Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


К РАЗМЫШЛЕНИЮ | Не оставь нас в старости нашей…

В рош ходеш (начале еврейского месяца) Ав, раввин синагоги «Бейт а-Тфила» в израильском городе Бейт Шемеше, рав Хаим Малинович, прокомментировал текущие события с позиций Торы.
Выделим здесь основные моменты его обращения к собравшимся, разъясняющие ситуацию, в которой оказался Израиль, вступив в войну с Хизбаллой…

ПОЧЕМУ В НАШИ ДОМА ПРИШЛА ВОЙНА

— Когда страдает один человек, — говорил в своем обращении рав Хаим Малинович, — это означает, что ему необходимо пересмотреть свое отношение к жизни, проанализировать совершенные им поступки, чтобы понять, как исправить положение, в котором он оказался. Если же невзгоды преследует общину (народ) в целом, важно осознавать, что те беды, которые переживает народ, могут быть результатом коллективных действий — политики, осуществляемой нашими лидерами от имени всего народа Израиля.

Исследуя тексты Торы, наши Учителя установили, что Всевышний, управляя миром, использует определенные «механизмы» воздействия на свое Творение. Один из них — принцип мида кенегед мида (в переводе — «мера за меру»). Этот принцип Торы подробно анализируется в раввинской литературе. И состоит он в том, что человек (равно как и общество в целом) в каком-то смысле выстраивает свою судьбу сам. Его поступки как бы «возвращаются к нему», определяя жизненные обстоятельства, в которые он попадает.

Для иллюстрации возьмем широко известный пример. Фараон, когда евреи были рабами в Египте, знал о существовании этого принципа Управления миром. Принимая решение о ликвидации всех еврейских младенцев мужского пола (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Шемот, второй годовой цикл), он дает распоряжение топить новорожденных в водах реки Нил. Прежде всего, потому что ему было известно об обещании Всевышнего, которое Он дал после Потопа — никогда в будущем не уничтожать мир таким способом (водой). Значит, рассудил фараон, Творец не сможет наказать меня, воспользовавшись принципом мида кенегед мида. Но расчет его оказался неверным — войско его погибло в водах Тростникового (ныне — Красного) моря…

Принцип мида кенегед мида играет в нашей жизни очень важную роль. Поскольку Всевышний не говорит с нами напрямую, Он доводит до нас свое Послание другими способами. Когда мы делаем что-то неправильно, мы получаем наказание, которое демонстрирует нам, в чем именно мы совершили ошибку.

В прошлом (2005-м) году евреи выгнали своих братьев из их домов. В прошлом году евреи своими руками разрушили еврейские дома и синагоги. В прошлом году одни евреи лишили других источников существования, имущества, общин, в среде которых жили пострадавшие.

Не все сумели вынести это — некоторые, когда причиненные «братьями» страдания превысили их физические возможности, умерли.

Многие, особенно — из молодежной среды, оторванные от своей земли, разуверились в еврейских идеалах, потеряли ощущение, что жизнь имеет смысл.

Часть изгнанных из собственных домов евреев до сих пор остаются неприкаянными и бездомными — в поисках места, где они смогут снова обрести дом и общину, избавиться от тягот неопределенности.

В данном случае, причиной общественной трагедии не были действия отдельных людей. Истинная причина — поведение всей общины Израиля в целом. Это становится очевидным, когда мы спрашиваем себя: что мы сделали, чтобы воспрепятствовать «народным избранникам» в реализации выдвинутой ими программы «одностороннего размежевания»?

В этом году евреи вновь покидают свои дома в поиске безопасных мест. У родственников, у друзей или просто у чужих людей, готовых принять у себя обездоленных, спасающих свои жизни и жизни своих детей.

Многие еврейские беженцы остались без крова — здания, в которых они жили, разрушены прямыми попаданиями ракет, выпущенных боевиками Хизбаллы с территории Ливана. Люди потеряли имущество, бизнесу нанесен, возможно, непоправимый урон, общины распадаются…

В прошлом году никто нас не подгонял. У нас было достаточно времени на то, чтобы позаботиться о будущих изгнанниках, сделать так, чтобы никто из них не оказался на улице. Но, когда изгнание началось, выяснилось, что далеко не у всех есть место, куда они могли бы переселиться. Им предоставили временное жилье, пообещав решить их проблемы. Потерпите, мол, каких-нибудь десять дней, а потом… «Десять дней» обернулись десятью месяцами. И конца этому не видно…

В этом году беда нагрянула в людские дома внезапно, не дав времени опомниться и спланировать, как дальше жить. Что ж, значит, надо искать временные решения. В конце концов, долго ли продлится война?

Но, похоже, период «временных неудобств» — затягивается. И никто не в состоянии сказать наверняка, когда люди смогут вернуться к обычному жизненному ритму.

Можем ли мы игнорировать очевидное?

Три недели страданий в прошлом году… Три недели — в этом…

Отрицать связь событий, происшедших в прошлом году, с событиями, которые происходят сейчас — это значит не признавать той связи, которая существует между нами и Всевышним.

Община Израиля получает то, что заслужила. Это — практическая реализация принципа мида кенегед мида.

Если сегодня мы не остановимся, хотя бы на миг, чтобы подумать над тем, что мы делаем неправильно, нам неизбежно придется снова и снова учиться на собственных ошибках. И — платить за эту «учебу» непомерно высокую цену. Эта цена измеряется нашими бедами, потерями и невзгодами, нашими жизнями…

Еженедельник Аруц Шева, Израиль

 

Рав Хаим Малинович получил смиху от одного из крупнейших Учителей 20-го века рава Моше Файнштейна. До своей алии в Израиль в 1997 году, рав Малинович работал был главой йешивы и коллеля в городе Монси (штат Нью-Йорк).

Последние пять лет рав Малинович, будучи раввином одной из общин города Бейт Шемеша, занимает должность главного редактора уникального проекта по изданию Талмуда с переводом и комментариями на английском языке в крупнейшем в США еврейском издательстве «Артскролл».