Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
В чем секрет женской и мужской привлекательности? Что нужно делать, чтобы и в браке сохранять то влечение друг к другу, которое возникло в период романтических отношений?..
ИСКРЫ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ
Шмуэль Ботеах
Я — убежденный сторонник раздельного обучения. И не намерен отдавать своих детей в школу, где бок о бок учатся девочки и мальчики. С самого раннего возраста, находясь в постоянном контакте друг с другом, они становятся гораздо менее восприимчивыми к тем притягательным тайнам, которые скрывает в себе противоположный пол.
Я знаю это на собственном опыте. Потому что учился именно в такой школе. И еще знаю, что негативных последствий «смешанного» обучения гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Как, например, вы объясните тот факт, что в подобных учебных заведениях принято награждать примерных учеников эпитетами в превосходной степени — «многообещающий», «выдающийся», «талантливый» и т.д. и т.п.?
Мне, помнится, было очень обидно, что меня ни разу за все годы не выделили и причислили к группе «особых», отличающихся от «серой массы», учеников. С годами, поразмыслив, я понял, зачем «им» так была нужна вся эта околесица.
Дело в том, что раздельное обучение, когда противоположный пол — «непостижимая тайна», невольно дисциплинирует. А совместное… Девочки и мальчики настолько привыкают друг к другу, что ощущение «волшебства» напрочь пропадает. И единственное, что нам оставалось — это тянуться за неординарными личностями, выделяющимися на фоне остальных. Нам постоянно кого-то ставили в пример — самых «спортивных», самых «привлекательных», самых умных и смелых…
Эта тенденция легко прослеживается едва ли не в каждом фильме о школе, где «обычным» мальчикам и девочкам, то есть — большей части класса, отводится роль неудачников и простофиль, на фоне которых красуются настоящие «суперзвезды». Да разве это может быть правдой?
Школы с раздельным обучением часто критикуют за то, что в них мальчики и девочки, якобы, не в состоянии научиться, адекватно вести себя с представителями противоположного пола. Но в действительности все наоборот. Юноши, получившие образование в школе для мальчиков, как правило, заинтересованы в преодолении существующих барьеров и знакомстве с девочками, даже если эти девочки — совсем не «королевы красоты».
Совместное образование порождает еще одну, гораздо более коварную болезнь нашего общества: многолетние близкие отношения между мужчиной и женщиной не рождают любовь и не ведут к браку. Самая большая проблема, с которой приходится иметь дело современной еврейской общине США — это не смешанные браки, но — отсутствие браков как таковых.
Десятки тысяч одиноких мужчин и женщин в Америке регулярно посещают специальные мероприятия для одиночек в клубах и при синагогах. Каждый из них успевает познакомиться с десятками представителей противоположного пола в ожидании «чуда». Но ничего не происходит. «Искры» взаимного притяжения «не пробегают» между мужчинами и женщинами.
Я рос в традиционной еврейской среде. И могу со всей ответственностью свидетельствовать, что у религиозных евреев, в большинстве случаев, нет проблемы одиночества. Напротив: очень многим религиозным мужчинам и женщинам хватает четырех, максимум — пяти, шидухов (знакомств с целью создания семьи), чтобы объявить о помолвке. Причем происходит это обычно буквально через несколько недель после знакомства.
И дело тут вовсе не в том, что религиозный юноша, как некоторые могут предположить, готов жениться «на ком угодно». Основная причина обуславливающая решительность, с которой мы, не затягивая, вступаем в брак, это — достаточно обособленное существование мужчин и женщин, берущее начало от колыбели.
Когда же мужчина и женщина наконец-то получают возможность общаться друг с другом, для того, чтобы особа противоположного пола произвела на них должное впечатление, им совершенно не нужны никакие «превосходные степени». Они испытывают влечение к хорошему человеку — такому, который отвечает их требованиям, и не видят смысла в длительных поисках «самого лучшего».
Когда религиозные мужчина и женщина встречаются, первое же их свидание становится для них серьезным переживанием.
Дистанция между мужчиной и женщиной осуществляет свою «волшебную работу». Когда они оказываются рядом, пусть даже в официальной обстановке, между ними может пробежать искра. Тогда юноша назначает девушке свидание. И, встретившись, они во многих случаях действительно начинают испытывать взаимное влечение.
Когда влюбленная пара вступает в брак, перед нею встает проблема, как остановить «прекрасное мгновенье» и сохранить, хотя бы частично, изначальное влечение друг к другу. Задача эта — сложна, но — не безнадежна. Чтобы достичь такой цели, мужья и жены должны постоянно помнить о том, что они — два непохожих существа, что между ними нельзя ставить знак равенства.
Влечение мужчины к женщине и женщины к мужчине питается различиями, существующими между ними. Ключевое понятие в этом — полярность. Когда муж и жена слишком похожи друг на друга, когда они абсолютно все делают вместе, на равных, и не имеют возможности хотя бы какое-то время проводить отдельно друг от друга, в их отношения постепенно вкрадывается усталость. И дело тут не в утрате новизны, но в основном — в нивелировании половых различий.
Да, в браке, мы становимся как бы «одной плотью», облеченной в два тела. При этом каждый из нас — отдельная личность. «Единство» личности не может быть целью брака.
Я, признаюсь — сторонник самой глубокой близости в супружеских отношениях, и не ратую за соблюдение дистанции между мужчиной и женщиной в наиболее важных сферах семейной жизни. Однако не зря еврейская традиция предписывает женщине быть скромной — и в поведении и в одежде. Не зря рекомендует жене не переодеваться в присутствии мужа, а мужу — в присутствии жены. Далеко не всем в браке нужно делиться.
Именно поэтому Тора настаивает на фундаментальных различиях между мужчиной и женщиной, цель которых — извечно отделять их друг от друга. В Торе, например, сказано: «Да не будет одежды мужской на женщине, да не надевает мужчина одежды женской…» (Дварим, гл. 22, ст. 5). И суть этого запрета состоит в том, чтобы внешне мужчины и женщины кардинально отличались друг от друга.
По закону еврейской жизни, в синагоге мужчины и женщины сидят отдельно — либо в разных помещениях, либо в одном, разделенном особой шторой (на иврите — мехица), предназначенной для того, чтобы подчеркнуть разделение полов.
Для того, чтобы вернуть мужчинам и женщинам их исконные роли, мужчины должны быть джентльменами, а женщины — «слабым полом». И речь вовсе не о том, чтобы мужчины носили цилиндры, а женщины — корсеты. Но — в том особом «напряжении», которое должно присутствовать в отношениях между представителями разного пола.
Нет, я не призываю реставрировать отношение к женщине как к фарфоровой кукле. У меня — пять дочерей, и я хочу, чтобы они, наравне с мужчинами, могли воспользоваться своим умом и данными Творцом талантами для позитивного, разумного и сознательного участия в делах нашего мира. Но при этом хочу воспитать их так, чтобы они обладали некоей рафинированностью образов.
Если бы современные мужья и жены приняли на вооружение хотя бы часть арсенала своих предков, искры между ними сами собой начали бы превращаться в пламя…
Jerusalem Post
Перевод с английского