Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ВАЖНОЕ ДЕЛО ТРЕБУЕТ ПОДГОТОВКИ
В Талмуде (трактат Шаббат)
написано, что недельную главу Торы Микец читают, как
правило, в шаббат Хануки. В этой главе, в частности сказано: «…утвуах
тевах ве-hахен» (Берешит,
гл. 43, ст. 16), что в переводе означает — «…зарежь что-нибудь из скота и
приготовь».
Транслитерация русскими буквами это не
передает, но если взять последние пять букв в этом фрагменте в оригинале на
иврите (см. текст), можно обнаружить, что, изменив порядок букв в нем, мы
получим слово — «Ханука».
Вспомним, что речь в этом отрывке идет о распоряжении Йосефа, которое он дал
слуге, чтобы угостить братьев на трапезе. Но какая связь между этим
распоряжением и праздником Хануки?
Исследуя этот вопрос, один из раввинов нашего поколения — рав Иссахар Франд ссылается
на Мидраш, в котором говорится, что слова Всевышнего — «Кто предварил Меня,
чтобы Я уплатил ему?» из книги Йова (гл. 41, ст. 3) обращены
к Йосефу (Мидраш Раба на книгу Торы Бамидбар).
Йосеф
еще до дарования Торы соблюдал шаббат.
Йосеф дал такое распоряжение слуге утром в
пятницу, объясняет рав
Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель
Иерусалимского Талмуда; 3-й век),
— и подразумевались приготовления к шаббатней трапезе.
Слово hахен («приготовь»)
соотносится с первой (вечерней) субботней трапезой. Как сказано: «И вот, в
шестой день, когда приготовят то,
что принесут...» (Шемот, гл. 16, ст. 5). Отсюда видно, что
приготовления осуществлялись заранее. Йосеф готовился к субботней трапезе —
заранее, и Всевышний наградил его. Своим обращением к Йосефу в книге Йова,
Всевышний, по сути, сказал ему: «Йосеф, ты соблюдал шаббат еще до
того, как Я дал еврейскому народу Тору, и за это Я награжу тебя». Наградой
было разрешение потомкам Йосефа впоследствии осуществлять по субботам
приношения (на иврите — корбанот, множественное число от слова корбан)
в Храме. В то время, как другим евреям не разрешалось по шаббатам реализовывать
личные приношения.
В недельной главе Насо говорится
о приношении назира (о том, что означает данный термин — см. на
сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Насо, пятый годовой
цикл обсуждения), которое считается личным
приношением (корбан яхид,
в отличие от общественного — корбан цибур). В шаббат нельзя
приносить корбан яхид. Только потомкам Эфраима, сына Йосефа это не
запрещалось.
Безусловно, шаббаты — очень важные события в жизни еврея. А к
событиям, которые нам важны, мы готовимся заранее и с особой тщательностью.
В
Талмуде написано, что наши великие Учителя первых поколений, настолько
высоко ценили возможность соблюдения законов шаббата, что своими
руками старались делать многое из того, что было необходимо для подготовки к
субботе.
Бах (раввин
Йоэль Сиркис, автор труда Байт хадаш — отсюда и аббревиатура,
которую используют в качестве его имени), изучая духовные причины
осквернения Второго Иерусалимского Храма, открывает одну из граней Истины:
греки осквернили Храм потому, что служение в Храме перестало казаться евреям
таким уж важным делом. А если служение людей не
вдохновляет, Всевышний — лишил их возможности его осуществлять.
Восстание Хашмонеев укрепило в еврейском народе стремление соблюдать
заповеди.
Хашмонеи одержали победу, очистили Храм от идолов, и, казалось бы, можно
было возобновить служение. Но чистого, «неоскверненного» масла, которое они
нашли в маленьком кувшинчике, могло хватить лишь на один день горения
светильников храмовой Меноры.
В ситуации, когда весь еврейский народ был — в
«нечистоте», закон Торы разрешал как бы не обратить на это внимание (ибо ве
равно все были в этом статусе). Однако Хашмонеи не хотели полагаться на это
"послабление" - разрешение производить работы по служению в Храме и
также воспользоваться маслом, которое они нашли. При
этом они осознавали, какое огромное значение имеет служение в Храме, какую
высочайшую ответственность они берут на себя, принимая решение не ждать
семи дней, требуемых для всей процедуры очищения от нечистоты. И они
распорядились зажечь свет Меноры немепдленно. Подробнее об этом — см. на
сайте, к примеру, в материале «В каждом поколении — смертельная опасность
и удивительное спасение» (раздел «Праздники» — Ханука).
В этом
и прослеживается связь между Йосефом, который старался как можно лучше
подготовиться к шаббату, и — Ханукой, Хашмонеями, которые ясно
осознавали всю ответственность, которая ложится на человека перед
выполнением заповеди.
Урок,
который преподносят нам события, связанные с Ханукой — в том, что
недостаточно следовать «букве закона», и в каждом отдельном случае перед
практической реализацией заповеди надо задуматься, как выполнить ее наилучшим
образом (с учетом обстоятельств, в которых находится человек, атмосферы
в его окружении и т.п.).
Выводы для
нас:
Чтобы
приучить себя с уважением относиться к важным для человека событиям
повседневности, надо готовиться к ним — заранее.
Например, перед ежедневной молитвой следует тщательно, аккуратно одеться и
обрести соответствующий настрой чтением Песукей де-зимра . И
кстати, перед тем, как войти в синагогу — на несколько секунд задержаться у
двери, чтобы осознать всю важность предстоящего.
Необходимо готовиться к изучению Торы и к выполнению заповедей. «Собираясь
исполнить заповедь, — писал рав Авраам Данциг (один из крупнейших
авторитетов в области галахи — еврейского практического закона, составитель
сборника еврейских законов Хаей адам; 18 в.), — не делайте это
спонтанно и наспех. Прежде подумайте, как вы будете ее осуществлять. Когда
же появится план действий, скажите себе; я хочу выполнить заповедь и готов
ее осуществить, готов пойти навстречу Всевышнему».
Ежедневно обдумывайте каждое дело, которое
запланировано на текущий день.
Чтобы
оказать должное уважение домашним, возвращаясь с работы — остановитесь перед
дверью и подумайте, что вы, войдя, скажете им.
По материалам
урока, который дал перед Ханукой в 5773 году раввин,
проживающий в
окрестностях Иерусалима