ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 1

ГЛАВА «РЕЭ»

Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.

Почему она так называется?

По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (браха) или проклятие (клала)...».

Смотри на иврите — реэ.

Обсуждение главы Реэ

1.Гарантии и гаранты

Наша недельная глава начинается словами: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).

На первый взгляд, в этой фразе как будто бы есть некое грамматическое несоответствие. Обращение (глагол «смотри») стоит в единственном числе, и тут же употреблено — множественное («вам»).

Глагол «смотри» в повелительной форме и единственном числе, — объясняют в Талмуде (трактат Кидушин, лист 40) Учителя, — подчеркивает в данном случае, что Всевышний обращается к каждому еврею в отдельности, предостерегая от опрометчивых поступков. Ибо от поступков каждого из нас зависит не только судьба одного человека, но и — судьбы мира. То есть — человек должен рассматривать систему мироздания, как будто в отношении нее, половина доводов свидетельствует в пользу обвинительного приговора, половина — в пользу оправдательного. И его поступок либо склонит чашу весов в сторону обвинения, либо — спасет и его самого и весь мир.

Далее в нашей недельной главе говорится о благословении на горе Гризим и проклятии на горе Эйваль. Как сказано: «Когда Всевышний приведет тебя в страну... то дашь благословение на горе Гризим, а проклятие — на горе Эйваль» (Дварим, гл. 11, ст. 29).

Здесь написано — «вам», то есть — вся община может понести наказание за неправильное поведение одного из ее членов. Евреи стали друг другу — гарантами, и община приняла на себя ответственность за поступки каждого индивидуума.

Мы выяснили, почему в рассматриваемом нами фрагменте — «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26), слово «смотри» употребляется в единственном числе. Но остается вопрос: для чего оно вообще здесь используется? Ведь можно было сказать: «Я даю вам сегодня...».

Есть такое выражение: «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». И в самом деле — визуальное восприятие человека гораздо сильнее звукового. 

Царю Шломо принадлежит высказывание: лучше войти в дом скорби, чем в дом пиршества, ибо таков конец каждого, и живой должен это почувствовать (Танах, книга Коэлет, гл. 7, ст. 2). 

Разве кому-то не известно, что он когда-нибудь умрет? Неужели, чтобы это понять, нужно оказаться в «доме скорби»?

Просто узнать откуда-то, и видеть собственными глазами — не одно и то же.

Поэтому написано в Торе именно — «смотри». Если человек постоянно будет видеть перед собой благословение и проклятье Всевышнего — можно быть уверенным, что этот человек будет тщательно обдумывать каждый свой шаг, каждый поступок.

Как-то один молодой хасид стоял невдалеке от раби Ицхака-Меира Альтера (основатель движения Гурских хасидов; широко известен под именем Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша) и пристально всматривался в его лицо в течение длительного времени.

— Почему ты измеряешь меня глазами? — спросил раби Альтер.

— В своем комментарии на начало недельной главы Реэ, — ответил молодой хасид, — Ор hа-Хаим (раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века) пишет, что, евреи, когда всматривались в Моше — им сопутствовало благословение. И я понял: если пристально всматриваться в праведника — можно удостоиться берахи (благословения)...

— Но ведь сказано в Танахе (книга пророка Йишаи, гл. 60, ст. 21): «И народ твой — все праведники». Значит, ты тоже — праведник, — улыбнулся Хидушей hа-Рим. — Так что, вглядывайся в себя!..

на основе комментариев рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»;

конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Беларусь — Эрец Исраэль) и

раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; широко известен под именем Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим;

конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша)

2. Награда за исполнение заповедей — благословение еще сегодня

Написано в нашей недельной главе: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение...» (Дварим, гл. 11, ст. 26).

Возникает вопрос: почему в Торе подчеркивается, что Всевышний именно «сегодня» дает благословение? В нашем мире нет награды за исполнение заповедей. 

Но ведь, есть обязанность рассчитаться с работником в тот же день. Нельзя задерживать зарплату. 

Это — при условии, что заказчик работ, лично, сам нанял работника. Но, если на работу его принял посредник — этот закон не имеет силы.

Тора, как известно, была дана еврейскому народу через Моше. Поэтому, Творец не обязан немедленно давать награду за исполнение заповедей. 

Но первые две заповеди евреи все же слышали непосредственно от самого Всевышнего. Значит, еще при жизни сыны Израиля имеют право на награду за их исполнение. 

