Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Наверное, самые приятные комплементы — те, которых меньше всего ожидаешь. До недавнего времени никто и представить себе не мог, что похвала, да еще — в адрес неизменного «противника», прозвучит из уст известного израильского журналиста, постоянного корреспондента газеты Гаарец Илана Шахара.
НЕОЖИДАННЫЙ КОМПЛИМЕНТ
Йонатан Розенблюм
Илан Шахар — известный в Израиле журналист, работающий в газете Гаарец, из тех, кто объявил и многие годы ведет непримиримую пропагандистскую войну против религиозных слоев израильского населения. Более того, пожалуй, никто, кроме него, в отношении религиозных израильтян еще не проявлял такой неприкрытой и неослабевающей враждебности.
И вот недавно на страницах этой газеты Илан опубликовал крайне резкую статью, посвященную израильской молодежи.
«Родители в Израиле, — с горечью пишет он в этой статье, — вырастили поколение, которое глубоко уверено в том, что ему все позволено, которое полагает, что все за него должны делать другие и совершенно не в состоянии — давать».
Израильская молодежь, по мнению автора, не имеет ни малейшего уважения к взрослым вообще и к своим родителям, в частности. «Они ничего не читают, — продолжает журналист, — не имеют понятия о том, что происходит в стране. Почти никого из них это не интересует».
Главный учитель молодежи, с точки зрения Илана Шахара — телевидение. И единственное, к чему они стремятся — это слава, известность, популярность. Они не думают о карьере, не размышляют о том, какое влияние они могут оказывать на окружающих, не испытывают желания изменить мир к лучшему…
В своем материале Шахар приводит данные опроса, который показал, что 58 процентов подростков считают, что родителей надо уважать. Скорее всего, большинство из этих 58-ми процентов, — высказывает журналист предположение, — из религиозного или арабского сектора.
Критикуя израильскую образовательную систему Илан не жалеет красок.
«Наша образовательная система, — пишет он, — ничего от детей не требует, очевидно, полагая, что они сами знают, что им нужно. Такого же мнения придерживаются и сами дети…».
Данные опросов свидетельствуют, что 43 процента израильских детей вообще не читают книг. «Они просто не знают, как следует, иврит», — констатирует директор престижной гимназии в Герцлии.
«Все это как-нибудь, вероятно, еще можно было бы простить, — «великодушно» отмечает Илан Шахар, — если бы наша эгоцентричная молодежь чувствовала бы себя счастливой. Но она — несчастна и не довольна собой. И эта неудовлетворенность делает молодых людей легкой добычей для тех, кто предлагает им вернуться к еврейской традиции и иудаизму. Сионизм обнаружил свою беспомощность, не сумев выстроить систему ценностей. И тут появились люди, позавидовавшие религиозной системе образования. Не из-за ее содержания и ценностей, которые она прививает, но — самому факту, что в религиозной системе обучения есть ценности, которые она передает подрастающим поколениям».
Невольно Илан и сам оказался в числе «завистников». В своей статье он называет религиозную образовательную систему — «моделью». И одобрительно отзывается об идее создания первой нерелигиозной йешиват-Хесдер.
«Еще десятилетие назад такую идею подняли бы на смех, — пишет Илан Шахар. — Но сегодня она становится нашей реальностью».
Журналист призывает создать внутри государственной образовательной структуры целую систему новых школ, которые могли бы привить своим ученикам истинные ценности. «И в этих школах, — мечтает он, — будет много уроков Торы, много — истории, много занятий, на которых ученики будут узнавать о Земле Израиля и ее географии».
Следует отметить, что Илан Шахар в принципе не из тех, кто критикует израильскую образовательную систему, и его статья, которую мы сейчас обсуждаем, по большому счету — первый для него опыт на данном поприще. Первый — для него. Но до него на эту тему не раз высказывались другие.
Еще три года назад, Амнон Данкнер, редактор газеты Маарив, опубликовал свою статью об ужасающем культурном вакууме, который из года в год разрастается — не только в молодежной среде, но и в израильском обществе в целом.
«Бессмысленно надеяться, — писал в своей статье Данкнер, — что школьники будут дисциплинированными и научатся с уважением относиться к учителям, если перед их глазами нет модели такого поведения — ни дома, ни на улице, ни в телевизионных программах».
Амнон Данкнер, по сути, ясно и недвусмысленно говорит о том, на что Илан Шахар только намекает. Речь в его статье идет об источнике этой болезни израильского общества. Причина данной болезни, по мнению обоих журналистов — в том, что современное израильское общество оборвало связь с «удивительным, как пишет Данкер, еврейским наследием», не найдя ничего равноценного, чем можно было бы его заменить.
Оба, и Данкнер и Шахар, правы в своем утверждении, что неудачи в израильской светской системе образования связаны с утратой ценностей. В обществе, где ценности отсутствуют, моральные потери неизбежны. И уважение к старшим и учителям — в числе этих потерь. Действительно, если старшее поколение ни во что не верит и передает это ущербное мироощущение молодому поколению, откуда возьмется у молодежи уважение к старшим?
В последнее время в систему образования вводят некоторые изменения. В их числе — требование к учащимся вставать, когда в класс входит учитель, что, кстати сказать — норма в религиозных школах. Другое новшество — ограничения в одежде учителя. Ведь доходило до того, что учитель (или учительница), пытаясь следовать моде, принятой у их учеников, выглядели просто смешными.
Однако внешние проявления уважения и соблюдения приличий не в состоянии решить основную проблему, если за ними нет внутреннего содержания. В системе религиозного образования, отметим, учителя и родители пользуются уважением детей за те знания и мудрость, которыми молодежь стремится овладеть.
Однажды рав Яаков Каменецкий (глава йешивы «Тора ве-Даат», Нью-Йорк; Россия – США, 20-й век) в самолете оказался рядом с Иерухамом Мешелем, который был тогда генеральным секретарем Гистадрута. В конце полета Мешель выразил раву Яакову свое удивление и восхищение вниманием и заботой, которую на протяжении всего путешествия проявляли его сын и внучка. Их места в самолете были в далеко от места, где сидел рав Каменецкий. И они постоянно подходили к нему, спрашивали, как он себя чувствует и не надо ли ему что-нибудь. По признанию Мешеля, сам он очень редко видит своих детей и внуков.
«Вы верите в учение Дарвина, — сказал ему на это рав Яаков. — В глазах ваших детей, поколение, к которому мы с Вами относимся — на ступеньку ближе к человекообразным обезьянам, по сравнению с их поколением. Для нас же главное событие нашей истории — момент, когда Всевышний говорил со всем народом Израиля у горы Синай… Мои дети и внуки уважают меня за то, что я на одно поколение ближе к этому Откровению. Они видят во мне человека, связанного с духовными гигантами, которые выше их понимания»…
Журнал «Мишпаха», Израиль
Йонатан Розенблюм
автор многочисленных статей в Джерузалем Пост (Израиль)
и Джуиш Обзервер (Нью-Йорк, США)
Обозреватель газеты Джерузалем Пост