Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


К РАЗМЫШЛЕНИЮ |

Каждый год около тысячи слушателей религиозных курсов, которые готовят юношей к службе в армии, призываются в израильские вооруженные силы. Это — лишь небольшой процент от общего ежегодного количества призывников. И все же им удается постепенно менять лицо израильской армии. Более половины из них стали боевыми офицерами и членами элитных боевых подразделений. Не случайно 40 процентов выпускников офицерских школ — религиозные люди…

АРМИЯ ВСЕВЫШНЕГО?

Мэтью Вагнер

Солдатская военная форма напоминает одежду коэнов (служителей в Храме), которую они надевали в Храме, чтобы осуществить процедуру приношения Всевышнему, — говорит рав Элиягу Садан, возглавляющий курсы «Бней Давид», на которых учат молодых ребят, готовя их к службе в армии.

Курсы эти открыты в поселении Эли (Самария).

Чтобы подтвердить свои слова, рав Садан протягивает руку к Торе.

— Солдат, как служитель Храма, — продолжает он, — надев военную форму, должен измениться внутренне. Военный человек — это не член семьи, отстаивающий собственные интересы и реализующий свои желания. Он — посланник народа, который идет выполнять заповедь Всевышнего, чтобы служить Ему…

Обучение на курсах сочетает в себе глубокую веру в Творца с военной подготовкой. Пресса заговорила о них прошлым летом, во время Второй Ливанской войны, когда трое воспитанников курсов героически погибли, участвуя в бою в первых рядах, а пятеро других — получили ордена «Отличия» (этим орденом награждает начальник Генштаба за мужество, достойное подражания; на иврите орден называется — «Итур а-Мофет»).

Не прошли даром уроки рава Садана и для майора Рои Клайна из поселения Эли. Ближайший помощник командира 51-го батальона пехотной бригады Голани, он оказался старшим по званию в бою в Бинт Джбейле. Во время боя Клайн увидел, как в сторону солдат его подразделения летит граната. И, поняв, что скрыться от взрыва они уже не успеют, майор прыгнул вперед и своим телом защитил бойцов от осколков. Очевидцы рассказывают, что, бросившись на гранату, он крикнул «Шма, Исраэль». Эта молитва в еврейской традиции — декларация признания Всевышнего, единственного, кто управляет нашими судьбами. Слова «Шма, Исраэль» из века в век произносили многие евреи, идя на смерть во времена крестоносцев, во времена испанской инквизиции, в темные времена погромов в Восточной Европе. Эти слова, ассоциировавшиеся у многих с изгнанием и мученической смертью от рук преследователей, в устах Рои Клайна прозвучали как боевой клич верующего человека.

День похорон Рои Клайна совпал с его 31-м днем рождения.

…Вдоль стен гостиной рава Садана — стеллажи с книгами. Танах, Талмуд и еще много, очень много еврейских книг. На свободной от полок стене — портрет рава Авраама-Ицхака Кука.

— Главная наша задача на этих курсах, — рассказывает гостеприимный хозяин, — воспитать в молодежи, которая будет служить в израильской армии, патриотические чувства, основанные на глубокой вере в Творца. Такой солдат отдает себе отчет в том, что, идя в бой, он защищает еврейский народ.

«И наденет коэн рубаху из льна, — читает рав Садан, взяв в руки книгу Торы, — и льняные штаны наденет на тело свое, и снимет с жертвенника золу, оставшуюся от горения приношения ола (всесожжения), и положит возле мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»)» (Ваикра, гл. 6, ст. 3).

— Понимаете, — дочитав цитату, произносит он взволнованным голосом, что усиливает его обаяние, — солдатская форма, которую надевают наши курсанты, помогает им понять суть одеяний коэнов. Так же, как форма превращает человека — в бойца, одежды коэнов, в которые они облачаются, идя в Храм, помогают им осознать свою ответственность и роль.

Курсы «Бней Давид» основаны равом Саданом и другими раввинами в 1987 году. Весь педагогический состав курсов считают себя последователями рава Кука, который тоже создавал подобные курсы и йешивы, обучая молодое поколение будущих солдат. Теперь такие курсы открыты по всему Израилю. Срок обучения на них — год. Многие продолжают учебу и остаются еще на год.

Каждый год около тысячи слушателей этих курсов призываются в израильские вооруженные силы. Это — лишь небольшой процент от общего ежегодного количества призывников. И все же им удается постепенно менять лицо израильской армии. Более половины из них стали боевыми офицерами и членами элитных боевых подразделений. Не случайно 40 процентов выпускников офицерских школ — религиозные люди.

