Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Два медика пишут здесь не о медицине

Не случайно в трагедиях семей Коэн и Твито (одна из них произошла немногим более семи с половиной лет назад, другая — недавно) так много общего. Обе драмы — страшные свидетельства нашего равнодушия к судьбам страны, нашего не понимания той угрозы, которую таит в себе сложившаяся ситуация…

СВЯЗЬ МЕЖДУ ДВУМЯ ТРАГЕДИЯМИ

Сара Хониг

Последние события в Израиле просто вынуждают сравнить два трагических случая. Первый — то, что произошло с детьми семьи Коэн из поселения Кфар Даром. И второй — с братьями Твито из Сдерота.

В обоих случаях в результате нападений террористов из сектора Газы на Израиль были ранены дети. В обоих случаях жители Газы после ранения детей пышно праздновали «успех», на улицах превозносили «героев» и раздавали конфеты радостным прохожим.

И при этом жителям Газы удается оставаться предметом безграничного сочувствия со стороны мировой общественности.

Надо ли говорить, что международные средства массовой информации не были слишком обеспокоены судьбой покалеченных еврейских детей. Зато много, с нескрываемой тревогой писали о том, как Израиль может ответить на эту жестокость, и что израильская реакция способна помешать установлению мира во всем мире.

Трагедия с детьми из семьи Коэн произошла 20 ноября 2000 года, когда они ехали в школьном автобусе. В те дни мировая пресса сообщала в новостях, что «два человека убиты, несколько — получили ранения разной степени тяжести». Немногие упомянули, что убиты школьные учительницы, а ранения получили школьники.

Не больше слов потратили поставщики международной информации и в сообщении об еврейских жертвах, когда в Сдероте разорвался запущенный из Газы «кассам», осколками которого были ранены братья Твито. Даже неизменно приветливый комментатор дружественной Израилю, казалось бы, программы «Фокс Ньюс» Грег Келли сказал лишь, что «израильтяне, вероятно, уже что-то готовят в ответ на ранение двух человек». Похоже, израильские дети для зарубежных журналистов не имеют ни лиц, ни имен, ни фамилий. Они лишены даже презумпции невиновности. И представлены мировой общественности как некие «экземпляры», не достойные человеческого сочувствия.

Те, кто знает об обоих случаях, поражаются сходству в нанесенных детям увечьях.

Восьмилетняя Теила Коэн потеряла ногу. Врачи делали все возможное, чтобы спасти вторую. Но — тщетно. Девочке пришлось ампутировать обе ноги.

Восьмилетний Ошер Твито шел по сдеротскому тротуару с братом. Они были уже около дома, когда рядом разорвался «кассам». В результате ему тоже ампутировали ногу. Теперь врачи пытаются сохранить ему вторую ногу.

Девятнадцатилетнему брату Ошера, Рами, повезло больше: его ноги изувечены осколками ракеты, но их все же удалось сохранить.

Двенадцатилетней сестре Теилы Коэн, Орит, врачи вынуждены были ампутировать ступню, а ее семилетнему брату Исраэлю тоже ампутировали ногу.

Трое детей из семьи Коэнов написали братьям Твито письмо. Они старались морально поддержать их и писали, чтобы братья не падали духом, что трудности, связанные с физическим увечьем, можно преодолеть, нужны только воля и мужество.

Но где взять волю и мужество, если собственная страна не прилагает усилий, чтобы поддержать их и не проявляет к ним сочувствия?

Когда Рами очнулся от наркоза после своей первой операции, он сказал: «Ненавижу Ольмерта за то, что он позволил арабами сделать с нами такое».

После второй операции он совершенно ослаб. Открыв глаза, он увидел около своей кровати толпу журналистов. Среди них была спикер Кнессета Далия Ицик, которая что-то пробормотала ему. Потом Рами не мог вспомнить ни ее имя, ни то, что она сказала.

Камеры журналистов запечатлели момент, когда Рами позвонил Эхуду Ольмерту (он тогда был с визитом в Германии). Израильский премьер-министр через Рами передал «наилучшие пожелания» Ошеру. Бедный мальчик был все еще в коме.

Меня абсолютно не тронули слова премьера, — вспоминал потом Рами. — Лучше бы он провел в Сдероте хотя бы 24 часа и увидел, как мы живем, как боимся выйти даже в ванную или на кухню. Может быть, если бы он испытал на себе то, что испытываем мы, он отнесся бы к нам как к гражданам этой страны».

Если уж Рами почувствовал горькое разочарование и неприязнь к главе государства, представьте, как отнеслась к происшедшему семья Коэн.

Сдерот расположен внутри зеленой черты, а Кфар Даром — причислен к разряду «ненавистных» поселений. Несмотря на то, что поселение это было построено на руинах киббуца Кфар Даром, расположенного на земле, которую евреи выкупили еще в 1930 году. Свое название Кфар Даром-киббуц получил по названию, которое упомянуто в еврейских источниках времен Талмуда.

В 1948 году, во время войны за Независимость, киббуц оказался преградой на пути египетской армии, рвавшейся к Тель-Авиву. Египтяне открыли по киббуцу огонь на разрушение, обстреливая его артиллерийскими снарядами. 10 мая в киббуце уже не было ни одного не раненного бойца. Но и египтяне потеряли в этом бою 70 человек. Защита Кфар Дарома стала легендой в истории Израиля.

Защитники Кфар Дарома испытывали острый недостаток в продуктах питания и питьевой воде. Истекающие кровью, изнывавшие от жажды и голода, они продержались два долгих месяца. Не было никакой возможности вывезти раненых, освободить их из окружения, доставить вооружение и пополнить истощившиеся запасы провизии.

Восьмого июля 1948 года, по приказу главнокомандующего израильской армией, жителям Кфар Дарома пришлось отступить. Кфар Даром пал. Но в 1967 году в результате Шестидневной Войны, селение вновь оказалось в руках Израиля. Восстановление поселения воспринималось, как торжество исторической справедливости. Кфар Даром послужил важной стратегической точкой для начала поселенческого движения в Газе. Наверное, поэтому «левые» израильтяне называют это и другие поселения Газы — «оккупированными территориями». А к тем, кто, как, к примеру, семья Коэн, с одобрения правительства Израиля, тяжким трудом восстанавливали еврейское присутствие в Газе — относятся с ненавистью.

По той же причине, когда трое детей из семьи Коэн были искалечены, левое светское общество не преминуло осудить не террористов, но — родителей: мол, это они, родители, постоянно подвергали своих детей опасности, поселившись в таком месте. И в первых рядах «негодующих» оказался модный израильский новеллист А. Б. Йегошуа. Забыв о том, что в подобных случаях проявляют тактичность, он обвинил и без того страдающих родителей в «бессердечности» и «бесчувственности» по отношению к собственным детям. В своем открытом письме, он призывал поселенцев эвакуироваться «ради детей…» и «вернуться домой из палестинской диаспоры… Чтобы спасти своего ребенка от смерти и увечий».

На сложные для большинства представителей человечества вопросы, ради чего стоит жить и умирать, у Йегошуа есть готовые ответы. «Многие израильтяне, — пишет он, — не сочувствуют вашему горю и не разделяют вашу боль. Вы оказались для нас настолько чужими, что даже те трагедии, которые могут случиться в будущем, отзовутся в наших сердцах лишь гневом. Своим безнадежным упрямством и нелепой настойчивостью вы создали и себе и нам никому ненужные проблемы».

Источаемую А. Б. Йегошуа ненависть цинично использовали. Она послужила платформой для изгнания семьи Коэн и 9.000 других евреев из их домов во время осуществления позорного плана «размежевания» в 2005 году.

— Не было ни одного дня, — сказала Теила Коэн, которой было тогда 12 лет,— чтобы я забыла о том, что у меня нет ног. Я пожертвовала своими ногами ради этих мест. Как же они могут изгнать меня отсюда?

Они смогли…

А. Б. Йеошуа и иже с ним — торжествуют. И у них есть для этого все основания. Те же, отметим, что и — у террористов Хамаса. Изгнание Теилы Коэн для тех и для других — победа. И те и другие убеждены, что изгнание евреев из Газы — результат их усилий. Разве что методы у израильских крайне левых и у хамасовцев — разные.

Торжествующие жители Газы наградили Хамас победой на выборах. И аппетиты террористов разгорелись.

«Зеленая черта», столь священная для А. Б. Йеошуа, для Хамаса — не преграда. Они планируют полное уничтожение евреев, тотальную этническую чистку — и по обеим сторонам границы.

Получив Кфар Даром, Хамас укрепил свои позиции и устремил свои взоры в сторону Сдерота — города, который день за днем, постепенно покидают его жители.

Попытаемся подвести сказанному некий итог.

То, что в трагедиях семей Коэн и Твито так много общего — не случайность. Ошер никогда не осуществит свою мечту — не сможет играть в футбол, потому что многие израильтяне, не задумываясь, согласились с порочной логикой А. Б. Йегошуа, молча приняли изгнание Теилы.

Нас уже не удивит, если завтра кто-то из израильских писателей (если не А. Б. Йегошуа) новое «открытое письмо», в котором предъявит обвинения родителям Ошера, обрушив на них свой гнев за «безнадежное упрямство». И предложит им более «легитимное» место жительства…

Jerusalem Post

Перевод с английского