Рабин
по 500 шекелей
(15.04)
Банк
Израиля готовится выпустить в
обращение новую банкноту в 500 шекелей.
На ней будет помещен портрет Ицхака
Рабина. Сначала планировалось
отпечатать на новой купюре
изображение Менахема Бегина, однако,
семья бывшего премьер-министра не
дала на это согласия. Новая купюра
должна войти в обращение в следующем
году. Более точная дата пока не
указывается. На сегодняшний день
самая крупная израильская купюра –
200 шекелей (менее 50 долларов). Вместе с
тем, в среде финансистов существует
разногласие по поводу
целесообразности введения в
обращение купюры, ценность которой
превышает 100 долларов.
Комментарий:
Сам
по себе факт выпуска 500-шекелевой
купюры отраден. Это принесет
определенные удобства гражданам
Израиля, проводящим операции с
большими суммами наличности,
меняющими
валюту и т.д. А вот появление на новой
купюре портрета убиенного премьера
выглядит в настоящий момент довольно
странно. Обычно, на банкноте, кроме
портрета изображенного на ней
деятеля, присутствуют и его наиболее
важные изречения, вехи жизни. Нет
сомнения, что на рабиновской
банкноте будут слова о заключенном
им "мире". В свете сегодняшних
событий это, естественно, будет
выглядеть как скверная шутка. Однако
представители левого израильского
истеблишмента, которые составляют
абсолютное большинство в
госучреждениях и в Банке Израиля, все
еще живут в иллюзиях "дела мира"
и совершенно неспособны критически
посмотреть на роль Рабина в истории
Израиля. Достаточно вспомнить
преследования - вплоть до увольнения
- которым подвергся учитель,
отказавшийся преподавать "наследие
Рабина" в школе.
Перспективы:
Возможно,
банкнота с изображением Рабина
призвана, по замыслу ее создателей,
агитировать за "вечно живущее дело
Рабина" на подсознательном уровне.
Однако, у большинства израильтян
ничего, кроме раздражения, это не
вызовет. Некоторые даже выразят свое
недовольство с помощью нецензурных
надписей, которые они сделают на
первой же попавшейся в их руки
банкноте с изображением "дедушки
Рабина".
Психология
Ближнего Востока
(15.04) Завтра
в Израиль с официальным визитом
приезжает министр иностранных дел
Иордании Абдал-Илла аль-Хатиб.
В преддверии его
поездки король Иордании Абдалла дал
германскому журналу “Фокус”
обширное интервью. Среди прочих, в
нем приводятся и такие высказывания:
Арафат почти потерял контроль над
происходящим. Арафат хочет мира. Ему
надо помочь. Израиль должен пойти
навстречу и обещать палестинцам что-либо
существенное. Тогда Арафат сможет
объяснить народу, почему он ратует за
прекращение вооруженных действий
против Израиля.
Израиль владеет всем,
палестинцы ничего не имеют. Сегодня
они не видят пользы в мирном процессе.
Этот процесс им ничего не дал. Мы,
Иордания и Египет, считаем этот
процесс плодотворным и хотим его
спасти. На этом основаны наши
предложения, с которыми мой министр
иностранных дел завтра приедет в
Израиль.
Комментарий:
С вниманием всмотримся в слова
короля: “Израиль имеет все,
палестинцы — ничего”.
В результате
соглашений Осло Израиль создал
Палестинскую автономию и передал ей
территории, которые, кстати,
еврейский народ мира в своем
большинстве считает исконными
еврейскими землями. Так как об этом
написано в Библии, в Книге, которую
признают священной евреи, христиане
и даже в какой-то мере — мусульмане.
Более того, прошлый
премьер-министр Израиля Эхуд Барак в
присутствии президента Клинтона
предложил Арафату 9 процентов
территорий, освобожденных Израилем в
борьбе против тройственной
египетско-иордано-сирийской
агрессии в 1967 году.
Барак предложил
Арафату половину Иерусалима, в том
числе, Храмовую гору, которая
называется Храмовой, потому что на
ней стоял Иерусалимский Храм. То есть,
еврейский.
Это было в августе 2000
года. А в сентябре, в ответ на эти
предложения Арафат развязал, по сути,
войну против Израиля.
В искривленном
зеркале психологии Ближнего Востока
это называется “У Израиля есть все, у
палестинцев — ничего”, или — “Палестинцам
процесс Осло ничего не дал”.
Поскольку речь идет о
фундаментальных моментах, сделаем
необходимые пояснения.
Здесь не говорится о
том, что Абдалла страдает каким-то
заболеванием психики. Напротив,
подчеркивается, что Абдалла —
типичный выразитель психологии
Ближнего Востока.
Для арабского образа
жизни характерно договариваться о
каком-то компромиссе — скажем,
разделить что-то пополам — а после
этого, сочтя оговоренную половину
своей, утверждать, что на переговорах
ничего не получено. И тут же — вести
переговоры о второй половине.
Так может продолжаться до
бесконечности. И только сила
способна остановить этот процесс.
В каком-то смысле
ситуация абсурдна и безысходна.
Арабы искренне не понимают позицию
другой стороны.
