Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Эта статья — анализ
израильской ситуации,
предложенный специалистом в
области стратегических
исследований…
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ МУДРЕЦОВ
Рав Натан Лопес Кардозо,
доктор
философии, автор многих книг
Преподаватель и популярный
лектор.
Живет в Иерусалиме.
Одно из ключевых понятий Торы — кдуша — обычно переводят на русский язык словом “святость”. Однако точнее было бы, пожалуй, говорить об особой еврейской одухотворенности, которая выражена устремлением народа Израиля к возвышенной цели — служению Всевышнему. Это понятие в еврейской традиции, как правило, трудно осознать.
Обсуждая проблемы пола, вопросы питания, поведения людей, Тора призывает Народ Израиля не забывать, что все земное должно быть возвышено. Конечная цель — превратить нацию в народ, посвященный служению Творцу, как сказано: “Будьте святы, ибо Я свят, Г-сподь, Б-г ваш” (Ваикра, 19:2).
Этот призыв повторяется в Торе много раз: “Освящайте… и будьте святы…” (там же, 20:7,8); “И посвятите… Мне…” (там же, 20:26).
Сотни лет между еврейскими философами шел спор: передается кдуша еврейского народа по наследству или зависит от определенных условий. Однако Тора однозначно утверждает: еврей не имеет права прикрываться или оправдываться присущей ему от природы “одухотворенностью”, не прикладывая усилий к тому, чтобы жить, руководствуясь высокими моральными принципами. Всякие попытки еврея освободиться от обязанности исполнять законы Торы, поскольку он и без того, “автоматически”, считается “совершенным” — мысль, достойная осуждения. Еврей может претендовать только на то, что заработано им трудной духовной работой и верностью Творцу.
Это касается всего и в не меньшей степени — владения Землей Израиля.
Нет “автоматических” прав или претензий, основанных на “природных” моральных принципах народа Израиля, если они не доказаны не только словом и делом, но даже помыслами.
Мудрецы предвидели опасность, что евреи могут использовать идею наследования кдуши как способ своего оправдания. Мы видим их предостережение в выборе ѓафтарот (отрывков из книги Пророков), которые читают в шаббат вслед за недельными разделами Торы Ахарей мот и Кдошим, рассказывающими, прежде всего, о кдуше.
Для этих разделов существует три ѓафтары. Какую из них прочтут в синагоге в данную субботу, зависит от двух факторов: читают на этой неделе оба раздела Торы вместе, или только один, и еще — от обычая данной общины. В ѓафтаре, следующей после разделов, которые идут вместе, говорится о равенстве всех людей и неверном понимании Израиля своей, якобы особой, роли в истории и наследственной святости: “Израильтяне, разве вы для Меня не как эфиопы? Верно, я вывел Израиль из Страны Египетской, но, ведь, и плиштим — из Кафтора и арамейцев — из Кира...” (Амос, 9:7).
Да, Всевышний вывел евреев из Египта. Но этого недостаточно, чтобы заявлять об уникальности еврейского народа, его отличии от других наций.
Далее в ѓафтаре следует предупреждение: Израиль не может полагаться на свою “природную одухотворенность”, когда грешит: “Ибо вот, повелю Я и встряхну Дом Израиля среди всех народов, как трясут решетом, так что ни камня на землю не упадет. И погибнут от меча все грешники Моего народа, говорящие: Не постигнет нас это бедствие!”
“Глаза Всевышнего на этом грешном царстве, — и сотру Я его с лица земли, но Дома Якова до конца не разрушу, — сказал Бог”, — продолжает пророк Амос (9:8).
В этих словах — обещание, что часть народа останется, однако не сказано, что евреи получат дополнительную поддержку и смогут претендовать на землю, если они не следуют велениям Торы.
Тексты двух других ѓафтарот аналогичны первому. Если народ Израиля пойдет по дурному пути, “и прольет Иерусалим кровь в своей среде”, если люди будут “презирать отца и мать”, “притеснять пришельца”, “насиловать женщину в ее период”, “брать лихву и процент”, — то, сказано в них, — “Я рассею вас среди народов, разбросаю по странам и истреблю из вас скверну. И презренными станете в глазах народов, и познаете, что Я — Б-г” (Йехезкель, 22:15,16).
Отрывки из Пророков со всей ясностью отрицают мнение, что народ Израиля приобретает особое положение по наследству и поэтому может снизить стандарты своего поведения, позволить себе нарушить моральные принципы. Уникальным Израиль становится, если выражает полное согласие жить, руководствуясь высокими идеалами и совершая праведные поступки.
Ни армия, ни закон, ни международная поддержка не сумеют ничего изменить.