Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если американский президент Буш согласится принять палестинскую трактовку понятия

Современная реальность выдвинула перед человечеством трудно разрешимую проблему. Трезвая оценка сложившегося в мире положения подсказывает: моральные и нравственные ценности - не абсолютны. Во имя спасения цивилизации западное общество обязано поступиться высокими принципами…

НОВАЯ ГЕО-СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Иехезкель Дрор

Настало время посмотреть в лицо фактам: того, что Запад делает, чтобы противостоять терроризму - явно недостаточно. Пора выработать новую стратегическую линию, в которой были бы учтены и развитие исторических процессов и масштабы грозящей миру опасности.

К сожалению, пока Запад не в состоянии разработать подобную стратегию.

Арнольд Тойнби (1889 - 1975), возможно, самый выдающийся историк современности, писал, что такая несостоятельность ведет к падению цивилизации.

Невредно вспомнить и труды средневекового исламского историка, Ибн Халдуна (1332 - 1406). Ибн Халдун в свое время писал: когда цивилизованные общества противостоят кочевникам, можно предположить, что победа будет за кочевниками, ибо они сплочены, солидарны в решениях и подчинены глубоким религиозным убеждениям. Цивилизованные нации демонстрируют лишь слабость, неуверенность и нерешительность…

Изучая обширную историческую литературу, описывающую возникновение и падение отдельных государств, а также - целых империй и цивилизаций, нетрудно выделить критические факторы. А вывод один: в конфронтации с варварами цивилизация должна проявлять силу и энергию, настойчивость и упорство, сильную волю, готовность убивать и жертвовать жизнью, если другие средства - неэффективны.

Только готовность использовать свои превосходящие силы

позволит Западу выжить

Именно внутренняя слабость Запада позволяет террористам добиваться успеха в своих действиях. Запад оказался не в состоянии защитить себя и человечество от опасности и агрессии, которая исходила, например, от Южной Кореи. Только готовность использовать свою мощь позволит Западу противостоять современному варварству.

Отсутствие необходимой силы и энергии со стороны Запада, его внутренняя слабость имеет несколько проявлений:

1. «Мотивированная абсурдность». Наше восприятие современной действительности мешает правильно оценить, сколь жестока сама природа терроризма. Мы ведем с террористами «объективные и справедливые» диалоги, примеряя на них идеи демократизации, полагая, что ситуацию может изменить улучшение их жизненного уровня. Бесспорно, это согласуется с нашими понятиями о высокой морали. Но в применении к терроризму подобные методы - ошибочны. Нельзя забывать, что мы имеем дело с религиозными фанатиками. Их вера взращивается в определенной, не похожей на нашу, психологической среде и питается корнями вековых традиций. Они без тени сомнений готовы отдать жизнь, чтобы унести с собой в мир иной как можно больше человеческих жертв. В конфронтации с ними идеи гуманизма - неуместны.

Мы лишь обманываем себя, полагая, что современные технологические достижения могут принести желанное решение проблем. Это - иллюзия, которая стоит западным странам слишком дорого, но ни малейшего эффекта не даст. На первый взгляд может показаться, что современные технологии и в самом деле обеспечивают высоко развитые общества военным преимуществом. Однако при столкновении с варварами и это оборачивается иллюзией.

Против незащищенного населения террористы используют примитивные, доступные им средства массового уничтожения. И получают преимущество. И самое страшное еще впереди. Биотехнология, например, может позволить очень небольшому числу фанатиков убить огромное количество невинных людей.

Нам нужны современные системы наблюдения и технологии типа «найди - и - уничтожь», но и они не смогут «компенсировать» отсутствие воли, энергии и решительности, столь необходимые в борьбе с террором.

2. Иное проявление той же слабости и нерешительности - свойственное цивилизованным народам стремление ограничить самих себя. Это качество не позволяют нам принять достаточно эффективные контрмеры. Мы связываем себя этическими законами и нормами, которые, сами по себе, имеют огромную ценность, но на определенном этапе - подвергают опасности более высокие и более фундаментальные ценности. Взять, к примеру, непреложное для Запада правило: нельзя задержать потенциального убийцу, который еще не совершил преступление. Только одно это в приложении к создавшейся в мире ситуации ярко иллюстрирует неспособность Запада установить, возможно - болезненные, но необходимые на практике приоритеты ценностей.

Но самая, пожалуй, опасная слабость Запада в том, что сложившиеся моральные и нравственные устои цивилизованного общества не позволяют жертвовать человеческими жизнями. Даже во имя спасения гораздо большего количества жизней, во имя спасения наших фундаментальных ценностей, которые наполняют смыслом наше существование.

Вдумаемся, как эти гуманистические принципы реализуются на практике. Сколько жизней ни в чем не повинных людей унесли теракты, совершенные террористами, которым не ведомы мораль и нравственность по отношению к их врагам.

Мы должны, наконец, принять трагическую данность: только ценой, в том числе - и невинных жертв, в странах, где процветает терроризм, можно предотвратить гибель сотен, тысяч других невинных людей. И это означает готовность пожертвовать чьими-то жизнями, чтобы уничтожить террористов и добиться прекращения их деятельности.

Угроза, которую представляют собой современные варвары, владеющие оружием массового уничтожения, в основе своей не является ни криминальной, ни военной. Эта угроза - цивилизации, культуре, всему западному сообществу. Небольшая кучка фанатиков планирует уничтожение огромного количества людей. Это уже - новая гео-стратегическая реальность. Страшная реальность. Потому что террористы изначально имеют преимущество. Только за счет того, что готовы убивать и умирать «за идею».

Западу необходимо безотлагательно и кардинально изменить свое отношение к террористической угрозе - морально подготовиться, чтобы реально противостоять ей и отстоять наши главные ценности.

Так или иначе, отмечает Арнольд Тойнби, западная цивилизация должна осознать это. Если, конечно, ей суждено выжить…

Jerusalem Post

Иехезкель Дрор,

профессор-политолог в Еврейском университете в Иерусалиме