Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Когда народ прогоняют с его земли — это еще не полное изгнание. И не самое худшее…
САМОЕ ХУДШЕЕ — ДУХОВНОЕ ИЗГНАНИЕ
Ишай Флейшер
Когда враги прогоняют народ с его земли, но на чужбине изгнанники стремятся вернуться на родину, отмечают трагические даты своего изгнания, помнят традиции предков и свою историю, каждую пядь утраченной территории и передают это новым поколениям — это еще не полное изгнание. Потому что захватчикам не удалось разорвать духовную связь народа с его землей.
Память, соответствующее образование, сильное желание вернуться и острая тоска по родине — мощные факторы, которые, в конце концов, рано или поздно, вырвут народ из изгнания. Они в состоянии сохранить народ в его целостности — пока не наступит день возвращения на родную землю.
Но, если порвалась связь народа с его землей — это уже полное изгнание. Его характерные черты — потеря памяти о земле, которая когда-то была родиной. Отсутствие неутолимого желания вернуться, когда тоска об утраченном не терзает души, а дети ничего не знают о тех страшных временах, когда враги захватывали землю их предков. Потому что им ничего об этом не рассказывают. Если сам факт изгнания предан забвению — это означает, что процесс изгнания завершен.
Потеря коллективной памяти народа неизбежно ведет к полному изгнанию. При этом люди могут оставаться изгнанниками, даже живя на своей земле, которая принадлежала их предкам. Подобно человеку, сидящему в собственном доме и страдающему амнезией (потеря памяти), целый народ может находиться в том же состоянии.
Примерно такая ситуация складывается сегодня в Израиле. Память, которая не покидала коллективное сознание нашего народа на протяжении 2 000 лет, начала стираться.
И не мудрено. Наша эмоциональная связь с еврейской историей поддерживается «живыми» свидетельствами прошлого. Одно из таких свидетельств — могила праматери Рахели, жены нашего праотца Яакова. Прекрасный мавзолей, построенный в 1841 году Моше Монтефиори, окруженный оливковыми рощами Бейт Лехема. Это было особым местом для многих поколений евреев. В памяти каждого, кто сюда приходил, оживала записанная в Торе история жизни Рахели, слова пророка Иермиягу о том, как плакала Рахель, провожая своих детей в изгнание, и Всевышний обещал вернуть сынов Израиля на их землю.
В 1919 году известный американский юрист, член Верховного суда США Луи Брандейс, посетив могилу Рахели, сказал: «Теперь я понимаю, почему многие народы хотят владеть этой землей, и почему мы так ее любим…».
Тем, кто решается посетить могилу Рахели сегодня, открывается иная картина. Военные сооружения, ворота и заграждения… Место, где покоится наша праматерь, обнесено массивной, уродливой стеной. Все это, как объясняют, служит защитой от террористов. Но, если вы сумеете войти внутрь, солдаты не разрешат вам свободно ходить даже по огражденной территории, потому что, несмотря на «ухищрения», и здесь, внутри, не безопасно.
Если вы возьмете на могилу Рахели детей, не стоит и пытаться рассказывать им историю ее жизни. Потому что они вряд ли будут способны что-либо воспринимать в этом непривлекательном, угрожающем, военизированном и наполненном страхом месте (таким оно стало сейчас).
Только те, кто еще помнит могилу Рахели в недавнем прошлом, смогут хоть как-то почувствовать эмоциональную связь с этим историческим свидетельством. Если в ближайшем будущем ничего здесь не изменится, следующее поколение просто забудет о могиле Рахели. А вместе с этим уйдет из коллективного сознания нашего народа и частичка еврейской истории.
Мы потеряли могилу любимого сына Яакова, Йосефа в Шхеме. Уходя из Египта, евреи, выполняя его последнюю волю, несли останки Йосефа домой, в Эрец Исраэль. Но их далекие потомки оставили эти места. И арабы разрушили могилу.
Узнают ли наши внуки, что Хеврон был когда-то одним из четырех священных для сынов Израиля городов (наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом)? В давние времена Хеврон был столицей колена Иегуды и первой столицей царя Давида. В Хевроне похоронены еврейские патриархи. И место их захоронения — под постоянной угрозой уничтожения.