Об этом и говорится в рассматриваемом нами отрывке. 

Заповеди, которые евреи слышали от Всевышнего, начинаются словом «анохи» (Я). Это слово Тора использует и в начале нашей главы: «Смотри, Я...". 

Следовательно, и в нашем фрагменте подразумеваются заповеди, за выполнение которых уже «сегодня», в земном мире, можно получить награду-благословение.

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 175) обсуждается ситуация, когда в документе записано, что одна из сторон обязана сделать то-то и то-то — «сегодня». Но дата — не указана. Возникает вопрос: как это понимать? Это — день, когда документ был составлен, или же — день, когда он будет предъявлен в суде?

Рассматриваемый нами отрывок в определенной мере подобен такому документу. 

В тексте Торы читаем: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, чтобы соблюдали вы заповеди Всевышнего... И проклятие, если не будете соблюдать их» (Дварим, гл. 11, ст. 26-28).

С одной стороны, сыны Израиля обязались соблюдать законы Торы, и в случае нарушения могут навлечь на себя проклятие. С другой стороны, Всевышний обязался благословить их за исполнение заповедей. 

Дата и в этом «документе» (в Торе) — не указана. Но написано: «сегодня».

Спрашивается: под словом «сегодня» следует понимать день составления этого «документа» или — день суда над человеком, который нарушит взятое на себя обязательство?

Человек прямо сейчас, конечно же, не может отвечать за то, что должно произойти в будущем. Никто не знает заранее, какую ошибку он совершит, где споткнется. Поэтому и невозможно определить себе наказание на будущее. Значит, слово «сегодня» в контексте нашего фрагмента не может «фиксировать» день составления документа (получения Торы). Ведь на тот момент, соглашаясь принять Тору, мы еще не знали, какие нарушения можем совершить. Остается одно: слово «сегодня» подразумевает — День Суда.

С другой стороны, Всевышний, согласно этому «документу», взял на себя обязательство одарить Своим благословением тех, кто проявляет усердие в соблюдении заповедей.

Творцу все — открыто, ему все — известно. Поэтому, для Него «сегодня» — день «подписания документа» (день дарования Торы). Следовательно, и благословение начинает действовать с того самого дня. Но проклятие — только тогда, когда человек совершит нарушение, и Небеса осудят его...

на основе комментариев рава Авраама-Иегошуа Гешеля

(автор книги Ханукат hа-Тора, 1596-1663 гг., Краков)

И Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века — первая половина 19-го,

Братислава, Словакия)

3. Гордость и скромность

Как-то во время субботней трапезы раби Меир из Перемышлян обратил внимание, что один гость, хоть все и сидели за столом на одинаковых стульях — старался казаться «выше» остальных присутствующих. Нет, он не пытался взгромоздиться на спинку стула, но во всем его поведении, жестах, мимике, манере говорить, сквозила неприкрытая гордость.

Тогда раби Меир начал разъяснять отрывок из недельной главы Реэ, в котором сказано: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, если будете слушать заповеди Всевышнего. И проклятие, если не будете соблюдать заповеди Творца» (Дварим, гл. 11, ст. 26-28).

За стремление к возвышению, возвеличиванию, — говорил он, — человек может заслужить благословение, но может получить и проклятие.

Благословение — если он стремится возвыситься духовно ради служения Творцу. Как сказано о праведном иудейском царе Йеошафате: «И возвысилось сердце его на путях Всевышнего» (вторая книга Диврей hа-Ямим — «Хроника дней», гл. 17, ст. 6).

Проклятие — если человек старается возвысить себя над другими людьми, теша собственное «эго». Как написано: «И проклятие — если не будете соблюдать заповеди (не будете послушны заповедям) Творца».

Сам раби Меир из Перемышлян, стараясь избежать развития в себе эгоизма — никогда не произносил местоимение «я» и говорил о себе в третьем лице: например, «Меир пойдет» и т.д.. Как будто бы речь шла о ком-то постороннем. Он был настолько скромен, что не считал себя значимой фигурой.

Однажды он сказал, что «Меиру» следует быть скромным и проявлять смирение перед Творцом. Потому что Всевышний — Властелин мира, который был, есть и будет. А Меир… Его не было и — не будет. Да и сейчас — кто он такой?!

