Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Было время, когда мир восторженно твердил, что создание Израиля — одно из величайших достижений современности. Что же произошло? Почему Израиль потерпел в войне идей столь сокрушительное поражение?..
ПОРАЖЕНИЕ В ВОЙНЕ ИДЕЙ
Изи Либлер
Еще 30 лет назад со всех сторон, во многих странах, восторженно твердили, что образование Израиля — важнейшее событие современности, одно из величайших достижений 20-го столетия. К нам относились, как к народу, восставшему из пепла Катастрофы, возродившему истинную демократию в своем государстве. Считалось, что мы — оазис и оплот демократии в регионе, где царствует тирания и деспотизм. Нам аплодировал весь мир, когда мы сумели отстоять свою независимость в войне с врагами, которые хотели нас уничтожить и не принимали наше право на существование.
Как же случилось, что сегодня даже Западная Европа видит в нас угрозу миру во всем мире и в этом ряду ставит государство Израиль едва ли не на второе место после Ирана?
Что произошло? Как вышло, что нас с такой беспощадностью победили в битве идей?
В самом начале, когда зарождалось государство Израиль, наши лидеры не позволяли себе забывать, что война идей — один из решающих элементов в борьбе за становление и дальнейшее развитие страны.
До соглашений Осло израильские лидеры были совершенно убеждены, что справедливость — на их стороне. В «доословский» период наши дипломаты считались самыми лучшими в мире. Все они, без исключения, были идеалистами и умели отстаивать Израиль на любом уровне.
Шестидневная Война 1967 года оказалась поворотной точкой. До войны мы были крошечным государством, воюющим за свое существование против превосходящего нас численностью врага. Нас поддерживало большинство западных стран мира. Мир относился к нам с известной долей сочувствия — как к жертвам. Но никто не воспринимал нас победителями.
Мир благоволил к Израилю, но в период между Шестидневной войной и соглашениями Осло это отношение начало ухудшаться. И даже не потому, что арабы присвоили себе роль новых жертв. Это, скорее, явилось следствием того, что к власти пришла новая элита, которая проявляла глубочайшее презрение к разъяснительной работе (на иврите — асбара) и самонадеянно считала, что решающий фактор во внешней политике — военная сила. Эта правящая элита оставила поле битвы идей, и война на идеологическом фронте была проиграна.
Принципиальные изменения в политической обстановке произошли, когда начались переговоры в Осло. Эти переговоры раскололи еврейский народ на два лагеря — сторонников ословских соглашений и противников. В ходе переговоров израильское правительство предложило палестинцам «территории в обмен на мир». Не беря в расчет реальное положение дел, руководители Израиля проявляли беспримерное упорство в попытке убедить народ, что Ясер Арафат — «настоящий и искренний партнер по переговорам». В каком-то нелепом отчаянии, граничащим с безрассудством, они выгораживали палестинцев, искали и находили причины, якобы оправдывающие их преступные действия. Народ пичкали ложными иллюзиями, что у Израиля есть «партнер по мирным переговорам».
Министром иностранных дел был тогда Йоси Бейлин. Он убедил Ицхака Рабина (в то время — премьер-министр Израиля) в том, что евреи диаспоры, в частности — американские, выступающие в защиту Израиля, только «мешают развитию мирного процесса» с арабами. И Рабин в грубой форме заявил об этом лидерам еврейских организаций США и потребовал, чтобы они прекратили всякую деятельность в этом направлении.
В описываемый период значительно снизились и требования, предъявляемые к израильским дипломатам. Заслуги и высокие личные качества перестали быть критерием для назначения послов. Йоси Бейлин, не покладая рук, неустанно трудился в своем департаменте, отправив до срока на пенсию многих достойных дипломатов и назначив на их места тех, кто полностью разделял его политические взгляды. Новая дипломатическая армия получила строгие инструкции, согласно которым их главной задачей стало «продвижение мирного процесса». Они должны были разъяснять в странах своего пребывания необходимость «мирного сосуществования двух народов на территории Израиля». А всевозможных дебатов по этому поводу им приказали избегать.
В результате представители Израиля на международной арене даже не пытались противостоять той лжи, которой арабы искусно заполняли средства массовой информации многих стран. Вместо того, чтобы изобличать ложь, дипломаты упорно твердили, что «обе стороны делали ошибки», с воодушевлением убеждая публику в том, что «пришло время идти вперед, не концентрируясь на спорных проблемах прошлого».
Решающие, в полном смысле этого слова, изменения произошли, когда израильское правительство, пылко отстаивая свою «мирную инициативу», замкнуло круг. Оно не только не противостояло лжи, бесконтрольно распространяемой арабами, но и, если случались потери среди арабов в результате действий Армии Израиля, пытавшейся защитить своих граждан, но и, имея все основания обвинять в этом истинных убийц, публично извинялось, расшаркиваясь перед противником.
Последний гвоздь в крышку гроба был забит, когда влиятельная израильская ежедневная газета Гаарец начала выходить не только на иврите, но и на английском языке и создала свою печатную версию в Интернете. В ней, как бы между прочим, публиковались статьи, авторы которых сетовали, что Израиль вообще «рожден в грехе» на чужой земле. Эта газета оскорбляла и позорила собственную страну, «демонизируя» ее политику. Даже западные периодические издания никогда до этого не позволяли себе подобных выпадов.
