Евреи
продолжают отдавать время и деньги
(13.07) Президент
Израиля Моше Кацав особыми почетными
призами наградил добровольцев и
народных филантропов, отличившихся
за истекший год.
Среди награжденных — Мирьям Шкопф
из Бней Брака. Она создала
разветвленную информационную сеть,
благодаря которой свыше тысячи
тяжело больных людей обеспечили
круглосуточным мониторингом и
посещениями на дому.
Адина Тамир из Тель-Авива получила
награду за организацию группы
добровольцев, оказывающих помощь
семьям преступников, отбывающих
наказание в тюрьмах.
Отмечена также и 17-летняя Лилах
Лахат — за добровольные дежурства в
больнице города Тверии.
Комментарий::
Заслуженные награды получили
несколько десятков человек. Однако
сотни и даже тысячи — в этом году
отмечены не были и не будут отмечены
и в следующем. Ведь еврейская
традиция говорит о том, что высший
уровень помощи содержит в себе
элемент анонимности.
Рядом с автобусными остановками в
религиозных районах городов Израиля
укреплены небольшие ящики (меньше
почтовых), куда можно опускать монеты
и банкноты. У будущих получателей нет
никакой возможности узнать, кто
помог им в трудную минуту.
Во всех синагогах в будние дни (в
субботу и праздники носить с собой
деньги запрещено) люди со
специальными коробками для “цдаки”
(по-русски — пожертвования) обходят
молящихся. Как правило, они собирают
средства для учебных заведений, для
больных и немощных. И каждый
присутствующий на молитве кладет в
коробку деньги.
Практически в каждый дом в
религиозных районах приходят в день
по десять, а иногда и больше, людей,
собирающих цдаку — для
благотворительных организаций или
просто для собственных нужд. Им дают,
по возможности, от шекеля до десяти (несколько
долларов).
Очевидно, среди просящих есть и
такие, кто мог бы прокормиться и
другим способом. Однако Всевышний
повелел давать. У тех, кто не жертвует
деньги нуждающимся, нет оснований в
молитвах просить о снисхождении
Небес. А тот, кто собирает
пожертвования, не нуждаясь, берет
грех на себя.
По сумме пожертвований на душу
населения (с учетом уровня среднего
дохода в стране) Израиль стоит на
первом месте в мире.
Перспективы:
За последние 10-15 лет в
Израиле в целом желание отдавать
свое время и деньги для поддержки тех,
кто в этом нуждается, заметно
усилилось.
Это связано с ростом числа евреев,
израильских граждан, перешедших к
еврейскому образу жизни. И, поскольку,
цдака, в свою очередь, укрепляет и
расширяет этот процесс, мы имеем дело
с некоторой геометрической
прогрессией.
Впрочем, так и должно быть. В
Талмуде говорится: “Если хочешь
стать богатым, давай деньги на цдаку”.
Можно уточнить: речь идет не только о
материальном благе, но и о богатстве
духовном.
Дача
Гитлера и позиция Европы
(13.07) Состоялась
торжественная церемония по случаю
начала строительства нового
курортного комплекса, который будет
возведен в 150 км к юго-востоку от
Мюнхена.
Это одно из красивейших мест в
Альпах неподалеку от австрийской
границы.
Здесь
оборудуют площадки для гольфа,
проложат лыжные трассы. Туристам
предоставят возможность дышать
чистым свежим воздухом, на
фуникулере подниматься на вершину
горы Оберзальцберг, а после
напряженного оздоровительно-спортивного
дня — отдыхать в 4-звездочном
гостиничном комплексе.
Руководство Земли Баварии не
затратило больших усилий на поиск
живописного “оазиса”. Он был найден,
облюбован и превращен в место отдыха
самим главой Третьего рейха Адольфом
Гитлером.
Комментарий:
С 1933 года “Орлиное гнездо”,
как любовно называл
правительственную дачу Гитлер,
служило ему не только местом отдыха,
но и разработки грандиозных планов, а
также — съемок пропагандистских
фильмов о великом друге природы и
животных.
В 1945 году британские войска
разбомбили и разрушили эту дачу
номер один. Она так и оставалась в
руинах, хотя сама ее территория
использовалась американскими
военнослужащими для игры в гольф и
лыжных прогулок.
Усилившийся в последние годы
интерес к личности Гитлера,
публикация солидных монографий, в
которых “объективные” историки
анализируют удачные и неудачные
решения рейхсканцлера, незаметно
лигитимизировали личность Гитлера и
его политику — не только в глазах
немцев, но и граждан других
европейских стран. Не то, чтобы его
причислили к лику святых, однако он,
шаг за шагом, пробирается в единый
ряд с политическими деятелями,
определявшими курс европейской
истории 19-20 веков.
Его критикуют, но это уже не
вызывает того отвращения, которое
ставило его вне рода человеческого.
Европа освобождается от чувства
вины перед еврейским народом и
постепенно занимает позицию,
рассматривающую политику
уничтожения евреев, всего лишь как “ошибочное”
решение.
Мы выделили для обсуждения
торжественное событие
Оберзальцберга только потому, что
оно имеет самую непосредственную
связь с позициями Израиля на
международной арене и в особенности
— в Европе.
Когда израильский премьер-министр
Ариэль Шарон попытался объяснить,
что Арафат — патологический лжец и
садист-убийца (аналогичные
характеристики давали некогда
Гитлеру), в Елисейском дворце в
Париже он получил “добрый” совет
президента Франции: “Не дави на
Арафата, не раздражай его...”.
В Германии, где к Шарону во время
его визита отнеслись лучше, чем во
Франции, немецкий канцлер дал ему
совет иного содержания: “Хорошо бы
прекратить строительство в
еврейских поселениях”.
А ведь все это уже было. В 1938 году на
Мюнхенских переговорах (тот же
Мюнхен) старались “не раздражать”
Гитлера и... отдали ему Чехию.
В том же 38-м году из Лондона и Парижа
польскому руководству советовали “прекратить
строительство в спорных районах
Балтийского побережья, которое немцы
вдруг посчитали своим (Данцигский
коридор).
В Европе так ничему и не научились...
Хотя, впрочем, неверно было бы
говорить, что здесь пренебрегают
собственной историей. Яркий тому
пример — практическое одобрение
вкусов прошлого руководства
Германии (Гитлера) в сфере
ландшафтной архитектуры.
Перспективы:
Эта тенденция
будет развиваться. По мере
освобождения от комплекса вины перед
евреями, Европа постепенно будет
переходить на позиции “реал политик”
— якобы рациональному и разумному
подходу в решении политических
проблем.
Никто, конечно же, не спорит с тем,
что политика должна быть разумной.
Однако без морального стержня, как
это проявилось в издании научных
монографий о Гитлере или в самой идее
строительства оздоровительного
комплекса у Оберзальцберга, она
приведет к тем же результатам,
которые были получены в 38-м году,
плавно перешедшем в 39-й и 41-й.
Европейцы и в дальнейшем будут
поддерживать бандитские режимы
Арафата, Асада (Сирия) и прочих.
Однако для более точного определения
перспективы, нам следует вспомнить,
что случилось с обитателем “Орлиного
гнезда” — отравился и сожжен в
бункере. А “добрые” советчики —
англичанин Чемберлен, француз
Даладье и им подобные — оказались на
мусорной свалке истории, в числе
опозорившихся политиков 20 века.
Такая же перспектива, без всякого
сомнения, ожидает Арафата и его
европейских друзей. Потому миром, в
конце концов, управляет Всевышний, и
никто другой.