Рав Садан убежден, что служба в армии тесно связана со служением Всевышнему. Армия Обороны Израиля выполняет очень важную заповедь Торы — обеспечивает владение Землей Израиля и защищает еврейский народ от врагов. Поэтому, как объясняет рав Садан, израильская военная форма приобретает особую святость, становясь средством выполнения заповеди Всевышнего. Подобно тефилин, которые надевает религиозный еврей во время молитвы. И в Торе об этом сказано: «…и повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками пред глазами твоими» (Дварим, гл. 11, ст. 18). Так же и — автомат, или танк, или боевой самолет. Это — объекты, дающие возможность выполнить заповедь Творца — о защите еврейского народа от врагов и о владении Землей Израиля.

Концепция о практической значимости еврейской традиции в жизни суверенного государства Израиль высказана 100 лет назад равом Авраамом-Ицхаком Куком и углублена его сыном — равом Цви-Иегудой Куком. Со своей стороны, рав Садан реализует идеи отца и сына Куков на деле. И без преувеличения можно сказать, что результат оказался революционным и привел к радикальным переменам в армии.

Йоав Маргалит, житель киббуца Нецер Серени, командовал пехотной дивизией. Теперь он — полковник запаса и возглавляет в киббуце комитет безопасности. Это — тоже образовательный центр, обучающий и воспитывающий учащихся старших классов, будущих призывников, развивая в них стремление встать в ряды Армии Обороны Израиля. Многие его воспитанники теперь — командиры воинских подразделений.

— Выпускники таких подготовительных курсов, — говорит Йоав Маргалит, — попадая в израильскую армию, выгодно отличаются от других своих сверстников. Они — хорошие солдаты, и многие из них умеют вдохновлять, вести за собой ребят в процессе исполнения воинского долга. Потому что у них есть четкое представление о целях и смысле службы в армии. По этой причине большинство из них пополняет армейский командный состав.

Деятельность курсов по подготовке к военной службе в значительной мере изменила облик командного состава израильской армии. На этот факт обратила внимание и израильская пресса. Некоторое время назад газета Маарив на первой странице опубликовала статью старшего сотрудника редакции Бена Каспита под названием «Вязанные кипы захватывают командные посты в ЦАХАЛе», в которой автор описал данный феномен.

«Раз в несколько месяцев, — пишет Каспит в этой статье — на одной из военных баз страны проходит заседание армейского командного состава, в котором участвуют офицеры, имеющие звание не ниже полковника. Так вот, если представить, что кто-то в течение нескольких лет, снимал на пленку эти заседания сверху, с потолка, мы сразу заметили бы, что число офицеров в кипах год от года значительно увеличивалось... Если еще десять или двадцать лет назад в среде высшего военного состава кипы носили единицы, то сегодня картина в корне изменилась. Сегодня в зале заседания большинство командиров — в кипах».

— Кому мешает, что в новом поколении солдаты будут религиозными? — говорит Маргалит. — Источник их мотивации не имеет значения. Важно, что они — хорошие солдаты, готовые с честью выполнить свой воинский долг. Их интересы полностью совпадают с интересами армейского командования, религиозного и нерелигиозного. К тому же, эти солдаты твердо знают, что приказы командиров надо выполнять…

Главы религиозных курсов подготовки к службе в армии, включая рава Садана, категорически против любого неподчинения в армии. Даже в тех случаях, когда солдатам приказывают участвовать в эвакуации еврейских поселений. Но было бы неправильно думать, что руководители курсов и их выпускники едины во мнениях по всем вопросам.

— Израильская армия и другие государственные образования, к сожалению, создавались на «светской» основе, — отмечает рав Садан. — После двух тысячелетий изгнания еврейский народ, не имея ни независимого государства, ни армии, получает неслыханную возможность построить собственное государство. И основателями Израиля стали нерелигиозные лидеры. Когда пришло время создавать израильскую армию, будущих военачальников готовили в других странах. Еврейская традиция, еврейский закон в расчет не принимались. Мы поставили перед собой цель изменить это положение.

— Израильские военно-воздушные силы, — продолжает рав Садан, — строились по британской и американской моделям. В те годы военно-воздушный флот Англии и США был лучшим в мире. Но вместе с практическими, положительными качествами израильские пилоты переняли у зарубежных учителей заносчивость и высокомерие. Ядро сухопутных войск, в свою очередь, основано теми, кто служил в русской армии. И, передавая военный опыт, тактические приемы ведения войны, эти люди привнесли в израильскую армию развязность и вульгарность…

Рав Садан считает, что ЦАХАЛ до сих пор не избавился от этого негативного, «чужого» влияния.

