Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Реформированный

Реформированный «иудаизм» поистине доходит до абсурда. Некоторые американские евреи, не удовлетворившись существующими семейными праздниками, ввели в обиход новую «традицию» - отмечать барк-мицвы. И это - не опечатка. Именно так - барк-мицва - называется семейное торжество, призванное ознаменовать 13-летие живущей в доме собаки (английское слово «барк» в переводе на русский - «лай»)...
 

СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ СОБАКИ
 

Рахель Цукерман

В Америке обожают собак. Целая армия специалистов разного профиля трудится над тем, чтобы владельцы четвероногих друзей могли обеспечить самые разнообразные потребности своих питомцев. Тут вам и салоны красоты с парикмахерами; и специализированные отделы в зоомагазинах, в широком ассортименте торгующие собачьей одеждой на любое время года - от вязаных зимних свитеров и стеганых пальтишек до плащей из непромокаемой ткани; и фабрики по производству собачьей еды, сотрудники которых заботятся о том, чтобы пища для животных была вкусной, питательной и привлекательной на вид - дизайнерские группы постоянно работают над созданием новых и новых форм собачьих бисквитов...

Казалось бы, все предусмотрено. Но нет, пределов человеческая фантазия не имеет. В последнее время американские собаки совершили «прыжок вверх по эволюционной лестнице».

Зачем псу или кошке останавливаться на скромном положении «члена семьи», если можно подняться в «в семейной иерархии» до представителя рода? И помогает им в этом сравнительно недавнее изобретение - празднование барк-мицвы, знаменующее некий «поворотный» (непонятно с чем связанный) этап в жизни собаки. Барк-мицвы в Соединенных Штатах принято справлять дома, в зоомагазинах, а иногда даже - в синагогах.

Родоначальником новой традиции стал Ларри Рот - совладелец салона «Догги Ду и Пусси Кэт» (для кошек и собак), расположенного в районе Муррей Хилл в Манхеттене. Он - не только автор идеи, но - и большой энтузиаст в ее повсеместном распространении. А потому по праву считается признанным специалистом в этой сфере собачьего сервиса. Да и опыта Роту не занимать - только в своем салоне он организовал и успешно провел тридцать барк-мицв.

Впрочем, сам Ларри Рот не придает ритуалу особого значения.

- Для многих это - лишь дополнительный повод устроить вечеринку, - говорит он.

Церемония барк-мицвы соединяет в себе немудреные собачьи (и людские, конечно же) радости с обязательными отличительными признаками «принадлежности»...

- В нашем салоне, рассказывает Ларри Рот, - виновника торжества обычно потчуют украшенным белой и голубой глазурью (что должно ассоциироваться с Израилем) тортом для собак - в форме заветной косточки. Кроме того, он получает подарки - по заказу изготовленные мягкие войлочные игрушки, имеющие форму меноры (семисвечника) или ханукальных дрейдлс (волчков)...

Перед барк-мицвой собака проходит подготовительный курс, задача которого - привить ей хорошие манеры. Ведь на празднике ей предстоит делиться игрушками с пожаловавшими на торжество псами. Если хозяев заботит, как будут выглядеть во время ритуала их питомцы, к их услугам - большой выбор (с учетом размера и особенностей породы) одежды, сшитой специально для таких случаев. В комплект для юбиляра входит талит (покрывало для молитв) и кипа.

- Услугами такого рода пользуются евреи, причисляющие себя к реформистскому или консервативному течению иудаизма, - продолжает Рот. - «Аксессуары» для празднования барк-мицвы имеют еврейскую символику, потому что многие воспринимают своих домашних животных как полноправных членов семьи. К примеру, моя мама говорит: «Я - еврейка, значит, и моя собака - еврейская».Однако многие просто устраивают вечеринку по поводу собачьего 13-летия. Созывают друзей, но раввина не приглашают...

Некоторые реформистские синагоги Америки используют придуманную Ротом «традицию» для сбора средств. К примеру, прошлой весной в «Кеѓилат Хаим» (реформистская синагога в Атланте) удалось собрать немалые пожертвования, устроив барк-мицву одновременно для шестидесяти собак. Особый интерес гостей праздника вызвали соревнования, в которых псы состязались по восьми «показателям». В числе этих восьми состязаний был конкурс на «самую еврейскую собаку». Растроганные необычным зрелищем любители животных охотно открывали кошельки.

Нэйл Комесс-Даниэль, раввин реформистской синагоги «Бет Шир Шалом» в Санта-Монике (штат Калифорния) усматривает в барк-мицве «духовный компонент», считая, что подобные торжества не ограничиваются собачьими бисквитами в форме звезды Давида.

- Мне довелось провести несколько веселых вечеринок, посвященных барк-мицве, - говорит Нэйл, - и я могу понять людей, которые хотят вовлечь своих любимцев в собственную духовную жизнь. Нет ничего странного в том, что еврей придает этому близкую еврейству форму... Впрочем, мы стараемся, чтобы такие праздники носили шуточный характер. Поэтому, как правило, приурочиваем такие мероприятия к празднику Пурим, когда они приобретают нужный контекст.

Чтобы избежать каких-либо неприятных инцидентов, барк-мицвы в Санта-Монике проводят на принадлежащей местной синагоге автомобильной стоянке. Самые главные гости этих торжеств - дети.

- Интересно, что сказал бы Нэйл Комесс-Даниэль, - комментирует слова раввина из Санта-Моники Авраам Шафран, директор отдела по связям с общественностью в американском филиале организации Агудат Израэль, - если бы пса назначили на его должность - должность раввина синагоги... Порой безграничная любовь к животным провоцирует помутнение разума...

Авраам Шафран выступил в американской прессе со статьей (опубликованной, в частности, и в Нью-Йорк Таймс) под названием - «Почему души животных не возносятся на Небо».

«Люди за свою жизнь вступают в контакты разного уровня со многими существами и вещами, - пишет он. - Но даже если еврей с особой теплотой относится к какой-либо вещи или живому созданию, это не делает их еврейскими... Если речь идет не о человеке, говорить о еврействе - нонсенс. Наша традиция защищает животных. В Талмуде, к примеру, сказано, что, вернувшись домой, еврей, прежде чем приняться за еду, обязан сначала накормить имеющуюся у него скотину. Сам я никогда не сажусь ужинать, не покормив своих аквариумных рыбок...

Человек - вершина Творения, потому что он способен воспринять концепцию, суть которой состоит в том, что миром управляет Творец. Только человек в этом мире способен побороть свои желания: испытывая чувство голода, он в состоянии отказаться от еды... Только человек в состоянии нести ответственность за свои поступки. В этом и заключается концепция бар-мицвы (для девочки - бат-мицвы). И к животным она не имеет никакого отношения».
 

Газета «Форвэрд»,

Нью-Йорк