получу я ее за счет праведников — но хотя бы наказания за свои преступления сумею избежать. Ведь сказано в Талмуде (трактат Санhедрин, лист 17) — а злодеи нередко неплохо в Талмуде разбираются — что в тех случаях, когда весь Сангедрин (Высший раввинский суд) единогласно осудит преступника, и ни один судья не найдет, что сказать в его защиту — подсудимый будет освобожден от наказания. 

Вот и чудненько! — решит в сердце своем злодей, полагая, что нашел отличную лазейку, позволяющую преступать закон и при этом не нести за свои проступки никакого наказания. Нужно только злодействовать на полную катушку, от всего сердца — чтобы ни у кого не осталось сомнений в моей виновности. Ведь тогда можно, как говорится, «выйти сухим из воды».

Глупец! — отрезвляет его Тора. — Ты думал всех перехитрить, на самом же деле, проявил невиданную глупость. Ведь приговор земного суда, как написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 43), каким бы тяжким он не был — очистит тебя, оплатит все счета здесь, в земном мире и позволит войти в Будущий мир. Но если земной суд тебя не осудит, если ты хитростью избежишь приговора — тобой займется Небесный Суд. И тут уж пощады — не жди. Как сказано: «…не простит Всевышний такого человека, возгорится Гнев и Ярость Его на него».

Гнев и Ярость Всевышнего — в тысячи раз страшнее самого сурового приговора Сангедрина. Грешил «на полную катушку», творил зло «от всего сердца» — вот и получишь сполна… 

на основе комментариев Абарбанеля

(раби Дон Абарбанель, великий раввин и государственный деятель, предводитель испанского еврейства, вторая половина 15-го века)

и раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — Каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов,

под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак,

вторая половина 19-го века – первая половина 20-го вв.)

 

 

 4. Какое оно, последнее поколение?

 

В нашей недельной главе есть такое предсказание: «И скажет последнее поколение, ваши сыновья, которые придут после вас, и чужеземец, который придет из дальней страны. И увидят они бедствия той страны... И скажут: За что Всевышний так поступил с этой страной?» (Дварим, гл. 29, ст. 21, 23).

Теперь мы уже знаем, как зовут чужеземца, и что это за последнее поколение. Но обо всем — по порядку.

В Талмуде (трактат Гитин, лист 56) рассказывается о том, как римский император  подошел со своей армией к стенам Иерусалима. И хотя военной мощи у него было достаточно, чтобы захватить и уничтожить город — он все же решил прежде получить знамение.

Император  выпустил четыре стрелы в направлении четырех сторон света. Все они были подхвачены внезапно возникшим ветром и вброшены в пределы города.

Чем не знамение?

Но царю показалось этого мало.

Тогда мимо него прошел еврейский мальчик. Он возвращался домой из хедера (еврейское начальное учебное заведение) и каким-то чудом оказался посреди лагеря римских легионеров. 

— Скажи мне, что ты сегодня учил, — спросил, окликнув мальчика, император.

— Фрагмент из пророков, — ответил ребенок. — Тот, где сказано: «И отдам месть Мою над Эдомом (Римом) в руку народа Моего, Израиля» (Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 25, ст. 14).

Значит, Всевышний хочет разрушить Свой город, — рассудил римский царь, — а меня Он, похоже, избрал инструментом для этого, стенобитным орудием. А в будущем меня и мой народ ждет месть…

Император не пожелал становиться «стенобитным орудием». Он отослал войско назад, в Рим, а сам принял гиюр (присоединился к еврейскому народу).

 То был император Нерон.

Потомком Нерона стал величайший мудрец раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны; 2-й век). Может, в этом и заключалась самая большая месть — из ненавистников вышел один из столпов Торы?

Намек на это, кстати сказать, тоже содержится в нашем отрывке.

Чужеземец (на иврите — нохри) — это Нерон. И он придет из дальней страны.

Если же соединить первые буквы слов фразы (естественно, в оригинале) — «который придет из дальней страны», эти буквы сложатся в имя Меир. И тут, скорее всего, подразумевается раби Меир, потомок чужеземца Нерона. 

Теперь — о последнем поколении. Какое оно?

Это — поколение, которое задастся вопросом: «За что Всевышний так поступил с этой страной?» и которое осознает, что причина этому — «За то, что оставили завет Всевышнего, Всевышнего и их отцов» (Дварим, гл. 29, ст. 24).

Такое поколение станет последним поколением галута (изгнания) и первым поколением геулы (освобождения). Да наступит она в скорости, в наши дни!

