Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Два медика пишут здесь не о медицине

Когда в СМИ фигурирует слово «ультраортодокс» и его производные, и нет уверенности, что употребление такой терминологии — лишь результат недостаточной осведомленности автора материала, это — верный признак, что цель данной статьи — вбить клин между религиозными евреями и евреями, которые считают себя атеистами…

СКАЛЬПЕЛЬ ХИРУРГА В РУКАХ ЗЛОУМЫШЛЕННИКА

О вкладе СМИ Израиля в стремления разрушить нашу страну

Феликс-Азриэль Кочубиевский

О чем эта статья

Евреи не растворились в других народах только благодаря соединяющей их идеологии — иудаизму. Вот почему всегда, когда предпринимаются попытки уничтожить евреев, то начинают с гонений на иудаизм, и даже с запрета на выполнение его отдельных принципиальных положений (святость субботы, обрезание, кашрут и т.л.).

Нередко самыми активными пособниками уничтожения еврейского народа фактически становятся те евреи, которые не только отгораживаются от иудаизма, но и активно выступают против его последователей. Этим людям кажется, что тем самым они отводят от себя ненависть юдофобов. А в действительности получается, что юдофобы не только их ненавидят как евреев, но и, поощряя их, презирают как изменников своего народа.

Задача данной статьи — обратить внимание читателей на то, что именно этот опасный процесс происходит сейчас в Израиле и что в нем ведущую роль играют ангажированные СМИ нашего государства, которые используют запугивающие слова-клише. Эти слова вовсе не общепонятны, но зато общеизвестно угрожающи.

Кампания в израильских СМИ ведется широким фронтом (фактически — против иудаизма), но мы здесь ограничимся только ее особенностью применительно к русскому языку.

Четвертая власть

Чтобы исключить возможность установления абсолютизма, в современном обществе принято разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Однако все возрастающее влияние СМИ дает им возможность воздействовать на сознание и поведение людей. Поэтому за ними давно укрепился термин «четвертая власть».

Последнее время в ряде СМИ нашей страны все отчетливее видна вреднейшая для страны тенденция — действия отдельных лиц или ничтожных маргинальных группок раздуваются до больших масштабов и преподносятся как типовые явления, за которыми стоят чуть ли не армии опасных для общества организованных единомышленников. Эта тенденция не случайна. Она имеет очевидную цель, следующую из того, какие единичные выходки раздуваются средствами массовой информации и какие именно СМИ заняты этим раздуванием.

Это — весьма знакомый почерк юдофобов в России. Кажется, это Илья Эренбург писал: «Если украл русский Иванов, то пишут, что украл Иванов, а если украл еврей Рабинович, то пишут, что украл еврей!». Последствия такой политики, если ее достаточно настойчиво проводить, можно предсказать: обыватель априори проникается далеко не лучшими чувствами ко всем евреям как к таковым.

Человеческая психология такова, что если многократно и настойчиво людям повторяют какое-либо слово, являющееся некоторым признаком человека и делают это в связи с чем-то отрицательным, то у людей вырабатывают устойчивую отрицательную реакцию на человека с этим признаком. Так у людей не склонных критически мыслить, удается выработать подозрительность и даже ненависть к некоторым группам людей, будь то рыжие, которые «всегда вспыльчивы», либо евреи, которые…, либо и т.д.

Главное, умело выбрать соответствующий признак, диктуемый целью пропаганды, и настойчиво превращать его в запугивающее слово, слово-клише. И мало кому из обывателей будет мешать, что он не имеет ясного понятия о том, что это запугивающее слово в действительности обозначает.

Совсем недавно чемпионом среди запугивающих слов в СМИ Израиля было слово поселенец. И это при том, что, согласно Торе, мы, евреи, в Эрец Исраэль все являемся поселенцами у Творца, а землю эту мы получили у Него только в пользование без права продажи или передачи кому-либо.

Слово поселенец, которое сыграло свою провокационную роль в изгнании евреев из Гуш-Катифа, на данном этапе отошло на второй план. Все интенсивнее раскручивается пугало, с более широким охватом объектов подозрения и ненависти.

Таким пугалом, назойливо мелькающим в русскоязычных СМИ Израиля последнего времени стало малопонятное, но приобретающее все более зловещий смысл слово «ультраортодокс». А два таких слова – ультраортодокс, который еще и поселенец — это уж и вовсе взрывчатая смесь.