Сегодня Гаарец щедро и эффективно снабжает средства массовой информации Запада «кошерным сертификатом», открывающим шлюз потокам экстремистских статей анти-израильского содержания. Если редакторам этих изданий предъявляют обвинения в искажении фактов, они, как правило, ссылаются на израильскую прессу. И у них на это есть все основания — «если в израильских газетах пишут такое, почему мы должны быть более сдержанными?».
Более того, многие западные посольства в Израиле составляют отчеты своим правительствам, заимствуя «факты и выводы» в английской версии газеты Гаарец, ибо считают ее весьма авторитетным изданием.
Стоит ли удивляться тому, что мировая общественность считает, что израильтяне «оккупировали арабские территории и дискриминируют бедных палестинцев»?
Когда вспоминаю, как я пытался поговорить о данной проблеме с Ицхаком Рабиным, а затем — с его приемниками, в душе появляется ощущение беспомощности с привкусом горечи. Они либо вообще не хотели этим заниматься, либо были не в состоянии что-то предпринять в этом направлении.
Во времена, когда премьер-министром Израиля стал Эхуд Барак, ситуация только ухудшилась. При нем кабинет министров утратил чувство ответственности за свой народ. Министры в своих публичных выступлениях, высказывая мнения по наиважнейшим государственным поводам, противоречили друг другу и бесконечно ссорились. Арабы же, напротив, поддерживали внутреннюю дисциплину и неусыпно заботились о том, чтобы их лидеры всех уровней упорно повторяли одну и ту же ложь.
Надо признать, что и Биньямин Нетаниягу, встав во главе страны, не уделил идеологической войне должного внимания и не сумел воспрепятствовать активно распространяемой по миру дезинформации. Очень скоро, «страшные истории о злодеяниях израильтян», выдуманные арабами, получили широкую известность, вызывая сочувствие граждан многих зарубежных стран. Все принимали их на веру, потому что «альтернативы» им не было.
Очередной удар Израилю нанесла министр образования Юлия Тамир, которая узаконила ложь, что само возрождение Израиля — грех, дав свое согласие на то, чтобы в палестинских учебниках День Независимости Израиля называли днем катастрофы (аль накба).
Анализируя прошлое, нельзя не отметить, что самым большим упущением израильских лидеров стало их нежелание открыть глаза мировой общественности на преступный характер деятельности наших палестинских соседей, на то, что Палестинская автономия в своих террористических планах не уступает Хамасу.
Сегодня «знамя» автономии — варварская культура, превозносящая смерть, постоянное антисемитское подстрекательство, которое пронизывает все слои палестинского общества, живущего под юрисдикцией палестинской администрации. Матери-палестинки наставляют своих детей на путь террористов-смертников, гордятся ими, отправляют их в рай после того, как они совершают убийства. К убийству евреев призывают в местных средствах массовой информации, в школах, мечетях и даже в детских садах. Руководитель автономии Махмуд Аббас, которого числят в мире «партнером по мирным переговорам», исправно выплачивает пенсии семьям террористов-убийц. Каждый теракт, совершенный палестинцами в еврейском ресторане, автобусе, супермаркете… сопровождается ликованием палестинских толп и спонтанными «народными гуляниями». В ответ наше правительство не трубит по всему миру, что имеет дело с самыми настоящими варварами, что демонстрирует его неумение объективно оценивать реальность.
Мы, несмотря на вполне очевидную действительность, продолжаем настойчиво утверждать (и весь мир это слышит), что суть израильско-палестинского конфликта — борьба двух народов за территории. Если бы это и в самом деле было так, мы могли бы урегулировать его много лет назад. Но этого не произошло. Потому что сущность конфликта состоит в том, что палестинцы ненавидят евреев, отрицают наше право на собственное государство и вообще хотели бы, их их словам, «сбросить евреев в море».
В последние годы положение Израиля ничуть не улучшилось, наоборот — только ухудшилось. Наш предыдущий премьер-министр Ариэль Шарон, проложив путь к одностороннему уходу с территорий, стал первым израильским лидером, формально заявившим, по сути, что земли за «зеленой чертой» — нами «оккупированы».
Саммит в Аннаполисе оказался последней каплей. Эхуд Ольмерт, отчаянно стремившийся угодить американскому президенту Джорджу Бушу и умиротворить палестинцев, подтвердил арабскую легенду о беженцах. Махмуд Аббас, почувствовав силу, не согласился даже на самые мизерные уступки.
Недавно Аббас, в интервью, которое он дал иорданской газете, не постеснялся сказать: «На данном этапе я — против вооруженной борьбы, но в дальнейшем ситуация может измениться».
Правительство Ольмерта и на этот раз проглотило пилюлю и не приложило ни малейших усилий к тому, чтобы осудить речь «партнера по мирному процессу» и оповестить мир о его двуличности и преступных намерениях.
Когда израильское руководство предприняло попытку защитить израильских граждан от ежедневных ракетных обстрелов, Махмуд Аббас отреагировал патетической речью, в которой подчеркнул, что положение палестинцев сравнимо «с Катастрофой во время Второй мировой войны. И даже — еще хуже». Но нам и этого мало, все еще питаем иллюзии на его счет. И — продолжаем проигрывать в борьбе за мировое общественное мнение.
Jerusalem Post
Перевод с английского
Изи Либлер,
бывший председатель совета директоров Всемирного еврейского Конгресса,
глава Иерусалимского Центра общественных отношений