Зрелость и аттестат
(7.05) Министерство
образования Израиля обескуражено
окончательными итогами за прошлый
учебный год.
Только около 40% учащихся, достигших
18 лет, успешно сдают экзамены на
аттестат зрелости. Особенно
удручающими выглядят результаты по
математике. Многие даже не
записываются на сдачу экзамена.
Среди учащихся национально-религиозного
направления образования показатели
на 5% выше.
Комментарий: В
связи с опубликованными данными
неожиданно прозвучал голос
известного профессора математики
Яира Каро. Он предложил убрать
математику из списка предметов,
обязательных для получения
аттестата зрелости.
“Многие ученики имеют
гуманитарные наклонности, —
подчеркнул Каро, — и незачем в
старших классах мучить их
математикой, которая им никогда не
понадобится”.
На первый взгляд, это высказывание
весьма неожиданно, особенно из уст
математика и педагога. Прежде чем
разобрать серьезные моменты в
израильской системе образования,
напомним, что такое аттестат
зрелости в Израиле.
Чтобы его получить, достаточно
набрать минимальное количество
баллов — 21 (в Израиле их называют — “некудот”).
По большинству предметов без особого
труда учащиеся набирают от 3 до 5
баллов. Таким образом, чтобы иметь
необходимое количество “некудот” и
даже больше, теоретически можно
сдавать экзамены по пяти предметам.
И действительно, школьники в
Израиле вправе выбирать, по каким
предметам они хотят сдавать экзамены
на аттестат зрелости. Однако есть три
обязательные дисциплины: иврит,
английский язык и математика. Вот об
этой обязательной математике и
говорил профессор Каро.
Рассмотрим его предложение. В самом
деле, многие люди не имеют склонности
к этому предмету и совершенно точно
не будут им пользоваться. Разве что
на самом минимальном уровне —
элементарный счет и общие
представления о геометрических
фигурах.
Чем хороши занятия математикой? Они
развивают логическое мышление,
строгость в доказательствах и
определенную настойчивость в
достижении результата. Однако эти
качества даже еще в более выраженной
форме проявляются и развиваются при
изучении Торы на всех уровнях. Само
изучение Торы — заповедь Всевышнего
для всех евреев. Следовательно,
Творец мира, всех нас создавший,
выразил уверенность, что каждый на
своем уровне — один больше, другой
меньше — способен постигать
мудрость Всевышнего, приобретая
логичность и строгость рассуждений,
стремление к достижению
интеллектуального результата,
привыкая к дисциплинированности в
учебе.
Неудивительно, что в изучении той
же математики и вообще в получении
аттестата зрелости ученики
религиозной системы образования
достигают больших успехов, чем их
сверстники в светских школах.
Более того, очень многие учащиеся
иешив и женских религиозных гимназий,
где математику преподают только на
уровне восьми классов, потом,
достигая возраста приобретения
профессии (чаще всего — 19-25 лет)
поступают на соответствующие курсы и
отделения при колледжах, институтах
и университетах. За 2-3 года они “постигают
науки” и сдают экзамены, необходимые
для получения аттестата зрелости и
диплома о высшем образовании.
Такой подход характерен для
религиозных евреев Америки, Англии и
Израиля.
Сегодня, когда мы видим во всех
сферах интеллектуальной
деятельности евреев, по одежде
которых мы понимаем, что они
относятся к религиозным кругам —
программисты, врачи, адвокаты,
инженеры — мы можем с большой долей
уверенности сказать, что в возрасте
15-19 лет они не изучали ни математику,
ни химию и т.п.
Однако предыдущие годы с утра до
вечера они проводили в занятиях.
Поэтому знания университетского
уровня даются им без особого труда и,
получая степень, они нередко
заканчивают, скажем, двухгодичный
курс за год.
Но на этом различия в светском и
религиозном подходе к системе
образования не заканчиваются.
Интеллектуальные усилия с утра до
вечера, приоритеты в шкале ценностей,
выдвигающие успехи в учебе на первое
место, достойное, совестливое
поведение, что в религиозных школах
— дисциплинарная норма, все это
отражается и на образе жизни уже
взрослых людей. Это и есть аттестат
зрелости.
Перспективы:
Изменения в
израильском обществе происходят не в
плоскости повышения или падения
интереса к математике и к документу
об окончании средней школы.
Израильская действительность
характеризуется дискредитацией
ценностей светского сионизма, а за
этим — непопулярностью даже
общечеловеческих, классических
ценностей, стремлением к животным
удовольствиям, которые подменяют
подлинные идеалы и становится
смыслом жизни. Это не может долго
продолжаться. Такое общество
обречено на развал.
Однако души людей, всех людей, не
слепы. Они в процессе прозрения, они
начинают понимать, где правда, в чем
вечные ценности.
С каждым годом количество учащихся
религиозных школ и учебных заведений
для взрослых евреев, решивших
вернуться к еврейскому образу жизни,
растет. Так что перспективы ясны.
Интересное совпадение: профессор
Каро — однофамилец рава Йосефа Каро
(16 век), составителя “Шулхан Аруха”
— кодекса законов еврейской жизни.
Неприкосновенность
Бейт-Джалы осталась в прошлом
(6.05)
Сегодня утром рота израильских
десантников при поддержке
нескольких танков вошла на
территорию поселка Бейт-Джала и
вступила в бой с окопавшимися там
палестинскими боевиками. Речь идет о
зоне "А", находящейся под полным
палестинским контролем. Как
сообщается, в ходе военной операции
израильтянами был убит один из
лидеров группировки "Танзим" 45-летний
Мухаммад Абуяд. По сообщениям
палестинских источников, ЦАХАЛ также
нанес по поселку массированный
танковый удар - 12 палестинцев
получили ранения. Операция началась
после того, как сегодня утром
палестинские боевики обстреляли
пост ЦАХАЛа на Шоссе туннелей. Сразу
после окончания операции,
дополнительные подробности которой
не разглашаются, войска ЦАХАЛа были
выведены из деревни и
дислоцировались вдоль границы
Израиля с Палестинской автономией.
Израильские военные
охарактеризовали предпринятые
сегодня действия ЦАХАЛа в Бейт-Джале
как "сугубо тактическую операцию",
целью которой на данный момент не
является удержание Бейт-Джалы под
контролем Израиля.
Комментарий:
Арабская
деревня, с территории которой с
самого начала так называемой "интифады
Аль-Акса" систематически
обстреливался Иерусалим, давно уже
стала символом политической
беспомощности и нерешительности
правительства Израиля, до самого
последнего времени никак не
отваживавшегося войти в Бейт-Джалу,
чтобы прекратить обстрелы жилых
районов столицы. Теперь, когда, пусть
лишь "в тактических целях" и
временно, занятие Бейт-Джалы
произошло, возникает закономерный и
горький вопрос: какой ущерб Израилю -
политический, военный, моральный -
можно было предотвратить, если бы
правительство с первых же выстрелов
из этой деревни не побоялось ввести
туда израильские военные части?
Можно спорить об эффективности
данной военной операции, но нельзя
отрицать тот факт, что отныне - так,
как это и должно быть, - для
израильского правительства не
существует понятия
неприкосновенности каких-либо
палестинских территорий, если оттуда
ведется обстрел Израиля. И в этом
отношении занятие Бейт-Джалы и
проведение внутри деревни военной
операции по пресечению деятельности
боевиков весьма и весьма символично.
Перспективы:
Можно
с большой степенью вероятности
предположить, что сегодняшняя
операция в Бейт-Джале выполняет
функцию "разведки боем". Израиль
намерен дать понять властям
Автономии, что не остановится и перед
более продолжительным занятием поселка.
Очевидно также желание "приучить"
мировое общественное мнение к
военным операциям в зоне "А".
Теперь, если временная операция в
Бейт-Джале все-таки не даст
результатов, у Израиля остается
возможность ввести войска в эту
арабскую деревню повторно, причем
всем будет ясно, что целью ЦАХАЛа
является лишь защита от террора и не
что иное. (Надо ожидать, что
арафатовская пропаганда, как всегда,
постарается представить действия
ЦАХАЛа не как адекватную реакцию на
действия боевиков, но как ничем не
мотивированные чисто карательные
акции.) Все теперь упирается в то,
хватит ли у израильских политиков
мужества последовательно
осуществлять ту политическую линию,
которую они сейчас обозначили,
нарушив бессмысленный "запрет"
на ввод войск в зону "А"
Палестинской автономии.
Взрыв
в Петах-Тикве: четверо раненых
(6.05)
Только
по счастливой случайности, заявил
сегодня представитель полиции Петах-Тиквы,
взрывной заряд, заложенный в один из
мусорных баков в Петах-Тикве,
неподалеку от автобусной остановки
на улице Бар-Кохба, не повлек за собой
многочисленные человеческие жертвы.
В результате взрыва начиненной
гвоздями и металлическими обрезками
самодельной бомбы были легко ранены
четыре человека. Всем пострадавшим
на месте была оказана медицинская
помощь. Полиция приступила к поискам
других зарядов, возможно, заложенных
террористами в городе.
Ответственность за происшедший
теракт, как и недавний взрыв в Кфар-Сабе,
взяла на себя малоизвестная
террористическая организация "Палестинская
"Хизбалла".
Комментарий:
Интенсивность
попыток терактов в израильских
городах - буквально каждый день
приходят сообщения об обнаруженных
или сработавших взрывных
устройствах на территории Израиля -
заставляет задуматься о введении
военного положения в стране:
сплошного военного патрулирования
улиц, задержания всех подозрительных
лиц, приостановки въезда в страну
палестинских рабочих и арабских
туристов. Все эти меры постепенно
могут стать реальностью. Практически
ежедневные попытки терактов не
оставляют Израилю выбора. Так же, как
и все меньше остается израильтянам
пространства для политического
маневра и возможности откладывать
военное решение конфликта: в какой-то
момент каждому жителю Израиля станет
абсолютно ясно, что военная операция
против ПА, со всеми возможными
дипломатическим и экономическими
минусами, предпочтительнее
постоянно возрастающего
ежесекундного физического риска для
каждого израильтянина и членов его
семьи.
Перспективы:
Главное
соображение, сдерживавшее до сих пор
Израиль от крупномасштабной военной
акции против ПА, заключалось в том,
что "спровоцировать Израиль на
боевые действия" мечтает, прежде
всего, Палестинская администрация и
что такие действия Израиля ей будут
крайне выгодны, так как ПА
рассчитывает на весомые
внешнеполитические дивиденды -
соответствующие резолюции ООН,
решения о вводе международных сил и
так далее. А раз так, то Израиль не
должен поддаваться на провокации.
Однако уместно удивиться: почему
логика мышления Арафата принимается
как истина в последней инстанции в
Израиле? Разве не может статься, что
все расчеты палестинской стороны -
глубоко ошибочны? Разве не может
оказаться, что после адекватного
ответа Израиля все эти расчеты
потеряют какой-либо смысл в новой
геополитической ситуации? Кто
посмеет сегодня с полной
уверенностью утверждать, что военная
и политическая ликвидация гнезда
международного террора, каким стала
Палестинская автономия, вызовет
ожидаемую Арафатом международную
реакцию? Кто вообще сказал, что
Арафат изначально рассчитывал
именно на ту или иную реакцию Израиля
или мирового сообщества? Каждый, кто
вспомнит глубочайший кризис,
пережитый этим политиком в сентябре
2000 года, когда он был приперт к стенке
инициативами Барака и Клинтона, но не
мог согласиться на предложенное "окончательное
урегулирование" (что означало бы
"предательство" высших
палестинских и арабских интересов, а
значит, и почти неминуемую
политическую, а то и физическую
смерть). Каждый, проанализировав
ситуацию, в которой родилась "интифада
Аль-Акса", поймет, что развязанная
Арафатом "тлеющая война" против
Израиля - не более чем отчаянная
попытка собственного политического
спасения, оттягивание того момента,
когда придется делать однозначный
выбор, который, как было давно
понятно, означает или
полномасштабную военную
конфронтацию с Израилем, со всеми
вытекающими для Арафата
последствиями, или политический крах
Арафата как верного "арабскому
делу" палестинского лидера. Ни о
каких заранее поставленных
долгосрочных "стратегических
целях" конфронтации с Израилем в
этих условиях говорить не приходится.
Избегая же жесткой реакции, Израиль,
таким образом, предоставляет Арафату
еще и еще время для его политического
существования - за счет ведущегося им
антиизраильского террора и
беспрецедентной демагогии. Так что,
возможно, господствующее сегодня в
Израиле убеждение о "политике
провокаций" Арафата - всего лишь
очередной миф, страх перед химерой,
толкающий Израиль в сторону реальной
опасности. Но даже если это и не так,
возникает закономерный вопрос: где
граница терпению любого государства,
после которой никакие соображения
уже не могут приниматься в расчет, и
на что надеются в Израиле те, кто
старается не поддаваться на
провокации, - на то, что палестинцы
остановятся сами, в какой-то момент
поняв, что провокации не удались?
Считать так было бы в высшей степени
наивным. Существуют провокации, на
которые государство обязано
поддаваться. Существуют вызовы, на
которые страна обязана отвечать, -
даже если кому-то кажется, что это
обрадует врага. Как говорится, хорошо
смеется тот, кто смеется последним.
Ежедневные взрывы в израильских
городах - это реальность, в
значительной степени не оставляющая
Израилю выбора. Все дело теперь за
степенью готовности израильского
общества осознать этот неоспоримый
факт.
Есть
ли будущее у книги
(6.05) Завтра
в Иерусалиме открывается
международная книжная ярмарка.
C 1963 года такие ярмарки стали
традиционными. В этом году здесь
будут представлены 700 книжных
издательств из 50 стран, приславших 100
тысяч наименований различных книг.
Ярмарка проводится в центральном
концертно-выставочном комплексе
Биньяней а-Ума.
Центральная тема обсуждений на
профессиональных форумах ярмарки —
перспективы
книгоиздания в свете развития
электронных версий печатной
продукции.
Комментарий:
Сначала статистика.
Несмотря на сложное положение, в
котором оказался Израиль в связи с
терроризмом палестинских арабов,
тот факт, что 50 государств отправили
на ярмарку свою книжную продукцию,
можно считать успехом. Рекорд
прошлых лет — 58 стран.
Однако еще больший интерес
представляет качественная сторона
статистики. Заметно возросло
количество книг об иудаизме. Такие
книги в этом году присылают не только
классические еврейские
книгоиздатели США, Англии и,
разумеется, Израиля, но и Франции,
Бельгии, Швейцарии, Канады, Австралии
и России.
Что же касается центральной темы
ярмарки, которая будет обсуждаться
на форумах как книгоиздателями, так и
квалифицированными специалистами в
области компьютеризации и интернета,
то и мы постараемся внести свою
маленькую лепту в этот вопрос.
Не вызывает сомнений, что
электронные версии печатной
продукции частично заменят издания.
Однако рассуждения некоторых “фантастов”
о полной ликвидации книги смешны. И
вот почему.
По законам еврейской традиции не
менее трех раз в неделю евреи должны
читать в синагогах свиток Торы. Его
нельзя заменить электронной версией.
Свитки Торы должны быть точными
копиями первого, записанного Моше-рабейну
в Синайской пустыне 3300 лет назад.
Даже если в тексте не хватает
четверти буквы или она написана
каким-то иным способом, весь текст
читать запрещается.
Очевидно, что следствие этого
закона, который вечен —
необходимость иметь “сифрей кодеш”,
печатные варианты Торы, Танаха,
Талмуда и других книг — много тысяч
наименований. Это не умаляет
перспективы использования
возможностей компьютера. Наоборот —
наш сайт тому подтверждение.
Перспективы:Одно
можно сказать твердо: Творец мира
гарантировал еврейскому народу
вечность. Значит, вечной будет и
книга.
Дружба на перепутье
(6.05) Израильский
министр транспорта Эфраим Снэ провел
в Нью-Йорке несколько срочных
совещаний.
Основная тема — огромное
количество отмен на полеты в Израиль,
запланированные на период летних
отпусков.
В итоге отмен количество
заказанных билетов уменьшилось
вдвое, и компания Эл-Ал была
вынуждена соответственно сократить
количество рейсов из Северной
Америки.
Лето — время традиционных “миссий
солидарности”, когда группы,
представляющие активистов разных
организаций, посещают Израиль,
демонстрируя тем самым дружбу и
единство с еврейским государством.
Отмену многих из этих миссий Эфраим
Снэ назвал “актом позора”.
Комментарий:
В
этой новости отражается сущность
многих американских евреев и их
организаций.
Почти все делегации,
представляющие реформистов,
консерваторов, а также светские
организации, отменили
запланированные поездки в Израиль.
Исполнительный директор
Всемирного объединения реформистов
Амиэль Гирш заявил: “Мне понятно
беспокойство евреев, которые
предпочитают посещать Израиль в
более спокойное время”. Его коллега
из консервативного движения Роберт
Голуб сказал: “Нам трудно
организовать группы наших
последователей, которые задаются
вопросом: кому это нужно сейчас?”.
Совсем другая картина в
религиозных еврейских кругах
Северной Америки. Ожидается, что в
этом году в Израиль приедет даже
больше религиозных евреев, чем в
прошлом.
Почти все ортодоксальные синагоги
в июле и августе самостоятельно или,
объединившись с соседними
синагогами, планируют
организованные выезды в нашу страну.
Это в значительной степени объясняет
наличие зарезервированных в
компании Эл-Ал и не отмененных
авиабилетов.
Напомним статистические данные,
которые обсуждались на сайте. Свыше
75% евреев Северной Америки,
прибывающих в Израиль на постоянное
жительство — религиозные евреи.
В периоды, когда безопасность в
еврейском государстве более или
менее гарантирована, решение
приехать сюда туристом принимается
без проблем. Сегодня для этого
требуется, если не мужество, то
серьезная еврейская мотивация.
Отметим, что статистическая
картина туризма религиозных и
нерелигиозных евреев из стран
Северной Америки в Израиль
напоминает ситуацию, которая
складывается при подсчете и
определении статуса выходцев из
Америки и Канады, совершающих алию.
Перспективы:Во
всех вопросах, касающихся Израиля,
религиозные евреи стран Северной
Америки и в дальнейшем будут
занимать доминирующее положение. Это
относится ко всем направлениям их
деятельности: политическому,
финансовому, туристическому…
Сегодня в США и Канаде всего 25% от
общего числа еврейского населения
этих стран составляют религиозные
евреи. Однако их соотношение среди
тех, кто оказывает влияние на
президента и членов конгресса в
пользу Израиля, кто предоставляет
государству Израиль
филантропическую помощь, кто
приезжает, чтобы быть вместе с
евреями-израильтянами, возможно,
превысит 75%.
Та же картина — в Англии и во
Франции. И это вполне логично. Дружба
произрастает из глубины сердец. А
проявляется — в трудные времена.
Именно в трудные времена истинное
отношение к Израилю становится
очевидным.
К началу
страницы
|
курсы
валют :
$ 1 = 4.149 шек.
$ 1 = 28.96 руб. |