Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Тысячи евреев из Латинской Америки в результате разразившегося в южной части американского континента экономического кризиса оказались

Завершая свою интересную, легко и увлекательно написанную книгу «Мордехай: первые американские семьи», Эмилия Бингхам подводит итог: истории из жизни членов семьи Мордехай - заслуживающее внимание явление. Однако есть в этой книге и второй, очень важный сюжет…

ПОД ДРУЖЕСКИМ НЕБОМ

Ллойд П. Гартнер

…В 1796 году, когда Яков Мордехай с семьей переехал в Ворентон (штат Каролина), это был совсем небольшой городок. Они прибыли сюда из Ричмонда, где Яаков, оказался «за бортом» еврейского общества. Семья у него была большая - жена и шестеро детей. В Ричмонде они очень бедствовали, погрязли в долгах, и Мордехай решил начать новую жизнь на новом месте.

В Ворентоне Мордехаи стала первыми евреями.

С тех пор в Ворентоне мало что изменилось. На карте штата его название обозначено мелким шрифтом, и это означает, что Ворентон по-прежнему - «мелкий населенный пункт». Евреи в этом городке и по сей день не селятся.

В Северной Каролине Яаков, оставшись без поддержки еврейской общины, перестал придерживаться еврейской традиции. Во всяком случае, до 1878 года, когда он снова, уже 76-летним стариком (за год до своей кончины), вернулся в Ричмонд.

В Ворентоне он пробовал основать собственный бизнес, но успеха не добился. Основным источником существования стала для семьи созданная Яаковом школа, которая давала небольшой доход. Эта школа была христианской. Большинство детей Яакова Мордехая в разное время в ней учились.

Надо сказать, что еще в 1796-м, сразу же после переезда в Ворентон, Яаков заключил со своими шестью детьми (потом у него родились еще семеро) договор.

Спустя годы научный работник Эмилия Бингхам из Луисвилла (штат Кентукки), написав биографический очерк о семье Мордехай, назовет этот договор «моральными и этическими инструкциями для детей». В действительности это было обычное письмо, в котором отец «юридически зафиксировал» обязательства каждого члена семьи. Сам Яаков, глава рода Мордехай, согласно договору, должен был мудро руководить семьей, обеспечивать детей книгами и учебниками, дать им образование и проявлять терпимость к людям, независимо от их вероисповеданий. От детей он потребовал солидарности с семьей во всех принципиальных вопросах. В отдельных пунктах договора говорилось о долге детей интеллектуально совершенствоваться и заниматься полезным трудом.

По сути, этот договор был своеобразным духовным завещанием Яакова, выражением его воли - чтобы дети «оставались евреями».

Рассылая запросы, роясь в архивах, Эмилия Бингхам - автор книги «Мордехай: первые американские семьи» - собрала объемистую папку документов, свидетельств о вехах жизни членов семьи Мордехай. В результате ей удалось многое выяснить о судьбах детей и внуков Яакова.

Все они пережили подъемы и спады, но неизменно стремились овладеть хорошими профессиями. В чем-то они следовали договору с Яаковом Мордехаем - упорно учились и все получили образование. Большинство сыновей стали бизнесменами и адвокатами и добились успеха на выбранном поприще. Их жены, в основном, были учительницами.

Один из сыновей Яакова - Альфред избрал военную карьеру - закончил академию в Вест-Пойнте и стал армейским офицером высокого ранга. Служил на севере штата Нью-Йорк. Отношений с родственниками не поддерживал. Они остались на юге - Альфред же создание Конфедерации Южных Штатов в 1861 году не одобрял (этот раскол был вызван указом президента США Авраама Линкольна об отмене рабства; южная часть Америки выступила против отмены).

Но еврейской семья Мордехай не осталась. Дети вступили в браки с неевреями. Со временем большинство из них приняло христианство. На то была их добрая воля - в Соединенных Штатах, в отличие от Европы, в те времена не было никаких дискриминирующих евреев законов. Существовало, разве что, некое легкое ощущение, что евреи - «другие», не такие, как все. Заметную роль тут, видимо, сыграло окружение и религиозное рвение духовенства, стремившегося обратить в свою веру как можно больше людей.

К 1913-му году в семье Мордехай (во втором и третьем поколениях) осталось только пять евреев. Тогда как более пятидесяти других детей и внуков Яакова стали христианами. Впрочем, один из внуков, приняв христианство, довольно быстро изменил свое решение и вернулся к еврейской традиции. Долго не решалась нарушить волю отца и его дочь Рахель - одаренная, тонко чувствующая девушка. И все же сдалась после долгой и мучительной внутренней борьбы.

Завершая свою интересную, легко и увлекательно написанную книгу, Эмилия Бингхам подводит итог: истории из жизни членов семьи Мордехай - заслуживающее внимание явление; на конкретных примерах читатель увидит, как большой и разветвившийся клан из нищеты поднимается на уровень «среднего класса». Однако есть в этой книге и второй, очень важный сюжет. В ней рассказывается, как под «дружеским небом» Америки поглощает еврейские души и судьбы «беспристрастный» ассимиляционный процесс…

Jerusalem Post

Ллойд П. Гартнер,

профессор Тель-Авивского университета,

работает на факультете истории европейского еврейства,

автор книги «История евреев в наше время