Вот почему в слове ультраортодокс и в его родственных словах необходимо разобраться. И разобраться с позиций русского языка, которым мы пользуемся. Это — единственная мера противодействия тому, чтобы нам не оставаться слепыми пленниками ангажированных СМИ.

Если же исходить только из фактов и простой житейской логики, то следует вывод: мы, евреи сегодняшнего Израиля (и не только Израиля), должны быть благодарны ортодоксальным евреям, ибо лишь только они в течение многих столетий всеми силами цеплялись за данную нам Творцом землю. Мы обязаны им тем, что возрождение государства евреев вообще произошло, и произошло оно именно в Эрец Исраэль. Напомним, что они, эти евреи, исповедовали ортодоксальный иудаизм.

Кто такой «ортодокс» и смысл приставок к этому термину

Не исключено, что кому-то, как говорится, для «разминки» будет полезно вспомнить распространенные когда-то шутки, построенные по такой схеме:

Кто-либо спрашивает: «Чем отличается такой-то предмет от такого-то?» Предметы эти, как правило, не имели между собой ничего общего. Поэтому ответ, если его заранее не знать, был настолько неожиданным, что, услыхав его, все хохотали.

Совсем иную цель имел такой вопрос: «Чем отличается рояль от унитаза?» Когда же спрашиваемый признался, что он не знает, то следовало язвительное заявление: «Если ты не знаешь даже этого, то тебя нельзя пускать в приличный дом!».

Чтобы не уподобиться тому, кто, действительно, не знает различия между роялем и унитазом, обратимся с вопросами о значениях некоторых слов русского языка к авторитетному справочнику. Например, к книге «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (Москва, 1953,. издание третье), где читаем:

«Ортодоксальный — последовательный, правоверный. Неуклонно придерживающийся основ какого-нибудь учения, мировоззрения» (стр. 411).

Так, например, в Европе один из вариантов христианства (православие) называется христианской ортодоксией, ибо православными называются те, кто отказался принять такое новшество, как постулат о непогрешимости живого человека — папы Римского. А те, кто приняли его, называются католиками.

«Ультра… — первая часть сложных слов в значении «сверх», более (какой-то нормы, предела). Например – «ультрафиолетовые лучи» – невидимые глазом короткие лучи, лежащие в спектре частот за фиолетовыми» (стр. 769).

Т.е. лучи с более высокой частотой, чем фиолетовые.

К сожалению, в этом словаре нет отдельного объяснения другой достаточно распространённой первой части сложных слов — Инфра… Это объяснение нам ниже понадобится. Но на стр. 220 этого же словаря есть то, что помогает самим составить такое объяснение приставки Инфра: «Инфракрасные лучи — невидимые тепловые лучи с более длинной волной, чем у красных».

Т.е. лучи с более низкой частотой, чем красные. На этой базе сформулируем самостоятельно: инфра… — первая часть сложных слов в значении «недо», менее (какой-то нормы, предела). Например — недозрелый, т.е. плод, еще не успевший созреть.

Отношение к законам Творца, диктуемое Торой

В Торе (книга Дварим, глава 4, ст. 1-2, перевод Д.Иосифона) ясно сказано: «Теперь, Исраэль, слушай уставы и законы, которые я учу вас исполнять, дабы вы жили и пришли и унаследовали бы ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам. Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того, дабы соблюдать заповеди Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам».

Из этой формулировки однозначно следует, что законы Торы должны выполняться именно так, как они даны. Усиление или ослабление их — запрещено. Человек, последовательно выполняющий предписания Торы — это и есть ортодоксальный еврей.

Никаких приставок «ультра-» и «инфра-» к определению «иудаизм» быть не может, ибо при отклонениях в «плюс» или «минус» эта система взглядов просто перестает быть иудаизмом. Носители таких идеологий должны не заниматься плагиатом, а искать себе другое наименование. И так бы оно и было, если бы на наименование систем взглядов распространялось патентное право.

Инфраортодоксальные и ультраортодоксальные «иудаизмы»

Исключительно с целью классификации различных мировоззрений, взяв иудаизм (подчеркнем еще раз: иудаизм всегда ортодоксальный!) за базу сравнения идеологий, можно условно ввести понятия «инфраортодоксальных иудаизмов». Да и то — такую вольность можно позволить себе только в статье, подобной данной.