На Храмовой Горе в Иерусалиме стоял когда-то Первый Храм, потом — Второй. Сюда, в Дом Всевышнего по большим еврейским праздникам стекался весь еврейский народ, со всего Израиля. Теперь здесь орудуют арабы, стараясь уничтожить следы еврейского пребывания на этой горе.
Иудея и Самария, сердце Страны Израиля, сегодня разрезана уродливой извивающейся стеной. Эта стена, словно рана, вспарывающая землю и отделяющая нас от нашей истории и нашего наследия. Похоже, силы изгнания усердно трудятся, чтобы отнять у нас самые святые места, которые пока еще хранит наша коллективная память.
Работа по насильственному уничтожению нашей памяти ведется уже несколько десятилетий. Детям в школах практически ничего не говорят об исторической и эмоциональной связи еврейского народа с Эрец Исраэль. Сегодня во многих израильских учебных заведениях юное поколение учат ненавидеть Тору. В их сознание вдалбливают искаженную, «антиеврейскую» историю. В таких школах они никогда не услышат о нашей праматери Рахели и не узнают, где она похоронена. Молодые умы развиваются в совершенно иной атмосфере, наполненной чуждой нам фразеологией — «оккупация», «Палестина», «пост-сионизм» и т.д.
Подобное в еврейской истории уже было. И в данном случае не подразумеваю изгнания, когда вначале Вавилон, потом — Рим разграбили Иерусалим и выселили евреев с их земли. Хочу напомнить другое событие еврейской истории, которое имеет прямое отношение к тому, что происходит с нами сегодня.
В 9-м веке до новой эры, после смерти царя Шломо, единое еврейское государство распалось на Иудею и Израиль. В Израильском царстве, которое объединяло десять колен, правил военачальник из колена Менаше — Иеровам бен Нават. Он хотел, чтобы его подданные забыли о династии Давида, царствующей в Иерусалиме. И поставил на дорогах, ведущих в Иерусалим, «контрольно-пропускные пункты», чтобы евреи Израильского царства не могли пойти в Иерусалимский Храм, надеясь, что ему удастся заставить народ забыть об их связи с Иерусалимом и Иерусалимским Храмом. Чтобы удовлетворить «религиозные» чаяния людей, Иеровам построил «альтернативные» храмы, которые стали центрами идолопоклонства.
Заставы просуществовали два столетия. А когда их убрали, оказалось, что многие люди действительно забыли, кто они и каково их предназначение.
Сегодня тех, кто все еще хранит связь с еврейской историей, называют «экстремистами», поэтому то, что они пытаются донести до сознания народа то, что многие люди разучились воспринимать. Произнесите в разговоре с молодым израильтянином, выпускником одной из «новых» школ, название «Хеврон», и он «объяснит» вам: «это — оккупированный арабский город, где несколько лишившихся ума и упрямых евреев создают государству Израиль проблемы». Для него не существует ни величия истории Хеврона (от праотца Авраама до царя Давида и — первых еврейских поселений в 18-м веке). Он не знает о зверских погромах, устроенных арабами в 1929 году, не знает о героическом возвращении евреев в этот город. Память об этом у него полностью потеряна. И никто не удивится, когда он выскажет свое «мнение», что «правильно и логично отдать этот город, ведь нас (как ему представляется) с ним ничего не связывает».
Нынешние лидеры страны превратили Израиль в государство изгнанников. Они изгоняют людей из их домов, отдают нашу землю врагам, и насаждают изгнание в умах и сердцах людей, заставляя их забыть собственную историю. После двух тысяч лет изгнания еврейских детей обучают в школах тому, что Хеврон — не еврейский город, так же, как Бейт Лехем и Шхем. Что Храмовая Гора — не еврейское место.
Нам систематически и методично навязывают изгнание. Изгнание физическое и изгнание духовное…
Портал ynet.co.il
Перевод с английского
Ишай Флейшер,
директор программ на Национальном израильском радио