Как-то раз, рано утром к раби Меиру приехал еврей из деревни, чтобы посоветоваться и получить благословение. Этот крестьянин хотел тут же, прямиком пройти к раби Меиру в кабинет. Секретарь раби попытался остановить его и объяснить, что раввин сейчас готовится к утренней молитве, а посетителей будет принимать — после молитвы. Но приезжий слушать ничего не хотел и стал кричать, что приехал издалека, что у него еще много дел, и ждать ему некогда…

Услышав шум, раби Меир выглянул из своего кабинета. Еврей тут же воспользовался возможностью, бросился к нему и начал рассказывать о своих проблемах.

Раби Меир пригласил его в свою комнату и долго беседовал с ним. Наступило время молитвы, но посетитель не собирался уходить. Он говорил и говорил о своей жизни, спрашивал, как ему поступить в такой-то и такой-то ситуации. Раввины не торопил гостя, терпеливо его выслушивал.

Наконец, посетитель вспомнил о своих делах и засобирался в дорогу. Но и после его ухода рабби не спешил молиться. Он еще долго оставался в своей комнате, погруженный в раздумья. Но затем, все же отправился в синагогу. 

За обедом раби Меир рассказал своим домашним, что сегодня ему было очень трудно приступить к молитве. 

— Меир не начинает молиться, пока не убедится, что является ничтожнейшим из всех созданий в этом мире, — объяснял он. — Но сегодня с утра к Меиру пришел еврей из деревни и поведал, что разводит свиней. Как ни старался Меир, он так и не смог убедить себя, что находится ниже еврея, совершенно не стыдящегося того, что зарабатывает на свиньях. 

— Но Небеса сжалились над Меиром, — продолжал раби, — и в заслугу его праведных предков направили его мысли в нужном направлении. Ведь если бы Меир был таким же грубым, необразованным земледельцем, погруженным в материальные проблемы, он не только не стыдился бы своего положения, но ему и в голову не пришло бы отправиться к праведнику за советом. И только осознав эту свою ничтожность, Меир смог встать, пойти в синагогу и обратиться с молитвой к Творцу.

на основе комментария раби Меира из Перемышлян

(1760-1850 гг.)

 

4. Запрещено или — разрешено?

 

В тексте нашей недельной главы читаем: «И разбейте их жертвенники... Не делайте подобного Всевышнему» (Дварим, гл. 12, ст. 3-4).

В Мидраше (Сифри на недельную главу Реэ) говорится, что из этого отрывка вытекает и указание, запрещающее разбивать камни мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник» в Храме).

Обсуждая этот запрет, Учителя задаются вопросом: разве кому-то могло прийти в голову, что еврей способен на подобное злодейство? И делают вывод, что здесь, очевидно, подразумевается установление, запрещающее стирать Имя Всевышнего. 

Этот Мидраш поражает своей глубиной и может показаться — загадочным.

Ведь, если, к примеру, найдется еврей, готовый стереть Имя Всевышнего — что помешает другому еврею с «похожими взглядами» — разбить камень мизбеаха

В поисках неочевидной логики этого Мидраша, Учителя в Талмуде (трактат Хуллин, лист 109) находят связь данной проблемы с известным высказыванием мудрецов предыдущих поколений: если Всевышний накладывает на что-то запрет, Он (и только Он Один) может дать на это и — разрешение.

Кроме того, Учителя обнаруживают, что, запрещая нам что-то, Творец параллельно разрешает использовать нечто подобное. Например, в наших законах есть запрет на смешивание мясного с молочным. И вместе с тем, нам разрешается употреблять в пищу коровье вымя…

На основе этого принципа легче понять смысл написанного в Мидраше.

Если речь в процитированном выше фрагменте — «И разбейте их жертвенники... Не делайте подобного Всевышнему» — идет о запрете разбивать камни мизбеаха, то, исходя из логики упомянутого принципа, должно быть и разрешение на нечто подобное.

Но ведь сказано в нашем отрывке: «И разбейте их жертвенники».

Но, нет, эта «параллель» нам со всей очевидностью — не подходит. Ибо тут говорится о языческих жертвенниках (об идолопоклонстве). А жертвенник идолопоклонников, которые нарушают Волю Всевышнего — нельзя уподобить Его мизбеаху.

И получается, что в Мидраше имеется в виду заповедь, запрещающая стирать Имя Всевышнего. 

Но разве в Торе можно отыскать на это разрешение? А если подобного разрешения нигде, ни при каких обстоятельствах в Торе нет, то и предположение, что Мидраш подразумевает именно этот запрет — несостоятельно.