Христианство, взявшее в масштабе 1:1 письменную Тору, отказалось от базовых положений иудаизма. Поэтому оно не привязало наименования своих верований к слову «иудаизм», подчеркивая тем самым свой принципиальный уход от него.

А вот некоторые упрощенные варианты иудаизма, отказавшиеся от ряда принципиальных его положений, тем не менее, предпочли сохранить в своих наименованиях слово «иудаизм». Это — реформистский (кажется, он же — «прогрессивный» и еще какой-то) и консервативный. Мне не известны другие возможные упрощенные варианты иудаизма. Их можно или даже нужно было бы называть инфраиудаизмами. Но тем людям, которые связаны с ними, по каким-то соображениям предпочтительнее пользоваться широко известным наименованием «иудаизм».

Иудаизм сохранял наш народ в течение тысячелетий. Но опыт реформистского иудаизма дает нечто обратное: далее четвертого поколения семей реформистов практически не существует: либо происходит возврат к ортодоксальному иудаизму, либо — полный разрыв людей с их еврейским происхождением.

Есть ли в иврите эквивалент слова «ультраортодокс»?

В материалах СМИ на иврите, где в русском переводе применяется слово «ультраортодоксальный», применяется слово «хареди». Слово «хареди» имеет в иврите также и синоним иностранного происхождения – «ортодокси», который на русский язык переводится буквально — как ортодоксальный, правоверный, но отнюдь не «ультраортодоксальный». Этот нелепый термин — «ультраортодоксальный» в иврит не вошел. Его применение в русскоязычных СМИ чаще всего носит соответствующую политическую окраску.

О стреляющих дальше цели

Признаться, мне не удалось найти удовлетворительный пример такой системы воззрений, которую можно было бы назвать «ультраиудаизмом», что оправдывало бы термин «ультраортодокс». Впрочем, я и не ожидал, что смогу его найти, так как это понятие, как следует из содержания слова «ортодокс», изначально не имеет смысла. По этой причине вспоминается поговорка: «Выстрелил дальше цели — все равно промахнулся».

Но существуют маргинальные группы (в частности, «Натурей Карта»), приверженцы которых ходят в такой же одежде, как и многие ортодоксальные евреи, и которые свои воззрения также называют иудаизмом, даже не оговаривая какие-либо ограничительные определения. Люди из этих групп вводят других в заблуждение, ибо, как говорится, по одежке встречают

Вот эти-то «стреляющие дальше цели» и ортодоксальные только по униформе не сотрудничают с государственными учреждениями Израиля и предпочитают, чтобы в Эрец Исраэль господствовал кто угодно, кроме евреев, до тех пор, пока здесь не будут установлены те законы и порядки, которые их, «стреляющих дальше цели», устраивали бы. Они, по сути, являются врагами государства Израиль. Раньше они демонстративно водили дружбу с террористом № 1 Ясиром Арафатом и даже имели в его «правительстве» своего «министра», а сейчас они близкие друзья с Ахмединеджадом, президентом Ирана и откровенным врагом Израиля.

Ортодоксальные евреи и государство Израиль

Ортодоксальные евреи не могут не отдавать себе отчет в том, что Израиль сегодня еще весьма далек от того, чтобы быть еврейским государством, и что есть силы, препятствующие развитию страны в этом направлении.

Однако осознание этого ортодоксами не исключает, что эти евреи, подлинные патриоты своей страны, находятся в первых рядах тех, кто осваивал Эрец Исраэль (те самые поселенцы), защищал и защищает страну во всех ее войнах, хотя ходят эти защитники в неодинаковых кипах — вязаных или матерчатых, черных, белых или иного цвета.

Нельзя не отметить, что ряд законов и официальных положений в Израиле, препятствующих ортодоксам служить в армии и (или) работать в государственных учреждениях и на предприятиях, выработали в существенной части ортодоксальных семей образ жизни, в котором единственным занятием мужчины оставалось изучение Торы.

Тем не менее, в той мере, в какой ортодоксальным евреям не мешают участвовать в обороне, укреплении и экономическом развитии нашей страны, они добросовестно делают это.

Ситуация улучшается — имеются явные признаки того, что в нашем государстве, наконец-то, принимаются меры (пока еще медленные и слабые) для того, чтобы убрать устаревшие законодательные преграды для службы ортодоксальных евреев в ЦАХАЛе и для их активного участия в народном хозяйстве страны. Страна наша очень много потеряла от того, что эти меры начали приниматься с таким большим опозданием.

В какой тематике и когда СМИ применяет страшилку «ультраортодокс» и т.п.?

Она применяется в случаях, когда речь идет об описаниях контактов между религиозными и нерелигиозными евреями. Причем, далеко не обо всех случаях таких контактов, а лишь когда у некоторых СМИ появляется (или уже готова преднамеренно организованная?) возможность соответствующей информацией так заострить вопрос, чтобы начало казаться, что нелепые требования «этих кипастых религиозников» мешают нормально жить остальным евреям. Вот тогда-то в ход пускается это слово-страшилка или его производные.

Как в некоторых русскоязычных СМИ Израиля фабрикуются подстрекательские информации с непременным словом-страшилкой

Я предполагал в этом разделе дать подборку таких примеров. Но в нормальных СМИ появился материал, который позволил дать только пару ясных примеров и ограничиться небольшими выдержками из этого материала.

Скажу сразу, что я не разделяю боязнь каких-либо мужчин ездить в общественном транспорте совместно с женщинами, хотя в часы пик, в переполненном транспорте, когда люди прижаты друг к другу, это создает проблемы галахического плана. Не одобряю и чьи-либо хулиганские выходки по отношению к нескромно одетым дамам (даже в том случае, когда под влиянием нескромного вида какой-либо женщины у человека могла бы возникнуть мысль «А вдруг, это — ее профессиональная униформа?»)

Против выходок, ущемляющих чье-либо (женщины или мужчины — не вижу принципиальной разницы) человеческое достоинство, в нашей стране существуют законные меры, и есть полиция, обязанная эти меры предпринимать. Полиция для таких своих действий не нуждается ни в чьих дополнительных указаниях. И если она этого не делает, то это — вина полиции.

Характерный пример

Как-то в передаче радио РЭКА я услыхал, что в Ашдоде некий «ультра…» отказался войти в автобус, так как на переднем его сидении находилась женщина. Этот человек стал намеренно мешать закрыть дверь автобуса, из-за чего автобус не мог отправиться по маршруту в Иерусалим. После препирательств с участниками инцидента водитель вызвал полицейского. Полицейский спокойно выяснил, в чем дело, и вместе с пассажиром, мешавшим закрыть дверь, остался вне автобуса, который отправился по своему маршруту. И все! Но это было нормальным сообщением СМИ.

Похож ли этот мелкий инцидент на вопиющее происшествие вселенского масштаба? Думаю — не похож. Но из него СМИ сделали грандиозное событие.

Наиболее внятное описание этого инцидента дал Элиэзер Фридлянд (см. сайт органихации «Движение «Ор Цион», аналитические статьи и обзор новостей, статья «ХАРЕДИ или ультраортодоксы. О войнах в СМИ Израиля», 29 декабря 2011 г). Вот отдельные выдержи из его статьи:

«Последние две недели Израильские СМИ нам показывают еженедельную сводку с полей великой битвы против «половой сегрегации». «Бедная репатриантка из Ашдода» Татьяна Розенблит, отказавшаяся пересесть в автобусе «Мало кого интересуют подробности, вроде того, что «бедная репатриантка» на деле оказалась ведущим журналистом канала JN1, и уже через 15 минут после провокации отчитывалась об успехах лично главе «левой» оппозиции и партии Кадима – Циппи Ливни. А прежде чем «отказаться пересесть на женскую часть», она пригрозила мужчинам, едущим в специально открытом по просьбе их общины автобусе (выделено мной – Ф.А.К.), что сейчас она здесь разденется и споет»...

Нужно ли пояснять, что речь идет, следовательно, о преднамеренной провокации, к которой причастна антиправительственная оппозиция?

Элиэзер Фридлянд отмечает в этой статье и неожиданно полезную сторону подобных провокаций: «когда провокаторы вынуждают раввинов более серьезно относиться к воспитанию своих учеников, чтобы те не попадались на подобные провокации».