То, что у короля
Абдаллы мать — англичанка и даже,
возможно, родной язык — английский,
ничего не меняет. Он — аутентичный
представитель Ближнего Востока. Этот
фундаментальный факт следует учесть
политическим лидерам Израиля.
Перспективы:
Израильское
руководство частично не хочет, а
частично стесняется признать, что
Израиль находится на Ближнем Востоке.
И не в географическом смысле, а,
прежде всего, в психологическом. Ибо
психология наших соседей в своем
роде — уникальна.
Некоторые проблески откровенных
разговоров на эту тему уже
наметились. Однако пока превалирует
не очень умная, и даже опасная, теория,
согласно которой все страны
руководствуются в политике едиными
мировоззренческими принципами и
психологическими установками.
Поэтому шансы на установление мира
на Ближнем Востоке пока близки к нулю.
Арабский мир просто должен перестать
быть арабским, с тем, чтобы прийти к
каким-то соглашениям и соблюдать их.
На Ближнем Востоке признают только
силу. И ничего больше.
Закон
и тело
(15.04) Сегодня утром
израильские светские СМИ пытались
раздуть новый скандал, в котором
еврейская традиция в очередной раз
была представлена в неприглядном
свете.
Началось с того, что министр
здравоохранения (от религиозной
партии ШАС) потребовал, чтобы все
части тел, находящиеся в Центральном
институте судебной экспертизы были
захоронены. Директор института
тотчас же выполнил это требование.
Кроме того, депутат Кнессета от
другой религиозной партии — “Единство
Торы” Моше Гафни вместе с
несколькими раввинами посетил
медицинский факультет Тель-Авивского
университета и также потребовал
предать земле части тел, хранящиеся
на факультете.
Во всех электронных и других
подконтрольных левым светским
кругам средствах массовой
информации, расценили эти факты как
нарушение свободы научных
исследований и угрозу существованию
медицинской науки в Израиле.
Мыльный пузырь, раздутый СМИ, рос, и
за несколько часов принял размеры
почти всеобщей культурной войны.
Некоторые профессора университета
бросились на защиту коллег.
Журналисты метали громы и молнии,
называя примененные к израильским
медикам законы “средневековыми,
религиозными”.
Однако пузырь вскоре лопнул.
Оказалось, что в Израиле существует
закон, принятый много лет назад
Кнессетом. В нем указано, что после
вскрытия тела, для
выяснения причин смерти,
все части тел должны быть захоронены
на кладбище. А в университетах могут
хранить только части тела человека,
при жизни завещавшего их для
исследований.
Как выяснилось, речь идет об
уголовном преступлении, которое
совершалось на протяжении многих лет.
А преступниками как раз были те, кого
СМИ так хотели выставить поборниками
прогресса.
Комментарий:
По правилам журналистской этики, СМИ,
прежде чем начать скандал, должны
были бы, как минимум, заглянуть в
кодекс законов государства Израиль.
И еще: пытливый журналист сразу же
обратил бы внимание на тот факт, что
директор института судебной
медицины так легко согласился с
требованием министра
здравоохранения. Он-то как раз знал,
что пойман с поличным.
Скажем больше. Знал, что его “застали
на месте преступления”, и профессор
Тель-Авивского университета Рак.
Выяснилось, что несколько дней назад
он вывез органы и кости умерших людей
за границу — для продажи
университетам государств Западной
Европы. Там законы об обязательном
захоронении даже более строги,
нежели в Израиле.
Расследованием этих преступлений и
надо было бы заняться СМИ. Вместо
этого они попытались раздуть
очередной пожар ненависти к
еврейской традиции.
Ответим на напрашивающийся вопрос:
как студентам медицинских
факультетов изучать медицину, если
еврейская традиция требует с
подобающим уважением относиться к
умершим и хоронить на кладбище их
тела?
Очевидный факт: ежедневно умирает
много людей. Часть из них — в
результате происшествий или
преступлений. Если для выяснения
причин гибели требуется вскрытие,
исследования продолжаются обычно не
один день. И это дает возможность
студентам иметь ежедневную практику
в качестве наблюдателей и участников.
Кроме того, есть возможность
практиковаться на телах умерших
животных. А сегодня в распоряжении
студентов-медиков —
высококачественные муляжи и
компьютерные модели.
Отметим еще одну мысль. Всем нам
хочется, чтобы нас лечили врачи,
которые видели бы в каждом своем
пациенте, прежде всего, человека, и
обладали бы высокими моральными
качествами.
Нарушение законов, пренебрежение
уважительным отношением к умершим, а
то и просто — воровство и торговля
частями тела не порождают подобные
качества.
Что же касается еврейской традиции,
она дает многое, и может дать еще
больше, современной медицине. Один из
крупнейших знатоков Торы нашего
тысячелетия — Рамбам. Он был одним из
самых выдающихся врачей, и в его
книгах мы сегодня находим истины,
которые открывает сейчас
европейская наука.
Перспективы:
Можно смело утверждать, что в
израильских СМИ будут и впредь с
достаточной частотой публиковаться
подобные липовые сенсации и
беспочвенные нападки на еврейскую
традицию.
Только изменения в образовании и
сознании определенной части
общества смогут изменить ситуацию.
Есть немало оснований полагать, что
в последние 10-15 лет идет процесс в
этом направлении.
К началу
страницы
|