на основе комментариев рава Хаима Виталя

(Эрец Исраэль, вторая половина 16-го – начало 17-го вв.)

и рава Шломо бен Дов Цви Рабиновича из Радомска

(автор книги «Теферет Шломо», Польша, 1800-1866 гг.)

 

5. Седины юнца

 

Написано в нашей недельной главе: «Но очень близко к тебе это слово: на твоих устах  оно и в сердце твоем, чтобы его исполнять» (Дварим, гл. 30, ст. 14).

Слова Торы не должны быть чем-то внешним для человека, — наставляют нас Учителя, — каким-то посторонним звуком. Они должны стать его внутренним наполнением, его внутренней сущностью. Как сказано: «Но очень близко к тебе это слово».

И не нужно искать им другого применения. Оно прямо указано в тексте Торы в словах — «на твоих устах они и в сердце твоем».

Сначала, обратите внимание, сказано — «на устах». И уже потом — «в сердце».

Почему же в данном случае уста «опережают» сердце?

Да, потому, что сердце может пробудиться, когда уста произнесут молитву и слова Торы в процессе ее изучения. Без молитвы и учебы сердце — не разбудить.

Рассказывают, что однажды к раби Исраэлю Хагеру (глава Вижницких хасидов) пришел жених накануне свадьбы и попросил благословения.

— Желаю тебе доброй седины, — сказал ему ребе.

— Но ведь я еще молод, — удивился жених, услышав такую бераху (благословение). — У меня пока нет ни одного седого волоса!

Дело не в цвете волос, — терпеливо объяснил жениху раввин. — Слово «седина» (на иврите — сейва), состоит из букв «шин», «йуд», «бет» и «hей». Шин — это шефа (изобилие), бетбераха, а hейhацлаха (удача). Таким образом, я пожелал тебе, чтобы изобилие, благословение и удача постоянно сопровождали тебя на протяжении всей жизни.

— А «йуд»? — напомнил жених. — Вы ничего не сказали об этой букве, которая тоже есть в слове сейва.

— Йуд — это еврей (на идиш — юд или йид и пишется так же как йуд). Чтобы удостоится этих благословений, нужно быть благочестивым евреем. И этого ты должен достичь сам. Пусть «йуд» (еврейство) станет твоей внутренней сущностью, твоим внутренним наполнением. Тогда йуд, что внутри тебя, дополнит эту недостающую букву в слове «сейва», и все берахот (благословения) — непременно реализуются.

на основе комментария рава Исраэля Хагера

(глава Вижницких хасидов, автор книги «Аhават Исраэль»;

род. в 1945 г. в Тель-Авиве)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Ницавим»

Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 - гл. 30, ст. 20

Почему глава так называется?

В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».

Стоите перед... переводится на иврит одним словом — ницавим.

Обсуждение главы Ницавим

1. Те, кто есть, и те, кого нет

Всевышний уточняет, что Тора и заповеди адресованы не только поколению пустыни или поколениям Эрец Исраэль (Земли Израиля), но — ко всем евреям и во все времена. Об этом читаем: «И не только с вами я заключаю этот завет и этот договор, скрепленный клятвой. Но с тем, кто стоит здесь с нами сегодня перед Всевышним, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня» (Дварим, гл. 29, ст. 13-14).

Употребленное в нашем фрагменте выражение «с тем, кого сегодня нет», — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — подразумевает не отсутствующих по каким-то «уважительным» причинам, но — тех, кто еще не родился. То есть — грядущие поколения.

По этому поводу и возникает вопрос: разве можно заключить клятвенный договор с теми, кто еще не родился?

В Мидраше (Танхума на книгу Дварим, гл. 3) сказано, что все души, которые когда-либо спустятся в материальный мир в момент заключения Завета с Творцом стояли перед Ним.

На это намекает и наш фрагмент, если к нему приглядеться внимательнее. В нем мы читаем: «…с тем, кто стоит здесь с нами сегодня перед Всевышним, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня». То есть написано, что — нет с нами, но не сказано, что нет перед Всевышним. Потому что те души, которых при заключении завета не было «с нами» — все равно стояли тогда «перед Всевышним». Души, не занятые выполнением миссии в материальном мире, стоят под Троном Славы Всевышнего (на иврите кисе hа-кавод) вместе с малахим (множественное число от слова малах, что в условном переводе означает — «ангел»), которые так и называются — «стоя́щие».

И в Танахе написано: «Если путями Моими ходить будешь... то и Я дам тебе ходить между стоящими этими» (книга пророка Захарии, гл. 3, ст. 7).

Речь здесь идет, — объясняет Радак (рав Давид Кимхи; известный комментатор Танаха, Испания, конец 12-го века), — о душе, находящейся среди малахим.