И далее:

«Единственное, что расстраивает, что в заголовках повсюду красуется слово «ультраортодокс». Слово ортодокс — подразумевает в еврейском мире «соблюдающий заповеди, записанные в Устной и Письменной Торе. А ультра тогда что означает? Соблюдающий больше написанного и указанного Всевышним?»

«Необходимо постараться вернуть терминам «хареди» и ортодокс — осмысленность»... «Необходимо помнить достижения настоящих хареди, начавших и выигравших войну с эллинизаторами 2178 лет назад. Хареди, сохранявших еврейское присутствие и исторические памятники еврейской культуры в Газе и Хевроне после разрушения Храма вплоть до арабско-британских погромов 1929 года. Хареди, отстроивших мощнейшую аграрную империю Гуш Катифа из ничего за короткий период с 1967 по 2005 год».

Пример, который был бы смешон, если бы не…

18-го января с. г. в передаче «Гайд-парк» по радио РЭКА, которую ведет Александр Дов, некая дама возмущенно говорила об «этих ультраортодоксах», перечисляла их прегрешения перед обществом. Они, мол, и в армии не служат и т.д. и т. п., и, наконец, они противятся женскому пению солдаток... В этом месте ведущему отказала выдержка, и он спросил выступавшую: «Если они не служат в армии, то каким же образом солдаты-ультраортодоксы выступают там против женского пения?»

Внятного ответе ведущему получить не удалось, как не удалось ему и что-то объяснить этой выступающей.

Не только ложь…

Видимо, жизнь поставляет сторонникам междоусобиц в нашем народе недостаточно случаев, которые можно было бы исказить и раздуть. Тогда им приходится прибегать к подлогам, а эти подлоги охотно публикуются соответствующими СМИ без проверки подлинной принадлежности их авторов.

Об этом 20 января с. г. на сайте «7 канал» опубликована статья «Эда-харедит против самозваных ее представителей». В ней пишется:

«Раввины объединения "Эда-харедит" опубликовали письмо, в котором просят прессу не приписывать им мнения, распространяемые самозваными ее представителями, на которых постоянно ссылаются СМИ.

Самозваными представителями раввины "Эда-харедит" назвали возглавляющего группу пресловутых "сикариков", Йолиаша Кройза и широко известного в узких кругах Шмуэля-Хаима Папенхайма.

"Мы никогда не назначали никого из них нашим пресс-секретарем или "начальником оперативного штаба", как их называют в СМИ. Никто из них не получал от нас никаких полномочий публиковать наше мнение по каким-либо вопросам или галахические постановления от нашего имени — раввины "Эда-харедит" делают это сами, когда считают нужным.

Тот, кто публикует что-либо, без нашего согласия или не по нашей просьбе, от нашего имени в СМИ, как в светских, так и в наполовину религиозных или якобы религиозных, равен дающему меч в руки ненавистников Израиля и способствует расколу в сплоченных рядах верных Торе».

О неангажированных СМИ

Как и многое из творений рук человеческих, СМИ крайне необходимы современному обществу. Но, как и практически все необходимое и полезное, они могут быть использованы также и во вред людям и обществу. Так, скальпель, предназначенный для лечения и спасения жизни людей, может быть инструментом преступления, если он не в руках хирурга, а в руках злоумышленника — карманного вора или даже убийцы.

Не приходится отрицать, что за журналистами давным-давно прочно укрепилось клеймо лжецов-профессионалов. Даже в басне А.И.Крылова «Лжец», написанной более 150 лет назад, описывается мост, на котором проваливаются лжецы, а как о самом верном методе испытания этого моста говорится:

А все чудён и мост, по коем мы пойдем,

Что он Лжеца никак не подымает;

И нынешней еще весной

С него обрушились (весь город это знает)

Два журналиста, да портной.

Если не всем понятно, при чем здесь портной, то поясним, что в те времена портной был образчиком человека, слова которого о дне готовности заказа никогда не оказывались правдой. Ну, а испытания такого моста на журналистах и сегодня не нуждаются в пояснении.

К счастью для страны нашей, есть в ней неангажированные СМИ, и в них работают честные люди. Если бы этого не было, то первоисточники, цитаты из которых приводятся в данной статье, не вышли бы в свет. Как и сама эта статья.

Феликс-Азриэль Кочубиевский,

ученый-инженер, бывший узник Сиона

С 1988-го года живет в Израиле