Однако, оказывается, все же есть случай, когда закон Торы — позволяет стереть Имя Творца. Это — процедура проверки соты (замужняя женщина, подозреваемая в супружеской неверности), которая осуществлялась в Храме. Подробнее об этой процедуре — см. на сайте, к примеру, в обзоре листа 6 трактата Талмуда Сота.

То есть, с одной стороны, Тора запрещает стирать имя Всевышнего, но, вместе с тем — в ней записан закон, устанавливающий правила проведения процедуры проверки соты в Храме, в ходе которой может быть стерто Имя Всевышнего. Что дает Учителям основание заключить, что фраза в главе Реэ — «…Не делайте подобного Всевышнему» (Дварим, гл. 12, ст. 4) подразумевает заповедь, запрещающую стирать Имя Всевышнего.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

5. Камень из Западной Стены (Стены Плача)

 

Как-то у одного очень богатого бизнесмена-нееврея тяжело заболела жена. Разочаровавшись в конвенциональной медицине, он стал искать нетрадиционные способы лечения. Кто-то посоветовал ему положить под голову больной небольшой камень из Стены Плача. Бизнесмен тут же позвонил своему израильскому партнеру-еврею и попросил достать для него камень. Тот приехал ночью к Стене Плача и отбил от одного из блоков небольшой кусочек. Когда этот камушек попал к заказчику, он поспешил положить его под голову тяжело больной супруги. И она сразу умерла. 

На еврея, добывшего камень, тут же со всех сторон посыпались беды и несчастья. В отчаянии он решил обратиться к раввину — чтобы узнать, какие нарушения он сдопустил, и каковы пути исправления.

Раввин процитировал ему фрагмент из нашей главы: «И разбейте их жертвенники... Не делайте подобного Всевышнему» (Дварим, гл.12, ст.3-4).

На основании этого отрывка Учителя постановили, что запрещено разрушать или портить, даже небольшой фрагмент синагоги, поскольку синагога — малый Храм Всевышнего (Шулхан Арух, раздел Орах Хаим, гл.152).

В раввинском сборнике вопросов и ответов Диврей Хаим написано, что порча или разрушение того, что предназначено для молитвы Творцу — нарушение запрета Торы. 

Раввин объяснил бизнесмену-еврею, что он совершил и другое нарушение. Западная Стена (в нееврейском мире ее называют Стеной Плача) в современном Иерусалиме — сохранившийся до наших дней фрагмент каменной ограды, которая когда-то была построена на общественные деньги вокруг территории Иерусалимского Храма. Так, что сам факт, что человек отколол и унес кусок камня от этой стены можно расценивать как воровство, что строжайше запрещено Торой.

Кроме того, Западная Стена — достояние всего Израиля. Поэтому порча и нанесение ей какого-либо ущерба, конечно же — противозаконные действия.

В Шулхан Арухе сказано, что на больного запрещается лечить Свитком Торы — нельзя класть Свиток рядом с больным (раздел Йоре Деа, гл. 179). 

Значит, и камнями из храмовой стены лечиться — тоже запрещено.

Камни Западной Стены обладают определенной святостью. Поэтому их нельзя использовать для личных и будничных целей. Сделав это — человек пренебрег возвышенным духовным предназначением данного «объекта» и, по сути — осквернил его.  

Указал раввин и пути исправление.

Камень, — сказал он, — надо вернуть на прежнее место и прикрепить так, чтобы не осталось следов злодеяния.

Поскольку еврей проявил неуважение к святости Стены — он должен теперь приложить усилия и потрудиться на благо синагог и бейт мидрашей (мест изучения Торы). 

Важно также, чтобы он публично рассказал о допущенном им нарушении и о тех бедах, которые стали следствием его необдуманного поступка. Чтобы другие не повторили его ошибку. Как написано: «Научу преступных путям Твоим, и грешники к тебе обратятся» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 51, ст. 15).

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 4) рассказывается, что царь Гордус казнил мудрецов Торы, а потом раскаялся и искал способы исправить содеянное. Тогда сказал ему один из Учителей:

— Убив мудрецов, светочей Торы, ты погасил светильники. Теперь иди и делай все, чтобы зажечь новые…

Тот, кто нанес ущерб Западной Стене, должен внести серьезный вклад в дело распространения Торы — жертвовать средства на написание новых Свитков, поддерживать тех, кто изучает Мудрость Творца...

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

Автор текста Мордехай Вейц

New Page 1

ГЛАВА «РЕЭ»

Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.

Почему она так называется?

По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (браха) или проклятие (клала)...».

Смотри на иврите — реэ.

Обсуждение главы Реэ

1.Гарантии и гаранты

Наша недельная глава начинается словами: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).

На первый взгляд, в этой фразе как будто бы есть некое грамматическое несоответствие. Обращение (глагол «смотри») стоит в единственном числе, и тут же употреблено — множественное («вам»).

Глагол «смотри» в повелительной форме и единственном числе, — объясняют в Талмуде (трактат Кидушин, лист 40) Учителя, — подчеркивает в данном случае, что Всевышний обращается к каждому еврею в отдельности, предостерегая от опрометчивых поступков. Ибо от поступков каждого из нас зависит не только судьба одного человека, но и — судьбы мира. То есть — человек должен рассматривать систему мироздания, как будто в отношении нее, половина доводов свидетельствует в пользу обвинительного приговора, половина — в пользу оправдательного. И его поступок либо склонит чашу весов в сторону обвинения, либо — спасет и его самого и весь мир.

Далее в нашей недельной главе говорится о благословении на горе Гризим и проклятии на горе Эйваль. Как сказано: «Когда Всевышний приведет тебя в страну... то дашь благословение на горе Гризим, а проклятие — на горе Эйваль» (Дварим, гл. 11, ст. 29).

Здесь написано — «вам», то есть — вся община может понести наказание за неправильное поведение одного из ее членов. Евреи стали друг другу — гарантами, и община приняла на себя ответственность за поступки каждого индивидуума.

Мы выяснили, почему в рассматриваемом нами фрагменте — «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26), слово «смотри» употребляется в единственном числе. Но остается вопрос: для чего оно вообще здесь используется? Ведь можно было сказать: «Я даю вам сегодня...».

Есть такое выражение: «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». И в самом деле — визуальное восприятие человека гораздо сильнее звукового. 

Царю Шломо принадлежит высказывание: лучше войти в дом скорби, чем в дом пиршества, ибо таков конец каждого, и живой должен это почувствовать (Танах, книга Коэлет, гл. 7, ст. 2). 

Разве кому-то не известно, что он когда-нибудь умрет? Неужели, чтобы это понять, нужно оказаться в «доме скорби»?

Просто узнать откуда-то, и видеть собственными глазами — не одно и то же.

Поэтому написано в Торе именно — «смотри». Если человек постоянно будет видеть перед собой благословение и проклятье Всевышнего — можно быть уверенным, что этот человек будет тщательно обдумывать каждый свой шаг, каждый поступок.

Как-то один молодой хасид стоял невдалеке от раби Ицхака-Меира Альтера (основатель движения Гурских хасидов; широко известен под именем Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша) и пристально всматривался в его лицо в течение длительного времени.

— Почему ты измеряешь меня глазами? — спросил раби Альтер.

— В своем комментарии на начало недельной главы Реэ, — ответил молодой хасид, — Ор hа-Хаим (раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко – Израиль, первая половина 18-го века) пишет, что, евреи, когда всматривались в Моше — им сопутствовало благословение. И я понял: если пристально всматриваться в праведника — можно удостоиться берахи (благословения)...

— Но ведь сказано в Танахе (книга пророка Йишаи, гл. 60, ст. 21): «И народ твой — все праведники». Значит, ты тоже — праведник, — улыбнулся Хидушей hа-Рим. — Так что, вглядывайся в себя!..

на основе комментариев рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»;

конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Беларусь — Эрец Исраэль) и

раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; широко известен под именем Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим;

конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша)

2. Награда за исполнение заповедей — благословение еще сегодня

Написано в нашей недельной главе: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение...» (Дварим, гл. 11, ст. 26).

Возникает вопрос: почему в Торе подчеркивается, что Всевышний именно «сегодня» дает благословение? В нашем мире нет награды за исполнение заповедей. 

Но ведь, есть обязанность рассчитаться с работником в тот же день. Нельзя задерживать зарплату. 

Это — при условии, что заказчик работ, лично, сам нанял работника. Но, если на работу его принял посредник — этот закон не имеет силы.

Тора, как известно, была дана еврейскому народу через Моше. Поэтому, Творец не обязан немедленно давать награду за исполнение заповедей. 

Но первые две заповеди евреи все же слышали непосредственно от самого Всевышнего. Значит, еще при жизни сыны Израиля имеют право на награду за их исполнение. 

Об этом и говорится в рассматриваемом нами отрывке. 

Заповеди, которые евреи слышали от Всевышнего, начинаются словом «анохи» (Я). Это слово Тора использует и в начале нашей главы: «Смотри, Я...". 

Следовательно, и в нашем фрагменте подразумеваются заповеди, за выполнение которых уже «сегодня», в земном мире, можно получить награду-благословение.

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 175) обсуждается ситуация, когда в документе записано, что одна из сторон обязана сделать то-то и то-то — «сегодня». Но дата — не указана. Возникает вопрос: как это понимать? Это — день, когда документ был составлен, или же — день, когда он будет предъявлен в суде?

Рассматриваемый нами отрывок в определенной мере подобен такому документу. 

В тексте Торы читаем: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, чтобы соблюдали вы заповеди Всевышнего... И проклятие, если не будете соблюдать их» (Дварим, гл. 11, ст. 26-28).

С одной стороны, сыны Израиля обязались соблюдать законы Торы, и в случае нарушения могут навлечь на себя проклятие. С другой стороны, Всевышний обязался благословить их за исполнение заповедей. 

Дата и в этом «документе» (в Торе) — не указана. Но написано: «сегодня».

Спрашивается: под словом «сегодня» следует понимать день составления этого «документа» или — день суда над человеком, который нарушит взятое на себя обязательство?

Человек прямо сейчас, конечно же, не может отвечать за то, что должно произойти в будущем. Никто не знает заранее, какую ошибку он совершит, где споткнется. Поэтому и невозможно определить себе наказание на будущее. Значит, слово «сегодня» в контексте нашего фрагмента не может «фиксировать» день составления документа (получения Торы). Ведь на тот момент, соглашаясь принять Тору, мы еще не знали, какие нарушения можем совершить. Остается одно: слово «сегодня» подразумевает — День Суда.

С другой стороны, Всевышний, согласно этому «документу», взял на себя обязательство одарить Своим благословением тех, кто проявляет усердие в соблюдении заповедей.

Творцу все — открыто, ему все — известно. Поэтому, для Него «сегодня» — день «подписания документа» (день дарования Торы). Следовательно, и благословение начинает действовать с того самого дня. Но проклятие — только тогда, когда человек совершит нарушение, и Небеса осудят его...

на основе комментариев рава Авраама-Иегошуа Гешеля

(автор книги Ханукат hа-Тора, 1596-1663 гг., Краков)

И Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века — первая половина 19-го,

Братислава, Словакия)

3. Гордость и скромность

Как-то во время субботней трапезы раби Меир из Перемышлян обратил внимание, что один гость, хоть все и сидели за столом на одинаковых стульях — старался казаться «выше» остальных присутствующих. Нет, он не пытался взгромоздиться на спинку стула, но во всем его поведении, жестах, мимике, манере говорить, сквозила неприкрытая гордость.

Тогда раби Меир начал разъяснять отрывок из недельной главы Реэ, в котором сказано: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, если будете слушать заповеди Всевышнего. И проклятие, если не будете соблюдать заповеди Творца» (Дварим, гл. 11, ст. 26-28).

За стремление к возвышению, возвеличиванию, — говорил он, — человек может заслужить благословение, но может получить и проклятие.

Благословение — если он стремится возвыситься духовно ради служения Творцу. Как сказано о праведном иудейском царе Йеошафате: «И возвысилось сердце его на путях Всевышнего» (вторая книга Диврей hа-Ямим — «Хроника дней», гл. 17, ст. 6).

Проклятие — если человек старается возвысить себя над другими людьми, теша собственное «эго». Как написано: «И проклятие — если не будете соблюдать заповеди (не будете послушны заповедям) Творца».

Сам раби Меир из Перемышлян, стараясь избежать развития в себе эгоизма — никогда не произносил местоимение «я» и говорил о себе в третьем лице: например, «Меир пойдет» и т.д.. Как будто бы речь шла о ком-то постороннем. Он был настолько скромен, что не считал себя значимой фигурой.

Однажды он сказал, что «Меиру» следует быть скромным и проявлять смирение перед Творцом. Потому что Всевышний — Властелин мира, который был, есть и будет. А Меир… Его не было и — не будет. Да и сейчас — кто он такой?!

Как-то раз, рано утром к раби Меиру приехал еврей из деревни, чтобы посоветоваться и получить благословение. Этот крестьянин хотел тут же, прямиком пройти к раби Меиру в кабинет. Секретарь раби попытался остановить его и объяснить, что раввин сейчас готовится к утренней молитве, а посетителей будет принимать — после молитвы. Но приезжий слушать ничего не хотел и стал кричать, что приехал издалека, что у него еще много дел, и ждать ему некогда…

Услышав шум, раби Меир выглянул из своего кабинета. Еврей тут же воспользовался возможностью, бросился к нему и начал рассказывать о своих проблемах.

Раби Меир пригласил его в свою комнату и долго беседовал с ним. Наступило время молитвы, но посетитель не собирался уходить. Он говорил и говорил о своей жизни, спрашивал, как ему поступить в такой-то и такой-то ситуации. Раввины не торопил гостя, терпеливо его выслушивал.

Наконец, посетитель вспомнил о своих делах и засобирался в дорогу. Но и после его ухода рабби не спешил молиться. Он еще долго оставался в своей комнате, погруженный в раздумья. Но затем, все же отправился в синагогу. 

За обедом раби Меир рассказал своим домашним, что сегодня ему было очень трудно приступить к молитве. 

— Меир не начинает молиться, пока не убедится, что является ничтожнейшим из всех созданий в этом мире, — объяснял он. — Но сегодня с утра к Меиру пришел еврей из деревни и поведал, что разводит свиней. Как ни старался Меир, он так и не смог убедить себя, что находится ниже еврея, совершенно не стыдящегося того, что зарабатывает на свиньях. 

— Но Небеса сжалились над Меиром, — продолжал раби, — и в заслугу его праведных предков направили его мысли в нужном направлении. Ведь если бы Меир был таким же грубым, необразованным земледельцем, погруженным в материальные проблемы, он не только не стыдился бы своего положения, но ему и в голову не пришло бы отправиться к праведнику за советом. И только осознав эту свою ничтожность, Меир смог встать, пойти в синагогу и обратиться с молитвой к Творцу.

на основе комментария раби Меира из Перемышлян

(1760-1850 гг.)

 

4. Запрещено или — разрешено?

 

В тексте нашей недельной главы читаем: «И разбейте их жертвенники... Не делайте подобного Всевышнему» (Дварим, гл. 12, ст. 3-4).

В Мидраше (Сифри на недельную главу Реэ) говорится, что из этого отрывка вытекает и указание, запрещающее разбивать камни мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник» в Храме).

Обсуждая этот запрет, Учителя задаются вопросом: разве кому-то могло прийти в голову, что еврей способен на подобное злодейство? И делают вывод, что здесь, очевидно, подразумевается установление, запрещающее стирать Имя Всевышнего. 

Этот Мидраш поражает своей глубиной и может показаться — загадочным.

Ведь, если, к примеру, найдется еврей, готовый стереть Имя Всевышнего — что помешает другому еврею с «похожими взглядами» — разбить камень мизбеаха

В поисках неочевидной логики этого Мидраша, Учителя в Талмуде (трактат Хуллин, лист 109) находят связь данной проблемы с известным высказыванием мудрецов предыдущих поколений: если Всевышний накладывает на что-то запрет, Он (и только Он Один) может дать на это и — разрешение.

Кроме того, Учителя обнаруживают, что, запрещая нам что-то, Творец параллельно разрешает использовать нечто подобное. Например, в наших законах есть запрет на смешивание мясного с молочным. И вместе с тем, нам разрешается употреблять в пищу коровье вымя…

На основе этого принципа легче понять смысл написанного в Мидраше.

Если речь в процитированном выше фрагменте — «И разбейте их жертвенники... Не делайте подобного Всевышнему» — идет о запрете разбивать камни мизбеаха, то, исходя из логики упомянутого принципа, должно быть и разрешение на нечто подобное.

Но ведь сказано в нашем отрывке: «И разбейте их жертвенники».

Но, нет, эта «параллель» нам со всей очевидностью — не подходит. Ибо тут говорится о языческих жертвенниках (об идолопоклонстве). А жертвенник идолопоклонников, которые нарушают Волю Всевышнего — нельзя уподобить Его мизбеаху.

И получается, что в Мидраше имеется в виду заповедь, запрещающая стирать Имя Всевышнего. 

Но разве в Торе можно отыскать на это разрешение? А если подобного разрешения нигде, ни при каких обстоятельствах в Торе нет, то и предположение, что Мидраш подразумевает именно этот запрет — несостоятельно.

Однако, оказывается, все же есть случай, когда закон Торы — позволяет стереть Имя Творца. Это — процедура проверки соты (замужняя женщина, подозреваемая в супружеской неверности), которая осуществлялась в Храме. Подробнее об этой процедуре — см. на сайте, к примеру, в обзоре листа 6 трактата Талмуда Сота.

То есть, с одной стороны, Тора запрещает стирать имя Всевышнего, но, вместе с тем — в ней записан закон, устанавливающий правила проведения процедуры проверки соты в Храме, в ходе которой может быть стерто Имя Всевышнего. Что дает Учителям основание заключить, что фраза в главе Реэ — «…Не делайте подобного Всевышнему» (Дварим, гл. 12, ст. 4) подразумевает заповедь, запрещающую стирать Имя Всевышнего.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

5. Камень из Западной Стены (Стены Плача)

 

Как-то у одного очень богатого бизнесмена-нееврея тяжело заболела жена. Разочаровавшись в конвенциональной медицине, он стал искать нетрадиционные способы лечения. Кто-то посоветовал ему положить под голову больной небольшой камень из Стены Плача. Бизнесмен тут же позвонил своему израильскому партнеру-еврею и попросил достать для него камень. Тот приехал ночью к Стене Плача и отбил от одного из блоков небольшой кусочек. Когда этот камушек попал к заказчику, он поспешил положить его под голову тяжело больной супруги. И она сразу умерла. 

На еврея, добывшего камень, тут же со всех сторон посыпались беды и несчастья. В отчаянии он решил обратиться к раввину — чтобы узнать, какие нарушения он сдопустил, и каковы пути исправления.

Раввин процитировал ему фрагмент из нашей главы: «И разбейте их жертвенники... Не делайте подобного Всевышнему» (Дварим, гл.12, ст.3-4).

На основании этого отрывка Учителя постановили, что запрещено разрушать или портить, даже небольшой фрагмент синагоги, поскольку синагога — малый Храм Всевышнего (Шулхан Арух, раздел Орах Хаим, гл.152).

В раввинском сборнике вопросов и ответов Диврей Хаим написано, что порча или разрушение того, что предназначено для молитвы Творцу — нарушение запрета Торы. 

Раввин объяснил бизнесмену-еврею, что он совершил и другое нарушение. Западная Стена (в нееврейском мире ее называют Стеной Плача) в современном Иерусалиме — сохранившийся до наших дней фрагмент каменной ограды, которая когда-то была построена на общественные деньги вокруг территории Иерусалимского Храма. Так, что сам факт, что человек отколол и унес кусок камня от этой стены можно расценивать как воровство, что строжайше запрещено Торой.

Кроме того, Западная Стена — достояние всего Израиля. Поэтому порча и нанесение ей какого-либо ущерба, конечно же — противозаконные действия.

В Шулхан Арухе сказано, что на больного запрещается лечить Свитком Торы — нельзя класть Свиток рядом с больным (раздел Йоре Деа, гл. 179). 

Значит, и камнями из храмовой стены лечиться — тоже запрещено.

Камни Западной Стены обладают определенной святостью. Поэтому их нельзя использовать для личных и будничных целей. Сделав это — человек пренебрег возвышенным духовным предназначением данного «объекта» и, по сути — осквернил его.  

Указал раввин и пути исправление.

Камень, — сказал он, — надо вернуть на прежнее место и прикрепить так, чтобы не осталось следов злодеяния.

Поскольку еврей проявил неуважение к святости Стены — он должен теперь приложить усилия и потрудиться на благо синагог и бейт мидрашей (мест изучения Торы). 

Важно также, чтобы он публично рассказал о допущенном им нарушении и о тех бедах, которые стали следствием его необдуманного поступка. Чтобы другие не повторили его ошибку. Как написано: «Научу преступных путям Твоим, и грешники к тебе обратятся» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 51, ст. 15).

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 4) рассказывается, что царь Гордус казнил мудрецов Торы, а потом раскаялся и искал способы исправить содеянное. Тогда сказал ему один из Учителей:

— Убив мудрецов, светочей Торы, ты погасил светильники. Теперь иди и делай все, чтобы зажечь новые…

Тот, кто нанес ущерб Западной Стене, должен внести серьезный вклад в дело распространения Торы — жертвовать средства на написание новых Свитков, поддерживать тех, кто изучает Мудрость Творца...

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Осознанно иду к гиюру. Что пока не нужно делать и что — можно?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля