Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Больше всего я зол на себя и на других евреев диаспоры

Эта статья нигде не была опубликована, хотя и написана десять лет назад, в первые недели после заключения Договора между Израилем и ООП.

Жизнь доказала несостоятельность этого соглашения. «Архитекторы мирного процесса Осло» ныне - в оппозиции и не имеют былого влияния в международных политических кругах. Но много ли принципиальных изменений произошло в нашей стране за минувшее десятилетие?.. Над Израилем все так же нависает угроза. Теперь - в образе «Дорожной карты». Все так же актуальны размышления автора над судьбой нашего народа. Как будто бы изложены они сегодня, сейчас - в эти тревожные дни…

 

ВНЕМЛИТЕ, НЕБЕСА…

(продолжение, начало - 29.09.03)

Гедалия Спинадель

«Не-народом» можно назвать и арабов, которые в разное время (до создания Государства Израиль и потом) пришли в Эрец Исраэль из разных стран и именуют себя «палестинцами». Это - люди, у которых в действительности «нет имени», нет своего, особого языка, общего исторического прошлого. Это - искусственно созданная общность, которую взрастили и подкармливают арабские страны, сделав из нее «орудие войны» против ненавистного им Израиля.

Кого же мы отнесем к «неблагодарным» - гой наваль?

Следует ли назвать так евреев, которым Всевышний после двух тысяч лет гонений даровал вернуться на свою землю и достичь процветания, а они отреклись от Него? Или, может быть, речь идет о палестинцах?

Наверное, опять - о палестинцах. Ведь это они проявили по отношению к нам черную неблагодарность. Многого стоит факт, что один из первых премьеров нашего государства Моше Даян после победоносной войны догонял убегающих палестинцев (которые боялись, что придется расплачиваться за их преступления и просил вернуться в Израиль. Да и вообще: именно «под крылом» Израиля палестинцы, по сравнения с арабами других стран (исключая, конечно, привилегированных владельцев нефтяных скважин) обрели небывалые свободы и благосостояние.

Но в Торе, в главе Аазину, Моше говорит не о благодарности, которую должны испытывать другие народы к евреям, но о благодарности - Творцу. А поэтому сегодня «не-нерод» - палестинцы, а гой-наваль - те евреи, которые забыли, что сделано для них и Кому обязаны они своим существованием.

Кстати сказать, отношение тех, кто отвернулся от Всевышнего - к арабам и палестинцам напоминает нам слова мудрецов: «Тот, кто милосерден к врагам своего народа, станет жестоким к своему народу». И это подтвердилось в нашей реальности. Истинному, покойному ныне раву Кахане, только за то, что он открывал людям правду о намерениях арабов, не позволяли выступать публично, а потом и вовсе изгнали из страны. У Кнессета, по приказу высшего начальства, избивали демонстрантов, которые протестовали против этого договора. Теперь же правящая верхушка готова изгнать сто пятьдесят тысяч еврейских поселенцев из их домов. Разве это - не жестокость? Разве не жестоко - игнорировать требование оппозиционных партий, почти половины израильтян, сохранить целостность Иерусалима и не создавать палестинское государство?.. Примерам этим, к несчастью, нет числа. Возвращение народа Израиля на свою землю сегодня - под смертельной угрозой, слова Торы о «не-народе» и народе «неблагодарном» наводят на горестные размышления.

Вернемся к тексту Торы и прочтем: «Ибо они народ, не прислушивающийся к добрым советам, а у них самих нет понимания. Будь они мудры, рассудили бы и поняли, что их ждет. Как один (человек) мог бы гнать тысячу, или двое - десять тысяч, если бы Всемогущий не продал их, если бы Всевышний не (поймал их в западню)» (Дварим, гл. 33, ст. 28-30).

Уже говорилось в Торе - «народ этот низкий, не мудрый». И снова - те же слова. Тора подчеркивает: если Творец хочет наказать, прежде всего, Он отнимет разум.

Диву даешься, как эти опытные все же политики могут довериться такому страшному и непримиримому врагу еврейского государства - этим палестинцам? Врагу, который стремится изгнать весь народ с его земли. Не подчинить и поработить, а - полностью изгнать, сделав Землю Израиля - местом своего проживания. Так, что пути назад у еврейского народа после ратификации этого договора в Осло и заселения земли - не будет. Не останется надежды на восстановление еврейского присутствия на земле, завещанной нам Творцом.

Откуда потом возьмутся у нас силы остановить стремление врага сбросить нас в море, если нет у нас сил на это сейчас, когда мы все еще владеем территорией, а у них, палестинцев, нет ни оружия, ни собственной земли, ни внушительной численности?

Как могли довериться израильские политики врагу, коварство которого - беспримерно? Врагу, который считает, что убийство любого еврея, включая стариков и детей, это - пропуск в рай? Врагу, на которого, безусловно, ни в чем нельзя положиться…

Тора объясняет и это.

Евреи, этот неблагодарный народ, сначала не прислушивался к добрым советам. Комментируя только что процитированный фрагмент, и Раши и раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век) прямо говорят: «неблагодарный» этот народ - Израиль, а «добрые советы» - Тора.

Теперь смысл отрывка ясен. К власти пришло правительство, которое не просто не соблюдает заповеди, но намеренно и публично их нарушает. Оно борется с религией, верой и Творцом. Тайно и открыто, узаконивая, например, право на интимные отношения, которые законами Торы запрещены. А ведь именно это было, с точки зрения наших Учителей, одной из причин первого, вавилонского изгнания из Эрец Исраэль.

Понятно, когда дело зашло так далеко, наш Оплот, который всегда «говорит и делает», вынужден «продать» нас врагу: «из педагогических соображений». Чтобы дать нам толчок к осознанию истинного положения вещей, чтобы, задумавшись, мы прозрели, поняв, что заслужили это наказание своими поступками, чтобы дать возможность исправиться.

Отказываясь от «доброго совета», Торы, евреи лишаются разума, а, значит - и даруемой Свыше мудрости, понимания, интуиции. Всевышний поймал их в западню, и истина, при всей ее страшной очевидности, до них уже не доходит, как не доходила до фараона, пока Египет не был разрушен десятью казнями.

Очевидно же было для всех, для евреев и других народов: если евреи жили по закону Творца, Он сражался за них, как описано в книге Ваикра (гл. 26, ст. 8): «...преследовали пятеро - сотня и сотня - десять тысяч» (один - двадцать человек или один - сто). Именно так все и происходило во время Шестидневной войны, войны Судного дня и других войн, которые вел современный Израиль, когда чудом (даже по признанию специалистов, военных историков, нерелигиозных людей и не евреев, например, журналиста Черчилля) евреи одерживали победы над превосходящими силами противника.

Здесь же в Торе написано: когда еврейский народ отступается от Всевышнего, бегут от одного врага тысяча или даже пять тысяч евреев. Разве это не ясное указание? Мощнейшая армия на Ближнем Востоке, сильное государство и целый народ капитулируют перед бандой террористов. Не об этом ли сказано в другой главе книги Дварим: «и побежите вы, хотя никто за вами гнаться не будет», то есть побежите от страха, от самих себя, потому что отвернулись от Всевышнего.

Так слова недельной главы Аазину раскрывают смысл того, что происходит в современной политике, в жизни нашего народа.

Есть в этом соглашении с врагом и еще подробности, на которые проливают свет древние пророчества. В самом начале Первой Книги Пророков в Танахе рассказывается, как евреи под руководством Иегошуа бин Нуна вошли в обетованную землю из пустыни. Первым городом, которым овладел на своей земле еврейский народ, был - Иерихон. Тот самый Иерихон, который по договору передается ООП и становится на первых порах штаб-квартирой Арафата. Это указывает нам на иной аспект договора, проводя отличие между разрушением Первого и Второго Храмов и изгнанием, что должно произойти сейчас - по логике событий и как естественное следствие наших преступлений. Если Творец в очередной раз не сжалится над нами и не пошлет нам спасение.

Само появление названия Иерихон в этом договоре - факт знаменательный и чудесный. В течение многих лет шли разговоры об автономии в Иегуде, Шомроне и Газе, но об этом городе не было ни малейшего упоминания. И вдруг, в тайном сговоре нынешнего правительства с ООП, Йерихон оказывается одним из двух мест, которые передаются палестинцам в первую очередь. Хотя, в отличие от Газы, он совершенно не угрожает безопасности евреев. Да и арабы живут там не в лагерях беженцев - в собственных, весьма не бедных, домах. Передача Ирихона арабам, при том, что еще неизвестно, как все повернется, противоречит здравому смыслу, потому что место это имеет чрезвычайную стратегическую важность. Как сказано в книге Иегошуа, это - «врата в Израиль».

Итак, слово «Иерихон» относит нас к временам вступления евреев в Землю Израиля, к эпохе овладения страной. А, поскольку народ этот был посвящен служению Творцу, и земля предназначенная ему, как невеста - жениху, должна была наполниться идущей с Небес духовной энергией. Иерихон пал от звуков шофара, в который трубили евреи, обходя по периметру его стены. Ему надлежало навсегда оставаться в развалинах, стать вечным напоминанием о чуде и «освящении» земли, поэтому восстановление его было запрещено.

Но прежде чем произошло чудо падения стен Иерихона от звука шофаров, в которые трубили священники Израиля, еврейский народ должен был удостоиться чуда и достичь духовного уровня, достаточного, чтобы принять участие в осуществлении чуда и стать орудием реализации Воли Творца.

Этому предшествовал долгий путь очищения и духовного развития еврейского народа. Каждый шаг к Эрец Исраэль требовал от евреев определенных усилий. Прежде, чем остановились воды Иордана, чтобы позволить евреям перейти на другой берег, народ должен был очиститься. А потом Иегошуа обрезал весь народ, затем была принесена пасхальная жертва, и весь народ соблюдал Песах… Все это - ступени очищения и духовного подъема, которые евреям пришлось преодолеть, чтобы ступить на Землю Израиля. После взятия Иерихона народ пошел, как было заповедано, к горам Эйвал и Гризим и принес там присягу, поклявшись, что принимает на себя все последствия соблюдения и нарушения Торы...

Перед лицом нависшей над нами угрозы мы должны сделать правильный выбор и измениться. Всевышний, весь наш народ, все человечество ждут этого. Если мы действительно хотим спасти Израиль, скажем: Шма, Исраэль, ибо Израиль - это мы!..

 

Гедалия Спинадель,

переводчик, редактор многих книг,

автор ряда обзоров недельных глав, опубликованных на нашем сайте