— Представьте себя на месте религиозного солдата, — рассуждает он. — В течение многих месяцев у вас были трудные тренировки. Армия решила отметить ваш тяжкий труд, наградив все ваше подразделение отдыхом в отеле. Всю группу отправляют на отдых в выходные дни. Что вы будете делать, когда ваши друзья пойдут в бассейн или на танцы? С одной стороны, вам хочется провести время вместе с друзьями-сослуживцами, с другой — вы не можете позволить себе развлекаться таким образом. Тем более — в субботу.

Долгое время религиозные деятели видели в армейской службе «духовную ловушку», в которую желательно не попадать, дабы избежать ее неблагоприятного влияния, оказанного, например, совместным пребыванием юношей и девушек в армейских бараках, на физических тренировках и в офисах. Они усматривали в этом готовый рецепт «духовной катастрофы».

В прошлом религиозным ребятам призывного возраста предлагали проходить военную службу в йешивот hесдер. Эти йешивы предоставляли религиозным новобранцам духовную защиту от нежелательного влияния «светского» окружения. Они заключили с ЦАХАЛем договор, согласно которому солдатам таких йешив сокращали срок службы в армии до 16-ти месяцев. При этом они учились в йешиве три с половиной года, и служба в армии сочеталась с изучением Торы. Студентов йешивы призывали на военную службу группами, зачастую — отдельными взводами, где были только религиозные солдаты.

Страхи религиозных лидеров не были напрасными. Рав Иегуда Авиталь, в 1980-х годах — глава объединенного Совета йешив hесдер, провел опрос, подтвердивший их опасения. По результатам опроса, половина выпускников «обычных» йешив, которые прошли военную службу в «светской» среде (не в йешиват hесдер) стали нерелигиозными людьми. Из тех, кто остался в армии и, пройдя курс обучения, получил офицерское звание, лишь 20 процентов сохранили верность еврейской традиции.

Рав Садан прекрасно осознает духовную угрозу, которой подвергаются религиозные солдаты. Но считает, что в Израиле возникла новая религиозная реальность, которая требует вклада евреев, придерживающихся еврейских законов. Сегодня религиозные евреи, по его мнению, не могут оставаться в стороне и должны принимать участие в строительстве своего государства.

Идея рава Садана состоит в том, чтобы учить религиозных ребят, выпускников средних школ так, чтобы между его системой обучения и армией не только не было противоречий, а, наоборот, чтобы они составляли одно целое. И действительно. Армия Обороны Израиля призвана защищать евреев от врага, что дает еврейскому народу возможность жить на Земле Израиля. Поэтому быть хорошим солдатом — религиозная обязанность. Быть хорошим солдатом, совершенствоваться и учиться, получая офицерские звания означает — совершенствоваться в служении Всевышнему.

— И в религиозной и в нерелигиозной среде постоянно твердят, — подчеркивает рав Садан, — между современным государством и еврейской традицией неизбежны противоречия. И те и другие служат собственным идеалам. «Светские» потратили немало труда на то, чтобы создать государство, основанное на «общечеловеческих» ценностях. В свою очередь, лидеры религиозных общин открыли множество йешив, из которых вышли ученые Торы. Они хранили и хранят наше еврейское наследие, которое необходимо всему еврейскому народу. Где же тут противоречие?.. Верю, настанет день — и вырастет новое поколение молодых идеалистов, которые, унаследовав от нерелигиозных отцов их патриотизм, преданность своему государству, будут жить по законам Торы…

Надо сказать, что рав Садан и другие раввины, работающие на религиозных курсах подготовки к службе в армии, столкнулись с серьезной проблемой. До тех пор, пока выпускников таких курсов в боевых частях ЦАХАЛа было немного, в «светских» кругах данный феномен не пользовался вниманием. Обучение проходило без ограничений и препятствий.

Однако в последние годы, когда эти курсы стали, как выразился в своей статье Бен Каспит, «главной опорой армии», многие «светские» военачальники начали все чаще говорить о «чуждом» и «негативном» влиянии, которое в будущем, весьма вероятно, возьмет верх в израильской армии. И это — знак, что деятельности курсов могут чинить препятствия.

— Мы никогда не стремились «брать верх» в армии, — отвечает на опасения «светских» рав Садан. — Нам это не требуется…

Jerusalem Post

Перевод с английского