Синагогальная экономика.
(28.09)
Свыше 75 % израильтян были в синагогах в праздник Рош а Шана, свыше 80% - в день Йом Кипур.
Сколько стоит вход в синагогу? Как правило, вход бесплатный, однако, когда синагоги переполняются, встает вопрос: идти ли путем: "кто раньше пришел, тот и место нашел", или отдать предпочтение членам общины, которые заплатили за место вперед. Естественно, идут вторым путем.
Опубликованы данные стоимости места в синагогах Израиля в этом году: от 800 до 2000 тыс. шек. В среднем - 700 шек. (120 дол.) В США стоимость места колеблется от 300 до 3000 дол. В среднем 500 дол. На самом деле человек покупает определенное место в синагоге на год. Однако на практике это означает - для дней Рош а Шана и Йом Кипур. Во многих синагогах со стабильным числом молящихся по субботам еще и для субботних дней. В большинстве общин покупка места в синагоге гарантирует место и всем членам семьи практически без дополнительной оплаты.
Комментарий:
Следует отметить, что в последние пять-семь лет число синагог в Израиле выросло на 30%. Строители не поспевают возводить здания и во многих жилых районах, как грибы после дождя возникают домики-караваны, где по субботам и праздникам собираются на молитву. Дело дошло до того, что даже в кибуцах - бастионах светского сионизма, в которых выросло поколение, реально не видевшее синагог, возникают группы молодежи, которые ощущают потребность жить по-еврейски.
Последний нашумевший скандал вокруг этого явления произошел на этой неделе в кибуце Аелет а-Шахар, расположенный недалеко от озера Кинерет. Кибуц этот знал славные и героические времена. Постоянно обстреливаемый сирийскими войсками до шестидневной войны кибуц представлял собой пограничный оплот Израиля. Кибуцники одной рукой обрабатывали землю, а в другой держали винтовку. Это было буквально так. Так как это написано в
Танахе (Библии) в книге Нехемии. В этой книге рассказывалось о возвращении евреев из Вавилонского изгнания 2300 лет назад.
К сожалению, первые кибуцники, зная прекрасно это изречение, отвернулись от многих других фраз в Танахе и для молодежи, отцы которой не смогли им передать ничего, кроме рассказов о войне с арабами, трудно просто "продолжать жить". Молодежь задается вопросами: откуда она пришла и куда идет.
И тут молодые кибуцники вдруг обнаружили, что еврейский народ не родился 73 года тому назад, когда возник кибуц Аелет а-Шахар. Они попросили раввина из близлежащего города давать им уроки Торы. Все это проходило в кибуце и достаточно спокойно.
И вдруг секретарь кибуца (нечто вроде председателя колхоза) пришел вызывать на работу молодежную бригаду. Дело было в субботу вечером. Уже темнело. Но мир еще больше потемнел в глазах кибуцного секретаря, когда он услышал ответ: "Мы можем приступить к работе только после Авдалы" (короткая молитва, отделяющая субботу от будней).
- "Я не позволю, чтобы ваша прихоть разрушила жизнь кибуца".
Отметим, что молодежь смогла только улыбнуться в ответ. Они чувствовали, что они не разрушают, а строят жизнь кибуца.
Перспективы:
Мы не беремся предсказывать стоимость места в синагоге в следующем году. Вряд ли кто-то сможет это сделать. Но с удовлетворением ответим, что можно достаточно точно сказать, что количество евреев, которые захотят обратиться к Всевышнему в следующие Рош а Шана и Йом Кипур будет значительно больше.
В этом мы опираемся не только на активный динамический рост еврейской молодежи и людей среднего возраста, возвращающихся к своим корням, но и на следующие два высказывания из сокровищницы нашей мудрости: название кибуца Аелет а-Шахар означает "горная лань, появляющаяся на рассвете", в наших книгах - это символ пробуждения и возрождения. Относительно Авдалы говорится в Талмуде: "Если человек не умеет различать, откуда к нему придет мудрость?"
Студенты будут строить государство.
(28.09) На территории Палестинской Автономии проходит праздничная неделя - годовщина начала Интифады - непрерывных террористических вооруженных нападений на израильтян.
В городе Шхем была сооружена деревянная модель Пиццерии "Сбарро", в натуральную величину, которая стала местом выражения радости палестинских арабов. Особое участие в ликовании принимают студенты и студентки университета Ан-Наджа, находящегося в городе.
Комментарий: Обратите внимание на две вещи:
1. Палестинские арабы выбрали объектом радости модель израильского кафе, в котором террорист, взорвавший себя, прервал жизнь 15 мирных жителей, в том числе грудных детей. Несколько десятков человек остались покалеченными на всю жизнь. Это источник радости и причина народных гуляний.
2. Кто же гуляет?
Как уже отмечалось, студенты и студентки. То есть молодежь возраста 17-23 года. Они были учениками начальных и средних классов школ, когда руководители Израиля подписали с Арафатом соглашения Осло, в которых Арафат торжественно подписал отказ от всяческой террористической деятельности и выразил стремление к мирному сосуществованию двух народов.
Как же так получилось, что спустя 8 лет с "прекращения террора" и "стремления к мирному сосуществованию" вдруг оказалось, что студенты как будто изучавшие в школе основы мирных профессий, превратились либо в озверелых террористов, либо в активных сторонников идеи террора и уничтожения евреев, сидящих средь бела дня в кафе?
Ответ прост: никогда не было даже одного дня, когда Арафат выполнял бы, подписанное.
8 лет соглашения Осло были, действительно, использованы им, но совершенно иначе: для создания разветвленной сети бандитских группировок.
Образование школьников тоже не было забыто. Под носом у архитекторов Осло обучали ненависти и практике терроризма.
Студенты университета Ан-Наджа - пример успешного процесса образования.
Перспективы:
Молодежь - это будущее страны. Если произойдет еще одна страшная ошибка,. граничащая с преступлением, и руководители Израиля согласятся на существование палестинского государства (кстати на исконных еврейских землях), то мы беремся с уверенностью указать на перспективы. Впрочем, - это может сделать каждый, кто видел фотографии ликующих студентов, празднующих убийство еврейских женщин и детей.