Точно так же, среди малахим, среди «стоящих» находятся души, покинувшие тела, или — еще не вселившиеся в тела.

Но разве можно заключить клятвенный договор с душой?

В Талмуде (трактат Нида, лист 30) говорится, что перед рождением человека, за день до появления его на свет, заклинают душу его — чтобы он был праведником и не стал злодеем. Возможно, основание для этой клятвы — завет, о котором сказано в нашей недельной главе.

Следует обратить внимание и на то, что в нашем фрагменте упоминается и завет и клятвенный договор.

В этом кроется особый смысл. В продолжение нашего фрагмента, Тора напоминает нам: «Ведь вы знаете, как жили мы в стране Египетской» (Дварим, гл. 29, ст. 15).

Как же мы там жили?

Жили в рабстве, в тяжелом, беспросветном рабстве у фараона. Всевышний выкупил нас из египетского рабства — с условием, что мы примем Тору и будем исполнять заповеди. Об этом свидетельствует клятвенный договор.

Но почему будущие поколения, родившиеся уже после этого, когда ни от фараона, ни от его могучей империи и следа не осталось — тоже должны исполнять заповеди?

Ответ в Торе дается такой: потому что Всевышний распространил и на них Свой завет.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Незнание Торы не освобождает от ответственности

 

В Торе дается предупреждение о том, что злодей не должен думать, что, осуществляя свои злодейства, он может процветать. Об этом читаем: «И будет: когда услышит слова этой клятвы, и благословится в сердце своем, говоря: Мир будет мне, когда по произволу сердца моего ходить буду» (Дварим, гл. 29, ст. 18).

Всевышний заключил завет с сынами Израиля. Он перечислил наказания, которые получат те, кто нарушит заповеди.

Так разве может быть, чтобы кто-то, услышав обо всех этих карах, подумал про себя: «как здорово, что Всевышний сурово наказывает за прегрешения»? Мне-то, дескать, Он ничего не сделает. Со мной-то точно все будет в порядке, даже если я что-то натворю.

Едва ли кто-то способен подумать так в сердце своем. Скорее, наоборот — узнав об ужасных бедах, уготованных злодеям, человек испугается и лишний раз хорошенько подумает, прежде чем совершать зло.

Почему же в Торе говорится — «благословится в сердце своем»?

Многие бедствия, назначенные за злодеяния и преступления, описаны в предыдущей недельной главе — в главе Ки Таво. Там, кроме всего прочего, сказано: «Также и всякую болезнь и несчастья, о которых не написано в книге Учения этого, обрушит на тебя Всевышний» (Дварим, гл. 28, ст. 61).

Выходит, есть наказания и проклятия, записанные в Торе.

Так, например, в той же недельной главе Ки Таво перечислены 98 проклятий за нарушение заповедей Торы. Однако есть и такие, «о которых (как указывается в тексте Торы) не написано в книге Учения этого». Например — смерть праведников. 

Возникает вопрос: если наказание смертью праведников не входит в число 98-и проклятий и вообще не записано в тексте завета, откуда тогда мы о нем знаем?

Из объяснения Учителей, из Устной Торы.

Теперь мы можем лучше разобраться в тексте нашего фрагмента — «И будет: когда услышит слова этой клятвы…».

Обратите внимание, что написано — «услышит», а не прочитает. Значит, здесь речь идет не о Письменной Торе, но — о Торе Устной.

То есть злодей не прочел тексты 98 проклятий и ничего не знает о них. Он лишь слышал устные объяснения Учителей о том, что «не написано в книге Учения этого» — о смерти праведников. 

Известно, что изучение Письменной Торы в отрыве от Устной — неминуемо приводит к ошибочным выводам. Впрочем то же самое можно сказать и в отношении Устной Торы, смысл которой нельзя понять без Письменной Торы.

Злодей, не знакомый с Письменной Торой, узнает из Устной, что Всевышний за ошибки поколения — забирает праведников. Смерть праведника искупает преступления всего поколения.

— Отлично, — может подумать злодей. — Со мной ничего плохого не случится. За мои преступления Всевышний накажет праведника. Праведник — умрет, а я и впредь буду «ходить по произволу сердца моего».

Но не тут то было!

Незнание законов Торы — не освобождает от ответственности. Незнание Письменной Торы не убережет от записанных в ней проклятий. Всевышний пошлет наказания на голову злодея, а праведник останется жив. Ведь ему уже незачем искупать поколение. Это за него сделал злодей.  

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

3. Думал про себя, что хитрец, оказалось — глупец

 

Злодеи бывают жестокими, бывают — хитрыми. О таком «хитреце» (точнее — о его надеждах, что ему удастся схитрить) и говорится в нашей недельной главе — там, где написано: «Мир будет мне, когда по произволу сердца моего ходить буду» (Дварим, гл. 29, ст. 18).

В чем же его хитрость, на что расчет?

Вот поля и огороды, засеянные разным добром, — рассуждает злодей. — Все они нуждаются в дожде. Ведь без влаги урожай — погибнет. Но вот среди них затесалось одно поле, которое хозяин не засеял, оставив его пода парами. Этому полю не нужен дождь. Но когда Всевышний посылает дождь жаждущей влаги земле — живительная вода попадает и на незасеянное поле.

А теперь возьмем, к примеру, меня, — продолжает размышлять злодей. — Не стану оспаривать, что я, конечно же — злодей. Но евреи вкруг меня, куда ни плюнь — всюду праведники. Всевышний, несомненно, не обделит их Своей Милостью. А когда будет посылать им блага — то и мне обязательно перепадет.

Так думал молодой повеса, по совместительству — злодей.

Но текст Торы расстраивает все его планы.

Прочтите, уже в следующей фразе раскрывается его замысел и дается суровое предупреждение: «Не простит Всевышний такого человека, возгорится Гнев и Ярость Его на него» (Дварим, гл. 29, ст. 19).

Иными словами, даже если на всех вокруг благодатным дождем прольются с Небес благословения — тот, кто заслужил проклятия, проклятия с получит.

Поэтому не надейтесь отсидеться за спинами праведников и насытиться крошками их пирога. Злодеи, как бы ни исхитрялись — не смогут избежать наказания. Всевышний отыщет каждого и с каждого взыщет. Ответственность будут нести они — индивидуально. Поэтому и сказано в форме единственного числа: «…не простит Всевышний такого человека».

Другой злодей подумает: «ну ладно, не вышло с наградой, не получу я ее за счет праведников — но хотя бы наказания за свои преступления сумею избежать. Ведь сказано в Талмуде (трактат Санhедрин, лист 17) — а злодеи нередко неплохо в Талмуде разбираются — что в тех случаях, когда весь Сангедрин (Высший раввинский суд) единогласно осудит преступника, и ни один судья не найдет, что сказать в его защиту — подсудимый будет освобожден от наказания. 

Вот и чудненько! — решит в сердце своем злодей, полагая, что нашел отличную лазейку, позволяющую преступать закон и при этом не нести за свои проступки никакого наказания. Нужно только злодействовать на полную катушку, от всего сердца — чтобы ни у кого не осталось сомнений в моей виновности. Ведь тогда можно, как говорится, «выйти сухим из воды».

Глупец! — отрезвляет его Тора. — Ты думал всех перехитрить, на самом же деле, проявил невиданную глупость. Ведь приговор земного суда, как написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 43), каким бы тяжким он не был — очистит тебя, оплатит все счета здесь, в земном мире и позволит войти в Будущий мир. Но если земной суд тебя не осудит, если ты хитростью избежишь приговора — тобой займется Небесный Суд. И тут уж пощады — не жди. Как сказано: «…не простит Всевышний такого человека, возгорится Гнев и Ярость Его на него».

Гнев и Ярость Всевышнего — в тысячи раз страшнее самого сурового приговора Сангедрина. Грешил «на полную катушку», творил зло «от всего сердца» — вот и получишь сполна… 

на основе комментариев Абарбанеля

(раби Дон Абарбанель, великий раввин и государственный деятель, предводитель испанского еврейства, вторая половина 15-го века)

и раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — Каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов,

под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак,

вторая половина 19-го века – первая половина 20-го вв.)

 

 

 4. Какое оно, последнее поколение?

 

В нашей недельной главе есть такое предсказание: «И скажет последнее поколение, ваши сыновья, которые придут после вас, и чужеземец, который придет из дальней страны. И увидят они бедствия той страны... И скажут: За что Всевышний так поступил с этой страной?» (Дварим, гл. 29, ст. 21, 23).

Теперь мы уже знаем, как зовут чужеземца, и что это за последнее поколение. Но обо всем — по порядку.

В Талмуде (трактат Гитин, лист 56) рассказывается о том, как римский император  подошел со своей армией к стенам Иерусалима. И хотя военной мощи у него было достаточно, чтобы захватить и уничтожить город — он все же решил прежде получить знамение.

Император  выпустил четыре стрелы в направлении четырех сторон света. Все они были подхвачены внезапно возникшим ветром и вброшены в пределы города.

Чем не знамение?

Но царю показалось этого мало.

Тогда мимо него прошел еврейский мальчик. Он возвращался домой из хедера (еврейское начальное учебное заведение) и каким-то чудом оказался посреди лагеря римских легионеров. 

— Скажи мне, что ты сегодня учил, — спросил, окликнув мальчика, император.

— Фрагмент из пророков, — ответил ребенок. — Тот, где сказано: «И отдам месть Мою над Эдомом (Римом) в руку народа Моего, Израиля» (Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 25, ст. 14).

Значит, Всевышний хочет разрушить Свой город, — рассудил римский царь, — а меня Он, похоже, избрал инструментом для этого, стенобитным орудием. А в будущем меня и мой народ ждет месть…

Император не пожелал становиться «стенобитным орудием». Он отослал войско назад, в Рим, а сам принял гиюр (присоединился к еврейскому народу).

 То был император Нерон.

Потомком Нерона стал величайший мудрец раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны; 2-й век). Может, в этом и заключалась самая большая месть — из ненавистников вышел один из столпов Торы?

Намек на это, кстати сказать, тоже содержится в нашем отрывке.

Чужеземец (на иврите — нохри) — это Нерон. И он придет из дальней страны.

Если же соединить первые буквы слов фразы (естественно, в оригинале) — «который придет из дальней страны», эти буквы сложатся в имя Меир. И тут, скорее всего, подразумевается раби Меир, потомок чужеземца Нерона. 

Теперь — о последнем поколении. Какое оно?

Это — поколение, которое задастся вопросом: «За что Всевышний так поступил с этой страной?» и которое осознает, что причина этому — «За то, что оставили завет Всевышнего, Всевышнего и их отцов» (Дварим, гл. 29, ст. 24).

Такое поколение станет последним поколением галута (изгнания) и первым поколением геулы (освобождения). Да наступит она в скорости, в наши дни!

на основе комментариев рава Хаима Виталя

(Эрец Исраэль, вторая половина 16-го – начало 17-го вв.)

и рава Шломо бен Дов Цви Рабиновича из Радомска

(автор книги «Теферет Шломо», Польша, 1800-1866 гг.)

 

5. Седины юнца

 

Написано в нашей недельной главе: «Но очень близко к тебе это слово: на твоих устах  оно и в сердце твоем, чтобы его исполнять» (Дварим, гл. 30, ст. 14).

Слова Торы не должны быть чем-то внешним для человека, — наставляют нас Учителя, — каким-то посторонним звуком. Они должны стать его внутренним наполнением, его внутренней сущностью. Как сказано: «Но очень близко к тебе это слово».

И не нужно искать им другого применения. Оно прямо указано в тексте Торы в словах — «на твоих устах они и в сердце твоем».

Сначала, обратите внимание, сказано — «на устах». И уже потом — «в сердце».

Почему же в данном случае уста «опережают» сердце?

Да, потому, что сердце может пробудиться, когда уста произнесут молитву и слова Торы в процессе ее изучения. Без молитвы и учебы сердце — не разбудить.

Рассказывают, что однажды к раби Исраэлю Хагеру (глава Вижницких хасидов) пришел жених накануне свадьбы и попросил благословения.

— Желаю тебе доброй седины, — сказал ему ребе.

— Но ведь я еще молод, — удивился жених, услышав такую бераху (благословение). — У меня пока нет ни одного седого волоса!

Дело не в цвете волос, — терпеливо объяснил жениху раввин. — Слово «седина» (на иврите — сейва), состоит из букв «шин», «йуд», «бет» и «hей». Шин — это шефа (изобилие), бетбераха, а hейhацлаха (удача). Таким образом, я пожелал тебе, чтобы изобилие, благословение и удача постоянно сопровождали тебя на протяжении всей жизни.

— А «йуд»? — напомнил жених. — Вы ничего не сказали об этой букве, которая тоже есть в слове сейва.

— Йуд — это еврей (на идиш — юд или йид и пишется так же как йуд). Чтобы удостоится этих благословений, нужно быть благочестивым евреем. И этого ты должен достичь сам. Пусть «йуд» (еврейство) станет твоей внутренней сущностью, твоим внутренним наполнением. Тогда йуд, что внутри тебя, дополнит эту недостающую букву в слове «сейва», и все берахот (благословения) — непременно реализуются.

на основе комментария рава Исраэля Хагера

(глава Вижницких хасидов, автор книги «Аhават Исраэль»;

род. в 1945 г. в Тель-Авиве)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Дочь взяла второе имя. Хотим по этому поводу сделать в синагоге Кидуш…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля