Суд над Милошевичем прервался, чтобы уточнить, кого он судит
(03.07)
Сегодня, в режиме прямой трансляции из зала Гаагского суда, многие телекомпании мира сообщили о начале судебного процесса над бывшим президентом Югославии Слободаном Милошевичем. Милошевич, выданный накануне под массированным давлением США и стран ЕС югославским правительством Гаагскому международному трибуналу, обвиняется в военных
преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных в отношении косовских албанцев и других национальных меньшинств в Югославии.
В самом начале судебного заседания обвиняемый высказался о Гаагском трибунале как о «нелигитимном», из-за того, что суд «не был санкционирован Генеральной Ассамблеей ООН». Милошевич заявил, что цель процесса, - скрыть преступления НАТО против Югославии. Милошевич отказался от услуг адвокатов в знак протеста против «незаконного суда». Суд игнорировал заявления подсудимого о незаконности судебного разбирательства и приравнял заявления Милошевича к отказу считать себя виновным. В связи с этим первое судебное заседание было завершено. Процесс продолжится 27 августа с.г. При этом судом будет более четко определен юридический статус обвиняемого.
Не только сам Милошевич подвергает сомнению легитимность судебного процесса. Бывший министр юстиции США Рэмзи Кларк (Ramsey Clark) также выступил с заявлением о том, что у Гаагского трибунала нет необходимых полномочий для того, чтобы судить Милошевича.
Кларк отметил, что Международный трибунал был создан под сильным давлением Мадлен Олбрайт, бывшей тогда государственным секретарем США, и финансируется США специально для того, чтобы судить Югославию.
Что же касается военных преступлений, то, по мнению Кларка, преступления США перед Югославией намного превосходят преступления самой Югославии. Кларк склонен оправдать действия Милошевича, который "как мог, защищал свой народ и свою страну", и даже заявил, что готов помочь команде юристов, защищающих Милошевича. "Я сделаю все, что смогу, и присоединюсь к команде юристов, если это станет желательным или полезным", - сказал Кларк, подчеркнув, впрочем, что на месте Милошевича он бы положился на югославских юристов.
Комментарий: Надо отметить, что Реймси Кларк не является типичным представителем американской юридической мысли. В прошлом он прославился весьма экстравагантными заявлениями. Кларк выступал в защиту террористов, взорвавших посольство США, в защиту священника из Руанды, которого обвиняют в геноциде. Кроме того, Кларк выступил с резкой критикой санкций ООН против Ирака.
Тем не менее, можно согласиться с тем мнением, что суд над югославским экс-президентом вызывает много вопросов. Один из главных,- безотносительно к оценке деятельности Милошевича и инкриминируемых ему преступлений является вопрос о допустимых границах применения международного права в оценке деятельности лидеров государств. А также - критерии, согласно которым эта деятельность может быть адекватно оценена.
Как известно, одной из прерогатив любого свободного гражданина любой станы, чье законодательство его по каким - то причинам не устраивает, - это право покинуть страну и перебраться в то место, чьи законы для него более приемлемы. В случае же применения к гражданину, в том числе и к лидеру той или иной страны, права и судебной процедуры, выбор которой изначально никак от него не зависит, порождает вопрос об этичности суда. Как известно, ответственность за военные и иные преступления предусмотрена также и в законодательстве Югославии, и, следовательно, - любой гражданин этой страны может быть осужден, и понести наказание по законам Югославии. Право пострадавших требовать осуждения югославским судом преступника, виновного в военных и иных преступлениях не подлежит сомнению. Выведение же международной судебной процедуры может означать, прежде всего, недоверие к судебной системе Югославии как таковой или что также нельзя сбрасывать со счетов,- желание применить к обвиняемому наиболее строгое наказание, отвечающее желаниям тех или иных сил. В последнем случае возникает серьезное сомнение в непредвзятости суда.
До тез пор пока полицейские и военные меры являются неизбежной частью политики, представляет собой серьезную юридическую проблему адекватная оценка действий тех или иных политиков, вынужденных прибегать к тем или иным насильственным мерам. Анализ их действий неизбежно будет приобретать политическую окраску, и зависеть от политического и мировоззренческого угла зрения судей. Однако, не только среди разных судей, но и среди разных политиков при оценке одной и той же ситуации, - и соответственно в принятии решений, - существует иногда весьма серьезная разница.
Перспективы: Милошевич меньше, чем какой-либо из европейских лидеров на протяжении своей долгой политической карьеры руководствовался нормами международного и даже югославского права, - и по этой причине адекватная оценка его действий возможно и не потребует от суда в Гааге серьезных усилий.
Однако прецедент с международным судом над политическим лидером, способен привести к серьезным международным и правовым эксцессам, и приблизить международную правовую ситуацию к неразберихе. И как всегда, правовой неразберихой, прежде всего, попытаются воспользоваться сами преступники. (В частности, подача в Бельгийский суд иска против премьер-министра Израиля Шарона это одна из первых подобных попыток).
И в самом деле, - например, в действиях Билла Клинтона во время войны в Югославии, в свете имеющегося прецедента, любой международный юрист сможет найти, по крайней мере, несколько эпизодов (удар по китайскому посольству в Белграде, памятная многим воздушная атака на пассажирский поезд и т.д.) вполне способных если не отправить надолго в тюрьму Клинтона, то превратить его в подозреваемого, вынужденного доказывать судьям свою невиновность.
Франция периода войны в Алжире, Англия времен Фолклендского кризиса или во время обострений противостояния в Северной Ирландии, и многие другие страны- все они - в лице своих ушедших в отставку лидеров,- отныне смогут стать объектами «международной правовой охоты» посредством подачи иска в Гаагский международный трибунал. (В случае если не произойдет серьезной коррекции существующей процедуры привлечения к суду политических лидеров, и выработки тщательно взвешенных, признанных всеми странами норм и критериев по которым должно будет осуществляться международное судебное преследование. Причем придется предусмотреть и механизм коррекции и оперативного внесения в международно-правовую систему тех или иных процедурных изменений.)
Некоторое время практика международного судебного преследования тех или иных лидеров будет расширяться, однако проявившиеся при этом проблемы адекватного применения международной судебной процедуры сведут к минимуму данную практику.
Что
творится за экраном и сценой
Заканчивается учебный год в израильских
высших учебных заведениях. Для студентов
выпускного курса это время защиты
дипломных работ.
Неожиданное явление обнаружилось в мире
искусства. В ряде вузов Израиля, которые
готовят специалистов творческих профессий
(театр, кино, телевидение и т.д.),
экзаменационные комиссии обратили
внимание на то, что небольшое, но все же
заметное число выпускников стали людьми,
соблюдающими еврейские традиции.
Сведения об этом попали в израильские СМИ,
по каналам которых прошла дополнительная
информация: за последние несколько лет к
еврейскому образу жизни пришли свыше 30
актеров, сценаристов, режиссеров театра,
кино и телевидения.
Комментарий:
Движение, которое иногда называют “тшувой”
(возвращение к религиозным корням и
исполнению законов Торы), началось в начале
70-х годов. Знаменитые в те времена
израильские актеры — Ури Зоар, Мордехай
Арнон и художник Ика Исраэли, не менее
известные в стране и за рубежом, чем такие
российские “звезды”, как, например, актер и
кинорежиссер Никита Михалков или певица
Алла Пугачева, сделали тшуву.
Израильское общество проявило к этому
колоссальный интерес, граничащий с
состоянием шока. Шока, потому что по
определению искусство конца 19-го и на всем
протяжении 20 века создавалось как антитеза
еврейской традиции.
Однако тогда, в 70-е, это явление в мире
искусства не имело продолжения. Любимцы
богемы Зоар, Исраэли и другие ушли в мир
иешив и оказывали заметное влияние в
основном лишь на тех, кто учился в
религиозных учебных заведениях или так же,
как они, сделал тшуву, придя из сфер, далеких
от искусства.
Левонастроенные израильские круги
перегруппировались и, опираясь на свой
главный рупор в израильских СМИ (газета и
издательский дом Гаарец), перешли в
контрнаступление, злобно высмеивая все, что
связано с еврейской традицией.
Однако исподволь, незаметно мир искусства,
для которого характерны поиски смысла
жизни, постепенно, пусть пока в лице лишь
отдельных его представителей, движется к
осознанию того, что у еврея есть лишь один
способ наполнить свое существование
истинно духовным содержанием — жить
согласно еврейской традиции.
Это только для самонадеянной верхушки
левой интеллектуальной элиты Израиля, в
рядах которой числятся члены
экзаменационных комиссий, процесс
возвращения к еврейским корням оказался
неожиданным...
Перспективы:
Можно с уверенностью
предположить, что вторая волна возвращения
людей творчества к еврейскому образу жизни
будет расширяться.
Понятно, что на ее пути возникает целый
ряд проблем.
Во-первых, это разрыв между духовными
устремлениями религиозного еврея и
содержанием произведений, которые по роду
деятельности могут быть ему предложены для
исполнения.
Во-вторых, — несовпадение его жизненного
ритма с режимом работы театра или кино.
У женщин из мира искусства возникают
специфические проблемы уместности или
неуместности работы в обществе мужчин.
Работы, в которой перед публикой
затрагиваются, демонстрируются и
обнажаются глубокие духовные переживания,
часто — интимного характера.
Все это свидетельствует о том, что путь
людей творчества к тшуве весьма тернист.
Но другого пути для еврея нет.
|
курсы
валют :
$ 1 = 4.181 шек.
$ 1 = 29.17 руб. |